Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
В течение 9 – 14 октября 1937 года капитан НКВД СССР Михаил Родионович
Матвеев (образование 2 класса школы - ред.) расстрелял в Сандармохе
ровно 1111 человек, значительно перевыполнив тем самым план по
расстрелам, единолично расстреливая в сутки около 150 "врагов народа".
Сам Михаил Родионович считал, что просто выполнял "производственную
задачу". |
Процитирую одну из самых фундаментальных монографий на тему, чтобы уяснить контекст появления лесных лагерей: "С
середины 1937 г. система мест заключения оказалась в новых условиях.
Власть развязала массовый террор в самых жестоких формах. Достаточно
отметить, что число расстрелянных увеличилось с 1118 в 1936 г. до 353
074 в 1937 г.( ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2740. Л.42.). В места
заключения хлынул невиданный поток. За 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1
апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800
000, превысив 2 миллиона единовременно сидящих. |
Сталинисты и советские патриоты незаслуженно умалчивают о ещё одном типе
«стахановцев» – палачах НКВД. Среди них есть настоящие рекордсмены:
генерал Василий Блохин лично расстрелял 20 тыс. человек, Пётр Магго – 10
тыс. Большинство из палачей умерли своей смертью, похоронены с
почестями и до сих пор чтимы силовиками. |
Речь идет не о Мальчике-с-Пальчике и не о Ване и Маше, а о
детях 11-14 лет из поселков Чер-кесск и Каригод. Это школьники. Они обязаны
работать на лесоповале. Специальной детской нормы нет, а выполнить обычную
человеческую норму, которую справедливость требует назвать буквально
«нечеловеческой», разумеется, им не под силу. Эта работа дает детям право
купить себе пайку хлеба в 700
грамм. Но даже если бы они предпочли свой иждивенческий
паек хлеба в 150 грамм,
им бы этого не разрешил леспромхоз, чьими крепостными является все местное
таежное население. Больно смотреть на этих малышей в отцовских картузах и
материнских кофтах, ловко орудующих лопатами и поразительно сноровисто
откатывающих стягами лесины! Четырнадцать таких мальчишек и девчонок даны мне для выполнения вспомогательных работ на прокладке узкоколейки. |
Его имя много раз встречается в рассказах Варлама Шаламова, посвященных Вишерлагу и Дальстрою. И там и там он был главным начальником. Эдуард Берзин — легендарный соратник самого Дзержинского — был брошен из Москвы на работу в лагерную сферу. Может быть, Берзин принял близко к сердцу призыв партии к освоению бескрайних просторов родины. А может, искал место, где его власть ничем не была бы ограничена. И все же, пусть и в очень далекой, но столице, где пребывали его гэбистское начальство и сослуживцы, о Берзине не забывали. Когда вышел срок, он получил свою «черную метку» — телеграмму с вызовом в Москву. |
Я еще не знала, что в Советском Союзе все население разделено на огромное количество классов и каст, враждебных друг другу. Я еще не знала, что есть партийцы высшего сорта - авгуры; что есть партийные руководители, которые обязаны притеснять всех стоящих ниже, будучи сами использованы как исполнители партийных директив: у них нет своей воли, но есть власть. Значительно позже я выяснила, что есть еще одна разновидность партийных: это те, у которых нет ни воли, ни власти, но есть партбилет. Они нужны в роли барана-предателя. Как известно, бараны покорно следуют за тем бараном, который идет впереди. Бараны, как, впрочем, любое животное, пригнанное на бойню, чуют недоброе, и заставить их пойти в цех убоя порой почти невозможно! Тут-то и нужен специальный баран, приученный подчиняться руководству. Изо дня в день входит он в цех убоя, и все обреченное стадо покорно следует за ним. |
В машине нас было несколько человек, но запомнила я лишь
трех. Прежде всего, мальчик лет восьми-десяти - Недзведский из деревни
Воловица. Его родителей, мелких помещиков (в кавычках, так как от
помещиков-предков у них осталось пять-шесть десятин земли и полуразрушенная
избушка на семью из пяти или больше человек), забрали ночью, а мальчик гостил
у бабушки в деревне Боксаны, верстах в пятнадцати от Сорок. Теперь его, маленького и беспомощного, без шапки и пальто,
чужие люди везли в чужую сторону, неизвестно куда, и перепуганный ребенок
посинел от слез и захлебывался от горя. Больно было смотреть на него! Но и другие две девочки производили не менее жалкое
впечатление: они были в белых бальных платьицах и в белых же туфельках на
высоких каблучках. Это были сестры, окончившие среднюю школу: сегодня у них
был «белый бал» - первый бал в их жизни, к которому они так готовились и
первый раз в жизни одели высокие каблучки и сделали прическу. Они жались друг к другу и цеплялись вдвоем за патефон с десятком пластинок - все их имущество. Взяли их прямо с бала. Где родители, они не знали. Они не плакали, а только дрожали мелкой дрожью, хотя июньский день был очень жаркий. |
У Пети Малинды (он занимался скупкой свиней, изготавливал колбасы и
торговал мясом) квартировали военные, в том числе политрук, в прошлом
матрос, очень любивший поговорить на политические темы. Как-то, присмотревшись к тому, как живут у нас рабочие, отнюдь не богатые люди, он с досадой воскликнул: - Мы 23 года боролись, голодали, всякие лишения переносили, чтобы принести трудящимся всего мира свободу... А вы тут жрете колбасы и белый хлеб! Девчонка, прислуга Малинды (это было как раз на посиделках: у нее собрались прясть шерсть, а парни пришли со скрипкой и флейтой - все веселились, и, как положено, на столе было приготовлено угощение - традиционные голубцы, пироги, колбасы, вино), спросила его: - А разве мы вас просили голодать 23 года, чтобы освободить нас от колбасы и белого хлеба? Очень скоро, месяца через два после освобождения, начали приезжать из-за Днестра семьи советских военнослужащих с детьми, бабушками, тетками... Удивительно, сколько «родственников» нахлынуло со всех концов! Нельзя сказать, что они вели себя корректно. Нам была непривычна такая картина: кинулись они покупать все, что только попадалось на глаза! Торговля шла очень бойко, но не слишком честно. Я даже не могу понять, как это торговцы позволили так обвести себя вокруг пальца? Ведь владельцы магазинов были сплошь евреи, а глупого еврея в природе найти так же невозможно, как и медленного зайца! В это время в Бессарабии имели хождение одновременно и русские рубли и румынские леи, но по курсу 1 лей = 2,5 копейки! Литр молока стоил 2 лея, то есть 5 копеек; килограмм сахара - 14 лей, то есть 35 коп., килограмм сала - 20 лей, то есть 50 копеек, хромовые сапожки - 150 лей, то есть 4 р. 50 коп. Имея рубли, они покупали не то что отрезы, а целиком штуки сукна, а кожи (хром, шевро) такими тюками, что едва могли их нести. Как-то я пожаловалась: - Очень мало в обращении копеек! Иногда пятачка невозможно разменять! - Скоро копейки больше не понадобятся. Будут рубли, - сказала Паша Светличная, военфельдшер, жена младшего лейтенанта Гриши Дроботенко, квартировавшего у старушки Эммы Яковлевны. Значение этих загадочных слов стало понятно лишь тогда, когда леи были изъяты из обращения и цены были приравнены к ценам, существовавшим внутри Советского Союза. К этому времени товары уже успели перекочевать к владельцам рублей. А впрочем, если бы купцы и могли предвидеть такого рода трюк, разве смогли бы они избежать грабежа? Пожалуй, нет: для жителей «освобожденной» Бессарабии закона не существовало. |
23-летний художник Владимир Тимирев был арестован в 1937 году. Его
мать, Анна Васильевна Тимирева - невенчанная жена адмирала Колчака - три
десятилетия провела в тюрьмах, лагерях, ссылках. О том, что Володя
(Одя, как его называли в семье) никогда не вернется домой, его родным
стало известно только в 50-е годы . А в 90-х группа исследователей
сумела обнаружить место гибели Владимира и тысяч таких, как он. В
подмосковном Бутове (сейчас это один из крупных жилых районов) только за
15 месяцев 1937-38гг были расстреляны и закопаны во рвах 20 671
сталинский заключенный. Бывший полигон НКВД по-прежнему обнесен глухим
забором с колючей проволокой. Теперь на месте казни построен храм, а за
забором - воскресная школа, где недавно была устроена выставка картин
Владимира Тимирева.
|
Люди, деморализованные натуральными поставками, которые
растут, как «драконовы зубы»,* режут напропалую коров и волов. Рассуждают они
примерно так: «С земли пришлось сдать столько, что себе ничего не осталось.
Землю, значит, обрабатывать не стоит -все равно ничего не получишь!
Следовательно, волов надо зарезать, так как продать их невозможно: нет на них
покупателей. Да и деньги... Никак не поймешь, деньги они или нет? Опять же, и
кормить скот нечем. Что же касается коров, то говорят, что государству
придется сдать и молоко, и масло, и мясо, и даже кожу. Никто не может себе
представить, путем какого фокуса с живой коровы можно сдать полкожи и центнер
мяса (я сама куда позже постигла, каким путем можно это устроить)? А значит, и
корову надо тоже зарезать». Агроном без всяких
комментариев просто привел статистические данные: летом, до «освобождения»,
было 2400 голов крупного рогатого скота - волов и коров, а к осени осталось
едва 800... Собаки так объелись мясом, что едва шевелятся. Я видела агронома после подачи докладной записки. На нем,
как говорится, лица не было! Он был бледен как мел... За него так взялись, что полетели пух и перья! Как он смел распространять подобные клеветнические выдумки, имеющие целью спровоцировать акты вредительства?! Сейчас же он должен вернуться на место, подсчитать все и выступить с докладом о том, каким толчком было освобождение народного хозяйства! Иначе - тюрьма сроком не меньше чем на десять лет! Через неделю он выступил с докладом: скота вместо 2400 голов было уже около трех тысяч! |
Народ, действительно, сумел стереть с лица земли все то, что создавалось годами: весь скот до последнего поросенка был перерезан. Даже корова Вильма - золотая медалистка, дававшая 29 литров молока в день при жирности 4 и даже 4,75 процента, - не была пощажена. Человек, ее получивший, Иван Мандаджи, попытался ее продать: сперва в Домбровенах, а затем в Сороках. Следующей ярмарки ждать он не стал: сам зарезал. Половину мяса пришлось выбросить: продать не смог, а засолить не догадался. А Вильма была стельная... Мяса у всех было достаточно. Особенно свинины. Бедные ланкастеры! С каким трудом я их раздобыла! В Аккерманском уезде. Везла я их летом. Жара! И как я радовалась, что скоро порода эта будет распространена повсеместно. Что выиграл на этом народ? |
В детдоме Рыковского района умерли от истощения в апреле 46 детей, в мае
— 14, в то же время продукты и деньги детдома расхищаются. Так, во
второй квартал из 120 кг растительного масла взято 77 кг партактиву, 17
кг — политотделу, из 540 кг мяса большая часть раздана районным
работникам. Из отпущенных 37000 рублей Рик выдал детдому только 7 тысяч,
остальные истратил на другие нужды. Администрация издевалась над
детьми, избивала и сажала в карцер. По этому делу привлечены к уголовной
ответственности зав. РОНО, зав. Райснаб, зав. детдомом и другие.
Остались безнаказанными ответственные работники Райкома и Рика, знавшие
об этих преступлениях. Необходимо обеспечить быстрый разбор дела в суде,
строжайше наказав всех виновных, в том числе районных руководителей.
(Зачеркнуто: «Предлагается лично Вам ускорить следствие», «и принять
меры по оздоровлению положения в детдомах всей области. Результаты
доложите».) |
В особенно тяжелом положении находится детское население. Приведенные
выше данные о жилищных условиях, питании, одежде буквально пагубно
отражаются на детях и смертность среди них огромная, так, на комбинате
«К» в г. Перми за два месяца август — сентябрь умерло около 30% всех
детей, в Н. Лялинском районе за год родилось 87, а умерло 347, в
Гаринском районе родилось за 2 месяца 32, а умерло 73 и вся эта
смертность в подавляющем большинстве за счет детей. Казалось бы, что
вопросу осокращении детского населения, как будущей рабочей силе
районов спецссылки, следовало бы уделить особое внимание. Необходимо
организовать ясли, а между тем в этом вопросе на фоне общей
недостаточной ясности, особенно неясно. Ни Облздрав, ни органы ГПУ здесь
не имеют не только указаний по поводу яслей, но и ответа на свои
запросы по данному вопросу не получают |
В субботу, 9 июля, у нас в Цепилове был митинг. Я не пошла: была занята прополкой свеклы, что росла на опушке леса. Издалека до нас долетали взрывы смеха, галдеж. Изредка свист. Вечером ко мне пришли несколько пареньков. - Ой, смеху было! Собрались мы. И вот приехали какие-то начальники. Стали всяко-разно говорить: «Мы, вас освободили, раскрепостили. Теперь у вас будет новая, счастливая жизнь! Вот у нас в колхозах получают даже по 2 килограмма на трудодень». Мы чуть со смеха не повалились! Чтобы мы за 2 килограмма хлеба работали, да на своих харчах! Тогда выступили Спиридон Мотрук и Леня Волченко. Они бедняки: ни кола ни двора - им и говорить ловчее. Их-то никто не попрекнет, не заподозрит! «Да что вы, - говорит Спиридон, - зачем мне ваши 2 килограмма в колхозе? Я пойду косить к нашей барышне и получу 50 килограмм в день. И накормят меня пять раз от пуза, а вечером кварту вина вдобавок!» И все поддержали: «Верно, - говорят, - не нужно нам ваших двух килограммов! Мы своим курам больше насыпаем!» На том и кончилось... Увы! Я тогда и не поняла, что именно на этом окончилось все мое благополучие, все мои труды и надежды! Отныне судьба моя была предрешена. Впрочем - нет: предрешена она была куда раньше. А теперь все было лишь ускорено и обставлено самым впечатляющим образом. |
Вот и улица Блохина — бывшая Церковная. Эти два дома стоят рядом. Про бывшую котельную в подвале общежития на Блохина, 15 — «Камчатку» Цоя — знают многие, даже губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Все стены этого дома исписаны фанатами, и висит доска с барельефом Цоя. Жуткую историю соседнего дома — на Блохина, 17, — знают, наверное, всего несколько человек. Ни одной мемориальной доски на нем нет. Хотя книги, написанные бывшими жильцами этого дома, известны сейчас во всем мире. До 1925 года здесь располагался Ленинградский восточный институт, при нем селились востоковеды. Потом институт переехал, а ученые остались. В конце 30-х, особенно в 37-м, многие квартиры потеряли своих жильцов, а Россия — целую науку. |
Сценическая культура и техника соловецкого театра того времени стояла на такой ступени, что несколько позже, когда актеры были освобождены от общих работ, он мог ставить по две премьеры в месяц. Раз даже была постановлена оперетта "Тайны гарема” с оркестром, хором и балетом, причем "танец негритят” исполняли… дети комсостава Соловецкого особого полка, обученные артистом балета – каторжником Шелковниковым. Странные, полные контрастов отношения были
между тюремщиками и каторжниками в спутанные, неустоявшиеся годы
взвихренной Руси. Конвой охраны вечером с жаром, до самозабвения
аплодировал тем, кого наутро мог пристрелить или заморозить в лесной
глуши.
Автор этих строк играл в скэтче своего
сочинения, являясь на спектакль и репетиции непосредственно из строгого
карцера, куда он попал за неумеренный протест против несправедливостей
надсмотрщиков, штат которых был сформирован из грузин меньшевиков,
участников восстания 1923 года. |
|
Очередные фотокопии актов об исполнении смертных приговоров по одному из
групповых дел, созданных сотрудниками ОГПУ в начале 1930-х гг. - т.н.
"заговору в сельском хозяйстве". |
|
Из письма: "В 1929 г. После повторного обложения налогом на поставку
хлеба, которого отец выполнить не мог, так как не было хлеба, его
арестовали и увезли в тюрьму г. Ачинска. После тщательного обыска хлеба
не нашли и арестовали нашу мать и также увезли в Ачинск. В 1930 году
мать освободили и выселили нас из дома, отняли остатки хлеба, две
лошади, две коровы, овец, хозпостройки, мебель, и поселили нас в
помещении церковной сторожки, непригодной для проживания в зимнее
время. Родственников в селе у нас не было, и питались мы тем, что
подадут односельчане. Посещать школу мне с сестрой запретили. Весной 1931 г. нас, пятерых детей и мать (отец был в тюрьме), посадили в повозку и под конвоем увезли сначала в райцентр, потом вместе с другими собранными из района повезли на повозках под конвоем в Томскую область, с.Тегульдет. Река Чулым в то время вышла из берегов от паводковых вод и разлилась на несколько километров. Перевозили через Чулым всех семьями в лодках и поэтому взяли с собой только то, что могли унести на себе. Что мы могли унести? Мать несла на руках полугодовалую дочь, сестра 15ти лет несла бельё и посуду, я 11ти лет, нес мешок сухарей, брат семи лет тоже что-то нёс, а брата пяти лет приходилось постоянно вытаскивать из грязи, по которой нам приходилось идти по тайге до «центральных гарей», где находилась комендатура. 14 километров, которые нам пришлось пройти, нага семья преодолела на четвёртый день Вместе с нами из нашего села были высланы ещё 4 семьи, которые к нашему приходу построили общий «шалаш», где выделили угол и нам. Зиму жили в землянках, все переболели тифом, а мать умерла зимой 1931-32 г. Мы все кроме старшей сестры заболели цингой, могли передвигаться с трудом на четвереньках. Весной 1932 года нас поместили в детдом там же на «центральных гарях»." |
В публицистике и в научной литературе уже много написано о гибели в СССР
политзаключенных в годы тоталитарных репрессий. Трагическая статистика
достаточно достоверно сообщает о количестве приговоренных к высшей мере
наказания (ВМН) — расстрелу по ст. 58. По данным Общественного центра
им. А. Д. Сахарова таковых было около миллиона1. Но это — только
расстрелянных. Всего же уничтоженных в ходе политических репрессий — в
десятки раз больше2. Видимо, гибель политзаключенных в тюрьмах и лагерях
в результате целенаправленной, организованной деятельности
администрации этих карательных учреждений следовало бы называть
умерщвлением или, еще точнее, — убийством. Как иначе назвать факт гибели
50 % карачаевцев во время их противозаконной депортации с Северного
Кавказа в Казахстан и Сибирь?! |
На второй день прибытия первого эшелона 19/V выпал снег, поднялся ветер,
а затем мороз. Голодные истощенные люди, без кровли, не имея никаких
инструментов и в главной своей массе трудовых навыков и тем более
навыков организованной борьбы с трудностями, очутились в безвыходном
положении. Обледеневшие, они были способны только жечь костры, сидеть,
лежать, спать у огня, бродить по острову и есть гнилушки, кору, особенно
мох и пр. Трудно сказать[,] была ли возможность делать что либо другое,
потому что трое суток никому продовольствия не выдавалось. По острову
пошли пожары, дым. Люди начали умирать. Они заживо сгорали у костров во время сна, умирали от истощения и холода, от ожогов и сырости, которая окружала людей. Так трудно переносился холод, что один из трудпоселенцев залез в горящее дупло и погиб там на глазах людей, которые не могли помочь ему, не было ни лестниц, ни топоров. В первые сутки после солнечного дня бригада могильщиков смогла закопать только 295 трупов, неубранных оставив на второй день. Новый день дал новую смертность и т. д. Сразу же после снега и мороза начались дожди и холодные ветра, но люди все еще оставались без питания. И только на четвертый или пятый день прибыла на остров ржаная мука, которую и начали раздавать трудпоселенцам по несколько сот грамм. Получив муку[,] люди бежали к воде и в шапках, портянках[,] пиджаках и штанах разводили болтушку и ели ее. При этом огромная часть их просто съедала муку (так как она была в порошке), падали и задыхались, умирая от удушья. |
23 сентября Русская Православная Церковь чтит память новомученицы
Татианы (Гримблит). 75 лет назад, 23 сентября 1937 года Татьяна
Николаевна Гримблит расстреляна на полигоне в Бутово. Отвечая на вопросы о том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит говорила: "Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь заключенным и церковь". |
Мы продолжаем наш цикл передач, посвященный 75-летию Большого террора в
СССР. Сегодня в нашей московской студии наш гость из Новосибирска
Алексей тепляков, кандидат исторических наук, автор монографии "Машина
террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941 году".
|
Нечего говорить, что все эти "инженеры человеческих душ", благополучно пережившие сталинское лихолетье, были превосходно осведомлены о лагерной мясорубке и, пускаясь в дальние вояжи по новостройкам, отлично знали - знали как никто! - что путь их через болота и тундру устлан костьми на тысячах километров... Знали, что огороженные ржавой колючей проволокой, повисшей на сгнивших кольях, площадки - не следы военных складов; что обвалившиеся деревянные постройки - не вехи триангуляционной сети, а вышки, с которых стреляли в людей. Видели на Воркуте распадки и лога, где расстреливали из пулеметов и закапывали сотнями "оппозиционеров"... И среди них - прежних их знакомцев и приятелей по московским редакциям... |
Вода, вода, вода — без конца и края. Мы, имевшие по пяти буханок на каждого, шли около недели. Найденная нами тропинка вывела нас к уединенной молочной ферме. Мы спрятались и стали внимательно прислушиваться, а через некоторое время отправили Сазонова за пищей. Когда он вернулся с хлебом и маслом, нам бросилось в глаза, что из избушки выбежала крестьянка и заспешила к лодке, стоявшей на берегу. Было ясно: в этом доме живут коммунисты, и женщина отправлялась за красноармейцами. Мы сделали несколько выстрелов в ее сторону; она испугалась и вернулась в дом. Мы дочиста разграбили этих коммунистов: забрали кадку масла, большое количество хлеба и всю имевшуюся у них рыбу. У нас оказалось так много провизии, что даже Бессонов и я, которые обычно шли во главе отряда с одними только винтовками и прокладывали путь, теперь несли на плечах каждый по мешку. К этому времени наша одежда превратилась в лохмотья. Колючие кустарники изодрали ее в клочья. Ботинки разваливались прямо на глазах. Наши всклоченные бороды свалялись, лица стали невероятно грязны, на коленках и локтях зазияли дыры. В общем, мы выглядели, как людоеды или беглые каторжники, которыми и являлись на самом деле. |
В стародавние времена все монахи в Кремле и все святые обитатели пещер имели маленькие погребки для хранена съестных припасов, выдолбленные в больших камнях, неподалеку от их жилищ. Погребки в три-четыре фута глубиной не имели дверей, и провизия опускалась в них сверху, через маленькие отверстия. Это и были знаменитые «каменные мешки». Чекисты подводили заключенного к «мешку» и спрашивали: «Как ты хочешь влезть туда — вниз головой или вниз ногами?» Если арестант влезает в «мешок» вниз головой, то его больше бьют «смоленскими палками» по спине и ногам; если же вниз ногами, — его колотят по голове и лицу. Избиение продолжается до тех пор, пока все его тело целиком не войдет в «мешок», слишком низкий для того, чтобы стоять во весь рост. Поэтому истязаемый должен находиться в коленопреклоненном положении, с вытянутой вперед головой. Нахождение в «мешке» продолжается от трех дней до недели. Пайки тут те же, что и на «Секирке». Очень немногим удается вынести эту средневековую пытку. |