Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Великий Князь Сергей Александрович родился 29 апреля 1857 года. Он был седьмым ребенком в семье Императора Александра II и его супруги, Императрицы Марии Александровны. «У императрицы вчера, 29 апреля, родился сын - маленький князь Сергей Александрович», - записала фрейлина императрицы, дочь поэта Федора Ивановича Тютчева, Анна Федоровна. - Никогда не забуду этот день, потому что испытала столько страхов и столько радости, сколько никогда в жизни». (А.Ф.Тютчева «Воспоминания. При дворе двух Императоров» М., 2008 г., с. 369). Отец Сергея, Император Александр II, прозванный в народе Царем - Освободителем, обладал редкими личными качествами. «Его основной дар - было сердце, доброе, горячее, человеколюбивое сердце, которое естественно влекло его ко всему щедрому и великодушному, и одно побуждало ко всему, что его царствование создало великого... Его сердце страдало за крепостных, и он даровал свободу 18 миллионам людей... Его сердце возмущалось неправосудием и взяточничеством, и он даровал России новые судебные учреждения... В его душе было что-то такое, что сделало его для России избранным орудием Божьего благословления, а имя его не только навеки прославленным, но и возлюбленным даже теми, кто видел вблизи его слабости и недостатки» (А.Ф.Тютчева «Воспоминания. При дворе двух Императоров» М., 2008 год. с. 31-32). Во время одной из детских игр, когда потребовалось назвать одного из великих людей всех времен и народов, самого близкого по сердцу маленький Сергей, не задумываясь, ответил: «Папа». Особенную привязанность на протяжении всей жизни Сергей имел к своей матери. Мария Александровна происходила из старинного немецкого рода Гессен - Дармштадских Герцогов, подаривших России двух Императриц и святую преподобномученицу Великую Княгиню Елисавету - супругу Великого Князя Сергея Александровича. В 1841 году семнадцатилетняя дочь Герцога Людвига II стала женой наследника Русского престола Цесаревича Александра Николаевича, перешла в Православие и получила имя Марии Александровны. И веру, и обычаи народа, ставшего ей родным, она приняла по глубокому сердечному убеждению и совершенно органично. После беседы с ней прославленный русский святитель митрополит Филарет (Дроздов) со слезами на глазах произнес: «Слава Богу, это истинно православная Царица». Во время торжественного венчания на Царство Государя Императора Александра Николаевича и Императрицы Марии Александровны, проходившего в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года, Императрица уже носила под сердцем своего седьмого ребенка, которому суждено было стать первым порфирородным сыном. Тогда же Император и Императрица дали тайный обет: если Бог дарует им сына, то нарекут его Сергием в память и благодарность Великому Угоднику Божию. И когда младенец появился на свет - Они исполнили свое обещание. С 1866 года, когда Великому Князю Сергею Александровичу исполнилось девять лет, началось его систематическое обучение. По обыкновению, в Царской Семье для каждого ребенка всегда разрабатывалась своя программа. Но главным воспитателем, конечно, стала для юного Сергея мама, Императрица Мария Александровна. Своим умом она превосходила не только женщин и истинную радость в жизни она находила в христианском служении. Значение личности матери было очень велико для всех детей Царской четы, и это сыграло большую роль в формировании внутреннего облика ее детей. Она всегда вникала во все подробности воспитания: «Сколько было разговоров самых разнообразных, задушевных, всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения», - вспоминал Государь Император Александр III (ГАРФ фонд 642 опись 1 дело 709 лист 15). Мария Александровна сама воспитывала своих семерых детей в строгой, прежде всего, церковной дисциплине, в соблюдении всех церковных установлений. «Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианскою верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру, и Церковь», - вспоминал Государь Император Александр III (ГАРФ фонд 642 опись 1 дело 709 лист 15). Вместе с Императрицей ранним воспитанием Великого Князя Сергея Александровича занималась Анна Федоровна Тютчева. Дочь великого поэта России, она была горячей патриоткой Державы Русской, преданной от всего своего сердца Российскому Престолу и Православной Церкви. Близкая к славянофилам, она в 1866 году вышла замуж за яркого представителя народа И.С. Аксакова. С 1860 года и до самого замужества она всецело занималась Великим Князем Сергеем, а позднее и его младшим братом, Великим Князем Павлом, Александровичами. Обладавшая даром слова и убеждения, с раннего детства она прививала воспитанникам любовь к Родине и к вере православной. Решающее значение для закрепления жизненных взглядов молодого человека имело общение с К.П.Победоносцевым, читавшим Великому Князю Сергею Александровичу курс гражданского права. Константин Петрович внушал Великому Князю твердые высоко моральные установки, ориентируя подопечного на жизнь мыслящего, трудолюбивого, ответственного человека. Великий Князь с детства хорошо знал и любил этого замечательного ученого и государственного деятеля, стойкого борца за национальную политику русского государства. Константин Петрович преподавал в Царской Семье еще с 1861 года и среди его слушателей был будущий Государь Александр III, старший брат Сергея Александровича. «Как и старший брат, Сергей с большой отзывчивостью воспринимал лекции мудрого правоведа, только теперь уроки проходили на фоне кипящей за окнами дворца политической жизни семидесятых годов с общественным раздражением на всех и на все, с периодическими выстрелами и взрывами охотившихся на Царя террористов. В этой раскаленной атмосфере начали выплавляться собственные политические взгляды Царевича» (Гришин Д.Б. Трагическая судьба Великого Князя. М., 2008 год. С. 19). Воспитателем Сергея Александровича, сменившим А.Ф.Тютчеву в 1864 году, стал Дмитрий Сергеевич Арсеньев. Неслучайно воспитателем Великого Князя был выбран человек военный, но, прежде всего, высочайшей нравственной жизни, твердых принципов и глубокой веры. Дмитрий Сергеевич станет другом Великого Князя до его гибели в 1905 году, но и после, пережив своего воспитанника, он не будет расставаться с ним, публикуя о нем свои воспоминания. В течение 21 года Дмитрий Сергеевич будет руководить своими воспитанниками, обоими братьями - Сергеем и Павлом. Выбор воспитателей для обучения Великого Князя проходил под непосредственным контролем Императрицы. Она была убеждена, что в случае удачного выбора наставника достигается известная преемственность в деле воспитания всех царских детей (ГАРФ фонд 648 опись 1 дело 16 лист 592). Законом Божиим с мальчиком занимался протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский. Императрица ценила его за благородство души и твердость убеждений, далекую от фанатизма. Потеряв свою жену и детей, о. Иоанн перенес нерастраченный запас отцовских чувств на воспитанника, проводил с ним много времени, играл в шахматы и шашки, вместе с ним обедал, разговаривал о всяких занятных вещах, умея при этом не ронять свой авторитет, но и не стеснять Великого Князя Сергея. Преподавателем же отец Иоанн был превосходным, ибо он преподавал с такой теплой любовью к своему предмету и искренней сердечностью, что нельзя было не полюбить историю Церкви. Постепенно он прошел с Великим Князем священную историю Ветхого и Нового Завета, все богослужения и подробный катехизис, причем, основательно и прочно утвердил все догматы православной веры в Великом Князе. Для Великого Князя отец Иоанн сам составил книгу, в которой изложил историю христианства и Закон Божий. Сергей Александрович берег эту книгу до конца своей жизни. Отец Иоанн обстоятельно познакомил ученика с другими религиями и ересями, что дополнительно утвердило Сергея Александровича в вере истинной. Благодаря этой системе преподавания Закона Божия Великий Князь уже с юных лет стал твердым и глубоко просвещенным в своих убеждениях. Великому Князю преподавали математику, географию, всеобщую историю, иностранные языки (французский, английский и немецкий), чистописание, словесность, физику, рисование, музыку, гимнастику, танцы и верховую езду. Любовь к живописи перешла к Великому Князю от матери, но он имел на этом поприще прекрасных преподавателей. С 1866 года Великий Князь учился рисовать у любимого религиозного художника Императрицы, академика живописи Александра Егоровича Бейдемана, строгого ревнителя православного письма. Так, именно академик Бейдеман написал все иконы для иконостаса Ливадийской церкви в Крыму. После смерти академика продолжил курс преподавания барон М.П. Клодт. Близко общался Великий Князь и с русским художником Т.А. Неффом. Его произведения «Моление о чаше» и «Ангел молитвы» всегда находились в покоях Императрицы. Видя любовь Великого Князя Сергея Александровича к живописи и его большую чуткость в понимании художественных красот, Нефф возглавил прогулки по Эрмитажу и сумел влюбить воспитанника в эти походы. В результате глубоких занятий живописью Сергей Александрович стал не только любителем, но и знатоком живописи. Сергей Александрович великолепно изучил русскую и мировую литературу, которую читал на языке авторов, читал в подлиннике немецких романтиков, но предпочтение всегда отдавал только русским авторам. Он прекрасно знал и почитал творчество Пушкина, Достоевского, Гончарова, Тургенева, Лескова, Алексея Толстого, Лермонтова, Загоскина, Лажечникова, Мельникова-Печерского. В 1877 году, в апреле, когда отмечалось совершеннолетие Великого Князя, Россия объявила войну Турции, вступившись за своих братьев - славян сербов. Принятие присяги на верность служению Богу, Царю и Отечеству в день совершеннолетия Сергея Александровича совпадает для него со служением в действующей армии. Великий Князь был произведен в полковники и отправился в действующую армию. Он был очень огорчен этим событием, так как хотел заслужить это звание только на войне. Д.С. Арсеньев, воспитатель Великого Князя, отправившийся вместе с ним на войну, подробно описывает бесстрашие Сергея Александровича. Человек, воспитавший Сергея Александровича, был очень взволнован, видя, как смел в походе его воспитанник. Сергей Александрович уговорил отца, Государя Александра II, не оставлять его в своей свите, а иметь право быть в передовом Рущукском отряде Цесаревича Александра Александровича (будущего Александра III). «Цесаревичу было отрадно увидеть, - писал Д.С. Арсеньев, - что его младший брат был прекрасный юноша, нравственный, религиозный, интересующийся делом, серьезного ума, любящий чтение и устные занятия, очень благородного характера, причем очень добрый, скромный и умеющий хорошо хранить сказанное ему по секрету и с большим тактом и выдержкою» («Русский архив» 1911 год № 12. с. 616). В Болгарии 12 октября 1877 года, юный Великий Князь получил настоящее боевое крещение в стычке с неприятелем у села Кошево. За отвагу и стойкость, проявленные в боевых действиях, Государь Александр II пожаловал 21 октября 1877 года Великому Князю Сергею Александровичу орден святого Георгия IV степени. По возвращении с войны в июне-августе 1878 года Его Высочество под руководством своих наставников Д.С.Арсеньева, А.С.Уварова и К.Н.Бестужева - Рюмина совершил паломничество по северным губерниям Российской Империи с посещением Пскова, Новгорода Великого, Валаама, Старой Ладоги, Петрозаводска, Белозерска, Кириллова и Череповца. Его Высочество принял участие в раскопках курганов, осматривал результаты археологических исследований под Изборском, в Выбутах и под Новгородом. Но главное это было насыщенное паломничество с просещением всех значимых православных святынь. Вскоре после победоносно оконченной войны за освобождение славян от османского ига Великий Князь пережил три страшных удара в своей жизни. 22 мая 1880 года от тяжелой болезни скончалась Императрица, горячо любимая мать Великого Князя Сергея Александровича, Мария Александровна. Периодическая печать России тех лет редко объединялась в своем мнении по тому или иному вопросу. Но кончина Императрицы Марии Александровны всколыхнула газеты и журналы всех политических направлений, объединив их в глубокой скорби. Приведем лишь отклик единоверцев славян. Так, в статье «Глас черногорца» говорилось: «Черногория сегодня проливает слезы над гробом Царицы; заочно смиренно целует Ее охладевшую руку, послужившую стольким добрым делам, посылает на Ее могилу свежий венок и горсть черногорской земли; и вместо последнего прощания из стесненной до боли груди возносит свой вздох: «Тихо покойся в вечном мире, добрая душа - великая Царица! Добрые дела твои уготовали для тебя место в Раю, а между нами оставили вечную память» («Вестник народной помощи» 1880 год № 24). 28 января 1881 года хоронили величайшего сына русского народа писателя и мыслителя Ф.М.Достоевского, а спустя месяц среди белого дня в своей столице был убит бомбой Государь Александр II, отец Сергея Александровича. Эти трагедии, посланные свыше, укрепили и закалили Великого Князя, но нисколько не поколебали его жизненных позиций, не остановили его в стремлении к достижении блага для Родины. По совету своего наставника и друга, уже ставшего к тому времени обер-прокурором Святейшего Синода К.П.Победоносцева, Великий Князь Сергей Александрович со своим братом Павлом отправился в мае 1881 года на Святую Землю, чтобы подкрепить свои силы в молитве у святынь. На Святой Земле, проводя время в молитве у Гроба Господня, посетив много значимых православных святынь, общаясь с паломниками и знакомясь с положением дел в Палестине, братья ощутили острое желание помочь своим русским соотечественникам совершать паломничества в Святую Землю. Они решили создать в России общество, которое бы взяло на себя этот великий и спасительный труд. Идея нашла понимание у Императора Александра III, старшего брата Великого Князя. В мае 1882 года с одобрения Государя было создано Императорское Православное Палестинское Общество, а Великий Князь Сергей Александрович стал его заслуженным первым председателем. В 1884 году Великий Князь сочетался браком со своей избранницей - Гессенской принцессой Елизаветой, дочерью Великого герцога Гессенского Людвига IV и его супруги принцессы Алисы. Это был удивительный союз, благословленный свыше. 2 июня 1884 года Россия встречала невесту Великого Князя. По обеим сторонам Невского проспекта, потонувшего в цветочном обрамлении, стояли войска, кричавшие бравое «ура». В платье из серебряной парчи и в мантии пурпурного цвета принцесса Гессенская Елизавета впервые предстала перед народом Российской Империи. 3 июня 1884 года состоялось бракосочетание Великого Князя Сергея Александровича с принцессой Елизаветой. Они венчались в день Всех Святых в церкви Спаса Нерукотворного Зимнего дворца. Венчание прошло в присутствии Государя Александра III и многочисленного семейства. Медовый месяц супруги проводят в имении Великого Князя Ильинское на берегу Москвы-реки, совершив паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к мощам преподобного Сергия. После торжеств и медового месяца Великий Князь возвращается к своим обязанностям: он командир I батальона элитного Преображенского полка. 26 февраля 1887 года, в день рождения Государя Александра III, Великий Князь был назначен командиром Преображенского полка с производством в генерал-майоры. Как писал в своих воспоминаниях В.Ф. Джунковский: «...Мы были счастливы, что получили в командиры не чужое лицо, а Великого Князя Сергея Александровича, который, как мы знали, любил действительно полк и всегда горой стоял за него» (ГАРФ фонд 826 опись 1 дело 41 лист 53). Вскоре в полк был назначен младшим офицером и наследник, Цесаревич Николай Александрович. Осенью 1888 года Великий Князь Сергей Александрович с супругой, Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, и братом, Великим Князем Павлом Александровичем, совершили путешествие на Святую Землю. Главной целью этого путешествия было участие в освящении храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, построенного в память почившей Императрицы Марии Александровны. Этот храм был выстроен на деньги всех братьев Александровичей и сестры Марии, и освящен 1 октября на праздник Покрова Божией Матери. В письме Государю Великий Князь пишет: «...Вид церкви прелестный, и видеть ее на Елеонской горе в нашем русском стиле крайне утешительно! Во время всенощной служило наше духовенство. Патриарх прочел только некоторые молитвы (Патриарх Иерусалимский Никодим 1883 - 1890). Сегодня, в 7 часов утра, было освящение - освящал сам Патриарх. Мы все были в парадной форме - команда с клипера «Забияка» была выстроена у церкви и участвовала в крестном ходе, который повторялся три раза. Не могу тебе сказать, какое чудное чувство было во время обедни - казалось, что Мама молитвенно была с нами; да, дорогой Саша, все думалось о Тебе и братьях, как вам было бы утешительно помолиться в этой церкви памяти бесценной Мама! Внутренность ее очень хороша, и пропорции ее удивительно хороши...» (ГАРФ фонд 677 опись 1 дело 994 лист 125-130об.). И вот именно в это путешествие - паломничество произошло одно важное событие, о котором нельзя не сказать. В письме Сергея Александровича к наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу есть такие слова: «Ты себе представить не можешь, какое дивное чувство испытываешь у Гроба Господня... Ходили мы ночью к обедне ко Гробу Господню - пешком через весь Иерусалим - чудные лунные ночи! Вчера ночью мы все приобщались, как хотелось бы, чтобы и ты, дорогой мой Ники, испытал это блаженное чувство» (ГАРФ фонд 601 опись 1 дело 1340 лист 44-44об.). Спустя 13 лет один из спутников паломничества великокняжеской четы, генерал М.П. Степанов, рассказал епископу Арсению (Стадницкому) об обращении Великой Княгини Елисаветы Федоровны к православной вере у Гроба Господня: «Разговор наш был весьма оживленный. Он два раза был в Палестине с Великим Князем. Из этой поездки (первой) он рассказал о следующем эпизоде, показывающем о сильном впечатлении от поклонения Гробу Господню. Великая Княгиня в то время была еще протестанткою. Когда она, войдя в кувуклию и поклонившись Гробу Господню, спустя некоторое время вышла оттуда, то была вся в слезах. Присутствующий при этом турецкий паша, подойдя к Степанову, пожал ему руку и, указывая на слезы княгини, сказал: «Поздравляю». Он все понял, - заключил Степанов» (Арсений (Стадницкий), митрополит «Дневник». Т. I. 1880-1901 годы. М., 2006 год. с. 353-354). 17 ноября 1888 года Государь Александр III в письме к Великому Князю пишет: «Да пора, давно пора было вернуться к хорошему старому времени, когда не мыслимо было быть русской Великой Княгиней и не православной! Прости, что я это пишу тебе и знаю, как тяготит тебя мысль, что жена твоя не принадлежит к нашей церкви, но я вовсе не теряю надежды, что это заветная моя мечта когда-нибудь сбудется и именно с твоей милой Эллой, так как она не фанатичка, и нет причины для нее не сделаться когда-нибудь нашей действительно русской, благоверной Великой Княгиней. Я часто об этом думал, и мне что-то внутри говорит, что Элла будет православной. Боже, как я буду счастлив, и как я буду от души и глубоко благодарить Христа за эту благодать нашему семейству!» (ГАРФ фонд 648 опись 1 дело 52 лист 81-82об.) Какие слова Государя! За эти слова и мысли можно и должно поклониться ему до земли! Думать и желать этого мог только самый благородный, одухотворенный, милосердный и глубоко верующий и болеющий за Державу Государь. Он угадал своей благородной душой весь порыв и дерзновение Великой Княгини Елисаветы Федоровны, жаждущей обрести Истину Христову, - православную веру. Хотелось бы отметить, что ни Государь, ни ее супруг Сергей Александрович, никогда ни одним словом не показали своего неудовольствия от пребывания Елисаветы Феодоровны в другой вере, наоборот, страдая, все упование ими было возложено на Бога. Без преувеличения можно сказать, что именно Великий Князь Сергей Александрович стал создателем того образа Великий Княгини, которым мы сегодня все так восхищаемся. Он своим глубоким благочестием, своей христианской жизнью, терпением, любовью, способствовал преображению Великой Княгини. 1891 год - это очень важный год в жизни великокняжеской четы. В этом году Великая Княгиня Елисавета Феодоровна извещает всех своих близких людей о решении принять православие, а Великий Князь Сергей Александрович решением Государя становится Московским генерал-губернатором. 26 февраля 1891 года, в свой день рождения, Император Александр III назначает Великого Князя генерал-губернатором Москвы. Так начинался путь на голгофу. Впереди у Его Высочество было 14 лет службы в Первопрестольной, трудные годы борьбы, интриги врагов, горькие разочарования и радостные победы. Идеалом для него в эти годы станет старший брат, Государь Александр III, с него он будет брать пример, на него равняться. Девиз «За Веру, Царя и Отечество» определит позицию Сергея Александровича на всю жизнь. 5 марта 1891 года Великая Княгиня Елисавета Феодоровна пишет наследнику престола, Цесаревичу Николаю Александровичу: «Сергея назначили генерал-губернатором Москвы. Мы глубоко тронуты огромным доверием, которое твой отец оказал моему дорогому мужу, назначив его на столь важную должность, и добротою, и любовью, которые он проявил, сделав Сергея своим генерал-адъютантом. Но можешь себе представить, как мы взволнованы началом совершенно новой жизни - и к тому же, грустью расставания с нашим дорогим полком... Суббота перед Вербным Воскресением будет для меня великим днем. Все пройдет тихо, в нашей маленькой церкви, а после Пасхи мы уедем в Москву» (ГАРФ фонд 601 опись 1 дело 1253 лист 25-26об.). 5 мая 1891 года в Москву поездом прибыла великокняжеская чета. Во время движения поезда, начиная от станции Химки и до самой Москвы, во всех храмах города били колокола. С вокзала, проследовав по направлению к Кремлю, супружеская пара посетила Иверскую часовню на Красной площади. Там они коленопреклоненно молились Божией Матери, призывая Ее заступничество и покров при вступлении на эту тяжелую должность. В Успенском соборе Московского Кремля был отслужен благодарственный молебен, после которого Великий Князь молил святителей Московских Петра, Иону и Филиппа, а после Алексия в Чудовом монастыре, просив не оставить его своим заступлением. Жизнь великокняжеской четы в московский период была наполнена благотворительностью. «Одной из главных идей, с которой Великая Княгиня Елисавета Феодоровна вошла в жизнь Москвы, была идея бескорыстного дарения... Объединяя людей, готовых к дарению, Елисавета Феодоровна обозначила особенности духовной природы дарения, которая всегда коренится в состоянии души, в наличии вполне определенной суммы качеств, обеспечивающих возможность постоянного бескорыстного дарения» (И.К.Кучмаева «Когда жизнь истинствует...» М., 2008 год. с. 108-109). Эта идея дарения выразилась в устроении благотворительных базаров, на которые московская знать жертвовала дорогие изделия и антиквариат. В числе первых жертвователей - всегда Великий Князь Сергей Александрович. Выручка от подобных мероприятий была колоссальная. Например, один из базаров 1903 года принес доход в 103 085 рублей. Вся сумма была распределена между городскими попечительствами и другими благотворительными организациями. Трудно даже перечислить все, в чем участвовала Великокняжеская Семья: интенсивная деятельность в делах Исторического музея, Императорского Православного Палестинского Общества, в работе Епархиального Дома, в организации многообразных выставок и других культурных акциях Москвы. Их жизнь протекала в состоянии постоянного творческого поиска, помогла установить деловые и дружеские связи с духовно-культурной средой города, а через нее более глубоко ощутить поэтический образ Руси. «В отношении здоровых сил Москвы великокняжеской четы было нечто большее, чем взаимная приязнь и совместное совершение значимых культурных деяний. Всеми силами отстаивая и поддерживая право Москвы на поиск исторических истоков своей национальной культуры, Великокняжеская Чета совершала подвиг общерусского, общеславянского масштаба» (И.К.Кучмаева «Когда жизнь истинствует...» М., 2008 год. с. 120). Именно так оценивали деятельность московского генерал-губернатора и его супруги представители московской интеллигенции. Вся эта деятельность на столь ответственном посту Великого Князя была направлена на то, чтобы поднять роль столицы как мощного духовного и патриотического центра Империи. Все, что служило этому, принималось Великим Князем. Его дружба с патриотами своей страны - лучший показатель этой деятельности. Близким другом Сергея Александровича в эти годы был выдающийся русский историк, фактически создатель и руководитель первого национального Исторического музея Иван Егорович Забелин. Роль и непосредственное участие Великого Князя в деле устроения и формирования фондов Исторического музея огромна. Великий Князь всеми силами стремился создать мощный национальный исторический центр на базе музея. Он не только лично контролирует все новые поступления, но и участвует в этом собирании. Великий Князь активно принимает участие в Археологических съездах, в изучении материалов археологических раскопок, постоянно проводит консультации с Забелиным о приобретении и по фактам дарений Историческому музею различных экспонатов. Дневник Забелина свидетельствует о живом интересе и перспективах развития этого уникального национального культурного очага. На основе обустройства Исторического музея углубляется, приобретает новый масштаб выставочная деятельность. Особое внимание Великого Князя направлено на проведение исторических выставок русской живописи. Нельзя не упомянуть о том огромном попечении Великого Князя, что он оказывал развитию концертной деятельности в столице. В первую очередь он покровительствовал развитию церковно-духовного пения. В 1904 году Великий Князь издал распоряжение о собирании и представлении ему точных сведений о существующих в Москве частных духовно-певческих хорах, сообщить о тех правилах, которыми они руководствуются в своей деятельности. Великий Князь очень серьезно относился к значимости такого явления как церковное пение, считая его государственным, общемосковским уровнем самого первого плана. Распоряжением Великого Князя проводились концерты в доме московского генерал-губернатора. Вообще, великокняжеская чета очень часто посещала московские обители и храмы, чтобы послушать церковное хоровое пение. Даже на военных парадах, и особенно в Царские дни: дни рождения Государя, самого Великого Князя и его супруги,- когда войска подходили ко кресту, принимавший участие в мероприятиях хор исполнял духовные произведения. Участие Великого Князя и его супруги в делах Московского филармонического общества, где они состояли почетными попечителями, было также грандиозно. Филармоническое общество стало в эти годы оригинальным источником собирания творческих сил России. Александр Панин, Русская народная линия | |
| |
Просмотров: 1016 | |