Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 03.05.2024, 23:38
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн (Максимович) Чудотворец. Часть 2.
 
Наконец, вечером накануне своего отъезда в Сиэтл, за четыре дня до смерти, Владыка поразил человека, для которого только что отслужил молебен, словами: «Ты больше не приложишься к моей руке». В самый же день смерти по завершении Божественной литургии он три часа молился в алтаре и вышел оттуда незадолго до смерти, последовавшей в 15 час. 50 мин. 2 июля 1966 года. Скончался он в своей комнате в приходском здании, стоящем рядом с храмом, без предварительных признаков какой-либо болезни или скорби. Слышали, как он упал, и, когда подбежавшие на помощь посадили его на стул, упокоился мирно и, видимо, безболезненно пред образом чудотворной Курской иконы Знамения. Таким образом, Владыка оказался достойным своей блаженной кончиной повторить кончину небесного своего покровителя святого Иоанна (Максимовича) Тобольского.

Сегодня мощи архиепископа Иоанна покоятся в часовне под Сан-Францисским собором; и это начало новой главы в биографии святого. Как преподобный Серафим Саровский заповедывал своим духовным детям считать его живым и после смерти приходить к нему на могилу и говорить все, что у них на сердце, так и наш Владыка слышит тех, кто почитает его память. Вскоре после его упокоения отец Амвросий П., одно время бывший его учеником, увидел как-то ночью сон (или явление – он не мог определить): Владыка, облаченный в пасхальные ризы, весь светлый и сияющий, кадил в соборе и радостно произносил одно только слово, благословляя его: «Счастливый!»

Позднее, перед завершением 40 дней, отец Константин З., бывший долгое время диаконом Владыки (а ныне ставший священником) и который еще недавно сетовал на Владыку и даже начал сомневаться в его праведности, увидел его в озарении света с таким ярким нимбом, что он ослеплял. Так сомнения отца Константина относительно святости Владыки были рассеяны.

И многие другие видели архиепископа Иоанна в необыкновенных снах, имевших особое значение или содержавших предсказание; некоторые утверждают, что получили при этом сверхъестественную помощь. Скромная усыпальница, которая скоро будет украшена иконами Владыки работы Пимена Софронова, уже теперь стала свидетельницей столь многих слез, признаний, сердечных прошений...

Замечательный сон видела управляющая Домом святого Тихона Задонского, долгое время преданно служившая Владыке, М. А. Шахматова: толпа народа внесла Владыку в гробе в храм святого Тихона; Владыка вернулся к жизни, встал в царских вратах и, помазывая подходивших, говорил им: «Передайте людям: хотя я умер, я – жив!»

Пока прошло еще слишком мало времени, чтобы хотя бы умом охватить тот факт, что мы, голодные и грешные, живущие в этот злой век, стали свидетелями такого великолепного явления, как жизнь и смерть святого! Это как если бы на землю вернулись времена Святой Руси, как доказательство того, что Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки (Евр. 13, 8). Аминь.

Иеромонах Серафим (Роуз), 1966 г.

 

 

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

 

обложка книги

Приложение:

Очень сильно здоровье и силы еще довольно молодого и энергичного Святителя Иоанна (Максимовича) подорвал учиненный над ним группой иерархов-политиков судебный процесс 1963 года. Как писал иером. Серафим (Роуз): "Последние годы жизни Владыки были омрачены горечью от поношений и преследований, на которые он отвечал всегда без жалоб и осуждения кого-либо, в безмятежной мирности". К этому времени в среде РПЦЗ начинало более остро вскрываться противостояние между иерархами-"мистиками" и иерархами-"политиками". К первой группе, наряду с Архиеп. Аверкием (Таушевым), Архиеп. Леонтием (Филлиповичем), Архиеп. Андреем (Рымаренко), Архиеп. Леонтием (Бартошевичем), Еп. Саввой (Сарачевичем), Еп. Нектарием (Концевичем) и др., принадлежал и сам Святитель Иоанн.

Еще в 1930-е годы обозначилось некоторое расхождение между Владыкой Иоанном и частью чрезмерно заполитизированных заграничных иерархов, начинавших свое духовное поприще вместе с ним в Югославии. Когда Владыка приехал из Шанхая в Югославию на Всероссийский Церковный Совет духовенства и мирян 1938 года, на него уже поступили обвинения заведомо ложного характера. Владыка сам зачитал их на сессии Совета, и их не приняли всерьез, чему способствовало и получение из самого Шанхая, - как от русских, так и от китайцев, - совсем иного «отчета», в котором выражалась благодарность и любовь к Владыке его паствы (позднее, в 1943 году шанхайская паства послала докладную записку Мелетию, митрополиту Харбинскому и Маньчжурскому, в которой она исключительно высоко оценивала деятельность своего Архипастыря, подчеркивая, что «епископ Иоанн есть тот, который нам нужен, чтобы быть нам хотя немного православными не только на словах, но и делом» - копия записки воспроизведена в книге: Еп. Савва. Летопись... с. 49-53.

Владыка благополучно вернулся в Шанхай, но его противники отнюдь не отказались от дальнейшей борьбы с ним. Позднее и во Франции некоторые настоятели приходов были прямо настроены своим начальством против Владыки и даже, как можно судить по одному из свидетельств, предпринимались некоторые конкретные акции с целью оторвать его от паствы. Владыку перемещали с одной кафедры на другую (например, из Парижа в Брюссель, где паства была малочисленнее). Свидетельства же Н. Шумлянской позволяют считать, что активная пропаганда против Владыки велась как среди клира, так и среди мирян. Наконец, можно предположить, что и трагический эпизод с епископом Леонтием (Барташевичем) в Европе был не совсем случайным, так как Епископ был значительным союзником Владыки Иоанна в западноевропейский период его архипастырства.

Непосредственная же предыстория и история трагического процесса над Владыкой Иоанном в Сан-Франциско выглядит в общих чертах следующим образом. (Основными источниками являются доклад самого владыки Иоанна «К Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Председателю Архиерейского Синода и преосвященнейшим членам Архиерейского Синода Русской Церкви за границей» от 23 июля 1963 года и свидетельства очевидцев из Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви).

Когда Владыка прибыл на кафедру в Сан-Франциско в декабре 1962 года по ходатайству многочисленных местных прихожан, хорошо знавших его по Шанхаю, он застал в общине «паралич» и приостановку строительства большого нового собора в честь иконы «Всех скорбящих радость». Приходской совет состоял преимущественно из последователей бывшего правящего архиерея-политика архиепископа А. Лос-Анжелосского, враждебного по отношению к Владыке. Этот приходской совет отказался ознакомить Владыку со своей финансовой документацией (в связи со строительством собора), и когда он все же настоял на том, чтобы ему ее показали, то нашел ее в «умышленном беспорядке», после чего он призвал каждого к отчету о своих долгах.

После Пасхи 1963 года сложности казались улаженными, о них стали говорить как о «прошлом». Владыка призвал верующих жертвовать на продолжение строительства собора, и этот призыв вызвал необычайный энтузиазм православных.

Конфликт и стал бы лишь достоянием истории, если бы противники Владыки из группы иерархов-политиков не настояли («на основании «прошлых» жалоб приходского совета и собственных инсинуаций в связи с якобы незаконным назначением Владыки на новую кафедру») на решении Синода об устранении его с кафедры в Сан-Франциско. В Сан-Франциско это решение вызвало такую бурю негодования, что только вмешательство самого Владыки Иоанна могло хоть немного утихомирить паству. На следующий день после получения этого известия Первоиерарх Синода митрополит Анастасий отменяет это решение, и архиерейские полномочия Владыки в Сан-Франциско продлеваются еще на шесть месяцев. Однако противники его в местной общине увидели, что они могут опираться на очень могущественных союзников в Нью-Йорке.

На 9 июня Владыка назначает выборы церковного старосты и членов приходского совета, а также общее собрание совета. Старый совет, обнаружив, что сторонники Владыки превышают его численно почти вдвое, стал предпринимать решительные шаги для предотвращения выборов, вплоть до апелляции в муниципальный суд и получения там «документа» на отмену выборов. Узнав об этом, епископ Савва Эдмонтонский, юрист по образованию, специально прилетает из Канады и подает квалифицированный запрос в суд, после чего судья отменяет прежнее решение.

Когда их дело провалилось и через суд, противники Владыки стали повсеместно распространять подметные письма с целью предотвращения выборов. И вновь они получили поддержку из Синода: пришла телеграмма за подписью самого Первоиерарха Митр. Анастасия с угрозами в адрес Владыки Иоанна, если он не отступится от выборов. Но вновь вмешавшийся епископ Савва, которому удалось вступить в контакт с престарелым Старцем-Первоиерархом, получает от него новую телеграмму с одобрением выборов. Они состоялись, и на последовавшем собрании совета были приняты решения в связи со скорейшим возобновлением строительства собора.

Теперь побежденный прежний совет подготовился к судебному процессу над Владыкой уже значительно лучше. Дело было возбуждено 250 истцами, которые обвиняли Владыку в присвоении денег, предназначавшихся для строительства собора. Как только был подан новый иск, представители синодальных противников Владыки мгновенно прибыли в Сан-Франциско, инструктируя адвокатов истцов и разрабатывая с ними будущие совместные «боевые действия».

Причин для преследования Владыки Иоанна с точки зрения синодальных политиков было «достаточно». Его ложно обвиняли, что он «параноик», «шизофреник» и даже «содомит» и «еретик». До такого нечестия в своих клеветах против Святого Владыки могли опуститься только люди, сами страдавшие подобными духовными недугами. Но главное для них – Владыка Иоанн не был политиком, как они, отказывался переступать через нравственные и духовные барьеры в достижении желаемых временных политических результатов, он был «мистиком» и смотрел на служение Русской Зарубежной Церкви не как на «русский эмигрантский клуб» или «политическую партию», но прежде всего как на Ковчег Спасения, Истинное Мистическое Тело Христово, объединяющее через Святую Евхаристию верных всех национальностей и народностей, независимо от политических симпатий и интересов. Для некоторых иерархов-политиков одно только соприкосновение с мистическим мировосприятием Владыки Иоанна оказывалось несовместимым, вызывало раздражение и неприязнь. Помимо этого, одной из существенных причин гонений на Владыку было то, что: живой святой - чудотворец, прибывший на ведущую кафедру самой значительной епархии Зарубежной Церкви и возглавлявший самое значительное за ее историю храмостроительство, представлялся и самой реальной кандидатурой на место уже очень уставшего и больного Старца-Первоиерарха Вл. Анастасия, который уже фактически не мог влиять на управление Синодом, а популярность Вл. Иоанна среди верующих уж слишком колола глаза тем, кто отваживался считать себя его соперниками в Зарубежной Церкви. Этим и объясняется поразительная слаженность действий архиереев, умело направлявших действия лидеров местного епархиального совета. За время подготовки к процессу архиепископ А. несколько раз посещал Нью-Йорк с целью подбодрить синодальных противников Владыки тем, что в Сан-Франциско все идет «в нужном порядке». Архиепископ В., слегка презиравший «гугнивого» и «причудливого» архиепископа Иоанна как «недостаточно утонченного богослова» и «плохого администратора» взял на себя роль специального уполномоченного Первоиерарха в данном деле, ставя основные «стратегические задачи». Еп. С. возложил на себя «бремя публицистики»: так он даже платно напечатал в одной русской газете воспоминания о Владыке, где, в частности, сообщалось, что он знал его с юности в качестве «параноика» (одновременно появлялись пасквили таких авторов, как покушавшегося на жизнь Владыки в Шанхае священника Медведева).

Деятельность группы иерархов-политиков не осталась безрезультатной. Вся русская община в Сан-Франциско пришла в великое смятение и волнение от «партийной борьбы». На приходских собраниях Владыку, как и его сторонников, сопровождали крики и оскорбления. Иные женщины бегали за Архиепископом, выкрикивая оскорбления, и даже плевали на него (одна прихожанка с ужасом впоследствии вспоминала, как ее мать, подбежав, плюнула Владыке прямо в лицо - сразу после богослужения). Почитатели же Владыки страдали от беззакония. Некоторые выступали открыто, как, например, игуменья Ариадна, которая громко, с посохом в руке, обличила в старом соборе ту церковную клику, которая осмелилась поднять пяту на живого святого.

9 июля в газете «Наблюдатель Сан-Франциско» («San Francisco Examiner») на первых полосах появилось сообщение о суде над русским архиепископом, сопровождаемое его фотографией в зале суда. Процесс длился четыре дня. Рядом с Владыкой сидели самые близкие ему люди: архиереи Савва, Леонтий (специально прибывший из Чили), Нектарий, отец Спиридон, отец Митрофан и игуменья Ариадна; регулярно присутствовал там и Евгений Роуз (впоследствии иеромонах Серафим), духовный ученик Владыки, который хотел быть и на Голгофе своего учителя. Судья, добрый старый католик Э. О'Дэй, увидев в подсудимом человека Божия, которого зависти ради предаша (Мф. 27, 18), не мог никак скрыть к нему симпатии и разрешил ему - впервые в истории Сан-Франциско - произносить молитву перед началом каждой сессии. На первое же слушание дела прибыл секретарь Синода; протопресвитер Г., один из самых влиятельных членов «партии политиков». «Его постоянные встречи с адвокатами истцов приковывали к себе внимание», - отмечал в названном докладе сам владыка Иоанн. На четвертый день слушания обвинений набралось так много, что судья вынужден был отложить окончание процесса до следующего извещения.

Противники Владыки пытались использовать время с наименьшими потерями. В суд полетели телеграммы из Синода за подписью митрополита Анастасия в поддержку истцов. (Правда, когда епископ Савва связывался с ним лично, оказывалось, что Первоиерарх поддерживает Владыку). Сам Владыка объясняет эти «разночтения» тем, что престарелый Первоиерарх был уже совсем слаб и болен, а потому соответствующие телеграммы исходили не лично от него, но от его имени через подставные подписи и подделанные документы. Но самую «блистательную» телеграмму получил викарий Владыки епископ Нектарий Сиэтлийский. Ему предписывалось, снова будто бы за подписью Первоиерарха, совершенно секретно посадить Владыку в поезд и отправить его в Нью-Йорк; объяснений никаких не давалось, но зато было представлено разъяснение, чтобы епископ осуществлял это требование немедленно по получении телеграммы, не пытаясь связаться с Первоиерархом. Епископ Нектарий после долгих колебаний все же решился дозвониться в Синод и несмотря на все ухищрения тамошних чиновников добился соединения с митрополитом. Ответ митрополита был однозначен: «Вы говорите, что я это велел?! Я не говорил ничего подобного». Когда к разговору подсоединился секретарь Синода (вероятно и организовавший данную телеграмму), митрополит спросил его, кто телеграмму послал, тот дипломатично ответил, что разъяснения будут даны попозже... Епископу Савве митрополит ответил: «Ничего не предпринимайте. Я эту телеграмму не посылал».

Дело в Сан-Франциско было, за полной его несостоятельностью, прекращено, а Владыка признан свободным от всех обвинений в денежной коррупции. В Синоде также вынуждены были, после личного визита на Запад митрополита Анастасия подтвердить статус Владыки как постоянного иерарха Сан-Франциско и Западной Америки. Противники его, однако, не прекращали осаждать суд своими петициями (что продолжалось едва ли не до кончины Владыки) пока адвокат Владыки Дж. О'Хара не выступил с заявлением о том, что «продолжение тяжбы было бы оскорблением юридического процесса как продолжение дела, которое было и остается без какого-либо юридического достоинства». (С документацией процесса - в виде доклада архиепископа Иоанна знакомит издание: «Not of This World: The Life and Teaching of Hieromonk Seraphim Rose»,1993, рр. 214-228).

Итак, процесс был противниками владыки Иоанна проигран - ввиду полной безосновательности их обвинений. Но они, вероятно, и не рассчитывали на то, чтобы выиграть его формально. Их задачей было (что отмечал в своем докладе и сам Владыка) - морально уничтожить его. Достаточно вспомнить, что Владыка писал своим духовным чадам в те дни: «Если вы услышите, что я умер, знайте, что меня убили».

Такова фактическая предыстория и история трагического процесса в Сан-Франциско. Как ни печально, но в последние годы в РПЦЗ повторяются аналогичные сценарии по изоляции Первоиерарха, «прещениям» от будто бы его имени на Преосвященных Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви на Родине Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина, оклеветанию их, часто выдвигая те же безобразные и чудовищные обвинения, что и против Святителя Иоанна (Максимовича).

(В публикации использованы материалы из книги: Иером. Серафим, Игум. Герман, "Блаженный Иоанн Чудотворец". - Москва, Издательский отдел Валаамского общества Америки в России. - 1993г.)

http://www.adamovka.ru/books/blasenniy-ioann-chudotvorets/Main.htm

Категория: Светочи Земли Русской | Добавил: rys-arhipelag (05.07.2010)
Просмотров: 1999 | Рейтинг: 0.0/0