Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 03.05.2024, 16:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


В.Ю. Катасонов. «Философия хозяйства» С. Булгакова: свет и тени. Ч.I

(к 100-летию выхода в свет работы)

Доклад, сделанный на заседании Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова 23 октября 2012 года.

 

В нынешней России образованным людям (такие люди, слава Богу, еще сохранились в нашей стране) хорошо известно имя русского мыслителя Сергея Николаевича Булгакова (1871 - 1944). Личность очень разносторонняя: философ, экономист, литературный и художественный критик, священник, политический и церковный деятель. Углубляться в его биографию мы не будем, поскольку она подробно изложена в различных источниках (в том числе в интернете). В данной публикации сосредоточим наше внимание на работе С. Булгакова «Философия хозяйства», которая увидел свет ровно 100 лет назад. Отметим эту дату тем, что попытаемся еще раз осмыслить данную книгу с учетом бурных и трагических событий прошедшего века и тех вызовов, перед которыми сегодня оказалось русское общество. И попытаемся донести основные идеи выдающегося русского мыслителя до современного читателя. Быть может, после этого у него появится желание познакомиться  с самой книгой.

 

Часть I

 

Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

 Ин. 7: 18

 

1. Введение.

 

В годы перестройки и реформ творческое наследие С. Булгакова, замалчивавшегося на протяжении советского периода нашей истории, стало доступно широкой аудитории.  Достаточно большими тиражами в последние два десятилетия издавались такие работы С. Булгакова, как «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», «Философия хозяйства», «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», «Философия имени», «Икона, ее содержание и границы», «Апокалиптика и социализм», «Православие. Очерки учения православной церкви» и ряд других.

            Пожалуй, наиболее востребованной со стороны нашей интеллигенции оказалась работа «Философия хозяйства». Особый интерес к ней, был вызван, видимо, названием. В годы перестройки и реформ вопросы экономики в нашей стране вышли на первый план.  При всем обилии литературы по экономике, финансам, предпринимательству на полках книжных магазинов, сохранялся голод на литературу, в которой бы раскрывались не частности, а давалось метафизическое осмысление экономики и хозяйственной жизни.

«Философия хозяйства» Булгакова сразу же привлекла к себе внимание взыскательных читателей своим многообещающим названием.  Однако многим даже подготовленным читателям  книга оказалась не «по зубам». Из нее «выковыривались» отдельные цитаты и  обсуждались периферийные вопросы. Выяснилось, что  «Философия хозяйства» -  совсем не легкое чтиво, к какому многие стали привыкать в постсоветский период.  Было также определенное разочарование: выяснилось, что она  посвящена не столько экономике, сколько философии и требовала   специальной философской подготовки. А философия, согласно «духу времени» - совершенно ненужный хлам, на копание в котором в наше динамичное время ни у кого времени нет.

Уж не знаю про современных философов, но экономистами Булгаков не был понят. От Булгакова ожидали ответа на вопрос: «Какой должна быть экономика?» А вместо четкого ответа в духе привычного рационализма его книга «грузила» читателя новыми вопросами и «антиномиями», весьма далекими от прагматичных запросов нашего времени.  

В учебниках по экономике про «Философию хозяйства» С. Булгакова вообще забывают упомянуть или  пишут  коротко и невнятно. Даже в учебниках по «Основам философии экономики» (в экономических ВУЗах появилась такая дисциплина) «Философии хозяйства» Булгакова уделяют  не более одной страницы (см., например: Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2003, с. 79-80). В нескольких  строках или абзацах изложить суть и  своеобразие  «Философии хозяйства» С. Булгакова конечно же невозможно. Попытаемся сделать это в формате статьи.

Почти в любой серьезной публикации о С. Булгакове говорится о противоречивости творчества русского мыслителя. Действительно, трудно найти как абсолютных   поклонников, так и  абсолютных отрицателей его интеллектуального наследия. То же самое можно сказать и о книге «Философия хозяйства».  С учетом этого соображения построим нашу статью по следующему плану: а) очевидные достижения, конструктивные идеи «Философии хозяйства»; б) ее недостатки, ошибки, ереси; в) выводы и предложения. 

 

2.   «Философия хозяйства» как философский взгляд на мир через призму хозяйства. 

 

1.   С.Булгаков дал метафизическое осмысление  хозяйства, хозяйственной деятельности человека и общества, выйдя за узкие, привычные рамки политической экономии (предметом которой, строго говоря, выступает не хозяйство, а «экономические отношения» в обществе по поводу этого самого хозяйства).  Как экономист он попытался укрепить фундамент экономической науки (прежде всего, политической экономии) за счет философского осмысления экономики.

   Приведем несколько определений «хозяйства», разбросанных по разных страницам «Философии хозяйства» (номера страниц даются по изданию: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Институт русской цивилизации, 2009). 

(1) «Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что в самом широком и предварительном смысле слова может быть названо хозяйством. Хозяйство в этом смысле свойственно всему живому, не только человеческому, но и животному миру...» (с.79).

(2) «Итак, хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в  целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм. Содержание хозяйственного процесса можно поэтому выразить еще и так: в нем выражается стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потециальный или  актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности  целесообразностью, как очеловечение природы» (с.79-80).

(3) «...хозяйство можно определить как трудовую борьбу за жизнь и ее расширение» (с.82).

(4) «Признак хозяйства - трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению. Это напряженная активность человеческой жизни, во исполнение Божьего слова: в поте лица твоего снеси хлеб свой, и притом всякий хлеб, т.е. не только материальную пищу, но и духовную: в поте лица, хозяйственным трудом не только производятся хозяйственные продукты,  но созидается и вся культура» (с.83).

(5) «Все хозяйство представляет собой такую объективную деятельность, которая предполагает под собой, очевидно, некоторую объективную деятельность. Оно есть постоянное воздействие хозяина, субъекта хозяйства (пока здесь безразлично, единичного или коллективного) на вещи (природу или материю, как бы она далее философски не конструировалась), т.е. на объект хозяйства. И всякий хозяйственный акт осуществляет собой некоторое слияние субъекта и объекта, внедрение субъекта в объект, субъективирование объекта, или же выход субъекта из себя в мир вещей, в объект, т.е. объективирование субъекта» (с.87).

(6) «Хозяйственная жизнь сводится к обмену веществ, к некоторому круговороту или чередованию вдыханий и выдыханий. На языке политической экономии вдыханиям соответствует производство, а выдыханиям - потребление» (с.111).

(7) «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, - он творит культуру, как гласит распространенная формула наших дней» (с.173).

В работе «Философия хозяйства», равно как и в других произведениях С. Булгакова можно найти еще немало длинных, развернутых и коротких, лаконичных как формулы, определений «хозяйства». Они не противоречат друг другу, а высвечивают разные грани сложного явления, называемого «хозяйством». Некоторые определения изложены на сугубо научном (достаточно тяжеловесном) языке, другие не лишены поэтичности и демонстрируют  полет творческой фантазии С. Булгакова. В синтезированном виде понимание С. Булгаковым хозяйства, хозяйственной деятельности можно свести к следующему:   сознательно выстраиваемое человечеством взаимодействия с окружающим природным миром в целях сохранения, воспроизводства и расширения жизни.

2. Хозяйственная деятельность, по Булгакову, имеет своего субъекта и свой объект. Субъектом хозяйства выступает человечество. Именно человечество, а не отдельные люди. Общий хозяйственный процесс складывается из миллионов разрозненных действий отдельных хозяев. Но это лишь кажущаяся разрозненность.  Даже если индивидуальные хозяева осуществляют свою деятельность в рамках натурального хозяйства и не связаны формально между собой нитями рыночных товарно-денежных или иных экономических отношений, общий хозяйственный процесс имеет свою внутреннюю логику.  Задача философии хозяйства постичь эту логику, и, быть может, обеспечить человечество необходимыми ориентирами планомерного, сознательного управления хозяйственной деятельностью.  Человечество как субъект хозяйства - не только совокупность внешне разрозненных людей, живущих в данный момент на Земле, но также сумма всех поколений живших со времен Адама на Земле людей, которые создавали материальную и нематериальную культуру, являющуюся общим наследием человечества. На докторском диспуте при защите диссертации С. Булгаков отметил: «По вопросу о субъекте хозяйства или хозяине, точка зрения, защищаемая в «Философии хозяйства», сводится к признанию всеобщего (трансцедентального) субъекта хозяйства, носителя хозяйственной функции. Таковым субъектом может быть только человечество как таковое, не коллектив или собирательное целое, но живое единство духовных сил и потенций, к которому причастны все люди, умопостигаемый человек, который обнаруживается эмпирически в отдельных личностях» (с. 370).

Что касается объекта хозяйства, то это не только непосредственные предметы труда (согласно положениям политической экономии), но также весь мир, вся вселенная. В конечном счете, в качестве объекта  может выступать и выступает сам человек (его духовное, культурное, физическое преобразование). Грань между субъектом и объектом хозяйства достаточно условная, размытая. При этом в процессе производства и потребления (два основных хозяйственных акта) происходит взаимное проникновение субъекта и объекта. 

3. Взявшись решать ряд вопросов политической экономии, Булгаков вышел на уровень «вечных вопросов» бытия, смысла жизни и человеческой истории, свободы и необходимости, роли личности в истории и т.п. 

Булгаков пришел к выводу, что философия хозяйства - не просто раздел (аспект) философии, а новая версия целостной философской системы со своей онтологией, гносеологией, антропологией, космологией.  По мнению С. Булгакова, его философская система преодолевала некоторые недостатки и противоречия философской системы Канта и других немецких философов, идеи которых  еще в XIX веке очаровали русскую интеллигенцию.   Мыслители разных времен находили свои «калитки», через которые они проникали в бесконечный и таинственный мир бытия. Для Булгакова такой «калиткой» оказалось «хозяйство». 

4. Человечество, по образному выражению Булгакова,  - живой организм, функционирующий на основе свободных решений и поступков; окружающий мир - механизм, функционирующий по законам механического детерминизма. Вторжение человечества в окружающий природный мир приводит к тому, что последний постепенно из механизма превращается в организм. «Оплодотворенная» человеческим трудом природа становится как бы продолжением живого организма человечества. Жизнь расширяет свои владения, смерть и мертвая материя отступают. Впрочем, между  жизнью (организмом) и смертью (костной природой) идет непрерывная борьба за сферу влияния. Сфера жизни ослабленного организма может сужаться как шагреневая кожа. 

 

3.   Критика «экономизма»  и его марксистской  разновидности.

 

1.         Булгаков дал критику «экономизма», или «экономического материализма», который в конце XIX - начале XX вв.  стал господствующей парадигмой мышления и жизни человечества. Никакого рационального, научного (и, тем более, философского) осмысления этого феномена к этому времени не было. Булгаков не просто дал критику «экономизма», он рассмотрел за  этим мировосприятием правду жизни. А именно вечную (с момента грехопадения человека в раю) борьбу человека и человечества за жизнь.  «Экономизм», по мнению Булгакова - постоянная черта падшего человечества. По мнению Булгакова, «экономизм» отличается от мамонизма - поклонения Мамоне;  мамонизм - массовое явление новейшей истории, связанное с капитализмом.  Кстати, в то время, когда писалась «Философия хозяйства», термин мамонизм стал достаточно широко использоваться  в немецкой социологической литературе, с которой Булгаков (судя по многочисленным ссылкам в «Философии хозяйства») был хорошо знаком.

 

2. Вместо религиозно-философского осмысления корней «экономизма» мыслители эпохи Реформации и Просвещения создали прикладную экономическую науку, которая, по сути, стала инструментом мамонистских устремлений нарождающейся буржуазии.  Особое внимание в «Философии хозяйства» Булгаков уделяет разбору меркантилизма - предтечи английской политической экономии 18 века (Адам Смит и Давид Риккардо).  «Политическая экономия родилась под знаком меркантилизма, т.е. из вполне практических мотивов, из потребности разобраться в сложности хозяйственного механизма. Она есть дитя капитализма и, в свою очередь, является наукой о капитализме, давая основы правильного хозяйственного поведения. В политической экономии открыто или замаскировано решаются те или иные практические задачи...» (с. 327). Критерием оценки тех или иных экономических решений и проектов, согласно учению меркантилистов, является увеличение богатства, под которым в те времена понималось в первую очередь золото. Меркантилизм как экономическая политика государства (протекционизм, поощрение экспорта, добычи золота и др.) сыграл практическую роль в становлении капитализма в Европе. Меркантилизм как разновидность духа мамонизма сохранился и укрепился в политической экономии 18-20 вв. (хотя формально он был заменен другими теориями и учениями).

 Серьезный вклад в формирование меркантильного духа политической экономии внес Иеремия Бентам с его учением утилитаризма. Булгаков считает, что дух И. Бентама присутствует и в политической экономии начала ХХ века, в том числе в ее марксистской версии. Булгаков называет бентамизм «моральной арифметикой», стремлением «применения числа к этике». В целом Булгаков констатирует, что этика в современной ему экономической науке замена числом.  Можно сказать, что во многих экономических  исследованиях нашего времени (XXI век) математические расчеты и формулы окончательно вытеснили   проблемы этики, а заодно и создали видимость того, что это и есть «наука».  Булгаков писал в «Философии хозяйства»: «Все, что содержит «факты», особенно же в каббалистической форме статистической таблицы, теперь принимается за науку» (с.329). 

 

3. Автор «философии хозяйства» показал противоречия и непоследовательность марксизма как наиболее популярной идеологии «экономизма». Впрочем, ошибки и нестыковки в «Капитале» Маркса Булгаков стал замечать гораздо раньше, до написания «Философии хозяйства». Но в своих предыдущих работах Булгаков занимался критическим анализом марксизма в рамках политической экономии. В «Философии хозяйства» Булгаков показал несостоятельность марксизма как мировоззрения, претендующего на решение любых «вечных» вопросов человеческой жизни. Например, марксизм претендовал на то, что он создал свою социологию с «железными» законами (идея детерминизма). При этом марксизм был идеологией классовой борьбы, призывавшей пролетариат к свержению буржуазии. Но подобного рода призывы были адресованы не к «атомам» общества, а к людям и апеллировали к их чувствам и разуму. Предполагалось, что в классовой борьбе рабочие перестают быть «атомами» и превращаются в людей, имеющих свободу выбора. 

Образно выражаясь, Булгаков показал, что марксизм - «голый король» и попытался сделать все возможное, чтобы этот «король» перестал править умами интеллигенции (работа «Философия хозяйства», безусловно, была адресована наиболее интеллектуальной части русской элиты, которая в начале ХХ века была заворожена марксизмом).

 

 4.  Труд, творчество, культура.

 

1. Ключевым признаком хозяйства является труд, трудовая деятельность человека.  Труд - целенаправленное преобразование человеком окружающей  его природы, а также познание ее тайн. Раскрытие тайн природы (ее законов, выявление новых объектов, раскрытие связей между отдельными элементами природы и т.п.), в свою очередь, представляет собой необходимое условие для последующего практического покорения природы. Таким образом, в концепции Булгакова труд рассматривается в гораздо более широком смысле, чем в традиционной политической экономии. В последней труд включает лишь такие затраты физического и умственного труда, которые приводят к созданию материальных продуктов: «...политическая экономия хотя с самого  своего возникновения не расставалась с принципом труда (под этим принципом понимается, что труд - фактор производства, главный или единственный источник богатства - В.К.), но вследствие низкой степени философской сознательности и ограниченности ее духовных горизонтов она не знала, как воспользоваться этим принципом, какое отвести ему место. И ему было предоставлено место, совершенно не соответствующее философскому значению этого принципа. Прежде всего, политическая экономия в лице Ад. Смита, фактически же в лице большинства своих представителей - сузила понятие труда до «производительного» труда, выражающегося в материальных благах» (с. 135).  В концепции философии хозяйства С. Булгакова трудом являются даже размышления философа об устройстве мира, вселенной и бытии. По Булгакову хозяйство - не только материальное производство. Это также наука, в том числе  фундаментальная.   В состав хозяйства Булгаков также включает  творческую деятельность в сфере искусства и культуры.  Булгаков подытоживает свое понимание труда: «Хозяйство, по существу, включает в себя человеческий труд во всех его применениях, от чернорабочего до Канта, от пахаря до звездочета» (с.83).

2. Важным в учении Булгакова является деление труда на: а)  принудительный, подневольный; б) свободный, творческий. Он рассуждает о том, как в истории человечества менялось соотношение принудительного и творческого труда. Приходит к выводу, что расширение границ жизни (сферы существования организма) в мире может происходить лишь в том случае, если хозяйственная жизнь будет осуществляться на основе свободного труда. Подневольный труд сужает сферу жизни. Более того, он разрушает созданный Творцом природный мир.

Даже в условиях самого непосильного хозяйственного «плена» (зависимость   от природных и социальных условий) человек должен помнить, что он - сын Божий и сохранять внутреннюю свободу. Христиане должны делать все возможное для того, чтобы: а)  труд человека был свободным, творческим (творческий труд уподобляет человека Богу как Творцу); б) строго относиться к своим трудовым обязанностям (независимо от  присутствия или отсутствия творческого начала в труде). 

3. Труд преобразует не только окружающий мир, но самого человека. Об этой стороне труда, как отмечает С. Булгаков,  философия до сих пор ничего не сказала, а политическая экономия этой стороны труда вообще не замечает: «...политическая экономия в силу своего «экономического материализма» знает труд только в его продуктах, в объекте, и просматривает его в субъекте» (с. 136). Труд, по мысли Булгакова, имеет «незаменимое значение для человека, как средство воспитания воли, борьбы с дурными наклонностями, наконец, как возможность служения ближним».  Он считает, что роль христианства в общественном и экономическом прогрессе трудно переоценить: оно изменило отношение человека к труду, сделало труд признаком доблести и достоинства, преодолело царившее в древнем мире высокомерное и презрительное отношение к труду, преобразило благодаря этому хозяйственную жизнь Европы. 

Булгаков призывает христиан выбрать «царский путь» в своей жизни, имея в виду, что как уклонение от труда, так и чрезмерное (добровольное) обременение трудом в равной степени опасны для человека.  Он писал: «Поскольку христианство велит каждому блюсти в себе свободу от хозяйства, не дозволяя заботе до конца овладевать сердцем, повелевая оставаться духовно свободным от хозяйства при всяком хозяйственном строе, настолько же решительно оно никому не позволяет освобождать себя от труда под тем или иным предлогом» (Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск, 1991, с. 212).

 

 4.    Результатом хозяйственной деятельности является культура в самом широком смысле слова. Хозяйственное происхождение имеет не только материальная культура, но также культура духовная, включающая произведения искусства, литературы, науки, философии. «Отпечатки» хозяйственной деятельности несет не только материальный мир, непосредственно окружающий человека  и человечество, но также космос. Космос, по выражению Булгакова, «оживотворяется», «согревается» жизнью и трудом человечества. Булгаков постоянно подчеркивал, что какой бы «утонченной» и «духовной» не была человеческая культура, в своей основе она всегда имеет материально-природное начало: «Культура, то есть трудом или хозяйственно вызываемый или реализуемый рост жизни, предполагает природу... Природа есть поэтому естественная основа культуры, материал для хозяйственного воздействия, вне ее немыслимо и невозможно хозяйство, как вне жизни невозможен конкретный опыт» (с. 84-85). Подобного рода высказывания давали основания некоторым комментаторам «Философии хозяйства» называть эту работу С. Булгакова «религией материализма».

Продолжение следует.

  ____________________

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества

         им. С.Ф. Шарапова

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=6474&Itemid=29

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (27.10.2012)
Просмотров: 758 | Рейтинг: 0.0/0