Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
... |
... |
Оптина была закрыта большевиками на Красную Горку (Фомино Воскресение), в 1923 г. Храмы запечатаны. О. Нектарий был арестован и вывезен в Козельск. Об этом моменте сохранились заметки м. Нектарии: «В келью свою старец никого никогда Не впускал, так что келейники не знали что там находится. Когда же пришли описывать его имущество, в первый раз вошли туда и келейники. И что же увидели? Детские игрушки! Куклы, мячики, фонарики, корзинки! Делавшие опись спрашивают: «Зачем это у вас детские игрушки?» А он отвечает: «Я сам, как дитя». Нашли у него церковное вино и консервы — он им и говорит: «Выпейте и закусите». Они и распили вино. Во время ареста у него распух глаз и его поместили сначала в монастырскую больницу, а потом в тюремную. Когда он выезжал из монастыря (на санях), последние слова его были: «подсобите мне» — это, чтобы ему помогли влезть на сани; сел, благословил путь свой и уехал. Мы тогда были там, но его не видели». |
14 апреля Православная церковь чтит память Варсонофия Оптинского — святого из плеяды великих Оптинских старцев. Этот человек бросил карьеру военного и ушел в Оптину после встречи с преподобным Авмросием: тот определил, что Варсонофию предстоит стать великим подвижником — задолго до того, как Варсонофий сам понял это. |
Мы переживаем крайне опасное для отечества нашего время, когда темные силы вражьи стремятся отравить и убить нашу русскую православную душу, исказив или по крайней мере подменив все наше народное православно-русское миросозерцание. И вот, промыслом Божиим, это печальное и опасное для народа, для России, время совпадает с годовщинами великих воспоминаний далекого по времени, но близкого сердцу прошлого в истории нашего отечества. И встают пред нами великие герои духа из того отдаленного прошлого, и во главе их - несокрушимый адамант веры, богатырь духа, святейший Всероссийский Патриарх Гермоген. 17 февраля исполняется ровно триста лет, как заморенный голодом в мрачном подземелье Чудова монастыря отошел к Богу святою своей душой этот священномученик за отечество. Благовременно вспомнить его священные заветы, особенно благопотребные для нашего, столь измельчавшего духом и оскудевшего верою поколения. |
4 января 1971 года в тюремной больнице города Кирова (до переименования – Вятка), на 68-м году жизни от сердечной болезни скончался Борис Владимирович Талантов. При советской власти он умер в бесчестии как политический преступник, находясь в заключении с сентября 1969 года за написание ряда исключительно откровенных и подробных сообщений о преследовании православных христиан атеистическим режимом и руководящими иерархами Московской Патриархии – "преступление", которое в Советском Союзе относилось к разряду "антисоветской деятельности". |
Следующий рассказ – это свидетельство подлинного члена катакомбной Церкви княгини Наталии Владимировны Урусовой, которая сама перенесла бескровное мученичество в послереволюционные годы и вплоть до Второй Мировой войны. Ее преступление было в том, что она была твердо верующей христианкой, принадлежала к дворянской семье, поддерживала "иосифлян" и была матерью сыновей-мучеников. |
Роландо вернулся в семью и вел себя, как все остальные дети, за одним небольшим исключением: он продолжал носить свой семинарский подрясник. «Io sono di Gesù, я – Иисусов», – так пояснил он матери свое поведение. Красным партизанам (а в Италии были и другие) это не понравилось. Его схватили, передали в другой отряд, подальше от тех, кто мог его освободить, и после трех дней побоев и издевательств расстреляли. Когда один из членов отряда выразил сомнение, обязательно ли для построения светлого будущего убивать ребенка, вся вина которого в том, что он говорил «Я – Иисусов», политкомиссар отряда ответил: «Одним попом завтра будет меньше». Шла весна 1945 года, католический мир отмечал вторую неделю после Пасхи, до капитуляции нацистов в Италии оставалось тоже чуть больше двух недель. Тело мальчика нашел отец – партизаны подсказали ему место, а тот самый политкомиссар даже показал пистолет, из которого расстрелял его сына. Ясный намек на будущее. И ребенка похоронили в родной деревне. |
Когда в 1877 году началась Русско-турецкая война, Надежда Борисовна, которой к тому времени было шестьдесят пять лет, на свои средства организовала санитарный поезд и сама отправилась на фронт в качестве сестры милосердия, чтобы ухаживать за ранеными. После страшного пожара, случившегося в Оренбурге в 1879 году, княгиня Трубецкая лично отвозила в пострадавший город предметы первой необходимости. Но, к несчастью, на склоне лет эту незаурядную женщину, за свою деятельность удостоенную ордена Святой Екатерины, постигла семейная драма: сын Алексей растратил казенные деньги и находился на грани самоубийства от стыда и позора. Чтобы спасти сына и возместить ущерб, княгиня продала все свое имущество, в том числе, дом Трубецких в Большом Знаменском переулке. Она, всю жизнь помогавшая другим, осталась без средств к существованию и крыши над головой! |
Блаженнейшеий Митрополит Анастасий был, как уже писалось многогранной личностью и его значение и след выходят значительно за чисто церковные рамки, особенно благодаря изяществу его пера. Не зря был он большим поклонником нашего великого Пушкина, о котором он в частности оставил два сочинения : «Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви» и «Нравственный облик Пушкина», в которых он раскрывал духовный лик великого писателя, его православную русскость : «В нем сквозило сияние нашей православной культуры… Наш поэт излучал из себя ее аромат, как цветок, посылающий свое благоухание к небу /.../ нравственный урок, данный [им] на краю могилы, быть может, превосходит все, что оставлено им в назидание потомству в его безсмертных творениях». Таким сильным суждением он вторил своему Блаженнейшему предшественнику Митрополиту Антонию, утверждавшего, что Пушкин горько и безпощадно каялся «в грехах против седьмой заповеди, и в этом отношении его совесть оказывается более чуткой даже сравнительно с совестью Блаженного Августина». |
Евфроси́ния Колюпа́новская (в миру — Евдокия Григорьевна Вяземская; ок. 1758 — 3 июля 1855, село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии) — православная подвижница. Княжна из рода Вяземских, фрейлина императрицы Екатерины II. Желая посвятить себя Богу, тайно оставила двор, инсценировав свою смерть, и стала юродивой. Канонизирована в 1988 году как местночтимая святая Тульской епархии в лике блаженных, память совершается (по юлианскому календарю): 3 июля и 22 сентября (собор Тульских святых). |
... |
Родители блаженного Антония были земледельцами. Отец его Никифор родом был из Новгорода, а мать Агафия родом из деревни Кехта, что в Двинской области. Жили они в этой деревне, преуспевая в благочестии, и часто молили Бога даровать им чадо. Услышал их молитвы Господь, и родился у них сын. Имя во святом крещении дали ему Андрей, и суждено было отроку этому стать блаженным Антонием. Когда позже родились у благочестивых супругов другие сыновья и дочери, первенец превосходил их всех благообразием, отчего и любим был родителями своими более других детей. В 7 лет родители отдали отрока своего Андрея учиться грамоте, и в учении книжном превосходил он всех сверстников своих и удивлял успехами учителя своего. Выучили родители отрока Андрея и иконному писанию, предугадывая его призвание. Был же Андрей с детства тихим, кротким, смиренным и незлобивым, и за такой нрав любим был всеми ближними своими. Почитал он родителей своих и старался во всем повиноваться им, и ничем не оскорблять. Когда же состарились родители его, то призвали к себе всех детей своих и обратились к ним с такими словами: «Чада, постигла нас глубокая старость, и пришли к нам тяжкие болезни, и смерть стоит у порога нашего. Поручаем вас, дети, попечению Бога и Пресвятой Его Матери, да будут они помощниками вам во всех делах ваших. Живите так, как мы на ваших глазах жили, и милость Божия во веки с вами пребудет». Любимого же первенца поучали они больше других детей перед кончиной своей. |
Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского. Поступив в Духовную Академию (в 1899 году), я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной Литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил мое желание. Мой товарищ Илия Абурус, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитревскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви, захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с отцом Иоанном. Таковыми, между прочим, были Александр Семенович и Елена Михайловна Мироновы и особенно Вера Ивановна Перцова. |
...подобно Ломоносову, он вышел из народа, из глухих северных преданий, из той благочестивой старины, которая осталась в полузабытом прозвище: “Святая Русь”. Невдалеке от освещающих север, точно полярное сияние, гробниц угодников соловецких отец Иоанн воспринял свое озарение веры, свою глубокую приверженность к непостижимому Богу, свою страсть к Христу и к общению с ним через трогательные обряды, древние, как сам народ, священные, как родное прошлое. Бурно мятущийся и гневный Толстой – самое великое, что создала интеллигенция наша. Неподвижный и пламенный в своей вере отец Иоанн самое великое, что создал простой народ за последние восемьдесят лет. Отец Иоанн – носитель народной культуры, от Антония и Феодосия Печерских, от Сергия Радонежского до Тихона Задонского и Серафима Саровского. Плоть от благороднейшей плоти народной, кость от кости его, кронштадтский старец не мечтал только о Святой Руси, как Толстой, а сам был Святой Русью, сам нес ее в своем сердце! Вот почему народ сразу признал его своим, как все сразу видят светильник на верху горы. |
Отношения отца Иоанна к людям, которые к нему обращались за помощью, были трогательны: он страдал со страждущими и плакал с плачущими, но строго и гневно обличал упорных еретиков и сектантов, вроде Льва Толстого и его последователей. За это последние его ненавидели той непримиримой ненавистью, какой сатана ненавидит ангелов света. А между тем батюшка Иоанн Кронштадтский вовсе не мог быть назван узким фанатиком, так как благотворил одинаково и православным, и иноверцам, причем мне известен такой случай как раз в Крыму, когда отец Иоанн посоветовал одному позвавшему его больному – поляку, который долго не был у исповеди, исповедаться и причаститься Святых Тайн у своего священника, и когда тот исполнил совет батюшки, то выздоровел. |
Преподобный Сергий Радонежский был первым русским святым, который целостно и всецело выразил русское национальное самосознание. Старец Троице-Сергиевой обители соединил разные традиции православного монашества. Будучи отшельником и аскетом, человеком высокопросвещённ |
Довольно времени протекло после кончины благочестивой графини Анны
Алексеевны Орловой-Чесменской, и еще нигде не было упомянуто о ней в
повременных изданиях, обыкновенно извещающих о каком-либо замечательном
событии, радостном или печальном. Неужели такое молчание знаменует
забвение? Нет: лице усопшей незабвенно для Церкви Православной, которая и
воздала должную ей память. Конечно, ни одному мирскому лицу и даже
духовному не было с давних времен поминовения, столь торжественного;
ибо, как ни одной обители или соборной церкви не забыла в своем
завещании усопшая, так и ни одна из них, в свою очередь, не забыла
исполнить священного долга благодарности. Святители собирали в
кафедральные свои соборы ближайших настоятелей для общей панихиды; в
Лаврах и больших монастырях, после соборного поминовения, учреждалась
трапеза для нищих; и все малые обители не престают также поминать свою
благодетельницу на ежедневной литургии. А сколько вдов и сирот всякого
звания, постоянно при таинственной Жертве приносят молитву о её
упокоении, ради непрестающей памяти её благодеяний, тайных и явных; ибо
щедрость её к Церкви Божией, всем известная, и поражавшая взор каждого,
не дает причины предполагать, чтобы она ограничивалась только одними
храмами. Та, которая благоговела к святилищу Христову, не забывала и
нищей Христовой братии, и на каждом шагу обличаются её тайные
благотворения. Но, по заповеди евангельской, она старалась, чтобы левая
её рука не ведала, что творит правая, и оскорблялась, если кто-либо
оглашал её благотворения. Теперь, когда столь замечательное лице сошло
уже со своего высокого поприща, чувствуется пустота, оставленная ею в
обширном круге её духовной благотворной деятельности, и едва ли не лежит
священная обязанность на тех, которые были к ней близки, высказать,
хотя в кратких словах, то, чем она была для облагодетельствованных ею;
и, конечно, голос сей будет отголоском многих. |
Очень немногим в России известна биография четвертого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Виталия. |
В ночь на 1-е июля скончалась в
Берлине супруга действительного тайного советника, Александра Михайловича
Потемкина, Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княжна Голицына. Довольно
произнести одно имя ее, - и этим будет все сказано. Нет человека в обеих наших
столицах и даже в дальних окраинах обширной России, где бы имя это не
произносилось с благоговением и глубочайшим уважением; нет ни одного
благотворительного общества и богоугодного заведения, в котором почившая не
принимала бы самого деятельного участия. Это была боярыня в истинном, русском
значении этого слова, ибо болела за всех бедствующих и страждущих своею
прекрасною душою; это была аристократка в самом лучшем смысле, ибо держалось
только того, что было αρισηον то есть, елика
суть честна, елика праведна, елика доброхвальна. Самое злословие не смело
коснуться ее честного имени, и шипело лишь за порогом ее барских палат. Всегда
ровная, всегда спокойная, она одушевлялась непритворным чувством глубокого
соучастия к бедствиям ближних своих, без различия их звания и состояния.
Истинная ревнительница Церкви Православной и строгая хранительница ее уставов,
она служила примером благочестия для всех окружающих ее. Если о ком, то о
Татьяне Борисовне можно сказать словами Премудрого: многу славу созда Господь в ней величием
Своим от века; правда и милость ея незабвенны будут, и похвалу ея исповесть
Церковь... |
В старинных русских житиях и летописях часто говорится о тех, о ком повествует житиеописатель: "Бе он добраго корене добрая отрасль". Эти слова хочется применить к нашему Первосвятителю, митрополиту Филарету. Его отец, протоиерей о. Николай Вознесенский, принявший впоследствии монашество и ставший архиепископом Хайларским, был одним из лучших, если не лучшим из всех священнослужителей богатой добрыми пастырями дальневосточной Маньчжурской епархии. |
В 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович,
проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, в селе
Пурачин, около Тузлы, обнаружил икону, на оборотной стороне которой
имелась надпись по-русски: "Сия икона писана в Самарской губернии,
Бузулукского уезда, Утеевской волости, того же села, зубами крестьянином
Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля". |
17 апреля (4 апреля ст.ст.) — день памяти святой Марии Гатчинской.
С ранней юности прикованная к постели, она смиренно переносила боль
и страдания. Не только не роптала на судьбу, но помогала другим находить
утешение в Господе. Большевистский режим не потерпел "святошу".
Монахиню-инвалида арестовали за организацию "подпольных сборищ с чтением
Евангелия". 17 апреля 1932 года она, уже приговоренная к ссылке,
скончалась в Александровской больнице Ленинграда. |
5 апреля (23 марта ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит
память преподобноисповедника Сергия (Сребрянского). В молодости
он отошел от Церкви, увлекся народничеством. Затем вернулся, стал
священником. Духовник Марфо-Мариинской обители милосердия, ближайший
сподвижник преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, при
советской власти он пережил многочисленные испытания, тюрьмы и ссылки.
В 2013 году исполняется 65 лет его кончины. |
Текущие события на Кипре представляют собой прекрасный учебный материал,
на котором нашим российским клептоманам можно показать, что они для
мировой финансовой олигархии всегда выступают в роли «лохов» |
Российские и мировые СМИ сообщили новость: 21 марта была проведена
сделка по покупке государственной компанией «Роснефть» другой нефтяной
компании «ТНК – ВР». Операция уже окрещена «сделкой века». |
Ответ
на такой вопрос начнем с другого вопроса: может ли быть что-либо более
противоположное между собою, как монархический абсолютизм и демократическая
республика? Эти два строя ни в чем между собою не согласны, но они сходятся в
одном: не сам по себе тот и другой строй в этом сходятся, а вот недавно бывший
русский абсолютизм и оппозиция, в последние дни ставшая во главу общественной
жизни, сходились между собою в одном приеме управления, и дай Бог, чтобы это
вовсе не трогательное единодушие не было продолжено и на дальнейшие годы
русской жизни. |
К 150-летию со дня рождения митрополита Антония (Храповицкого; 17/30 марта 1863 - 28 июля/10 августа 1936)… |
К 150-летию со дня рождения митрополита Антония (Храповицкого; 17/30 марта 1863 - 28 июля/10 августа 1936)… |
Презентация новой книги о священномученике Сергии Мечеве прошла
14 сентября в культурном центре «Покровские ворота» неподалеку от храма
Святителя Николая в Кленниках, где нес свое пастырское служение о.
Сергий. Когда он называл свой приход семьей, в этих словах не было
преувеличения. Этим людям выпали страшные испытания, им пришлось
постоять друг за друга и за свою веру. Составители книги считают
неслучайным то, что она вышла в свет именно сейчас, в непростое для
Церкви время. |