Мне хочется сказать Вам несколько слов о том соблазне, который разливается всюду широкой рекой. Это соблазн так называемого экуменизма, когда предлагается людям объединиться всем, какое бы они вероисповедование сами не исповедовали. Объединиться всем вместе, для того чтобы создать как они говорят «истинную Христову Церковь». Я хочу коротко обратить Ваше внимание вот на что: Те, кто призывает нас участвовать в этом экуменизме, говорят: каждая церковь, каждое исповедание имеет свою долю христианской, Христовой истины и каждое исповедание и должно внести эту долю истины в эту общую духовную сокровищницу и тогда, значит, создастся единая церковь. То есть другими словами, каждому вероисповедованию предлагается признать, что в его вере — только часть истины, что не вся его вера истинна, а только часть какая-то, а остальное ложь и заблуждение, от которого нужно отказаться, входя в это искусственное объединение. Но нужно отдать себе отчет в том что от нас требуется, если нас призывают присоединиться к экуменизму. Мы должны сделать вот что: объявить, что у нас есть доля истины, как они говорили; значит — не вся наша вера истинна, не все ученье православное истинно, а только какая-то часть, а остальное есть заблуждение.
Кто из православных людей согласится признать, что в его святой православной вере что-то не так? Что только отчасти она справедлива и верна? Никогда этого не признает никакая твердая христианская православная совесть. Слишком гибкая теперь стала совесть у людей, когда они соглашаются на многое такое, чего не должна принимать христианская совесть. Кто из нас согласится признать, что в нашей вере что-либо неправильно? Что бы сказали тогда нам преп. Серафим Саровский и св. праведн. батюшка отец Иоанн Кронштадтский, которые жили по этой вере, которые ее прославляли, которые ей радовались. Да, что бы они сказали, если бы мы стали говорить, что в этой вере не все правильно? Они с негодованием отвергли бы и наши речи и нас самих.
Так будем помнить, что уже по этому невозможно для нас никакое вступление в этот экуменизм. Церковь наша православная знает, что она в истине стоит. Эту истину она всем предлагает, она всем ее открывает, она не таит ее у себя скрытой, неизвестной для других, а всех приглашает признать эту истину. Но отказаться от этой истины она никогда не может и не откажется, и сама она никогда свою истину за ложь не признает и не согласится с этим безумием.
Поэтому и нам с вами нет места там, где говорят об этом экуменизме, ибо внешне-привлекательная его сторона однако же прикрывает собою именно ту неправду, о которой я только что сказал вам сейчас. Помните же, возлюбленные: Церковь наша православная обладает всей полнотой истины, а вовсе не долей ее.
Православная Церковь содержит христианскую веру так, как нам передали св. апостолы.
Католики и те соглашаются с тем, что именно в православной вере все так, как было у святых апостолов. Они защищают только свои нововведения, а мы, их не признавая, бережно стараемся хранить то, что св. апостолы и св. отцы нам с вами передали, как драгоценнейшее наследие для нас. И никогда не должны мы с вами соглашаться на то, чтобы вступить в такое общество, в котором нам будут говорить: у вас доля истины есть, а все остальное — заблуждение.
Пусть они идут своим путем, если они не хотят признать, что мы обладаем всецелой, чистой истиной — это дело их, — а нам с вами с ними не по пути. Церковь православная несет свои святыни, свою веру, и так донесет ее до самого конца существования рода человеческого здесь на земле. А поэтому будем еще более Бога благодарить, и ценить, что мы с вами — чада Зарубежной Русской Православной Церкви, Церкви, которая поставила своей целью хранить нерушимой нашу св. веру, наше исконное, русское, православное благочестие, хранить в том виде, в каком хранили его наши благочестивые предки и донести это чистое благовестие до того дня, на который мы с вами надеемся, что настанет этот благословенный день, когда Господь помилует русскую землю и русский народ, и там воцарится благочестие так, как когда-то это было на Руси. А пока мы с вами живем в этой доле изгнания, пока мы принадлежим к этой Русской Зарубежной Церкви, будем, повторяю, еще раз, за это Господа благодарить и всячески стараться быть верными Ей.
Часто человек теперь от верности отпадает из-за земных соображений, из-за земных выгод, ища земного благополучия. Но ведь какой же православный христианин не помнит того, что бы человек ни искал, и к чему бы он ни стремился, но смерть положит всему конец, а дальше, за смертью — ответ пред Божией Правдой, и ответ, прежде всего, был ли ты верен Господу Спасителю, Основателю Церкви Божественному, и Св. Церкви Его и правде Его. И если эту верность мы сохраним, то благословен наш жребий в вечности, а если нет, то тогда горе нам и беда неизбытные.
Будем помнить и то как неустойчив человек в добре, а потому будем молить Господа, чтобы Он Своей Всемогущей силой сделал нас стойкими в хранении чистоты истины, стойкими в добре, чтобы нам не поддаваться ни на какие современные соблазны. Чем только не заполнена теперешняя жизнь! Всякой суетой, всякой грязью и бесстыдством! Сколько злобы, сколько фальши, сколько лжи и обмана!
Жизнь стала сейчас трудна, жизнь стала развращена и грязна, как никогда раньше, и христианину трудно прокладывать путь-дороженьку среди той суеты и грязи, которой наполнена теперь жизнь. А так как мы не устойчивы, так как мы легко поддаемся на соблазны, так как мы не тверды в добре, то и должны молить Господа, чтобы Господь укрепил нас на то, чтобы нам не только называться, но и быть настоящими православными христианами. Аминь. |