Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 25.04.2024, 17:36
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта


02:26
Власть готова обеспечить продовольственную безопасность России только через пять лет

В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин выступил с неожиданным для многих специалистов заявлением. Как он считает, в ближайшие годы государство должно полностью обеспечить себе независимость по всем основным видам продовольствия, а после того – стать крупнейшим поставщиком продуктов питания в мире. Одним из путей, благодаря которым, по мнению президента, России удастся этого добиться, является развитие науки и технологий.

Спору нет, во всем мире существует тенденция роста спроса на продовольствие. И Россия, обладая более чем половиной всех плодородных земель в мире, могла бы стать одним из мировых лидеров в производстве и экспорте сельхозпродуктов.

Правда, почему-то президент забыл упомянуть, что за последние 20 лет из сельхозоборота были выведены десятки миллионов пахотных земель. Даже в Московской области можно увидеть зарастающие молодым лесом поля. Что уж говорить про российскую глубинку, с ее вымирающими деревнями и запредельно изношенной сельхозтехникой. Как результат, – более трети продуктов (35%), потребляемых в России – импортного происхождения.

22 года наше сельское хозяйство, особенно в Центральной России, доводили до ручки, а теперь поставлена задача за одну пятилетку выбиться в аграрные передовики.

- В принципе у России есть все возможности обеспечить себя продовольствием, стать крупнейшим поставщиком сельхозпродукции в мире, – считает председатель федерального политического совета «Партии дела», президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин.- Но последние 20 с лишним лет мы двигались в обратном направлении. Вся политика государства на деле была направлена в лучшем случае на замораживание в депрессивном состоянии нашего сельского хозяйства. Помощь сельхозпроизводителям сокращается, а та, что выделяется, распределяется, как правило, неразумно. Кроме того, мы недавно вступили в ВТО, не подготовив механизмы защиты рынка, у нас низкий контроль за качеством продовольствия.

Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., которая была принята прошлым летом, не предусматривает задачи обеспечить страну собственным продовольствием. Она гораздо менее амбициозна – в течение 8 лет рост сельхозпроизводства должен составить 16%. Даже если мы достигнем таких показателей, в чем есть большие сомнения, мы не добьемся самообеспечения по основным продовольственным товарам.

«СП»: – Есть ли у нас потенциал для развития сельского хозяйства?

- Да, у нас много пахотной земли, есть люди, которые хотят работать, современные технологии, есть покупательский спрос. Но внятной экономической политики со стороны государства до сих пор мы не видим.

И пока, кроме нескольких фраз Путина в послании Федеральному Собранию, ничего не говорит о том, что кто-то собирается менять существующее положение дел.

У нас выведено из оборота 40 миллионов гектаров сельхозземель. Они зарастают уже не просто сорняками, а лесом. А, вступив в ВТО, мы вообще резко ограничили свои возможности по каким-то кардинальным шагам в сельском хозяйстве, в том числе по восстановлению пашни.

«СП»: – Какие меры могли бы все-таки быть эффективными для того, чтобы поднять сельское хозяйство в России?

- Ассоциация производителей сельхозтехники «Росагромаш» в рамках Московского экономического форума готовит дорожную карту развития сельского хозяйства России. Там мы пишем, что Россия может утроить объемы производства, накормить миллиард человек. Но для этого должна быть целиком изменена экономическая политика. Сельским хозяйством должно быть выгодно заниматься. Российским и зарубежным сельхозпроизводителям надо создать хотя бы равные условия. Если в Европе дотации в десятки раз больше, чем в России, то мы должны либо защитить свой рынок, либо выделять своему производителю помощь, адекватную той, что получают европейцы. Необходимо удешевить кредиты, чтобы они стоили в три раза меньше, чем сегодня. Государство должно обеспечить снижение цен на энергоресурсы, которые задраны примерно в два раза. Только такие меры позволят сделать сельское хозяйство в России рентабельным.

Но все это невозможно, пока Россия остается членом ВТО. При нашем вступлении все условия были прописаны так, чтобы мы не могли шагнуть дальше того депрессивного уровня состояния сельского хозяйства, который есть сейчас. Поэтому из ВТО надо либо выходить, либо реформировать эту организацию изнутри.

По мнению писателя, политолога и экономиста Андрея Паршева у власть имущих в России давно уже стало традицией делать громкие непродуманные заявления, под которыми нет никакого экономического обоснования.

- Многие инициативы президента и премьер-министра страдают серьезной недоработанностью. Поэтому их потом приходится корректировать. Я бы не стал рассматривать высказывание Путина как знак того, что разработана некая стройная программа по ускоренному развитию сельского хозяйства. Мы, скорее, услышали благое пожелание.

Вместе с тем в самообеспечении нашей страны продовольствием нет ничего невозможного. Даже сейчас, если вдруг предположить, что импорт продуктов в Россию прекратится, мы сможем кое-как кормить свое население. Это возможно потому, что у нас до сих пор существует соотношение – один гектар сельхозземель на душу населения. В наших географических и климатических условиях это необходимый минимум. Мы его сохраняем, что не так сложно в условиях сокращения численности населения России.

А вот дальше начинают разного рода «но». Если исходить из критерия калорийности, то минимальное обеспечение собственным продовольствием у нас имеется. А вот накормить население разнообразной и сбалансированной пищей российского происхождения не получится. Чтобы выращивать мясо, нам придется расходовать гораздо больше зерновых. Условно говоря, чтобы произвести одну мясную калорию, надо потратить несколько растительных. Это серьезное отличие от той же Латинской Америки и Западной Европы, где не приходится держать скот в стойлах по 7 месяцев в году, как у нас. Требуется поддержка государства. Но в условиях нашего членства в ВТО, когда размер помощи строго регламентируется, российский сельхозпроизводитель заведомо проиграет зарубежному. Скажем, для России нормальная средняя урожайность – 100 центнеров картошки с гектара. А в Германии этот показатель в три раза выше. А затраты на производство при этом одинаковы.

«СП»: – Прогнозы о том, что ВТО будет душить наше сельское хозяйство, подтверждаются?

- Да, мы уже сегодня несем потери. Даже президентская администрация начинает говорить о том, что у нас есть неприятности и надо что-то придумать, чтобы это исправить. Мера, что и сказать, очень своевременная. Они как будто жили в параллельной реальности и не слышали до сих пор многочисленных предупреждений об опасности ВТО для России.

Впрочем, и в рамках этой организации можно защищать своих производителей. Например, Канада, несмотря на то, что находится рядом с США, где урожайность в 2 раза выше, вполне успешно развивает своё сельское хозяйство. Есть и обратные примеры: после евроинтеграции финские фермеры понесли очень серьезные потери – значительная часть из них вынуждены были переориентировать или совсем закрыть своё производство. Россия, скорее, пойдет по финскому пути, чем по канадскому.

Существует общий принцип – те, кто породили кризис, не могут его исправить. Поэтому особых оснований для оптимизма нет. И дело не только в плохом управлении. В таком деле, как российское сельское хозяйство, чудес не бывает. У нас слишком серьезный фактор играет климат.

- Цель амбициозная, выполнить ее будет достаточно сложно, – оценивает президентские инициативы генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. – Есть отрасли с довольно длинным инвестиционным циклом. И тут выше головы не прыгнешь. Например, Россия в настоящее время является крупнейшим в мире импортёром яблок и персиков. Теоретически, если бы захотели, мы могли бы в этом направлении серьёзно продвинуться. Но плодовые деревья быстрее, чем положено, плодоносить не начнут. Поэтому за 4-5 лет этой проблемы не решить.

Пока стартовые позиции у нас такие: мы занимаем 7 место среди основных стран-импортёров продовольствия и 22 место среди основных мировых экспортеров продовольствия. По некоторым направлениям, мы уже крупнейшие экспортёры: по зерновым, масличным, зерно-бобовым. Здесь нам будет гораздо легче продолжать развитие, так как уже завоеваны определенные позиции. Но по большинству направлений мы пока очень далеки от того, чтобы выбиться в лидеры, а по некоторым этого даже и не надо, потому как климат не тот.

Свободная Пресса

Originally published at ПАРТИЯ ДЕЛА. Please leave any comments there.

Категория: Интервью | Просмотров: 387 | Добавил: rys-arhipelag