«Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал Медведев на Госсовете 31 .08.10. Исторический круг замкнулся: начатая Петром эпоха просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции, как класса. Мавр сделал свое дело.. ... «Все очень кисло» (Из выступления Д.А. Медведева на Госсовете) «Русского солдата мало убить - его надо еще и повалить на землю». Эти слова Бисмарка в полной мере относятся и к системе российского образования: смертельно раненая, она слишком долго держалась на ногах. И вот момент настал: по приговору Кремля высшую школу валят окончательно. Госсовет от 31.08.10 следует считать рубежным событием: до этого дня «герои и мученики науки» могли тешить себя надеждами на снятие Фурсенко и стоящей за ним мафии ( Чубайс, братья Ковальчуки, Кириенко и др.), то на этот раз войну просвещению объявило первое лицо государства. Слово «Госсовет» не должно вводить в заблуждение: этот орган не принимает и даже не корректирует решений Кремля. Госсовет - это Лобное место, с которого торжественно, с надлежащим церемониалом, оглашаются уже вынесенные первым лицом приговоры, после чего сразу же начинается их исполнение. На этот раз, за день до начала учебного года, был вынесен окончательный приговор российскому просвещению, и более того - всей российской интеллигенции. Не узкому кругу московско-питерской обслуги властей, а массовой российской интеллигенции, которая пока еще держит на плаву российское государство. О ритуальном характере мероприятия напоминает присутствие в кадре его главного режиссера и продюсера - Владислава Суркова. Но если Рязанов отмечался сугубо в эпизодических ролях, то, сидящий по правую руку Медведева Сурков явно претендует на лавры Нерона, совмещая в одном лице автора, режиссера, исполнителя, а то и претендента в императоры. Таким образом, главное политическое событие госсовета - официальная презентация Суркова в качестве первого лица президентской свиты. Не сказав ни единого слова, новый «полудержавный властелин» торжествующе маячил одесную суверена чуть ли не в половине кадров репортажей. Не менее важный момент Госсовета - блистательное отсутствие Владимира Путина. Не исключено, что он не торопится отмечаться в крайне сомнительной кампании, предоставив главную роль своему соправителю. Навязчивая «модернизационная» риторика не должна вводить в заблуждение: не раз и не два Медведев подчеркнул, что «модернизация образования» будет уничтожением не только системы образования, но и носителей «устаревших» знаний в лице образовательных - университетских и академических, элит. Подчеркнем особо: речь идет именно о замене элит с целенаправленным наймом и продвижением на ключевые направления западной профессуры и вестернизированных выпускников западных учебных заведений. Первые партии американских , европейских и израильских профессоров-«цивилизаторов» уже ввезены за счет российского бюджета - в частности, на обществоведческие кафедры МГУ. Модернизация сведется к тому, что «старая» интеллигенция будет окончательно добита, а новая будет создана с нуля не только по иностранным лекалам, но и под непосредственным внешним контролем. Так что формированием новых элит западные конкуренты займутся уже без посредников. Характерно выступление Михаила Прохорова - не в привычной роли похотливого нувориша из Куршевеля, а в роли фактического главы РСПП, то есть, по логике неолибералов - генерального заказчика всей системы образования. Заказчик этот полагает, что единственная цель просвещения - не более чем оказание «бизнесу» «образовательных услуг» по подготовке «востребованной рабочей силы». Прохоров предложил две вещи. Первое - резко сократить высшее образование, «не востребованное» бизнесом, сделав упор на подготовку рабочих массовой квалификации. С точки зрения прибылей «Норникеля» этого вполне достаточно. Собственно, при найме иностранцев Прохоров не нуждается ни в своих согражданах, ни в самом российском государстве. Второе предложение Прохорова - предельно (тоже в разы) сократить и систему среднего профессионально-технического образования, заменив ее на сокращенные до нескольких месяцев курсы узкопрофессиональной подготовки. При этом он открыто заявил, что «бизнес» не хочет оплачивать социальную компоненту образования - «возиться с трудными подростками», а заодно и создавать льготные рабочие места для несовершеннолетних. Отметим особо: именно Михаил Прохоров является последовательным идеологом массового демпингового завоза иностранной рабочей силы и политики «социального дефолта», то есть одностороннего отказа государства и бизнеса от своих социальных обязательств. Напомним, что на одном из недавних Госсоветов именно Прохоров открыто предложил «подкорректировать» и без того дырявый Трудовой кодекс и заменить «устаревшую» систему бессрочного найма, дававшую работникам общепринятые в развитых странах гарантии на систему временной (контрактной) занятости. Собственно, просветительская программа олигарха лежит в той же плоскости. Как положено по законам театра, была на Госсовете и оппозиция в лице бессменного белгородского губернатора Савченко (знаменитого своими действительно успешными программами поддержки сельского хозяйства и кредитования сельского жилищного строительства - ред.). Савченко рискнул очевидную истину, что «если высшее образование становится платным, то перестает быть высшим». После чего добавил, что в той же Европе высшее образование оплачивает за свой счет, дай Бог, процентов 20 студентов, «да и те, похоже - иностранцы». ( В Японии и Южной Корее поставлена задача перехода ко всеобщему высшему образованию - ред.). В качестве простейшего механизма финансирования Савченко предложил систему распределения выпускников с отработкой определенного срока. Кстати, именно такая схема распределения позволила Лужкову закрыть дефицит участковых врачей - и дать им образование бесплатно. Надо сказать, Савченко рисковал - особенно с учетом уже подготовленного введения платности и среднего образования. Артистизму и убедительности ответа Медведева мог позавидовать сам Станиславский: сделав честные глаза и обиженное лицо, президент публично поклялся, что в Европе высшее образование за государственный счет доступно только единицам, и то - гениям. Не поверить джентльмену на слово не рискнул уже никто: себе дороже. Однако, если судить по лицам, тошнило всех губернаторов - кроме тех, кто, в подражание высочайшим новациям, настукивал в «Твиттер». Показательный фактор - полная замена традиционной для образования терминологии и концептуального аппарата, переход основных докладчиков на характерный неолиберальный жаргон, не оставляющий места «нерыночным» явлениям. Единственным субъектом новой философии образования является крупные собственники (бизнес) и его экономический интерес - сиюминутная потребность в максимально дешевой и минимально квалифицированной рабочей силе - в ином качестве ни преподаватели, ни учащиеся просто не рассматриваются. Более того, ни разу (проверьте по стенограмме) не было упомянуты конституционные права граждан - в частности, на образование, социальную защиту. Именно эти права, непосредственно прописанные в конституции, «реформа образования» нарушает тотально. Ни разу не были упомянуты и какие-либо долговременные социальные цели образовательной сферы. Вне обсуждения оказался главный аспект образования - воспитание и социализация, формирование системы ценностей, делающей самца или самку сапиенса адекватной личностью. «Образования» и тем более «просвещения» для ведомства Фурсенко попросту нет - есть покупатели и продавцы абстрактного «образовательного продукта», который, в свою очередь, сводится от системного знания к фрагментарным «компетенциям». Умолчание о личностных, социальных и гражданских аспектах образовательной «реформы» симптоматично. Именно личность, просвещенная и гуманная, была главной целью и главной ценностью эпохи Просвещения, давшей миру классическую систему фундаментального университетского образования, расцветом которой стал ХХ век. Очевидно, 21 век эпоху просвещения похоронит. О грубом непрофессионализме реформаторов и ликвидационном характере «реформы» говорит и то, что основные докладчики под вывеской «профессионального образования» стригут под одну гребенку все его уровни и учреждения: от профориентации подростков до РАН, от ПТУ до МГУ. Такая нивелировка разнокачественных явлений и объектов показывает, что цели стратегические реформы, если таковые есть вообще, с образованием не связаны. Завершение любой трагедии, будь то «Фауст» или заседание Госсовета - эффектный драматический финал, апофеоз, катарсис... И если по форме заключительное слово Медведева выглядело несерьезно (как некогда - болтовня Горбачева), то его содержание - действительно, настоящий смертный приговор не просто системе образования и ее персоналу, а российской интеллигенции, как сословию и социальному явлению. Ничего личного - Дмитрий Анатольевич напомнил о «демографической проблеме» - провале ельцинских девяностых, отправивших в мусорные ведра абортариев десятки миллионов несостоявшихся «потребителей образовательных услуг». «Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал Медведев. И тут же предложил варианты «окончательного решения профессорско-преподавательского вопроса», проработанные ведомством Фурсенко. В обойме идей - «перераспределение преподавателей в успешные ВУЗы» - очевидно по ходу ликвидации «неуспешных», «не востребованных рынком и бизнесом». Еще одна идея - ссылка профессуры в ПТУ и школы: «часть кадров должна перейти в средние учебные заведения» - очевидно, к тем самым «трудным подросткам». Эффективность уничтожения профессуры, как класса, значительно повысит передача ВУЗов с федерального уровня на баланс заведомо неплатежеспособных региональных бюджетов. Впрочем, на реформаторов работает и само время - средний возраст преподавателей давно перевалил за 70-летнюю отметку, что соответствует максимальной смертности мужского населения. Статистика смертности знает все... Однако главный тренд образовательной реформы - «реорганизация, перегруппировка и укрупнение» десятков разнопрофильных и удаленных учебных заведений в «плавильные котлы» - «федеральные университеты» ( аналог - хрущевские колхозы-гиганты - ред.), в ходе которого будут «кротко и милосердно, без пролития крови» уничтожены и кафедры, и преподавательские ставки, и научные коллективы, и учебные места. Для особо недогадливых Медведев пояснил открытым текстом: «Некоторые ВУЗы должны исчезнуть». При этом, по заявлению самих же реформаторов, в число этих «некоторых» войдут четыре из пяти российских университетов. Что касается «исчезновения» «некоторых» ВУЗов, «невостребованных рынком рабочей силы», на ум приходит следующий казус десятилетней давности. Выступая с заказным докладом в одном из среднеазиатских государств, Мадлен Олбрайт жестко отрезвила местных коллег неполиткорректным, но вполне правдивым заявлением: «Если ваши государства бесследно исчезнут, в мире этого даже не заметят». Собственно, примерно о том же намекнул Медведев образовательному сообществу, привыкшему считать себя пупом земли. Историческая миссия по слому советской системы завершена - и вот, двадцать лет спустя, «революционный класс» снимают с довольствия. Итак, контрольный вопрос: представьте, что в один прекрасный день исчезли не «некоторые», а абсолютно все российские ВУЗы. Впрочем, зачем же «исчезли»? Представьте себе, что «по рекомендации работодателей» в стране полностью прекращен набор в ВУЗы. Реально ли такое? Более чем реально - именно об этом открытым текстом заявлено на Госсовете. Более того, это уже сделано с военными Вузами РФ, куда с этого года полностью прекращен набор курсантов. И - никаких стрелецких бунтов. Пострадают ли интересы экспортно-сырьевого бизнеса? Ничуть. Строительного бизнеса? Ни в коей мере. Инновационного? В «высокотехнологических» промзонах Азии 90% работников имеют начальное образование - для работы на конвейере его более чем достаточно. Будет достаточно и в Сколково. Не секрет также, что «социально ответственному» российскому бизнесу оборудование и технологии удобнее покупать на Западе, размещать заказы - в Китае, а недостающие дешевые кадры завозить из Средней Азии. Так что если завтра все российские ВУЗы действительно испарятся, лет на двадцать прекрасно хватит уже работающих специалистов, а интересы крупного капитала состоят не в улучшении, а в удешевлении рабочей силы, путь к чему - снижение и сужение квалификации. Увы, возможного исчезновения российской высшей школы не заметит никто, кроме уволенных преподавателей. Даже абитуриенты - ибо место «неуспешных» российских университетов тут же займут филиалы иностранных. Исторический круг замкнулся: начатая Петром эпоха российского просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции, как класса.
Александр Дмитриев Сайт СНД |