Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Начиная с 90-х годов официальными целями преобразования России являлось построение демократического правового государства и многоукладной, эффективной, социально ориентированной экономики. В реальности пришедший к власти крупный капитал и бюрократия на приоритетное место поставили собственные интересы. Они сделали ставку на создание криминализованной клановой сырьевой экономики с «быстрой» прибылью и минимальными инвестициями в основной капитал.
В результате произошла деградация промышленного потенциала и распад научных коллективов во всех отраслях экономики страны, потеря финансовой независимости страны. Россия перестала быть самодостаточной: она слишком сильно зависит от нестабильного углеводородного рынка, от глобальной экономики и импорта высоких технологий. При создании новой системы существовавшая ранее плановая экономическая система были разрушены. Но введение права частной собственности и самостоятельной экономической инициативы, которые следует отнести к числу достижений, не ведут автоматически к успеху в развитии экономики. На смену социалистической системе пришла не многоукладная и даже не рыночная экономика, а некая смесь бюрократического и псевдорыночного регулирования экономической деятельности, всесилья кланов, региональных феодалов, глав госкорпораций и олигархов. Основной итог прошедшего, провального в экономическом плане, 25- летнего периода – Россия снова стоит перед выбором: «Что делать с экономикой?». Пришедшая в нулевые годы к власти новая генерация управляющих элит подтвердила приверженность внешне разумным общепринятым целям развития экономики: «России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие»[1]. В действительности не удалось реализовать ни одного из трёх основных требовании к нормальной экономике: 1. Экономика должна быть основана на легитимной базе. Состояние должно быть получено не криминальным способом. Реальная ситуация в России такова: на смену криминальной приватизации 90-х пришла теневая экономика, тотальная коррупция и криминальный вывоз капитала. Тотальная коррупция сохраняется на уровне почти $300 млрд. в год[2],[3],[4],[5], объём оборота теневой экономики (неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ) составляет 40 - 50% от ВВП[6],[7], чёрного рынка 11,8 % от приходной части госбюджета[8], хищения при госзакупках измеряется триллионами рублей[9], [10], а годовой вывоз капитала достиг $151,5 млрд. (2014 г.). По уровню организованной преступности Россия занимает 101 место (чем выше коррупция, тем больше место) в мире (2014 г.)[11]. В составе российских министерств - 18 «воров в законе», в администрации Президента РФ - два криминальных «авторитета» (2001 г.)[12]. В нулевые годы на смену коронованным ворам в законе во власть пришли долларовые мультимиллионеры и миллиардеры (в ГД V созыва и СФ РФ было более 40 депутатов), что также не увеличивает авторитет и легитимность власти (согласие народа с властью). Доля экономики, контролируемая организованной преступностью, составляет до 20 % от объёма экономики[13] и 40 - 60% от числа предприятий [14]. Доля фирм, платящих криминалу 78%[15]. По эффективности правовых рамок в урегулировании экономических споров Россия занимает 110 место в мире[16]. Утверждение, что в 2014 г. в России было куплено 400 тыс. бейсбольных бит и 2 бейсбольных шарика отлично иллюстрирует этот факт.
2. Экономика должна быть эффективной. Она должна обеспечивать производство необходимого для нормальной жизни количества материальных благ и услуг при минимальном негативном влиянии на Природу. В реальности более 50% предприятий (без малого бизнеса и бюджетных учреждений) являются убыточными. По расточительности государственных расходов Россия занимает 87 место в мире. Страна живёт за счёт экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и угля. Их доля в общем экспорте составляет 76,4% (2014 г.). По конкурентоспособности экономики в целом Россия занимает 68 место в мире из 152[17]. По конкурентоспособности в области IT технологий – 46 место из 66[18]. Россия в пересчёте на душу населения обладает колоссальной природной составляющей национального богатства: в 6 раз больше, чем в США, и в 20 больше, чем в Германии, Великобритания или Франция[19], но занимает 69 место по душевому ВВП[20]. Расходная часть бюджета на душу в России меньше, чем в Италии – в 6,7; Франция – в 8,65, США – в 4,2 и даже Греции – в 5,3 раза[21]. На территории России продолжает ухудшаться экологическая ситуация[22],[23]. Уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно растёт. Эмиссия углекислого газа за 2001 -2011 г.г. выросла на 18 % (с 10,7 до 12,6 т на человека). Средняя скорость роста концентрации CO2 на территории РФ составляет 0,5 % в год. Качество атмосферного воздуха в городах является неудовлетворительным (2014 г.). · В 21 % городов отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК. · В 69 % городов средняя за год концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК. · В 2014 г. участки, почва которых загрязнена пестицидами выше установленных гигиенических нормативов, обнаружены на территории 9 субъектов РФ. · На большинстве водных объектов РФ в 2014 г. по ряду ингредиентов наблюдалось превышение ПДК от 10 до 100 раз.
3. Экономика должна быть справедливой. Это значит, что она действует в интересах большинства общества, поддерживает функции социального государства, гарантирует равенство граждан в распределении ограниченного ресурса и обеспечивает соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения. Но в России децильный коэффициент достиг 16,8 – это вдвое больше необходимого для социальной стабильности. Величина прожиточного минимума 10017 руб. (2 кв. 2015 г.). При этом минимальный размер оплаты труда (5965 руб.), средний размер социальной пенсии (6446 руб.) и даже назначенных пенсий (10030 руб.) в принципе не могут обеспечить достойную жизнь граждан[24]. Доля населения, проживающего ниже национального уровня бедности, составляет 11,2 % (2014 г.)[25].
В чем причина неудач? Число экономистов и политологов в стране зашкаливает, но продолжает отсутствовать единое понимание того, как надо преобразовать страну. Значительная часть властных элит вместо комплексного анализа стратегий развития занимается демагогией, популизмом и личным обогащением. Даже в нынешний период обострения отношений с Западом, правительство «уверенно» продолжает идти прежним курсом, объявляя при этом экономические провалы успехом. Как иначе оценить выступление премьера Медведев на «Гайдаровском форуме» в начале 2015 г.: «Все сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого…. Напротив, они являются следствием успешной реализации достаточно успешной политики последних 10- 12 лет»[26].
При определении стратегии развития власть России так и не смогла освободиться от догм и мифов экономических и политических теорий.
Миф 1. Экономика, основанная на частной собственности, является более эффективной, чем основанная на государственной собственности В действительности, ответ на вопрос: «Какая форма владения активами, частная или государственная, более эффективна и справедлива», зависит от целей деятельности управляющих элит и имеет не только экономический, но и политический аспект. Понятие абстрактной эффективности частной и государственной собственности, в отрыве от целей регулирования, лишено смысла, поскольку эффективность всегда необходимо рассматривать с позиции владельца, наёмного работника или общества в целом. Например, закрытие социально значимых предприятий хорошо с точки зрения бизнеса, поскольку они не эффективны или не приносят прибыли. Но не с позиций общества. Вопрос о справедливости экономической системы, основанной на частной или государственной собственности, сводится к вопросу: «На кого работает собственность?» · При государственной собственности соответствие труда и вознаграждения определяется бюрократией. · При частной собственности - определяется хозяином собственности. В обоих случаях работает так называемая «распределительная экономика» – вознаграждение определяется директивным путём и слабо зависит от результатов труда. Наёмный работник в условиях и частной, и государственной собственности фактически не влияет на соотношение труда и вознаграждение за него. Например, частная компания «Базовый элемент», принадлежащая миллиардеру Абрамовичу, служит его обогащению (только одна из трёх его яхт стоит стоит $1,2 млрд.). Точно так же, как государственная компания «Роснефть», обогащает её главу Сечина, установившего себе «справедливую» зарплату 6 млн. руб. в день[27]. Причем зарплата руководителя никак не связана с эффективностью работы компании и «эффективный менеджер» одновременно с повышением своей зарплаты считает моральным обратился в правительство с просьбой предоставить финансовую помощь компании из Фонда Национального Благосостояния в размере 1,5 трлн. рублей, что больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 г. (1,244 трлн. руб.)[28]
Поэтому, прежде, чем начинать национализацию необходимо понять – в чьих интересах она проводится. Национализация не будет соответствовать интересам большинства граждан, если отсутствуют реальные механизмы влияния на экономическую и политическую деятельность управляющих элит со стороны общества. Сегодня такие механизмы отсутствуют. Для их выработки необходимо развитие самоуправления, переход к сетевой политической демократии и к экономической демократии
Миф 2. Рынок является идеальным регулятором экономики Рынок представляется как некая божественная сущность, всё ведающая и всемогущая. Он лучше нас знает, что нам надо и как этого достичь. Он никогда не ошибается и вмешательство государства, согласно либеральным теориям, разрушает идеальный рыночный механизм регулирования, нарушает эффективность и справедливость. В действительности построить стабильную экономическую систему на основе регулирования через положительную обратную связь (рост прибыли) принципиально невозможно. Подтверждение этому – кризисы, которые всегда сопровождают экономические циклы. По какому бы параметру (индикатору) мы не оценивали состояние рыночной экономики, она всегда принципиально нестабильна, что связано с неспособностью рынка эффективно регулировать экономическую систему.
Миф 3. Роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство Не лучше ситуация и у экономистов, которые предлагают построить экономическую систему, основываясь на другом мифе – роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство. Ему приписывается роль всё ведающей и всемогущей регулирующей сущности, определяющей для нас план экономической деятельности и правила оптимального и справедливого распределения. Именно эта цель была на знамёнах социализма. В действительности реальному социалистическое общество жило по авторитарным декретам и по неписаным правилам, которые определяла партийно-административная номенклатура, преследующая вполне земные цели. Предполагается, что государство, от имени которого выступает бюрократия или партийно-административная номенклатура, которая не ошибается и не нуждается в каких либо внешних механизмах корректировки. Но мы хорошо помним, сколько ошибок допустило государство. Принципиально, что в обеих системах общество является лишним за столом, где определяются правила работы экономической системы. Наёмные работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от возможности влияния на организацию труда и распределение его результатов. Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).
Миф 4. Бюрократия (или партийная номенклатура) управляет государством по поручению народа, от имени народа и в интересах народа. Этого мифа (в различной редакции) придерживаются сторонники как капитализма, так и социализма. Бюрократия, как и партийная номенклатура, управляет государством от имени народа, но отнюдь не в интересах народа. Система имитационной демократии позволяет власти принимать практически любые решения в корыстных и амбициозных интересах бюрократии, крупного капитала или номенклатуры. В действительности понятие «власть народа» лишь запутывает тот факт, что и при капитализме и при социализме управление экономикой и политикой идёт от имени абстрактного народа, который якобы формально является высшей властью и якобы управляет государством через систему политической демократии. Демократия действительно может являться эффективным способом согласования интересов различных слоев общества. Однако реальные «демократические» механизмы весьма несовершенны и сильно зависят от административных, информационных и финансовых ресурсов. Следствием этого является формирование управляющей элиты (суррогата элиты), абсолютно независимой от общества. Это ведёт, при любом из рассмотренных выше экономических укладов, к возникновению т.н. «имитационной демократии», системы, в которой интересы большинства членов общества не учитываются. Ограничение прав народа создаёт предпосылки для формирования паразитической экономической системы - получение денег из воздуха за счёт финансовых спекуляций, процентной и виртуальной экономики, за счёт коррупции и криминала. В результате раздел результатов труда не определяется реальным участием в производительном труде. Интересы народа учитываются лишь в той степени, чтобы не вызвать социального взрыва.
Миф 5. Политическая демократия может быть реализована без экономической демократии Политическая демократии не может быть реализована без экономической демократии. Сейчас вес в политической системе одного олигарха не сопоставим с весом рядового гражданина, формально имеющего право одного голоса. Экономическая демократия - материальная основа для развития других форм демократии. Экономическая демократия может развиваться как на микроуровне - через участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), так и на макроуровне - в масштабах экономики страны в целом. Экономическая демократия может воспрепятствовать бюрократизации хозяйственной сферы при государственном регулировании экономикой и является альтернативой рыночному хозяйству, которое исключает рядового труженика из сферы принятия решений экономического характера. Главным препятствием для утверждения экономической демократии является высокая концентрация экономической власти в руках государственной бюрократии, олигархических групп, преступных кланов. Нынешняя ситуация в России характеризуется крайним экстремальным распределения экономической власти. На долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех богатств. В США эта величина составляет 37% всех богатств, в Европе - 32%, в Японии - 17%[29]. В этой ситуации особенно актуален не только переход от имитационной политической демократии к реальной (приобщение народа к политической власти), но и переход к экономической демократии (приобщение народа к экономической власти). При отсутствии политической и экономической демократии идёт формирование управляющих элит, работающих исключительно на удовлетворение эгоистичных корыстных и амбициозных интересов.
Миф 6. Успех развития страны зависит от успешного перехода на траекторию развития Западной цивилизации Продолжает оставаться популярной позиция, что не надо «умничать» и следует просто скопировать «успешную» Западную политическую и экономическую систему. При этом умалчивают, что эта система основана: · на паразитизме развитых стран по отношению к внешнему миру; · на паразитизме национальных элит по отношению к собственным гражданам; · на паразитизме людей по отношению к Природе и к будущим поколениям; · на столкновении интересов национального развития отдельных государств. Серьёзные проблемы создаёт и цель развития: строительство общества потребления. В замкнутой системе, какой является Земля, неограниченный рост потребления не может являться основой развития экономики. Уже сегодня нарушено равновесие между потреблением людьми природных ресурсов и способностью Земли к регенерации, к восстановлению ущерба, причиняемого планете техногенной деятельностью человека. Мы уже потребляем в 1,5 раза больше ресурсов, чем может дать Земля. Под угрозой уже оказались биоразнообразие природы, запасы чистой воды, атмосфера, качество с/х земли, не возобновляемые природные ресурсы, климат. Мир производит в 1,5 раза больше пищи, чем это необходимо, но, по данным ФАО (ООН), в состоянии хронического голода находится 870 млрд. человек (2014 г.).
Выводы 1. Работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от влияния на организацию труда и распределение его результатов. Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии). 2. Для выхода страны из нынешнего экономического и политического тупика необходимо ограничить политическую власть крупного капитала и коррумпированной бюрократии. Одним из шагов в этом направлении является национализация стратегических природных ресурсов, введение социального пая, самоуправление, создание новых механизмов выборов и контроля власти. 3. Национализация - это лишь предпосылка для вывода части финансового ресурса из-под контроля олигархических групп. Она будет соответствовать интересам большинства граждан, только если будут созданы реальные механизмы контроля общества за деятельностью управляющих элит: самоуправление, политическая и экономическая демократия. 4. Корректно проведённая приватизация также может способствовать укреплению реальной демократии, если она выводит экономическую власть из-под контроля бюрократии, но не передаёт активы в руки крупного капитала. 5. Если мы не найдём способа приобщения общества к управлению экономикой, то ситуации станет социально нестабильной, чем могут воспользоваться силы, заинтересованные в дезинтеграции России, что приведёт к власти ещё более опасные для страны элиты. [1] В. Путин. Первое послание Президента РФ Федеральному Собранию (2000 г.) http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml [2] Коррупция за 4 года: исследования Фонда ИНДЕМ. http://www.anti-corr.ru/indem/2005diagnost/2005diag_press.doc [3] Александр Буксман. Первый заместитель Генерального прокурора России. Интервью "Российской газете". http://anticor.wildfield.ru/analit/kortov.html [4] Коррупция в России как система "распилки" ВВП. 2010. http://newsland.com/news/detail/id/580475/ [5] Transparency International’s Corruption Perceptions Index. 2014. http://www.transparency.org/cpi2014/results [6] Теневая экономика в России. Центр управления финансами. http://center-yf.ru/data/economy/Tenevaya-ekonomika-v-Rossii.php [7]Global Financial Integrity (GFI). 2013. Цит. по Форбс. Теневую экономику России оценили в 46% ВВП. http://www.forbes.ru/news/234247-tenevuyu-ekonomiku-rossii-otsenili-v-46-vvp [8] "Black Market Products Index". Havocscope. Retrieved 2013-01-10. http://www.havocscope.com/country-profile/ [9] Медведев оценил воровство в системе госзакупок в триллион рублей в год. 2010. http://lenta.ru/news/2010/10/29/punish/ [10] Е. Письменная. «Медведев: воровство при госзакупках превышает триллион рублей». 31.10.2010. http://www.zahvat.ru/show/news/medvedev-vorovstvo-pri-goszakupkax-prevyshaet-trillion-rublej [11] Global_Competitiveness_Report_2015-2016. http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf [12] Ильин, О. С. Некоторые аспекты состояния организованной преступности в политической сфере жизни общества. 2002. Цит. по Репецкая А.Л., профессор, доктор юридических наук. «Российская организованная преступность в постсоветский период: основные тенденции динамики состояния и структуры». http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/repezkaya%2818-12-05%29.htm#_ftn13 [13] Репецкая А.Л. Профессор. «Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия». Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. 2005. http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/repezkaya(18-12-05).htm%23_ftn1 [14] Музалевская Е. А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва. 2006. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Muzalevskaja_EA/ [15] World Bank Group. 2009. http://www.enterprisesurveys.org/ExploreEconomies/?economyid=159&year=2009 [16] Global_Competitiveness_Report_2015-2016. http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf [17] Global Competitiveness Report 2012-2013. World Economic Forum. http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2012-2013 [18] The IT Industry Competitiveness Index. 2011. http://globalindex11.bsa.org/country-table/ [19] Д. Львов. Академик РАН. Контуры будущей России. Из доклада на секции экономики РАН. 14 ноября 2006 г. http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/06/679/31.html [20] CIA. World Factbook. 2015. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html [21] CIA. World Factbook. 2012. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html [22] Минприроды РФ. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в РФ за 2014 год. http://www.meteorf.ru/upload/iblock/4c0/Obzor_2014.pdf [23] РОСГИДРОМЕТ. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в российской федерации за 2014 год. http://www.meteorf.ru/upload/iblock/4c0/Obzor_2014.pdf [24] Росстат. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/ [25] WorldBank. http://data.worldbank.org/ [26] Медведев: Сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого. http://maxpark.com/community/13/content/3219741 [27] Бюджетники, получающие зарплату в 6 миллионов рублей в день, кто они? http://www.informdetox.com/?p=11410 [28] Игорь Сечин просит о помощи из-за санкций. http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/08/14/igor-sechin-prosit-deneg-iz-buduschego [29] Credit Suisse Research Institute. The 2013 Credit Suisse Global Wealth Report. https://publications.credit-suisse.com/tasks/render/file/?fileID=BCDB1364-A105-0560-1332EC9100FF5C83 http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9990&Itemid=35 | |
| |
Просмотров: 387 | |