Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1145] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
01:45 «Владислав - Страсть» на московском экране | |
В Доме Кино Союза Кинематографистов РФ прошла премьерам документального кино «Страсти по Владиславу» об уникальной личности ХХ столетия, абхазском Че Геваре – основателе современной абхазской государственности, профессоре, выдающемся ученом, Первом Президенте Абхазии - Владиславе Ардзинба. Несмотря на двадцатиградусный московский мороз, знаменитый Белый зал Дома кино вечером 7 февраля был полон. Явление редкое, если учесть, что люди пришли не на просмотр очередного разрекламированного западного блокбастера, а на премьеру документального фильма. Надо полагать, что у каждого из сотен зрителей первого российского фильма о первом президенте Республики Абхазия, народном любимце и герое Владиславе Ардзинба «Страсти по Владиславу» были свои личные причины обязательно посмотреть картину. В зале присутствовал патриарх советской художественной сценаристики Александр Марьямов с супругой, кинодраматург Лена Левина, врач и телеэксперт канала «Россия» Илья Егоров, другие коллеги по цеху. Кроме столичных кинематографистов были политики - бывший вице-спикер Государственной Думы Сергей Бабурин, представители бизнес-элиты России: Председатель Совета директоров группы «Черкизово» Игорь Бабаев, представители абхазской научной и бизнес интеллигенции Заур Джотович Ардзинба и многие другие. Немало выходцев из Абхазии, студентов, обучающихся в Москве. Сотрудники дипломатических миссий и посольств стран СНГ в России. Здесь же представительная группа гостей из Абхазии, специально прибывшая в Москву на премьеру. Среди них, особняком - Светлана Джергения, - супруга Владислава Ардзинба, Председатель Фонда Первого Президента Абхазии. К премьере фильма был приурочено открытие выставки фоторабот, автора фильма «Страсти по Владиславу» режиссера Ольги Дубинской. Выставка – результат многолетних наблюдений за жизнью в Абхазии.
Она путешествует и снимает то, о чем долго и нудно рассказывали бы десятки других. Когда сиюсекундность жанра пропадает, от остановленного мгновения остается вечность. Так из виноградного сока получается благородный напиток. В принципе, Абхазия явилась для Ольги и предметом изучения разницы в измерении одного и того же времени, в котором она живёт. Эта разница заключается в том, в Апсны – Стране души - режиссер Ольга Дубинская неподдельно почувствовала, что такое война. Узнала об этом из самого верного источника – из жизни людей. Из того самого источника, откуда, если повезёт, обычно черпают всё самое светлое и доброе, но, как показывает жизнь, и горькое тоже. Фотографии, как взгляд пчелы, запечатлели самые разные моменты и фрагменты человеческой памяти. Воспоминания о секундах счастья, удивления или потрясения: Сморщенная красная хурма, висящая на голых ветвях зимой. Посетители фотовыставки, не знакомые с природой Абхазии, спрашивали: не приклеили ли плод к ветке? Супруга Первого Президента - Светлана Ирадионовна Джергения отвечала: «Все самое необычное – в обычаях Абхазии. Это наша природа в своей первозданности, где все самое обыденное построено как исключение». Фотография разрушенного во время войны дома самого необычного абхазского писателя последних лет, преждевременно ушедшего из жизни - Даура Зантария – вызывает шок. Тамада, сидящий во главе гипертрофированного пиршественного стола – это восторг и удивление перед силой кавказского застолья… Тысячи образов. Удивление сменяет радость. Радость переходит в боль от того, когда видишь, что сделала с этой страной войной. Сама фотовыставка – мощная прелюдия к тому, что происходило на сцене. … На сцене государственный флаг Республики Абхазия, портреты Владислава Ардзинба. Короткими выступлениями вечер открыли первый заместитель Председателя Союза кинематографистов России Сергей Лазарук и Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Абхазия в Российской Федерации Игорь Ахба. Наверное, Чрезвычайный и Полночный Посол Абхазии в РФ - еще и прекрасный писатель. Поблагодарив создателей фильма и руководство Дома кино, он отметил вещи очевидные: но языком живым и далеким от протокола. Вероятно таким, на котором говоришь, когда говоришь от сердца. Завершая свое выступление, Посол сказал: "Это, действительно, яркая выдающаяся личность. Освободитель и национальный герой Абхазии. Для которого смыслом жизни было достижение независимости и свободы Абхазии. И народ Абхазии под руководством Владислава Григорьевича Ардзинба отстоял свою свободу и независимость, свое национальное и государственное достоинство. И я уверен, что идеи и мечты Владислава Григорьевича живы сегодня и будут жить вечно. Поэтому, народная благодарность тоже будет вечной. Имя Владислава Григорьевича золотом записано в историю абхазского народа, в историю Абхазии". Приятной неожиданностью для зрителей явилось выступление известной певицы, солистки Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко народной артистки России и Абхазии Хиблы Герзмава. Чарующий голос певицы, как бы предвосхищая экранное действо, прокладывал эмоциональный мостик из дня сегодняшнего, будничного в недавнее героическое прошлое.
Загадка судьбы этого человека необычна. Ведь он мог оставаться только кабинетным ученым – хеттологом с мировым именем. Однако после распада СССР взрывоопасная ситуация заставила его выйти на политическую арену и отстаивать интересы своего народа. Удивительный у него был народ: он не делал ничего того, что не было бы выражением желания его народа. Связь Владислава Ардзинба как человека с судьбой целого народа – вещь поистине космическая. Но какими силами тогда объяснить, то, что в годы развала СССР - в самые трудные для Абхазии годы - ему пришлось стать главнокомандующим, после Первым Президентом Абхазии – и взять на себя ответственность за настоящее и будущее родной земли. Знаете, чего удалось кинодокументалистам: показать Владислава Ардзинба не памятником, не мифом – а просто человеком, сумевшим пережить все: успех, славу, доверие всего народа, предательство, и в итоге стать для целого народа символом национальной идеи. Один из сильнейших моментов фильма – исповедь матерей, которые потеряли на фронте своих сыновей, и нашли в себе силы примириться с этим горем через поступки и гибель их Президента Владислава Ардзинба, взявшего на себя ответственность за все. Авторами фильма была проделана нелёгкая работа – кропотливое собирание любительской кинохроники и фотографий времён Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг. В итоге – уникальные находки: редкие материалы из архива абхазского телевидения, из архива семьи Ардзинба и уникальная хроника грузино-абхазской войны 1992-93 гг., снятая фронтовой медсестрой Тали Джапуа. Эту удивительная женщина снимала свой единственный фильм всю войну, будучи медсестрой. Ее оружием были бинты и любительская камера. Пленки не было. Приходилось покупать в Сочи обычные VHS кассеты из тогдашних видео-прокатов – обычно американские боевики - и на них записывать то, что видели ее глаза. На ее пленке нет голливудских стрелялок типа Бэтмена, облаков дыма, взрывов снарядов величиной с экран. Там то, что происходило на самом деле – на линии фронта – в окопах - живые люди, которым через пять минут предстоит либо умереть, либо выжить. Хроника медсестры Тали (которая за не получила от Владислава Ардзинба титул Героя Абхазии, кавалер Ордена Леона, - документ потрясающей эмоциональной силы, сильнее которого трудно сыскать что либо в мировой кино-документалистике, посвященной войне. Ее появление в этом фильме - сенсация. Кинематографическая, которая, вероятно, нуждается в осмыслении и продолжении.. А сам фильм – это очень сложный узор из воспоминаний коллег, друзей и противников Владислава Ардзинба, членов его семьи и коллег по научной работе. Узор, который они рисуют – очень сложный, многогранный, так что сразу его не охватить. Понятно только, что человек, герой фильма – неординарный и трагической судьбы политик. А фрагменты из его личного дневника, которые в фильме читает народный артист России Георгий Тараторкин – это тот самый документ, который придает фильму уникальность – словно Владислав Ардзинба продолжает говорить со своим народом. В своем слове к фильму народный артист России Георгий Тараторкин напомнил о том, что образ жизни Владислава Ардзинба сродни примерам самого бескорыстного служения народу. Рассказ об уникальном эпизоде из жизни своего героя – посещении святилища; потрясающей искренности воспоминания о своём Президенте женщин, потерявших в войне сыновей и мужей, и соратников В. Ардзинба по войне и блокадным послевоенным годам – дала успешный результат, есть единый портрет Вождя, Народа и Времени.
Рефреном общего впечатления зрителей от фильма стали слова одной абхазской студентки, специально прилетевшей на премьеру фильма в Москву: «Смотрю фильм про нашего Владислава и снова наворачиваются слезы! Каждому из нас его не хватает... Нет никого, за кем бы мы были как за каменной стеной! А с ним было такое чувство. Еще раз спасибо за фильм!» Кинорежиссер, киносценарист Леонид Махкамов
| |
Категория: Культура | Просмотров: 361 | |