Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Таблица 1. Базисные идеи и принципы жизнедеятельности Университета и Партикуляритета
Поразительно, как повторяется история, и как повторяются одни и те же ошибки! Во времена В.И.Вернадского (как и в нынешние!) чиновники-реформаторы от образования отстаивали в университете приоритеты прикладной науки [22, с.19]. В.И.Вернадский по этому поводу писал: «Грань между прикладной и чистой наукой в ХХ веке исчезла, и с каждым годом техника все глубже охватывается чистым знанием, а теория все сильнее облекает задачи практической жизни. И было бы величайшей ошибкой для всякого народного правительства, вырывая из науки ее часть (партикуляризируя ее – В.Т), давать народу полузнание (выделено мною. – В.Т.), как раз в тот момент, когда можно дать ему полное знание» [31, c.263]. В.И. Вернадский считал, что «настоящая сила будущего есть наука в ее полном объеме, а не прикладная ее часть, неизбежно уменьшенная в своем полезном действии» [31, с.263]. Приоритет фундаментального знания, открывающего не только космические тайны окружающего мира – «расколдовывающего природу» (Н.Бердяев), – но и формирующего основу для развития новой техники и технологий, заменяется и сегодня приоритетом прикладных исследований, приносящих немедленную прибыль. Читая В.И.Вернадского, невольно задумываешься: «Можно ли говорить об инновационном пути развития экономики современной России, недооценивая и даже исключая начальный элемент формирования любой инновационной цепочки – фундаментальные исследования»? Отметим еще одну важную мысль В.И. Вернадского: «Наука едина и нераздельна. Нельзя заботиться о развитии одних научных дисциплин и оставлять другие без внимания. Нельзя обращать внимание только на те, приложение к жизни которых сделалось ясным, и оставлять без внимания те, значение которых не осознано и не понимается человечеством» [32]. Партикулярные тенденции в современном образовании могут привести к принижению, в частности, роли гуманитарных наук и, в конечном итоге, – безнравственному обществу. По мнению В.И.Вернадского, университетское образование должно включать не только науки, но и другие проявления духовной жизни человечества [22, c.20]. В рамках партикуляритета реализация подобных идей немыслима. Но главное состоит в появлении особого типа человека – «продукта» партикуляритета, которому я даю название Homo Particularis.
Homo Universalis или Homo Particularis? К чему может привести партикуляризация образования? К преобладанию среди граждан нашей страны «человека частичного» (Homo Particularis) вместо «человека универсального» (Homo Universalis), которого и должен готовить университет. Одной из частных разновидностей «человека частичного» Homo Particularis является «человек экономический» (Homo Economicus) – человек рационально мыслящий, ценности и поступки которого определяются исключительно исходя из принципа получения немедленной максимальной выгоды. Об этой разновидности выпускников вузов я уже писал [33, 34]. Обобщенная сравнительная характеристика Homo Universalis и Homo Particularis, искусственно доведенная до крайностей (чтобы четче понимать, что ожидает российскую культуру в будущем), представлена в табл. 2. Универсальность личности следует понимать как разносторонность и целостность личности. «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих» – говорил Протагор. «Мыслящий человек есть мера всему» – уточнил Ю.А.Жданов [35]. Полагаю, что универсальный (разносторонний и целостный) человек есть мера всему [36]. Поль Валери в своей статье о Гете предложил определение универсального человека: «Я пытался сформулировать на примере Гете общее определение универсального человека – прошу не путать с великим человеком. Великих людей много. Не все они суть универсальные люди, и не все универсальные люди, вероятно, могут быть названы великими людьми в том смысле, в каком мы употребляем эти слова. Мне думается, что к универсальным людям можно было бы отнести тех, кто кажется относительно свободным от временных, этнических или национальных особенностей. Бывают личности, которые чувствуют себя свободными в любую эпоху, среди любого народа, их принадлежность к определенному этносу, в сущности, случайна. Как мне кажется, Гете последний в истории пример людей такого типа, чей интеллект и даже характер в каком-то смысле строятся по иной, несравненно более сложной формуле, чем та, которая определяет устройство остального человечества» [37]. Известно, что в 1808 г. Наполеон встречался с Гете в Эрфурте. Для Гете эта беседа стала незабываемой. Он сказал Гете: «Вы – Человек (по другой версии, он сказал о Гете: «Вот Человек»), то есть мера всех вещей, существо, по сравнению с которым остальные люди всего лишь неуклюжие наброски, полулюди, в сущности, и не люди вовсе, ведь они не являются мерой всех вещей, как мы, Я и Вы. Нам с Вами, мсье Гете, присуща странная неординарность масштаба, яростная жажда действия; наша судьба – свершение, величие, ломка всего и вся, дабы ничего в мире не осталось таким, каким оно было прежде» [37]. Универсальной личностью был и В.И. Вернадский.
Таблица 2. Социально-психологические особенности Homo Universalis и Homo Particularis
При угасании линии В.И.Вернадского – линии, связанной с традицией универсализма в образовании и культуре, неизбежно восторжествует партикуляризм. И в результате – потеря горизонта, потеря видения общих связей в природе и обществе, потеря понимания перспектив, как в личной жизни, так и в общественной и даже в жизни человечества. Весьма показательна и поучительна для нас коллизия античного восточного знания. Из истории науки известно, что на древнем Востоке было накоплено немало эмпирических сведений в области астрономии, математики, медицины, земледелия. Но не обобщенные в фундаментальные теоретические результаты (теоремы, теории, концепции), эти знания не позволили подняться на уровень теоретического знания, которое и открывает универсальные связи в мире и позволяет его осмыслить как целое. Полученные результаты были полезными для текущего практического применения. Но отсутствие теорий так и не позволило Востоку в древности и в последующие несколько веков подняться на уровень западной науки, техники и технологий. Еще древние греки ценили знание выше пользы. «Польза лишь часть того, что имеет значение» – предупреждал нас и Гете. В ХХ веке были две фундаментальные перестройки общественного сознания с позиций концепции «пользы». Первая попытка связана с принципом «классовой пользы», вторая (нынешняя) – «рыночной пользы», инициированная людьми, не связанными с большими культурными традициями. К чему это может привести? Выдающийся российский философ А.С.Панарин отметил два возможных, но противоположных вектора развития культуры [38, с.446]. Один связан с традицией греческого логоса – рост общих знаний и идей опережает рост рецептурного полезного частного знания. Второй вектор задан традицией англо-американского утилитаризма – рост рецептурного знания опережает рост фундаментальных идей. Эти два вектора соответствуют различным судьбам культуры. В одном случае утверждаются традиции универсализма, в другом – партикуляризма. Если возобладают традиции партикуляризма, то неминуемо сузятся исторические перспективы каждого человека и человечества. А.С.Панарин образно пишет: «Ибо время наше таково, что слепой непременно упадет в яму – слишком много их сегодня вырыто» [38, с.447]. Лучше, пожалуй, и не скажешь.
Заключение Судьбы нового глобального противостояния решаются сегодня в России. Это противостояние не демократии и тоталитаризма, не модерна и традиции, а богатых и обездоленных. Сегодня во всей полноте стоит вопрос о праве миллионов на жизнь, труд, полноценное образование, а в конечном итоге – на человеческое достоинство. Реформаторы не оправдали надежды общества: обещанное экономическое процветание так и не наступило. Напротив, они посеяли разруху и нищету, смятение умов, духовную хлябь. Много тревожных явлений происходит сегодня в нашей стране: очередное переписывание истории, искажение духовных ценностей, бездумная «вестернизация» образа жизни, либерализация экономики, «болонизация» образования и другие. Сегодня у нас нет ни четко продуманной, государственной стратегии общего реформирования России, ни понимания роли науки, образования и культуры в судьбах нашего отечества, отсутствует и адекватная программа действий в области образования. Российская система образования находится в катастрофическом состоянии, обусловленном как глобальным кризисом образования, так и кризисным состоянием российского общества. Все эти процессы происходят под сильным западным влиянием, не учитывающим ни нашу историю, ни традиции, ни опыт. Главный смысл происходящих процессов мне видится даже не в том, чтобы нас, «нецивилизованных», приобщить к достижениям практичного и успешного Запада, а в том, чтобы отлучить нас от нашей великой культуры и ее традиций. Поэтому мы снова и снова обращаемся к мыслям В.И.Вернадского. Его взволнованные слова и о нашем времени: «Мы живем в ответственное и трудное время. С неумолимой ясностью перед мыслящими русскими людьми вскрылись язвы и болезни родной земли. Страстно и горячо, всеми фибрами души ищется выход из запутанного, серьезного положения. Этот выход может быть найден только тогда, когда в творческой государственной работе станут участвовать все живые силы страны, когда каждый русский человек сознает в себе гражданский долг, который лежит на нем в этот ответственный исторический момент» [26, с.30]. В статье «Перед грозой» (1908 г.) В.И.Вернадский определил основополагающий стратегический ориентир развития России, который и сегодня звучит исключительно актуально: «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путём возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей страны» [30, с.169]. Можно ли не согласиться с этими пророческими словами гениального мыслителя?
Список литературы 1. Вернадский В.И. Избранные сочинения / В.И. Вернадский. – М. : Изд-во АН СССР. Т. 1, 1954. – 696 с.; Т. 2, 1955. – 616 с.; Т. 3, 1959. – 508 с.; Т. 4, кн. 1. 1959. – 624 с.; Т. 4, кн. 2, 1960. – 652 с.; Т. 5, 1960. – 423 с. 2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Наука, 1988. – 520 с. 3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Наука, 1977. – 192 с. 4. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский. – М. : Советская Россия, 1989. – 704 с. 5. Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / А.А. Любищев. – СПб.: Алетейа, 2000. – 256 с. 6. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: высокое соприкосновение / В.М. Таланов // Научная мысль Кавказа. – 2009. – № 1. – С. 5–15. 7. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: поиски новых оснований бытия / В.М. Таланов // Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала Северо-Кавказского региона: материалы междунар. науч. чтений, посвящ. 90-летию Ю.А. Жданова, г. Ростов на-Дону, 27 окт. 2009 г. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. – С. 147–158. 8. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: неугасающая традиция универсализма в российской культуре / В.М. Таланов // Ю.А. Жданов: вклад в разработку методологических проблем научного творчества и развитие инновационной деятельности в южно-Российском регионе: материалы международных ждановских чтений, [Ростов на-Дону, 8 сентября 2010]. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – С. 150-188. 9. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов / В.М. Таланов. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 92с. 10. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба / И. Кант // Сочинения в 6-ти томах. Т. 1. М.: Мысль, 1963. – 255с. 11. Бюффон Ж.Л.Л. Об эпохах в природе [Электронный ресурс] / Ж.Л.Л. Бюффон. – Режим доступа http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/067.php 12. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Сочинения / Н.Ф. Федоров. – М.: Мысль, 1982. – 712с. 13. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. / И.И.Мочалов. – М.: Наука, 1982. – 488с. 14. Рубакин Н.А. Письма к В.И. Вернадскому / Н.А. Рубакин // Природа. - 1963. - № 4. 15. Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. 1886—1889 / В.И. Вернадский. - М., 1988. – С. 60. 16. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. 1923-1932 / В.И. Вернадский. - М.: Л., 1940. – С.40. 17. Жданов Ю.А. Концепция культуры в трудах В.И. Вернадского / Ю.А. Жданов // Научная мысль Кавказа. – 1995. – № 1. – С.19-24. 18. Таланов В.М. Священного живого (в поисках принципов нового миропонимания) / В.И. Вернадский. - Новочеркасск: Набла, 1998. – 44с. 19. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1992. – 576с. 20. Вернадский В. И. Организация народного образования в новой России / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – 313c. 21. Вернадский В. И. Академическая жизнь. Вернадский В.И. Публицистические статьи / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1995. – С.163-168c. 22. Алексеева Л.А. Концепция университета В.И. Вернадского / Л.А. Алексеева // Ноосфера и цивилизация. – 2010. – Вып. 8-9(11). – С.13-22. 23. Цицилина Н.И. В.И. Вернадский о задачах просвещения и образования (по материалам публицистики 1890-х – 1915 годов) / Н.И.Цицилина // Ноосфера и цивилизация. – 2007. – С.118-120. 24. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. – М.: Современник, 1993. – 688с. 25. Вернадский В.И. Разгром. Вернадский В.И. Публицистические статьи / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1995. – С.179-181c. 26. Вернадский В. И. О профессорском съезде / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – С.26-31c. 27. Вернадский В. И. Высшая школа и научные организации / В.И. Вернадский // Вернадский В. И. О науке. Научная деятельность – Научное образование. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. – Т. II. – С.219-241. 28. Вернадский В. И. Задачи высшего образования нашего времени / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М.: Советская Россия, 1989. – 704c. 29. Вернадский В. И. Наука и проект университетского устава А.Н. Шварца / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – С.172-175c. 30. Вернадский В. И. Перед грозой / В.И. Вернадский / Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – С.168-170. 31. Вернадский В.И. О сохранении Таврического университета / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. О науке. Научная деятельность – Научное образование. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. – Т. II. – С.262-272] 32. Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России / В.И. Вернадский // Научная мысль Кавказа. - 1995. - № 1. - C. 5-10. 33. Таланов В.М. Восхождение к Разуму / В.М. Таланов // Онтология и антропология гуманизма : материалы межвуз. симпоз., г. Владимир, 16-17 мая 2006 г. – Владимир, 2006. - С. 71-76. 34. Таланов В.М. Поиски и терзания / В.М. Таланов // Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. - 382 с. 35. Жданов Ю.А. Мыслящий человек есть мера всему / Ю.А. Жданов // Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского. – Л., 1989. - С. 219-226. 36. Таланов В.М. Человек Универсальный – Homo Universum (печаль по утерянной целостности) / В.М. Таланов // Фундаментализация высшего технического образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф., г. Новочеркасск, 29 мая - 2 июня 2000 г.; Юж. - Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск : Набла, 2000. - С. 196-199. 37.Валери Поль. Гете – в поисках гармонии / Поль Валери // Курьер Юнеско. - 1993. - Декабрь. - С. 44. 38. Панарин А.С. Православная цивилизация
в глобальном мире / А.С. Панарин. – М. : Алгоритм, 2002. – 496 с. archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Niz/2011_12/talanov.htm | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1228 | |