Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 26.11.2024, 00:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Борис Виноградов. Оборонный потенциал российской науки
РАН - ключевой фактор опережающего развития ОПК. В начале XVIII века Петр I приступил к реформам в области образования, целями которых были: форсированное усвоение военной техники и промышленной технологии. Царь понимал, что без быстрого промышленного и военного развития существование России как самостоятельного государства невозможно, что ее будущее будет зависеть от качества человеческих ресурсов. Стремясь к динамичному развитию страны, он обеспечил развитие образования в естественно-научной сфере, создал «цыфирные школы» с математическим уклоном, Академию Наук с университетом как основу российской науки и высшей школы.

Нынешнее развитие России опирается на энергосырьевые ресурсы. Однако, как и триста лет тому назад, оно зависит от кадров, обеспечивающих форсированное усвоение военной техники и промышленной технологии. Место ОПК в мире зависит от крупных научно-технических разработок и творческих образованных людей, обладающих лучшей производственной инфраструктурой. Хотя по определению ОПК – отрасль, решающая мобилизационные задачи, от которых зависят суверенитет и безопасность страны, от ее состояния зависит и модернизация всей экономики. В мире известен мультипликативный эффект развития ОПК и широкого применения двойных технологий.

Некоторые аспекты функционирования ОПК. Последние десятилетия привели российскую оборонную промышленность к профессиональной деградации кадрового состава, включая и управленческие команды. Отказавшись от отраслевого управления, власть передала весомую часть оборонного производственного комплекса в управление госкорпорации "Ростехнологии”, которая подчинила себе более 500 предприятий и организаций. Наряду с необходимостью лучших научно-технических разработок, технологий и производственной инфраструктуры эта разношерстная конгломерация требует высококлассного ответственного управления. Но вряд ли приходится говорить об эффективности и ответственности, когда управление огромной госсобственностью и бюджетными средствами законодательно выведено из-под госконтроля.

В стране появились некоторые точки роста, если считать за таковые работающие автосборочные и другие российские предприятия, занимающиеся выпуском зарубежных разработок на основе импортных комплектующих, оборудования и технологий. Очевидно, доля отечественного участия в выпускаемой продукции будет возрастать и постепенно появятся собственные разработчики сначала простых, а затем и более сложных узлов и конечных изделий. Российские вузы сегодня еще могут готовить специалистов для работы на таких предприятиях. Уровень образования при невысокой стоимости труда является одной из причин привлекательности нашей страны в качестве места размещения подобных производств. Однако, такое «догоняющее» развитие займет многие годы, не приводя к сокращению нашего технологического отставания от развитых стран. По крайней мере, в высокотехнологичных отраслях за это время пройдет смена моделей и технологий. Что же касается предприятий ОПК, то там этот путь в принципе невозможен. Развитие вооружений должно базироваться на национальной технологической базе, отечественных разработках в техническом оснащении и компонентах.

Будучи мегаотраслью с большой долей государства, ОПК переносит на экономические отношения жесткую государственную вертикаль, выстраиваемую у нас в политике и общественной жизни, что как раз препятствует формированию единого конкурентного рынка и, в конечном счете, сказывается на качестве. Причем вертикаль может бороться за качество, только укрепляясь, стремясь поневоле к локальному оптимуму, обеспечивающему качество путем максимального контроля всего производственного цикла в вертикально интегрированных структурах. Для перехода к глобальному оптимуму нужно разрушить ограничения, провести смену персон и т.д. Сложность формирования заказа на конкурентоспособного специалиста ОПК заключается в том, что сегодня необходимости в нем практически нет, так как не появляются эффективные предприятия, отвечающие современным системам управления и технологическим требованиям.

Оборонно-промышленному комплексу, который должен быть значимой высокотехнологичной частью нашей экономики, необходимо решить серьезные проблемы своего реформирования, чтобы успешно отвечать вызовам глобальной конкуренции XXI века. Сделать это способны только современные высокообразованные специалисты – ученые, инженеры, управленцы, хорошо понимающие проблемы оборонной отрасли. Какие решения способны обеспечить развитие кадрового потенциала ОПК?

Проблемы развития кадрового потенциала ОПК. Распад отраслевой системы управления народным хозяйством в 90-е годы привел к значительным изменениям в этой системе. В 1998 году постановлением Правительства РФ были фактически ликвидированы ИПК бывшей в СССР «девятки» оборонных министерств. Многие технические вузы и учреждения ДПО, осуществлявшие ранее подготовку кадров только для ОПК, в значительной мере утратили научно-техническую активность. Они не очень заинтересованы в развитии технических и технологических направлений, связанных с вооружением и военной техникой, выживая в основном за счет «коммерческих» специальностей и платных образовательных услуг. Снизился уровень их оснащенности, произошла переориентация на менее затратные, но востребованные на рынке образовательных услуг направления подготовки, в значительной мере утрачена возможность оперативной постановки программ по направлениям, востребованным высокотехнологичными производствами ОПК.

Сокращение заказов со стороны крупных предприятий, ничтожное государственное и региональное финансирование ДПО ОПК, привело к кризису многих из них. Ряд учреждений перешли к краткосрочным программам обучения, были реорганизованы, присоединены к вузам, переданы на региональный уровень и т.д. В итоге сложилась система высшей школы и ДПО, которая представляет собой симбиоз остатков советской и элементов образовательной системы рыночной экономики.

Отсутствие действенных механизмов притока и закрепления молодых кадров на предприятиях ОПК привело к старению кадров, потере преемственности поколений и практических навыков, особенно в конструкторско-технологических областях деятельности. Такая же ситуация в ведущих технических вузах, где «дедушки учат внуков». Особенно остро проблема стоит в Москве и Санкт-Петербурге, где имеется много хорошо оплачиваемых вакансий вне высшей школы и сферы ОПК. В значительной мере утрачена возможность оперативной постановки новых образовательных программ по направлениям, востребованным высокотехнологичными производствами ОПК. Это усложнило адаптацию обороной промышленности к новым условиям разработки приоритетных образцов ВВСТ и их кадрового обеспечения. Поэтому понятна позиция представителей промышленности, поддерживающих необходимость институциональных преобразований в системе подготовки кадров.

Известно, что реальная интеграция науки, образования и промышленности дает большой эффект, не требуя огромных капитальных вложений, поскольку строится на системно-организационном, а не финансовом принципе. В 90-е годы произошел и до сих пор не ликвидирован разрыв между промышленностью, наукой и высшей школой. В большинстве вузов практически свелись к нулю хоздоговорные НИР, серьезные проблемы возникли с базами практик студентов на предприятиях, трудоустройством после окончания вуза и т.д. Нынешнее доминирование бюджетного финансирования вузовской науки привело к утрате наработанных связей с промышленностью, а государство в лице чиновника не стало эффективным заказчиком бюджетных НИР, отсюда ничтожна реальная отдача от них. В последние годы предприняты некоторые меры по развитию кадрового потенциала, но кардинального изменения ситуации не произошло. Резко снизился кадровый потенциал, положение усугубляется тем, что высшие учебные заведения не имеют возможности готовить полноценных специалистов оборонного профиля и находятся на грани утери научных и научно-педагогических школ. Значительная степень несоответствия заявляемых задач полученным результатам свидетельствует о системном характере проблемы. Многолетние реформаторские усилия Минобрнауки РФ не дали положительного, а тем более, мультипликативного эффекта в промышленности. Очевидно, понимание руководством страны кризисной кадровой ситуации, необходимости обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов привело к реформированию российской высшей школы путем ее селекции и создания параллельных структур - федеральных и исследовательских университетов, инновационных компаний при вузах и научных организациях и т.д.

Задачи и пути модернизации ОПК. Динамику развития оборонно-промышленного комплекса ведущих стран во многом определяют новые компании, действующие в области высоких технологий. При этом крупные инвестиции ими направляются на приобретение знаний и технологий, меньшие - на совершенствование основных производственных фондов. При создании точек инновационного роста инвестиционные затраты, (до 70%) должны идти на развитие кадрового потенциала (в первую очередь, на научные, конструкторские и технологические кадры), и не более 30% должны составлять затраты на технику. Нужно селективно поддерживая только точки роста нового российского ОПК. Для опережающего развития надо прекратить бесперспективное вливание огромных бюджетных ресурсов в уже неживые ОАО и ФГУП’ы, создать конкурентоспособные предприятия с эффективной системой управления, современными технологиями и кадрами.

Задача подготовки конкурентоспособных кадров для ОПК фактически разбивается на две: 1) подготовка кадров для предприятий модернизированной экономики; 2) формирование кадрового состава, способного провести модернизацию. Важнейшим этапом ее решения должно стать создание федерального университета оборонных технологий (ФУОТ), формирование образовательных стандартов высшего технического образования и отраслевых рамок квалификаций - профессиональных стандартов для отраслей ОПК. Подготовка специалистов для оборонных отраслей требует тесного взаимодействия с военными пользователями систем вооружений. Учитывая, что эти вопросы планируются и проводятся в жизнь централизовано в рамках государственного оборонного заказа, то и подготовку специалистов целесообразно организовать как единую федеральную сеть центров, направленных на развитие науки, оборонных технологий и подготовку специалистов. Основными задачами ФУОТ будет развитие приоритетных научных направлений в интересах обеспечения российских вооруженных сил новейшими видами и системами вооружений и подготовка специалистов – исследователей, разработчиков и эксплуатационников современной военной техники.

Сегодня практически диверсифицированы все ведущие вузы, ранее готовившие кадры для ОПК, они стали университетами широкого профиля, хотя многие из них ведут подготовку специалистов для ОПК в незначительных объемах. Поэтому могут быть различные организационные решения формирования ФУОТ. Целесообразно создание ФУОТ сетевого распределенного типа с использованием базы и кадров ведущих ГНЦ и институтов РАН, ориентированных на ОПК. В таком университете должна осуществляться послевузовская подготовка (магистратура, аспирантура, докторантура) и ДПО, в нее будут активно включены лучшие научные силы страны. Эффективная подготовка специалистов ОПК высшей квалификации требует больших усилий, чем в обычном вузе. Важным вопросом при этом является возможность привлечения в новый университет действительно ведущие научные силы, известных ученых и преподавателей, работающих на мировом уровне. В сегодняшней российской высшей технической школе их не очень много. Без активизации институтов РАН и ГНЦ российские вузы с этой проблемой не справятся. Структура нагрузки в ФУОТ должна обеспечивать активную научно-исследовательскую работу профессора и его группы из магистрантов, аспирантов и докторантов, ее участие в инновационных проектах. Выполнение НИР объемом 4-5 млн. руб. в год для научной группы численностью до 10 человек, позволяет, как минимум, удвоить оплаты труда преподавателя. Количество инновационных структур при ФУОТ, объем выпуска продукции, распределение дохода и прибыли и т.д. - важнейшие показатели эффективности научных разработок. Доход разработчиков инноваций и служб, обеспечивающих коммерциализацию разработок, может составить значительную величину. Предлагаемый ФУОТ должен отличаться большой численностью аспирантов и докторантов, прекрасной базой научных исследований, хорошо развитыми связями с промышленностью. Основным структурным элементом – неким аналогом выпускающей вузовской кафедры в ФУОТ будет являться учебно-научно-инновационный центр (УНИЦ).

Для динамичного развития ФУОТ надо нормативным правовым актом придать ему статус федеральной экспериментальной площадки на 10 лет с особым правовым режимом деятельности для отработки опережающей системы подготовки кадров, новых организационных форм реализации цепи «исследования-разработки-инновации». Университет должен не только готовить специалистов по актуальным направлениям научно-технического развития, в которых они могут выполнять высококачественные работы мирового уровня. При создании ФУОТ и его мозгового центра в виде головного института на принципиально новых структурно-функциональных и организационных принципах, запуске механизма самоорганизации он может стать эффективным механизмом прорыва в новый технологический уклад. Конечно, вопрос о формировании ФУОТ требует рассмотрения различных сценариев его создания и развития, но главное - он требует принятия политического решения. Государство может и должно стать главным режиссером «кадровой революции» в сфере ОПК. Вспомним, как принятие стратегического решения И.В. Сталиным о создании МИФИ и МФТИ позволило в свое время быстро решить проблему кадров для ОПК. Да и сейчас их выпускники активно проявляют себя в бизнесе и инновациях.

Наряду с лучшими научно-техническими разработками, технологиями и производственной инфраструктурой эффективность управления - ключевой фактор развития и реализации масштабных проектов, в том числе и в ОПК. Если главная задача Правительства РФ – создание стабильной и процветающей экономики, то в соответствии с Конституцией РФ обеспечение безопасности страны является сферой ответственности Президента России. Воплощение в жизнь концепции национальной безопасности во многом зависит от политики развития ОПК. В роли проводника такой политики должна быть сформирована подотчетная Президенту РФ исполнительная структура и восстановлена работа секции прикладных проблем РАН. Можно использовать опыт работы американской DARPA, германской DRL и иных структур, не забывая советский опыт. Для этого целесообразно создать Агентство передовых разработок (АПР), выполняющее функции управления инновациями в оборонной сфере и единого государственного заказчика ВВСТ. Потребуется провести другие функциональные изменения и соответствующие организационные мероприятия, исключить параллелизм и дублирование. В странах-конкурентах инновационные структуры относятся к Минобороны, а фактически к Правительству. За счет бюджета государство может финансировать только военные инновации, тогда как гражданские должны развиваться преимущественно за счет бизнеса, которому должно быть выгодно вкладываться в инновационные разработки. В Китае вообще трудно понять, как устроена и функционирует некая мифическая «вышестоящая организация», обладающая большими финансовыми полномочиями и относящаяся как бы к Минобороны. У нас же сегодня за инновации отвечают практически все министерства и госкорпорации, но «у семи нянек…».

Координатором работы по созданию ФУОТ и АПР может стать аппарат Совета Безопасности Российской Федерации. При системном управлении изложенные подходы могут дать синергетический эффект, который приведет к динамичному развитию не только ОПК, но и страны в целом. Исторически у России выбора нет: либо мы создадим страну, лидирующую в конкурентном мире, либо мы все время будем проигрывать и в итоге – ее потеряем. Это и есть главная цель ФУОТ – создание в стране университета выше мирового уровня и системы опережающей подготовки интеллектуальной элиты не только для ОПК. Используя базу и кадры ГНЦ и институтов РАН, можно развернуть сеть филиалов ФУОТ для региональных предприятий ОПК. Это позволит сформировать единую сеть подготовки кадров, решающую, в том числе, важнейшие вопросы дополнительного и послевузовского профессионального образования для ключевых оборонных предприятий. При этом подготовка на всех уровнях и во всех регионах будет вестись по единым планам и программам.

Создание ФУОТ и АПР, восстановление секции прикладных проблем РАН позволяет подключить к решению задач опережающего развития ОПК задействованный сегодня далеко не в полной мере на образовательной ниве мощный потенциал РАН и ГНЦ, конструкторско-технологических организаций, обеспечивающих выполнение ГОЗ. На наш взгляд это будет гораздо полезней, нежели бесконечное обсуждение недостатков российской науки и предложений по реформированию РАН… путем ее ликвидации.


Источник

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (25.03.2010)
Просмотров: 1415 | Рейтинг: 0.0/0