Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)
Иван Ильин не раз занимался своей автобиографией и порой подробно объяснял многие свои мысли и суждения. Мне, к примеру, чрезвычайно интересно такое его утверждение: "…Нашему народу предстоит встать из долгого унижения, покаяться в своих соблазнах и в своем падении…, вновь утвердить свой национальный духовный лик и заткать новую ткань новой жизни. Это будет нескольких поколений, но оно будет осуществлено и достигнуто". Конечно, в этих словах таятся две знаковых и ударных мысли – покаяние и утверждение национального духовного лица новой русской жизни.
И сразу же возникает вопрос – как это сделать и где рецепты? К тому же каяться-то должна наша душа. Так что вопрос этот совсем не простой. И все же ответ на него совсем рядом – стоит только поднять глаза и мы сразу, сразу же увидим Божий храм и бесконечную небесную синь. Это и есть пристанище для нашей души, для нашей живой души. А поскольку душа живая, то она все время растет, набухает, она даже как бы физически продвигается во времени и пространстве, а раз это так, то не нужно вставать на ее пути и не нужно грешить человеку против самого себя. Вот мы почти и дошли до сути. И сразу же на нас повеяла чем-то недавно слышанным и прочитанных в самых лучших и дорогих книгах. Таких, к примеру, изданиях, как сборник "Будь верен до смерти" – собрание проповедей Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Высокопреосвященнейшего Иоанна. Когда я прочитал этот сборник, то почувствовал, что некоторые мысли из сборника и мысли и И.Ильина как бы тождественны и синхронны, и еще я почувствовал, что вечно живой в нашей памяти Митрополит Иоанн как бы углубил эти идеи и приспособил к нашим тревожным дням. Да, это правда. Но что значит "приспособил"? Во-первых, автор очень мудро определил, что самые тяжелые грехи у человека – это грехи против самого себя. И потому никогда, никогда, вы слышите – никогда не следует предаваться унынию и отчаянию, не нужно даже и думать о смерти, как о каком-то бегстве от тяготей земных. И, во-вторых не надо пытаться разрушать себя излишествами – пьянством и прочим дурманом… А в-третьих, нельзя тратить впустую свое личное время, а нужно активно работать, постоянно трудиться для ближнего и для всего общества. А в паузах между трудами прилагать все усилия к своему духовному росту и просвещению. Согласитесь, как все ясно, доступно! Соблюдай эти три единства – и ты спасешь свою душу, не потеряешь никогда своего лица. И вот сейчас я прервусь… Ведь кто-то из вас может заметить, что все эти изначально здоровые начала в нынешней России могут осуществиться с превеликим трудом. Но почему? Вот потому, что основная масса людей (врачи, учителя, люди науки) нынче озабочены не столько созиданием, а выживанием, а сама духовность то и дело впадает в политическую услужливость, а на этом далеко не уедешь. Да и согласитесь, ведь получается грустное зрелище, когда писатель, художник или деятель науки еще вчера славил либералов и социал-демократов, а сегодня с таким же рвением он славит уже других и третьих, а завтра, что будет выгодно, он выберет в зависимости от конъюнктуры, новых кумиров….Горько это, что русская интеллигенция – всегда загадка. Откуда в ней столько энергии разрушения, столько зла по отношению к своей истории, столько восторженной и безудержной любви к Западу и нелюбви к России. Иван Ильин: "Ей (России – В.П.) не нужно слепое западничество! Ее не спасет славянофильское самодовольство! России нужны свободные умы, зоркие люди и новые религиозно укоренные творческие идеи. И в этом порядке нам придется пересматривать и обновлять все основы нашей культуры" (ст. "Что нам делать?" журнал "Бежин луг" 1994г.). Но обновлять можно по-разному. Мы, русские писатели, никогда не забудем день 2 июня 2008г. Он стал горьким и безрадостным днем в жизни отечественной словесности… Впервые за всю историю школы выпускники 2008года не только не писали сочинения или изложения по литературе, но и получили возможность вообще не сдавать этот экзамен. Произошло это по причине произвола чиновников Министерства образования РФ, которые самовольно, не взирая на общественное мнение и требования современного образования, исключили литературу из числа обязательных экзаменов, которые сдаются учащимися по окончании средней школы. Т.е. по сути дела эти чиновники отменили саму литературу, видимо, забыв, что литература – это тот предмет, с помощью которого юные граждане нашей страны осваивают духовный, нравственный, культурный и исторический опыт жизни. Именно литература формирует любовь к Отечеству, учит распознавать, что есть Добро, а что есть зло. И вот теперь литература насильно исключается в школе. Конечно же, писатели России не могли промолчать. И они обратились с открытым обращением "Спасите нашу литературу" к президенту Д.А. Медведеву и председателю Правительства РФ В.В. Путину. Писатели России потребовали, чтобы Министерство образования РФ вернуло экзамен по литературе за курс средней школы на территории всей страны. Более того, писатели потребовали, чтобы экзамен по литературе проходили в форме сочинения и устного экзамена или же в форме ЕГЭ. Недавно это обращение было опубликовано в центральных СМИ, в том числе и в нашей газете "Новый Мир". Думается, узнай об этих играх с литературой в современной России И.Ильин, задал бы он и много других вопросов, касающихся и нашего образования и наших ультрасовременных реформ. Великий философ, к примеру, мог бы спросить, почему нынешняя либерально-радикальная интеллигенция последовательно и неутомимо борется с русским патриотизмом? Или: почему нынче в наших книгах и журнальных публикациях исчезла тема труда? Словно бы тему эту кто-то навек заминировал или загородил от читателя колючей проволокой, по которой пустили электрический ток? Он бы задал, наверное, и самый главный, на мой взгляд, вопрос: почему наша нынешняя интеллигенция не замечает или проходит мимо бед и печалей, а то и настоящих трагедий, которые происходят с нашим родным русским языком. Надо ли говорить, а наверное, надо, что слово наше – это великая тайна и такая же великая надежда, потому что каждый народ надеется не затеряться в веках, ведь именно в словах и в грамматических формах проявляется душа народа (ох, уж эта душа!..). Впрочем, в прошлом были такие моменты, когда рушились целые цивилизации, исчезали народы, оставляя после себя только десяток слов. И этой капельки иногда хватало, чтобы восстановить в знании те далекие эпохи. Но, к сожалению, случилось и такое, когда народы провалились в небытие, ничего после себя не оставляя: ни единого шороха на просторах Вселенной. И тогда наступало забвение… Вот почему каждый народ сохраняет свой язык, боясь любого насилия над ним. Сказать по правде, любой народ по отношению к своему родному языку стоит на консервативных, охранительных позициях. И это происходит на уровне инстинкта. Мы как бы не думаем о языке, но при этом остаемся на страже. Это можно сравнить с дыханием. Разве замечает человек, как он дышит?.. Вот мы и произнесли сейчас такие знаковые, такие фундаментальные слова, как "дыхание", как "душа". И эта душа постоянно что-то вспоминает, сопоставляет, печалится. И в первую очередь вспоминает ту чудесную, живую и яркую народную речь, которая звучала в нашем детстве на родной улице где-нибудь в родной деревне или в родном городке. И порой даже не верится – а было ли все это с тобой, было ли? И все-таки было. И как доказательство этого – книги В.Распутина, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, В. Личутина, В. Крупина и наших Шадринцев – Александра Виноградова и Василия Юровских и книги их молодых учеников. Только вот трудно сегодня этим ученикам – продолжателям живого почвеннического языка в нашей литературе. Ведь поддерживается сегодня совершенно другое крыло нашей литературы, западное, в основном. И эти новые писатели, заласканные либеральной критикой, как-то опасно равнодушны к живому народному слову. И Слово это для них – всего лишь определенная функция и уж совсем не чудо, не кровинка, не воплощенная в плоть красота. Вспоминается в этой связи холмогорский мужик Михайло Ломоносов, который, отвечая на вопрос императрицы, – как наградить его, – попросил императрицу пожаловать его в немцы. Конечно же, за этой просьбой стоит обличение засилья немцев в русской науке, засилье Запада. Это засилье, это унижение и подчинение западным догмам осуждал и Владимир Даль. Ведь размывание языка – это размывание и наших нравственных ориентиров. И конечно же, все это уводит язык от православия и обрекает его на исчезновение. Очень сурово и энергично высказывается по этим проблемам и Иван Ильин. Впрочем, судите сами: "Мы не смеем упрощать и снижать проблему нашего национального возрождения. Мы должны честно, как перед лицом Божиим, исследовать наши слабости, наши раны, нашу упущения, признать их и приступить к внутреннему очищению и исцелению. Мы не смеем предаваться церковным раздорам, партийным распрям, организационным интригам и личному честолюбию. Мы должны строить себя заново…." ("Что нам делать?" журнал "Бежин луг", 1994г.) Говоря об этом новом строительстве, великий философ обращался уже к молодому поколению – жителям новой России… Обращался от своего страдающего русского сердца. Потанин Виктор Федорович , писатель, член Высшего Творческого Совета Союза писателей России, г.Курган | |
| |
Просмотров: 1000 | |