Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
01:42 Выставка Ивана Кузьмича Макарова в Музее А. С. Пушкина на Пречистенке | |
shakko_kitsune рассказывает: В музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка Ивана Макарова. Полузабытый художник времен Николая I оказался неожиданно эффектным. Самая
известная работа Макарова — портрет Натальи Гончаровой, выполненный для
ее второго мужа Ланского. На нем она действительно потрясающе красива,
хоть ей уже около сорока, и она родила шестерых. Из-за таких женщин
взаправду города горят и гибнут Ахиллы и Гекторы, не то что поэты. Наталья Дубельт
Неизвестная (ГИМ)
Портрет девочки (Евгения Лейхтенбергская?) А если начать вглядываться в портреты Макарова еще усердней, то оказывается, что он не лжец совсем. Вот рыжая девочка: явно близорукие глаза, покрасневшие веки, отсутствие ресниц и бровей. У дочери Тютчева какая-то странная, заячья губа. Художник Чернышев у него — нервный истерик, а у Гартунг такой солидный подбородок и шея, что догадываешься, откуда Толстой взял заметную каренинскую склонность к полноте, о которой забывают, отдавая ее роль всяким Кирам Найтли. Реализм налицо, только он ненавязчив. В высшем свете не любили грубостей. Мария Гартунг, прототип внешности Анны Карениной Прелесть картин усиливается удачным оформлением выставки. Музей стилизовал залы под дворянское гнездо (в усадьбе Хрущевых-Селезневых это не сложно), покрасил стены в сочные цвета, расставил подлинную мебель с позолотой и инкрустацией, разложил живые цветы. Так картина — опять живая часть интерьера, а не законсервированный музейный объект. На Пречистенке вообще внимательны к посетителям, и всегда стараются сделать так, чтобы классика и история «цепляли». Это, наверно, потому, что у них много детских экскурсий. Дети ведь отличная контрольная группа, которая ничего не будет смотреть из вежливости — только из любопытства. Оттого и подписи под портретами — увлекательны и пространны как романы. Особенно интересны истории под детскими портретами (ладно, многочисленные головки этих херувимчиков Макаров действительно явно «пёк» ради заработка). Вот Сергей Шувалов — на картине ему годика четыре, голубоглазый ангелочек. А из этикетки мы узнаем, что повзрослев, молодой граф наделал таких долгов, что отец его дал в газеты специальное объявление, что долгов сына он платить не будет, и кредита ему больше не давать. А потом красавцу была суждена революция и эмиграция... Жаль, что портретов на выставке всего около пятидесяти. Причем музею не удалось собрать все задуманное, и пару ключевых работ пришлось заменить копиями. А ведь Макаров так хорош и так удачно иллюстрирует свою эпоху, что вполне достоин крупного межмузейного проекта. Через десять лет он отпразднует 200-летний юбилей, может, стоит начать потихоньку готовиться? * * * И. Макаров. Предположительно,
он был выполнен Макаровым после 1863 года, по редкому фотопортрету
работы Г.И. Деньера (фотография была заказана для альбома «Фотографии
членов дома Романовых, свиты и придворных», хранящегося ныне в
Государственном Эрмитаже).Портрет Н.Н. Ланской (Пушкиной). После 1863 г. Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Именно об этом портрете Натальи Николаевны вспоминала ее внучка Е.Н. Бибикова: «Она всегда была грустная, одетая в черные с белыми воротничками и манжетами платья и кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете кисти Макарова». Аскетичный этот наряд был характерен для Натальи Николаевны в последние годы жизни. Несмотря на второе, весьма счастливое замужество, Наталья Николаевна искренне скорбела и до конца дней хранила память о первом муже, великом поэте, погибшем на дуэли, защищая ее честь… Портрет был найден в одном из московских художественных салонов как «Портрет неизвестной дамы в черном. Неизвестного художника 2-я пол. XIX в.». Можно представить эмоции сотрудников музея А.С. Пушкина, сразу узнавших знакомый образ… http://nashenasledie.livejournal.com/1840139.html Открыта до 26 ноября этого года. сайт музея | |
Категория: Культура | Просмотров: 1082 | |