Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 21.11.2024, 19:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта


19:59
В Боброве отметили 175-летие Алексея Суворина
Год назад в одном из самых «продвинутых» райцентров Воронежской области свершился акт исторической справедливости. В небольшом уютном скверике Бобровского училища культуры по инициативе Союза писателей России открыли памятник большому человеку – Алексею Сергеевичу Суворину. Выдающийся русский журналист и издатель, общественный и культурный деятель, редактор национальной газеты «Новое время», характеризуемый советскими справочниками и энциклопедиями не иначе как «махровый реакционер», занял свое законное место на земле, которую прославил на весь читающий мир.
 
История – наука терпеливая… Это наблюдение, озвученное руководителем бобровского районного архива Надеждой Капустиной, как нельзя кстати прозвучало на торжестве по случаю 175-летия Суворина, которое прошло как раз-таки у памятника 11 сентября 1909 года. Благо, территория вокруг него благоустроена самым заботливым образом – стараниями директора училища Ивана Болгова и его подопечных. Скверик – ухоженный, чистый, цветущий. Такая осенняя идиллия: последнее тепло, прощальное солнце, светлое настроение…
 
 Без случайных людей
 
Уроженец бобровского села Коршево, Алексей Сергеевич Суворин собрал в свой день рождения большое количество народа. Случайных людей среди собравшихся замечено не было, как ни удивительно…
 
– Говоря о Суворине, – начал выступление глава района Анатолий Балбеков – обычно вспоминают о том, что Алексей Сергеевич был выдающимся книгоиздателем, сподвижником Чехова. Это правильно, но у него не отнять и чисто человеческих прекрасных черт: он очень любил свою родину, свой уголок. Занимаясь, говоря сегодняшним языком, бизнесом, всегда помогал землякам: открывал столовые в голодные годы, построил на свои средства школу в Коршево, возвел храм, который стоит посейчас. За память о Суворине, за то, что теперь мы возле него собираемся и будем собираться впредь, хочу выразить особую благодарность первому редактору газеты «Берег» Святославу Иванову и людям, которые ему помогали. Иванов не давал нам расслабляться: подталкивал, направлял, напоминал…
 
 Вслед за Амфитеатровым
 
– Вспоминаю, – подтвердил пафос момента Святослав Иванов, – как пятнадцать с лишним лет назад мы с коллегами приехали в Коршево. Нашли могилу брата Алексея Сергеевича, Петра Суворина, пытались поднять надгробие. И, конечно, не могли тогда мечтать о таком красивом праздновании 175-летия нашего земляка. Человека, масштаб личности которого удивляет каждого, кто начинает соприкасаться с его наследием: это был симфонический талант, глыба. Его нельзя перехвалить… Провинция всегда хочет равняться на столицу; одна из организаторов празднования 175-летия спросила меня, появились ли в центральных изданиях публикации, посвященные этой дате. Здесь прослеживается желание не расходиться «с курсом», и на это я так хочу ответить: если смотреть наше телевидение – будет впечатление, что за русскую культуру страдают только Михаил Швыдкой и его друзья. Остальных не видно. Поэтому не всегда стоит равняться на большие города – на Воронеж в том числе. Вот недавно открыли памятник Высоцкому – он, конечно, хороший певец. Но сначала, наверное, надо вспоминать тех, кому мы многим обязаны. В 2010 году исполняется 425 лет основанию Воронежа, когда была построена первая воронежская крепость. А памятника первостроителю города, воеводе Сабурову, в Воронеже нет. Так что я не думаю, что в своих усилиях отдать дань землякам, того заслуживающим, надо равняться на кого-то. Сама собой напрашивается и та мысль, что бобровское училище должно получить имя Алексея Сергеевича. Давайте подумаем, как это сделать – может, коллективно обратимся к областным властям. Иначе получится, как с питерским драматическим театром. Он был основан Сувориным в конце XIX века, долгое время сами питерцы его называли театром Суворина. После смерти Алексея Сергеевича в 1912 году театру официально присвоили его имя. А 17-м, конечно, это имя убрали с вывески. И теперь питерский драматический известен как театр Товстоногова. Поэтому сейчас, пока не занята вывеска Бобровского училища, логично, мне кажется, поместить туда имя Суворина… У одного из самых популярных русских журналистов своего времени, Александра Амфитеатрова, который называл себя учеником Алексея Сергеевича и вспомнил о его столетии в годы, когда советская власть забыла о Суворине, есть пророческая фраза: «Когда история займется стариком Сувориным с должным беспристрастием, по документам его деятельности, правдивым показаниям людей, достойных веры – тогда вскроется истина, как мало был понят этот большой человек и как много оклеветан». Надеюсь, что традиция чтить Суворина будет длиться столько, сколько будет стоять город Бобров.
 
 Второе пришествие
 
Все основания для такой надежды – в наличии. Ведь и Воронеж Суворину отозвался: на одном из зданий проспекта Революции висит мемориальная доска, а в областном литературном музее, по словам его директора Константина Казимирова, открыта суворинская экспозиция. Планы по увековечению памяти других знаменитых бобровцев, судя по всему, тоже близки к реализации.
 
– Стоя на этом месте год назад, – напомнил депутат гордумы Петр Семенов – мы оговаривали идею создания памятника еще одному вашему земляку – первому олимпийскому чемпиону России, уроженцу села Хреновое Николаю Панину-Коломенкину. Хочу доложить, что обсуждение проекта прошло в Бобровском спортивном комплексе, мы этот проект утвердили, и сегодня он уже реализуется. Место для памятника в бронзе, который практически на выходе, выбрано в центре Воронежа, перед ледовым дворцом «Юбилейный» – в конце года этот памятник откроют. А копию передадут в Бобров – для установки перед местным спортивным комплексом.
 
Внимание бобровской интеллигенции к своей истории и культуре вылилось в еще одно отрадное событие: к суворинским торжествам приурочили презентацию сборника «Сказ о земле Бобровской». Это второе переиздание книги, вышедшей десять лет назад и ставшей бестселлером – естественно, существенно дополненное и переработанное.
 
 Не для «иванов»
 
Пример бобровцев – другим наука. Как не заорганизовали они суворинские торжества, в прямом смысле слова очеловечив памятник всем, что происходило и происходит вокруг него, так и «Сказ…» сделали не трескучим рапортом о «проделанной работе», а полноценным научно-популярным изданием. Рассчитанным на читателя, умеющего переваривать и смаковать большие объемы серьезной информации. Никакой «популистики», лубочности: привычные в подобных случаях декларации и штампы на мотив малой родины – отсутствуют. Вместо них – ценнейшие сведения об истории Бобровского края, начинающейся с раннего палеолита, главы, посвященные историко-архитектурному наследию и истории сел. К «общему» пласту органично примыкают материалы о выдающихся земляках (поименно), а завершается свод бобровских реалий главой «Природа».
 
Композиционно книга могла бы выстроиться и по иной формуле. Автор последней главы, научный сотрудник заповедника «Белогорье» Александр Соколов, справедливо заметил, что «Природа», по логике вещей, должна была бы открывать книгу. Ведь все начинается с нее, а не с деяния человеческих рук. Так что вариативность тут допустима и, по большому счету, не во главе угла стоит. Потому как знания, которыми делится «Сказ…», в любом случае самоценны.
 
«Первые переселенцы на место будущего села прибыли по правительственному указу – это были осужденные к ссылке, – читаю «посвящение» селу Шишовка. – На поляну, где стоял одинокий колодец и с трех сторон подходили глубокие овраги, поселили колодников, осужденных за непокорность и стремление к вольности. Неприглядное место это именовалось в насмешку коротко и выразительно «шиш»… Шишами звались лесные разбойники, бежавшие от своих владельцев крестьяне. Позже шишами называли всех, кто был не в ладах с законом». Интересно, познавательно, предметно – и так на каждой из 288-ми страниц…
 
«Сказ о земле Бобровской» – клад для краеведов и школьников, специалистов-историков и биологов, лингвистов и писателей, музейщиков и журналистов. А еще – для всех тех, кто не желает слыть иваном, не помнящим родства; тот самый, желанный любому автору и издателю «широкий круг читателей» – в активе книги.
 
Анна Жидких (Воронеж)
http://www.voskres.ru/
Категория: Культура | Просмотров: 1121 | Добавил: rys-arhipelag