Православная Церковь завтра торжественно празднует день, посвященный самой православной вере нашей, ибо завтрашний день так и именуется «Торжество Православия». Церковь празднует свою победу над всеми своими врагами, которые на протяжении тысячелетий восставали против нее и против ее ученья.
Трудным путем, крестным путем, многоскорбным и многострадальным путем шла Церковь. Этот путь остается и теперь, в особенности теперь. Но верно слово Божественного Благого Основателя Церкви, Который сказал, когда апостол Петр, от лица не только своего, но и от всего апостольского сонма, исповедовал веру в Него, что Он есть Сын Бога Живаго. Господь на это апостольское исповедание сказал, что на этой вере, на камне этого исповедания, Он создаст Церковь Свою и врата ада, т.е. все адские усилия, все усилия темных адских сил, Церкви не одолеют.
А эти темные адские силы обрушились на тех сразу. Самое первое время — чрез неверующих евреев, книжников, фарисеев, членов синедриона — врагов Христовых. Они надеялись угрозами и всякого рода притеснениями подавить христианство, но, конечно, не смогли. Когда увидели они, что христианство распространяется и ширится, тогда уже поняли они, что им не победить его и стали всячески возбуждать уже господствующую, государственную языческую римскую власть, к гонениям против Церкви Христовой. И эта власть обрушилась на Церковь со всем своим могучим государственным аппаратом — мучениями, пытками. Всякого рода насилиями действовало языческое государство, чтобы христианство победить и уничтожить, но оказалось само побежденным. В особенности, в начале и в конце гонений они были лютые и страшные. Первые гонения Нерона, который приказал христиан распинать на крестах, а потом заживо их сжигать, и последние императора Диоклетиана, который, в конце концов, обезумевши совершенно, издал эдикт (распоряжение), приказывающий всех христиан в государстве к поголовному истреблению.
Вскоре после него воцарился равноапостольный Константин, при котором уже христианство воссияло, как та вера, про которую говорит св. Апостол: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4)! Правда, была еще безумная попытка и позднее. Попытка императора Юлиана Отступника, который в юности воспитывался в недрах Церкви, имел степень чтеца церковного, участвовал в богослужениях. Но великий столп православия святитель Григорий Богослов, который учился вместе с ним в одной и той же школе, говорил, что он тогда еще видел, какое зло возрастает в недрах Церкви. Зло, которое потом обратится на Церковь же. «И мне хотелось, — говорил св. Григорий Богослов, — быть пророком, который ошибется. Но увы! я не ошибся». Император Юлиан, отправляясь в поход против персов, также дал чуть не клятвенное обещание, когда он вернется, христианство истребить. Но не вернулся, ибо был во время битвы поражен чудесно небесной Рукой.
Когда прекратилась эпоха гонений, темные адские силы адовы, не успокоившись, стали на Церковь нападать другим образом: появились ереси. Они были и раньше, в эпоху гонений, но они не волновали Церковь особенно, а вот когда появилась первая ересь Ария, та взбунтовала всю Церковь. Именно эта ересь, как и последняя ересь иконоборческая, подобно тому, как и в эпоху гонений, первая и последняя были самые лютые и злобные, так и первая ересь Ария и последняя ересь иконоборческая, в особенности, долго и упорно волновали Церковь.
Поразительно, как живуча была эта ересь Ария: осудил ее Вселенский Собор, победоносно боролись с ней Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие, и, несмотря на это, она существовала, и существовала, и воевала с Церковью более ста лет. Также упорно и долго волновала Церковь ересь иконоборческая. И вот, наконец, когда на 7-ом Вселенском Соборе был окончательно установлен догмат иконопочитания, то тогда и было установлено Торжество Православия совершать в первый воскресный день Великого поста.
Собор в основу своего постановления о святых иконах положил точное определение Святителя Василия Великого, который, говоря о молитвах пред иконой, пред святыми образами, указал, что честь воздаваемая пред образом, не к образу самому, как вещи, относится, а эта честь и молитва от образа к первообразу восходит, т.е. восходит от образа к тому, Кто или Что изображены на святой иконе. И вот, Церковь установила это Торжество Православия.
Мы не знаем путей церковных впереди, но знаем мы то, что наше время есть время, когда новая ересь появилась, которая именуется «экуменизмом». Как когда-то говорил наш собор, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, в докладах своих святителей и в своих собеседованиях, это — ересь из ересей, ересь всех ересей, потому что, как раз, экуменисты хотят соединить несоединимое, сочетав правду с ложью и создав гармоническое целое. Безумная попытка! Но как она привлекательно предлагается в наши дни, что не нужно много разглядывать, чтобы сразу увидать, как многие и многие захвачены соблазном этой духовной подделки, этого ложного единения. Берегись, христианин! берегись этих соблазнов в наши дни! Когда завтра будет совершаться Чин Православия, когда в слух всех молящихся протодиакон будет возглашать Символ Веры, как общее верование всей Православной Церкви, а дальше будет указано, что «сия вера апостольская, отеческая, православная», что она вселенную укрепила, тогда проверяй себя. Символ Веры точно и кратко содержит изложение нашей веры. Проверяй себя, так ли ты веруешь, по всем ли пунктам, которые указывает Символ Веры. И если в чем-либо сомневаешься, если в чем-либо мыслишь не так, то помни, что в этом пункте, в котором твои мысли расходятся с учением Церкви, ты должен поступить с ними так, как на иконе поступает Архангел Михаил с диаволом или великомученик Георгий с драконом: попрать ногами и пронзить копьем — беспощадно уничтожить всякую свою мысль, которая противится ученью церковному.
Берегись не соглашаться с каким-либо пунктом учения Церкви. Основатель Церкви сказал, что кто Церковь не слушает, тот все равно, что язычник и мытарь. Поэтому, если ты в чем-нибудь заколебался, то помни, что в день Торжества Православия, тебе нужно Господа молить, чтобы Господь помог тебе всяческие твои сомненья преодолеть и решительно во всем верить в то, чему учит тебя твоя Мать-Церковь, в недрах которой ты живешь, без которой ты не спасешься, которая есть совершительница верного твоего спасения. Поэтому, повторяю, если в чем-нибудь сомнение закралось, молись Господу, чтобы Господь дал сил тебе быть верным Его Церкви, верному Его Православию. Если ты верен, то тогда действительно Торжество Православия будет и твоим торжеством, будет великим и радостным праздником для души твоей. Аминь. |