№0'0000 Жизнь в Церкви |
| 18.05.12 10:58 |
| Версия для печати. Вернуться к сайту |
Бутовский
полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может
быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по
полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек
должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля
бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли».
Поклонный
крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году
на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников
Российских
От 13 до 82Самому младшему, Ване, было 13
лет. Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно
было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли.
Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге.
Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.
Автозаки
(фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30
человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в
час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом
выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей
заводили в барак, якобы для «санобработки». Непосредственно перед
расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор.
Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в
каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному.
Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в
направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной
были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы
не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и
стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые
падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела
тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных,
увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко
расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и
похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть
лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были
расстреляны 20 тысяч 761 человек.
Большинство убитых жили в
Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и
даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в
Союз строить коммунизм. Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь
лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и
рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы
Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских
генералов, а также значительное число представителей духовенства, в
первую очередь православного, — по имеющимся сейчас сведениям, больше
тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание
православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых. «Понятно, что
Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической
территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах
упокоилось бы большее число угодников Божиих», — рассказывает
настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа.
Возглавляет
сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим
(Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего
отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер,
за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма
Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от
Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна
Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым
приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем,
что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был
прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание
летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м
году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы
доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться
носилками — ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это
самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском
полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и
умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала
50-х годов.
На месте расстрела – клубничные грядки В
конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в
годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем
указывалось, что местные советы народных депутатов и органы
самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле
восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов
и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были
проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных.
Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест
захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования
актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся
(или не выполнялся) по-разному.
В 1992 году в Москве была создана
общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий
под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в
общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному
здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже
за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.
Благодаря
обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о
приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие —
фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место
расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи
ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по
Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с
целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы
несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе
комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области.
Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский
полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он
определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось
привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в
центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и
находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с
колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных
грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный
поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства
Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.
Скромное почитаниеВесной
94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви.
Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В
советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная
(Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала
материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин.
Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и
стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря.
Прочитав
рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о
строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был
освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным.
Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху
Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать
строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.
Сейчас
здесь два храма — деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что
дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в
лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его
могиле храм и в нем молиться, — рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что
это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией,
которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками». С 2000 года на
полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на
которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую
субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших.
Каменный
храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее
пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи
убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт
музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в
погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки,
гильзы и пули — все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато
фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть
реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей –
вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне
покоится больше 20 тысяч таких личных историй.
Потомки офицеров
КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству
с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют
захватчиками.
Ежегодно Бутово в составе паломнических групп
посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое
количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма
скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают
одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать
неутешительный вывод, — считает священник Кирилл Каледа. — Мы не
покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в
двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным».
Покаяние — это сравнительный анализ«Наверное,
самая большая трагедия, которая произошла с Россией в ХХ веке — это
даже не большой террор. Это — уничтожение крестьянства в ходе
коллективизации, — говорит о. Кирилл. — Тамбовское восстание, при
подавлении которого людей травили химическим оружием, голодоморы,
массовые выселения на Север, где условия жизни крестьян были хуже, чем
условия жизни заключенных лагерей. Если в лагерях, расположенных там же,
заключенным давали хотя бы вязанку дров и пускай баланду, но все-таки
горячую, то этим не давали ничего. Их выбрасывали просто так — живите
как хотите. Но мы как-то совершенно не задумываемся о том, что эти
крестьяне, которые подверглись бесчеловечному уничтожению, получили
землю, мягко говоря, не совсем честным путем. Земля, на которой они
трудились в конце двадцатых годов, за 15 лет до этого принадлежала
совершенно другим людям, которые были убиты, растерзаны, или бежали из
страны. Мы можем обсуждать, справедливым ли было распределение земли в
России начала ХХ века. Это другой вопрос. Но то, что крестьяне получили
землю через разбой и убийства — исторический факт. А через 15-20 лет
настал их черед пасть жертвами. Мы говорим сейчас не в политическом
плане, а в нравственном и духовном. Я думаю, подавляющее число людей
сегодня считает несправедливым распределение собственности, которое
происходит в России. И мы просто не хотим задуматься о том, что нас ждет
впереди. Именно в этом заключается покаяние — в осознании того, что мы
делаем, и сопоставлении с уроками, которые были нам даны».
—То есть страдания, которым было подвергнуто крестьянство, связаны с беззаконным получением земли? — Я этого не говорил. — Но они могут быть связаны? —
Могут быть. И это осознавали новомученики. В архивно-следственных делах
зафиксировано, что на вопрос «ваше отношение к советской власти» очень
многие отвечали: «советская власть послана нашему народу за его грехи». — И сегодня мы рискуем получить нечто похожее? —
Мы молимся о том, чтобы наше отечество жило мирно и в благоденствии. Но
меня удивляет духовная слепота народа. Очень обидно наступать на одни и
те же грабли два раза.
Как доехать на Бутовский полигонДо
полигона удобно добираться от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского».
Непосредственно до полигона доезжает автобус № 18. Этот автобус ходит,
начиная с 6-20, с интервалом ровно в час. Последний автобус отправляется
от метро в 20-20. В качестве альтернативы можно добраться от метро на
любой маршрутке, которая идет по варшавскому шоссе. Нужно будет выйти у
поворота на полигон (ориентир — недостроенная эстакада над «Варшавкой»),
перейти по подземному на противоположную сторону шоссе, и далее пройти
по аллее Березовая около 800 метров.
Территория захоронений
открыта ежедневно с 8 утра до 8 вечера. При храме действует
экскурсионная служба. Группы паломников принимаются ежедневно при
условии предварительной договоренности по телефону 8(909)974-62-99.
Кафе в непосредственной близости от мемориала отсутствуют, однако по
предварительной договоренности возможно пообедать в трапезной воскресной
школы. При храме также действует мемориальный центр «Бутово», в котором
можно получить консультацию по поиску репрессированных родственников.
Телефон центра 8(909)637-17-33.
Адрес храма:
142720 Московская обл., Ленинский р-н, пос. Бутово, ул. Юбилейная, д.2.
Тел/факс: 549-22-24, 549-22-22. Официальный сайт Martyr.ru
Кирилл МИЛОВИДОВ | ждении между могил. Теперь — после прогулки по
полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек
должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля
бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли».
Поклонный
крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году
на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников
Российских
От 13 до 82Самому младшему, Ване, было 13
лет. Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно
было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли.
Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге.
Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.
Автозаки
(фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30
человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в
час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом
выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей
заводили в барак, якобы для «санобработки». Непосредственно перед
расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор.
Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в
каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному.
Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в
направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной
были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы
не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и
стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые
падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела
тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных,
увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко
расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и
похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть
лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были
расстреляны 20 тысяч 761 человек.
Большинство убитых жили в
Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и
даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в
Союз строить коммунизм. Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь
лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и
рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы
Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских
генералов, а также значительное число представителей духовенства, в
первую очередь православного, — по имеющимся сейчас сведениям, больше
тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание
православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых. «Понятно, что
Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической
территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах
упокоилось бы большее число угодников Божиих», — рассказывает
настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа.
Возглавляет
сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим
(Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего
отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер,
за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма
Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от
Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна
Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым
приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем,
что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был
прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание
летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м
году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы
доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться
носилками — ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это
самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском
полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и
умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала
50-х годов.
На месте расстрела – клубничные грядки В
конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в
годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем
указывалось, что местные советы народных депутатов и органы
самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле
восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов
и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были
проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных.
Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест
захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования
актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся
(или не выполнялся) по-разному.
В 1992 году в Москве была создана
общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий
под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в
общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному
здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже
за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.
Благодаря
обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о
приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие —
фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место
расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи
ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по
Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с
целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы
несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе
комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области.
Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский
полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он
определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось
привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в
центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и
находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с
колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных
грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный
поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства
Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.
Скромное почитаниеВесной
94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви.
Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В
советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная
(Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала
материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин.
Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и
стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря.
Прочитав
рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о
строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был
освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным.
Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху
Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать
строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.
Сейчас
здесь два храма — деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что
дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в
лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его
могиле храм и в нем молиться, — рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что
это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией,
которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками». С 2000 года на
полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на
которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую
субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших.
Каменный
храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее
пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи
убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт
музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в
погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки,
гильзы и пули — все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато
фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть
реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей –
вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне
покоится больше 20 тысяч таких личных историй.
Потомки офицеров
КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству
с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют
захватчиками.
Ежегодно Бутово в составе паломнических групп
посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое
количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма
скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают
одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать
неутешительный вывод, — считает священник Кирилл Каледа. — Мы не
покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в
двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным».
Покаяние — это сравнительный анализ«Наверное,
самая большая трагедия, которая произошла с Россией в ХХ веке — это
даже не большой террор. Это — уничтожение крестьянства в ходе
коллективизации, — говорит о. Кирилл. — Тамбовское восстание, при
подавлении которого людей травили химическим оружием, голодоморы,
массовые выселения на Север, где условия жизни крестьян были хуже, чем
условия жизни заключенных лагерей. Если в лагерях, расположенных там же,
заключенным давали хотя бы вязанку дров и пускай баланду, но все-таки
горячую, то этим не давали ничего. Их выбрасывали просто так — живите
как хотите. Но мы как-то совершенно не задумываемся о том, что эти
крестьяне, которые подверглись бесчеловечному уничтожению, получили
землю, мягко говоря, не совсем честным путем. Земля, на которой они
трудились в конце двадцатых годов, за 15 лет до этого принадлежала
совершенно другим людям, которые были убиты, растерзаны, или бежали из
страны. Мы можем обсуждать, справедливым ли было распределение земли в
России начала ХХ века. Это другой вопрос. Но то, что крестьяне получили
землю через разбой и убийства — исторический факт. А через 15-20 лет
настал их черед пасть жертвами. Мы говорим сейчас не в политическом
плане, а в нравственном и духовном. Я думаю, подавляющее число людей
сегодня считает несправедливым распределение собственности, которое
происходит в России. И мы просто не хотим задуматься о том, что нас ждет
впереди. Именно в этом заключается покаяние — в осознании того, что мы
делаем, и сопоставлении с уроками, которые были нам даны».
—То есть страдания, которым было подвергнуто крестьянство, связаны с беззаконным получением земли? — Я этого не говорил. — Но они могут быть связаны? —
Могут быть. И это осознавали новомученики. В архивно-следственных делах
зафиксировано, что на вопрос «ваше отношение к советской власти» очень
многие отвечали: «советская власть послана нашему народу за его грехи». — И сегодня мы рискуем получить нечто похожее? —
Мы молимся о том, чтобы наше отечество жило мирно и в благоденствии. Но
меня удивляет духовная слепота народа. Очень обидно наступать на одни и
те же грабли два раза.
Как доехать на Бутовский полигонДо
полигона удобно добираться от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского».
Непосредственно до полигона доезжает автобус № 18. Этот автобус ходит,
начиная с 6-20, с интервалом ровно в час. Последний автобус отправляется
от метро в 20-20. В качестве альтернативы можно добраться от метро на
любой маршрутке, которая идет по варшавскому шоссе. Нужно будет выйти у
поворота на полигон (ориентир — недостроенная эстакада над «Варшавкой»),
перейти по подземному на противоположную сторону шоссе, и далее пройти
по аллее Березовая около 800 метров.
Территория захоронений
открыта ежедневно с 8 утра до 8 вечера. При храме действует
экскурсионная служба. Группы паломников принимаются ежедневно при
условии предварительной договоренности по телефону 8(909)974-62-99.
Кафе в непосредственной близости от мемориала отсутствуют, однако по
предварительной договоренности возможно пообедать в трапезной воскресной
школы. При храме также действует мемориальный центр «Бутово», в котором
можно получить консультацию по поиску репрессированных родственников.
Телефон центра 8(909)637-17-33.
Адрес храма:
142720 Московская обл., Ленинский р-н, пос. Бутово, ул. Юбилейная, д.2.
Тел/факс: 549-22-24, 549-22-22. Официальный сайт Martyr.ru
Кирилл МИЛОВИДОВ |