Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 25.04.2024, 09:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта


18:41
Уральцы научились влиять на власть
Начало 2011 года в Свердловской области отметилось ростом того, что принято называть гражданской активностью. Январь и февраль ознаменовались для Екатеринбурга и даже области довольно большим количеством протестных акций, подчас довольно необычных. «Новый Регион» вспомнил наиболее массовые и интересные выступления и попытался понять, что заставило уральцев именно сейчас выйти на улицы.

Очевидной причиной для роста количества публичных акций в середине и конце января стало известие о том, что 1 февраля в Екатеринбург на открытие памятника Ельцину приедет Дмитрий Медведев. Общественные активисты всегда стараются приурочить свои акции к подобного рода событиям: так было перед проведением в Екатеринбурге саммита ШОС в 2009 году и перед приездом летом 2010 года Ангелы Меркель. Массовые (или не очень) акции проводятся в надежде обратить внимание российских или зарубежных политиков на ту или иную проблему. А уж запрет на проведение акции или другие варианты «закручивания гаек» со стороны городских властей увеличивают шансы оппозиционеров попасть в СМИ.

На сей раз приездом Медведева решили воспользоваться экологи и коммунисты. Правда, ни тем, ни другим проводить свои акции не разрешили. «Зеленые» хотели призвать президента уделять больше внимания проблемам окружающей среды, а коммунисты – высказаться против установки памятника Ельцину. В итоге администрация города не согласовала ни ту, ни другую акцию. Так что экологи 1 февраля провели некий «эко-сход», на котором записали видеообращение к Медведеву. А коммунисты 28 января открыли «доску позора» Ельцина, и 1 февраля уже не устраивали никаких протестов. Кстати, «Стратегию-31», которая в Екатеринбурге проходит с января 2010 года, городские власти сначала тоже пытались запретить, но затем все-таки разрешили.

Но если экологические движения, не говоря уж о коммунистах, традиционно довольно часто выходят на улицы, то убедить сделать это простых екатеринбуржцев не так-то просто. В прошлом году это удалось сделать дважды: в апреле горожане вышли на митинг в защиту площади Труда, а в сентябре – в защиту прямых выборов мэра. А в начале февраля этого года состоялся митинг против милицейского произвола. Главным поводом послужило, конечно, убийство в подъезде собственного дома видеоинженера Евгения Ильющенко. В преступлении подозревается сосед погибшего, майор милиции Павел Мирошников, которого тут же назвали «уральским Евсюковым». Но можно сказать, что предпосылки к этому митингу складывались, в том числе, и в течение всего января, когда, например, после допроса в милиции скончался 68-летний врач и его коллеги всерьез заявляли о намерении провести «голодовку протеста».

Массовые акции проходили не только в Екатеринбурге. К примеру, в Североуральске прошел довольно необычный митинг в поддержку арестованного мэра Юрия Фролова. Если, как правило, граждане свою власть на митингах ругают, то североуральцы, выйдя на улицу, поддержали градоначальника, которого обвиняют в получении взятки.

Возросшую активность граждан на Урале отметила и омбудсмен Татьяна Мерзлякова. Причем, по ее словам, это стало заметно еще и в прошлом, 2010 году. Уполномоченный по правам человека отмечает, что в Екатеринбурге и области обозначилась совершенно новая для региона тенденция: уральцы стали следить и держать на контроле громкие уголовные дела. Прежде всего, это касается дела руководителя нижнетагильского фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова и убийства в Екатеринбурге видеоинженера Евгения Ильющенко в январе этого года.

Большую роль в появлении таких изменений, по мнению свердловского омбудсмена, сыграл интернет. Уральцы стали активно пользоваться возможностями общения через глобальную сеть, в том числе блогосферы, форумов. «Гражданское общество вышло в сеть в таком масштабе, как никогда ранее», – говорит Мерзлякова. Но она отметила двойственность этой ситуации. С одной стороны, возросшая активность интернет-пользователей за пределами сети – это безусловный плюс. С другой, по мнению Уполномоченного, «интернетчики» зачастую не слышат других точек зрения. «Интернет-сообщество полагает себя единственно умным, свое мнение – единственно правильным. Хочется, чтобы все – и мы, и они – слышали и другие мнения», – заявила Татьяна Мерзлякова.

Глава уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев считает, что Екатеринбург в данном случае – не исключение. «Общий уровень активности по стране вырос. Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург и другие города и регионы демонстрируют устойчивый рост протестности. Это подтверждается и социологическими данными, – заявил Киселев «Новому Региону». – Есть определенные закономерности в росте активности. Массы четко ощущают наличие или отсутствие перспектив у страны, общества и государства. Сегодня ощущение безысходности, отсутствия целей и тупика в предлагаемом властью пути развития налицо. К тому же, жесткий отрыв власти от гражданского общества привел к актуализации проблемы справедливости. И сегодня протест обращен не на «новых русских», не на олигархов, а на чиновничество, на власть».

Кстати, власть, судя по всему, начинает реагировать на общественный протест. Например, недавно Александр Мишарин заявил, что вопросы о реализации проекта «Большой Екатеринбург» и о переименовании Свердловской области «должен решать сам народ».

«Гражданское общество получило признание. Сегодня в Екатеринбурге невозможна реализация ни одного затрагивающего интересы гражданского общества решения без оглядки на людей, – говорит по этому поводу Константин Киселев. – Ни в сфере градостроительства, ни в политике, вообще нигде. Предотвращение вырубки, остановка точечных проектов по застройке, политические реформы и так далее. Все это оценивается, осуждается или приветствуется. Влиять гражданское общество научилось не только на исполнительную власть или представителей легислатур, но даже на судебную и иные правоохранительные структуры. Удалось, например, принципиально изменить приговор Егору Бычкову, отправить под стражу майора, убившего невинного человека».

В заключение отметим, что против бытовых проблем жители, к примеру, Екатеринбурга не выступают. В городе, где с начала года количество коммунальных аварий увеличилось в пять раз, жители возмущаются этим разве что на форумах в интернете.

© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Категория: Протест | Просмотров: 410 | Добавил: rys-arhipelag