Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
03:23 Все проекты пенсионной реформы объединены безнадежностью: содержать стариков в России некому | |
Пенсионный вопрос в России традиционно является одним из наиболее животрепещущих. По данным ЦБ на 20 января 2016 года, 40% населения не имели вообще никаких банковских счетов, 44,4% — только кредитные счета, и только 10% россиян владели банковскими вкладами. Это показывает, что для абсолютного большинства граждан пенсия является основным, а чаще всего единственным источником средств к существованию в старости. Потому любые инициативы на эту тему вызывают пристальный интерес — особенно столь кардинальные, как новый проект Министерства труда и социальной защиты. Ранее проект пенсионной реформы представили в правительство Минфин и Центробанк — это тоже весьма занятный документ. Проект сотворения чуда Сформулированная в недрах Минтруда идея концептуально направлена, если так можно выразиться, на попытку накормить большой народ всего семью хлебами. Ее официальная цель — снизить зависимость ПФР от поступлений из государственного бюджета, обеспечив в тоже время приемлемый уровень пенсий. Перечислим основные шаги к этому счастливому будущему. Сейчас работодатель платит в ПФР 22% от базового фонда заработной платы с сумм до 796 тыс. руб. в год. С превышения этой суммы взимается 10%. Новый проект предлагает на утверждение два варианта: или увеличить отчисления до 26% с базы, но при этом снизить до 8,75% на превышение, или на базу оставить текущую ставку, но постепенно, по 2% в год, поднять тариф на превышение до 20%. Первый вариант обещает к 2019 году рост поступлений в ПФР до 208,9 млрд руб., второй — до 163,4 млрд. Кроме того, почти вдвое подымаются дополнительные взносы за занятых на вредных производствах, например, шахтеров (у них есть право на досрочную пенсию, которую тоже надо из чего-то оплачивать). Учителя, медики и творческие работники полностью лишаются права на досрочную пенсию — в этом Минтруда едино с Минфином. Планка их обязательного стажа подымается до 40 лет — не сразу, а поэтапно, по несколько месяцев в год. Особенно сильно, более чем в два раза, предлагается поднять уровень обязательных пенсионных отчислений для самозанятых. В довершение всего Минтруда предлагает полностью отменить накопительную систему. Т.е. если сейчас все 22% от наших зарплат (где 6% когда-то считались накопительными) идут в общий котел в виде «временной антикризисной экстренной меры», то проект предусматривает, что в дальнейшем граждане, конечно, могут себе в дополнение к государственной пенсии копить сами, но уже только из собственных средств. Авторы проекта утверждают, что предложенная схема позволит и рыбку скушать, и косточкой не подавиться. В целом (любимое фирменное выражение государственных чиновников) все останется «почти как было», только удастся снизить потребность в бюджетном финансировании на 109,6 млрд руб. в 2017 году, а в 2019-м и вовсе на 343,8 млрд. Все это выглядит красиво, но фактически бесполезно, так как, если для наглядности итог представить в доле валового внутреннего продукта, то сегодня дефицит бюджета ПФР составляет 2,7% ВВП, а в самом идеальном случае к 2019 году его получится уменьшить до 2,3% ВВП — ничтожно мало для реальной пользы. А скорее всего, не получится совсем, так как все перечисленное означает не только рост косвенной налоговой нагрузки на бизнес, но и вызовет целый ряд негативных эффектов, например, увеличение числа безработных и общее снижение налоговых поступлений вообще. За чей счет стареем? Однако не стоит сходу торопиться волочь все руководство Минтруда на костер инквизиции. Что инициатива эта лукава — очевидно, но иного пути у государства все равно нет. Нравится это кому или нет, но еще с 1990 года, когда в России была начата первая пенсионная реформа, государство постепенно пытается снять с себя социальную обязанность материального обеспечения граждан в старости. Вопрос сводится лишь к поиску методов, минимизирующих риск серьезного бунта. Дело в элементарной математике. Когда в СССР вводили всеобщую (солидарную) пенсионную систему, один пенсионер приходился в среднем на 5,2 работающих. Это позволяло гражданам — точнее, их работодателю, который тогда был практически единым — платить в общий пенсионный коте, не испытывая сколько-нибудь ощутимых проблем. Сегодня, по данным Росстата, на 75 млн трудоспособных приходится 41,5 млн. пенсионеров, или по 1 пенсионеру на 1,8 работников. Ощутимая разница! Обеспечить себе даже просто достойную пенсию своими деньгами мы уже не можем. Средний размер пенсии в России сегодня по официальным данным составляет 12 тыс. руб. Этого явно мало. Вопрос не столько в соотношении с МРОТ или с зарплатой, которую человек получал до выхода на пенсию, сколько в банальной инфляции и уровне цен на основные расходы, от коммунальных до продовольственных. Но больше система выдать не в состоянии. В текущих условиях для обеспечения пенсионных выплат каждый работник должен класть в общий котел ПФР 6,7 тыс. руб. Средняя зарплата по стране — 32,6 тыс. руб. в месяц. 22% от нее составляет 7,1 тыс. руб. Теоретически все еще должно работать. Но между теорией и практикой лежит пропасть. Если считать реальные значащие цифры (например, на основе мониторинга сайтов по поиску работы), а не выводить среднее из должностного оклада 99 медсестер и одного вице-президента корпорации, то зарплата в России в 2015 году составила лишь 28,5 тыс. руб. Стало быть, пенсионные отчисления с нее равны 6,27 тыс. руб., что уже автоматически означает дефицит бюджета ПФР на 6,5%. И это еще не все подводные камни. На апрель 2015 года, по данным Росстата, в России насчитывалось 4,4 млн безработных — 5,8% от экономически активного населения. Это был еще хороший показатель, поскольку в марте 2016-го он достиг 6%. Т.е. далеко не все 75 млн трудоспособных платят взносы в Пенсионный фонд. Мнимые тунеядцы Причем безработица тут является самой маленькой из проблем. Как заявило в этом году Минтруда, в ведомстве знают, где и чем заняты 40 млн трудоспособных, и не знают, чем живы еще 35 млн. Правда, тут ведомство явно лукавит, пытаясь оправдать собственную недееспособность. Большинство этих людей, пусть и работая без трудовой книжки, все же покупают патенты, заключают договоры подряда или иные сделки, которые проходят через налоговую инспекцию. Но, конечно, полтора десятка миллионов россиян действительно заняты в полулегальном сверхмалом бизнесе или являются самозанятыми фрилансерами. Чаще всего они в пенсионный фонд либо платят мало либо не платят совсем ничего. Собственно, именно это побудило соседнюю Белоруссию (своего рода поле экспериментов для России) ввести «налог на тунеядство». На первый взгляд кажется, что этих граждан можно и нужно силой вывести из тени. Но в действительности абсолютное большинство этих людей имеют настолько малые доходы, что вместо прироста налоговых поступлений попытка принудить их «платить все, что положено», обернется массовым разорением, люмпенизацией этого слоя населения. И вместо 4,4 млн бюджет получит около 20 млн безработных, которым надо будет как-то платить пособия, дотации, заниматься их легальным трудоустройством. Становится понятно, почему при всех очевидных минусах текущего положения вещей государству предпочтительнее сохранять статус-кво, чем принципиально добиваться исполнения принципа «платить должны все». Таким образом, мы имеем солидарную систему, в которой 40-50 млн работающих содержат своим трудом 41,5 млн пенсионеров. А сама система устроена так, что она не стимулирует людей задумываться о своем будущем. Логика проста: пенсию мне все равно будут платить, а если откажутся, мы скинем плохое правительство и выберем тех, кто пообещает нам «вернуть все, как было». Только, увы, это уже невозможно. Причем, дальше будет только хуже. Общество стареет. К 2030 году число людей пенсионного возраста сравняется с числом работников не только легальных, но и всех вообще. Солидарная система обречена. Отобрать и поделить Обычно в этом месте начинается большой разговор за социальную справедливость. Мол, если отобрать неправедные деньги у олигархов, то народ снова сможет жить хорошо. Этим часто пользуются политические популисты, когда им срочно требуется набрать голосов для прорыва к власти. К сожалению, ошибки системы разовой справедливостью не лечатся. Допустим, мы отберем в пользу народа яхту Абрамовича Eclipse. Она стоит около 300 млн долларов. Ее продажа принесет каждому пенсионеру всего 7,22 доллара единоразово. Если на всех поделить 1 млрд долларов, то каждому достанется только 24 доллара. Чуть больше одной средней пенсии. Справедливость — это, безусловно, хорошо, но даже жесткая экспроприация олигархов (на которую нынешняя власть не пойдет) способна оттянуть решение проблемы на год-два, не более. А потом будет только хуже. *** Повышение пенсионного возраста неизбежно. Но и в этом случае не надейтесь на государство. При любом варианте развития событий еще до 2030 года за обеспечение себя пенсией в старости каждый человек будет вынужден отвечать сам. Увы. Александр Запольскис / 04 мая 2016, 16:15 | |
Категория: Социальная сфера | Просмотров: 1870 | |