Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
02:46 Валентин Катасонов о том, как наши власти «сдают» российскую экономику Западу | |
Никто не сомневается, что Россия за годы так называемых «реформ» утратила значительную часть своего экономического суверенитета. Власти спешат до предстоящих выборов сделать как можно больше для того, чтобы его вообще не осталось. Сегодня все внимание общественности приковано к торжественному заявлению наших властей о вступлении России в ВТО. После этого можно будет поставить жирный крест на всяких «модернизациях»: страна превратится окончательно в заурядную сырьевую колонию Запада. Но власть в сфере экономики проводит также тактику «малых дел», которые не очень афишируются нашими СМИ. Одно из таких «малых дел», которое может нанести серьезный урон экономической независимости России - принятие Государственной думой (1 ноября 2011г.), одобрение Советом Федерации (9 ноября) и подписание Президентом РФ (17 ноября) закона с очень длинным и не очень понятным названием: «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Достаточно мало вразумительна и Справка Государственно-правового управления Администрации Президента РФ, раскрывающая суть закона и опубликованная нашими СМИ: «Федеральным законом исключается требование о предварительном согласовании в порядке, предусмотренном статьями 9-12 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» некоторых сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, включённые в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Федеральным законом изменяются некоторые критерии, используемые для определения контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение. Отдельные виды деятельности исключаются из перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, Федеральным законом вводится ряд норм, уточняющих порядок рассмотрения ходатайств и принятия решений Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации». С моей точки зрения, особенно заслуживают внимания два положения нового закона. Первое из них касается повышения максимально допустимой квоты участия иностранцев в голосующих акциях хозяйственных обществ, занимающихся разработкой месторождений федерального значения. Квота повышается с 10 до 25 процентов. Читатель может спросить: ну и что? Контрольный-то пакет акций остается за российской стороной. Но это совсем не факт. Во-первых, иногда для установления контроля над акционерным обществом бывает достаточно всего нескольких процентов, если остальные акционеры мелкие и не консолидированные. Во-вторых, в современном мире экономики и бизнеса все большую роль приобретают неакционерные формы контроля над компаниями. Среди них самым эффективным и популярным является использование кредитных методов контроля. Иностранный инвестор может вообще не участвовать в капитале российской компании, но своими кредитными договорами держать своего клиента крепко за горло. Современные кредитные договора (соглашения) предусматривают десятки (иногда сотни) условий, которые должен выполнять получатель кредитов. При нарушении коих кредитор может предъявить свои требования на взыскание залога. Если это акции компании-получателя кредита, то он «красиво» «проходит в дамки», становясь владельцем компании. Однако еще чаще кредитор в случае нарушения условий договора (а такие нарушения почти неизбежны) получает право управлять компанией, не имея формально ни одно акции этой компании. Реальная жизнь подтверждает, что иностранные компании в России не очень стремятся стать «долевыми инвесторами» (т.е. приобретать доли в уставных капиталах российских предприятий). Их больше устраивает статус «долговых инвесторов», т.е. кредиторов и заимодавцев. По данным Банка России, в конце 2009 г. объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил 268,2 млрд. долл. Примечательно, что доля «долевых» инвестиций в указанной сумме составила лишь 19,3%, а 80,7% пришлось на кредиты, займы, ссуды. В сфере добычи полезных ископаемых (где сосредоточена основная часть стратегически значимых предприятий) объем «долговых» накопленных инвестиций, по данным Росстата, был примерно в два раза выше объема «долевых» инвестиций. Таким образом, принятый в этом месяце закон оставляет «за кадром» кредитный контроль над стратегически значимыми предприятиями в области добычи полезных ископаемых (нефти и природного газа) со стороны иностранцев, который достиг опасного уровня. А увеличение предельной величины квоты в акционерном капитале до 25% даст иностранцам дополнительную гарантию эффективного контроля над добычей нефти и газа в России. Второе значимое положение только что принятого закона - разрешение стратегически важным предприятиям не согласовывать с государственными органами Российской Федерации осуществляемые предприятиями сделки при условии, если доля иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятиях не меняется. Фактически государство отдает производственную, коммерческую и финансовую деятельность стратегически важных предприятий с участием иностранного капитала на полный откуп иностранцев. Например, такие предприятия смогут бесконтрольно заключать новые сделки на получение кредитов от западных банков, увеличивая свою задолженность. Уже в настоящее время сумма задолженности корпоративного сектора российской экономики перед нерезидентами (т.е. иностранными кредиторами) быстро подбирается к планке 500 млрд. долл. Значительная часть этой задолженности приходится как раз на стратегически важные предприятия в сфере добычи и переработки природных ресурсов. При невозможности покрывать свои долговые обязательства перед западными кредиторами возникнет вопрос о передаче пакетов акций этим самым кредиторам. В общем, шахматная комбинация из двух ходов, после чего следует «шах и мат». Думаю, что нашим властям давно уже пора присвоить звания гроссмейстеров по игре в «поддавки» на шахматной доске под названием «российская экономика». Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, специально для «Русской народной линии» | |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 472 | |