Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Воскресенье, 24.11.2024, 05:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта


01:42
Выставка Ивана Кузьмича Макарова в Музее А. С. Пушкина на Пречистенке
 shakko_kitsune  рассказывает:

В музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка Ивана Макарова. Полузабытый художник времен Николая I оказался неожиданно эффектным.

Самая известная работа Макарова — портрет Натальи Гончаровой, выполненный для ее второго мужа Ланского. На нем она действительно потрясающе красива, хоть ей уже около сорока, и она родила шестерых. Из-за таких женщин взаправду города горят и гибнут Ахиллы и Гекторы, не то что поэты.

Рядом на выставке портреты ее дочерей Натальи Дубельт и Марии Гартунг, также известных красавиц. Гартунг так поразила Льва Толстого, что он «украл» облик этой брюнетки для своей Анны Карениной. Дубельт, расставшись с беспутным мужем, заграницей стала морганатической супругой принца Николая-Вильгельма Нассауского. Так у Пушкина и Николая I появились общие правнуки. Вряд ли они могли вообразить такое, когда царь распекал поэта в своем кабинете.


Наталья Дубельт


В экспозиции есть изображения и других членов пушкинской семьи, но в основном тут светские портреты, которыми Макаров заработал репутацию «салонного живописца». Императрица Мария Александровна, Шереметевы, Кочубеи, Барятинские, Долгоруковы. Надменные светские красавицы с гармонично спокойными лицами, с грацией избалованных хищниц.  Да, мы верим, что Наталья Гончарова была божественна, как на картине — вызубренные еще в школе стихи прочно входят в подсознание.

Неизвестная (ГИМ)


А вот портретам этих светских львиц как-то не доверяешь. Так много красавиц сразу не бывает! Подлиза Макаров, небось, всех приукрасил. Плохой портретист. Но тут самое время вспомнить поколение внучек этих гранд-дам времен Николая II и Эдуарда VII. Фотография уже изобретена, камера не обманется лестью: но лица Зинаиды Юсуповой, Консуэло Вандербильт, Дженни Черчилль также по-олимпийски прекрасны и безмятежно надменны. Так может, не настолько Макаров и лжец? Может, просто начисто смело подобных женщин революциями, войнами и феминизмом?

Портрет девочки (Евгения Лейхтенбергская?)

А если начать вглядываться в портреты Макарова еще усердней, то оказывается, что он не лжец совсем. Вот рыжая девочка: явно близорукие глаза, покрасневшие веки, отсутствие ресниц и бровей. У дочери Тютчева какая-то странная, заячья губа. Художник Чернышев у него — нервный истерик, а у Гартунг такой солидный подбородок и шея, что догадываешься, откуда Толстой взял заметную каренинскую склонность к полноте, о которой забывают, отдавая ее роль всяким Кирам Найтли. Реализм налицо, только он ненавязчив. В высшем свете не любили грубостей.

Мария Гартунг, прототип внешности Анны Карениной

Прелесть картин усиливается удачным оформлением выставки. Музей стилизовал залы под дворянское гнездо (в усадьбе Хрущевых-Селезневых это не сложно), покрасил стены в сочные цвета, расставил подлинную мебель с позолотой и инкрустацией, разложил живые цветы. Так картина — опять живая часть интерьера, а не законсервированный музейный объект.

На Пречистенке вообще внимательны к посетителям, и всегда стараются сделать так, чтобы классика и история «цепляли». Это, наверно, потому, что у них много детских экскурсий. Дети ведь отличная контрольная группа, которая ничего не будет смотреть из вежливости — только из любопытства. Оттого и подписи под портретами — увлекательны и пространны как романы. Особенно интересны истории под детскими портретами (ладно, многочисленные головки этих херувимчиков Макаров действительно явно «пёк» ради заработка).

Вот Сергей Шувалов — на картине ему годика четыре, голубоглазый ангелочек. А из этикетки мы узнаем, что повзрослев, молодой граф наделал таких долгов, что отец его дал в газеты специальное объявление, что долгов сына он платить не будет, и кредита ему больше не давать. А потом красавцу была суждена революция и эмиграция...

Жаль, что портретов на выставке всего около пятидесяти. Причем музею не удалось собрать все задуманное, и пару ключевых работ пришлось заменить копиями. А ведь Макаров так хорош и так удачно иллюстрирует свою эпоху, что вполне достоин крупного межмузейного проекта. Через десять лет он отпразднует 200-летний юбилей, может, стоит начать потихоньку готовиться?

ОРИГИНАЛ


* * *


И. Макаров. Портрет Н.Н. Ланской (Пушкиной). После 1863 г. Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина
И. Макаров.
Портрет Н.Н. Ланской (Пушкиной). После 1863 г. Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина.
Предположительно, он был выполнен Макаровым после 1863 года, по редкому фотопортрету работы Г.И. Деньера (фотография была заказана для альбома «Фотографии членов дома Романовых, свиты и придворных», хранящегося ныне в Государственном Эрмитаже).

Именно об этом портрете Натальи Николаевны вспоминала ее внучка Е.Н. Бибикова: «Она всегда была грустная, одетая в черные с белыми воротничками и манжетами платья и кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете кисти Макарова». Аскетичный этот наряд был характерен для Натальи Николаевны в последние годы жизни. Несмотря на второе, весьма счастливое замужество, Наталья Николаевна искренне скорбела и до конца дней хранила память о первом муже, великом поэте, погибшем на дуэли, защищая ее честь…

Портрет был найден в одном из московских художественных салонов как «Портрет неизвестной дамы в черном. Неизвестного художника 2-я пол. XIX в.». Можно представить эмоции сотрудников музея А.С. Пушкина, сразу узнавших знакомый образ…


http://nashenasledie.livejournal.com/1840139.html

Открыта до 26 ноября этого года.
сайт музея
Категория: Культура | Просмотров: 1082 | Добавил: rys-arhipelag