В пятницу 20 апреля 2012 года завершился показ десятисерийного
документального фильма митрополита Илариона «Церковь в истории», снятого
на киностудии с символическим названием «Неофит». Для кого, для какой
аудитории митрополит Иларион готовил свой учебно-познавательный и, в
общем-то, незамысловатый интеллектуальный продукт? Ведь, очевидно, что
фильм не был адресован церковной публике, т.н. «воцерковленным
православным». Фильм в первую очередь подготовлен для тех, кого можно
назвать «неофитами» (новорожденным членом Церкви, - греч.). Именно
поэтому и запуск фильма пришелся на насыщенные для «воцерковленных
православных» дни – Страстная седмица (когда православные ТВ вообще не
смотрят) и Светлая пасхальная седмица (когда православные «духовно
торжествуют» и им тоже не до фильмов). Итак, фильм «Церковь в истории»
адресован неофитам.
Второй момент: с какой целью митрополит Иларион подготовил и, если
можно так выразиться, опубликовал свой документальный кино-шедевр? Фильм
не производит сильного впечатления. Более того, он скомпонован довольно
таки примитивно, будто бы с намеком на то, что таких фильмов можно
состряпать, при желании, сотнями, а то и тысячами. Самое лучшее
применение этому фильму – кино-урок в средней школе по курсу
Отечественной истории. И то, сомневаюсь, что ученикам просмотр данного
фильма будет интересен. Но, опять же, для человека новообращенного, живо
интересующегося церковной историей, ликбез владыки Илариона может быть и
полезен. Известно же с какой духовной жадностью неофиты набрасываются
на подобную продукцию. Сам таким был, поэтому и пишу со знанием дела.
Человек новообращенный или даже просто интересующийся или готовящийся к
принятию святого крещения («оглашенный») этот фильм будет просматривать
как некое откровение, вслушиваясь в каждое слово, казалось бы, такого
духовного авторитета – митрополита. Да какого? Образованнейшего,
просвещеннейшего и одновременно преосвященнейшего, к тому же музыкально
одаренного, в честь ораторий которого уже слагают тонкие
высокохудожественные фильмы («Дирижер» Павла Лунгина).
Что же откроет для себя новопосвященный в азы христианской
премудрости человек, просмотрев фильм вл. Илариона (Алфеева)? Чтобы
ответить на этот вопрос – нужно просмотреть фильм достопочтенного
владыки как бы «между строк». Такое чтение предполагает, что у автора
могли быть самые разнообразные мотивы для преследования конкретной цели.
По замыслу автора фильма, необходимо было показать церковную историю с
неким хэппи-эндом. Причем таким хэппи-эндом, который вот-вот или
произойдет, или уже происходит. Весьма показательной в этом смысле
является 6-я серия данного фильма. 6-я серия «Церкви в истории»
посвящена падению Византии и истории Греко-восточной церкви вплоть до
наших дней. Основная мысль этой серии следующая: греки предпочли
турецкую чалму папской тиаре, поэтому-то и пали в середине 15 века. В
настоящее время после II Ватиканского собора происходит переосмысление
всех бывших нестроений между православными и католиками. Сейчас есть
уникальная возможность начать по-новому развивать отношения между
Римской и Православной церквами, как бы, «с чистого листа», -
заканчивает свои рассуждения Иларион (Алфеев).
Фильм девятый. Автор фильма повествует своему зрителю о том, как
добрый митрополит Никодим (Ротов) спас Русскую церковь от «богоборческой
власти», развивая бурную экуменическую деятельность. Митрополит Никодим
«омолодил» Русскую церковь новым кадровым составом, который сегодня, к
великому счастью, восторжествовал и даже персонифицировался в самой
личности Патриарха Московского и всея Руси, Святейшего Кирилла
(Гундяева) – любезного, милого и способного ученика Никодима.
Фильм десятый. Рассказывается о Поместных православных церквах. В
конце делается вывод, что Поместные церкви, несмотря на прессинг XX века
– выжили и устояли. Сегодня единение происходит и с Римской церковью.
Христиане – едины. Да будут все едины. Аминь.
На этом всё. Finita la comedia. Не верите – пересмотрите. Пережуйте
всё это. Придете точно к такому же восприятию, что Иларион (Алфеев), по
сути, снял фильм абсолютно прозелитический. Ибо этим фильмом легко
вербовать. Просмотрит фильм неофит и восторженно воскликнет: как же
Церковь жила несовершенно, сколько ересей было, сколько расколов,
сколько гонений? И вот, наконец-таки, настала эпоха благоденствия, «да
тихое и безмолвное житие поживем» с нашими братьями во Христе
римо-католиками! Да-да. Именно так. Ибо напрашивается само собой.
Фильм митрополита Илариона лично мне запомнился также и тем, что в
нем ни разу (!) не упомянуто имя покойного Патриарха, Святейшего Алексия
II (Ридигера). Вскользь упомянут Святейший Алексий (Симанский). О
Святейшем Пимене (Извекове) тоже нет упоминаний, но в десятой серии мелькнула
его фотография. И не только великие предшественники нынешних церковных
князей мелькают в этом фильме, но и вся церковная история оказывается мелькающей на фоне величественного и будто бы постоянного собора св. Петра в Риме (заставка к фильму, сопровождающая все серии).
Судить очередное творение митрополита Илариона (Алфеева) вряд ли кто будет. Серьезных отзывов на фильм тоже не будет, ибо по Сеньке и шапка. А вот заражение духом нововведения непременно последует. Ведь папская тиара соблазнительнее любого патриаршего куколя…
АПН