Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 02.05.2024, 21:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Елена Семёнова. «Самодержец». Государь-Император Александр Третий


 

Незабвенной памяти

Императора Александра III

 

Когда с Державного Престола

Ты Русским Царством управлял, –

В подполье пряталась крамола

И враг России трепетал.

Стремились все к Твоей Державе,

Ища защиту и оплот,

Был наш солдат в почетной славе,

Был первый в мире Русский Флот!

Везде господствовал порядок,

Закон не смели нарушать,

В стране повсюду был достаток

И мирной жизни благодать.

Трудились сытые крестьяне

В просторных житницах полей.

Служили с рвением дворяне

Тебе и Родине Своей!

Рукой железной правя твердо,

Ты порождал любовь и страх,

И Флаг Российский реял гордо

В нам чуждых странах и морях.

Таких Царей, как Ты, не будет,

Вот почему Ты мог сказать:

«Когда Царь Русский рыбу удит –

Европа может подождать!»

 

Сергей Бехтеев. «Царь Богатырь»

г. Ницца, Пасха 1943 г.


- Государь убит! Государь убит! – эти крики, как гром, разорвали тишину Зимнего дворца в роковой день 1 марта 1881 года…

Окровавленный Император лежал на диване без сознания. Вбежавшая княгиня Юрьевкая упала навзничь на его тело, с рыданиями покрывая поцелуями израненные руки своего мужа. Вокруг толпились потрясённые члены императорской семьи, большинству из которых суждено было погибнуть от рук большевиков 37 лет спустя.

- Государь Император скончался! – объявил доктор.

Присутствующие опустились на колени. Через много лет Великий Князь Александр Михайлович, племянник убитого Государя, вспоминал: «Слева от меня стоял новый император. Странная перемена произошла в нём в этот миг. Это не был тот самый цесаревич Александр Александрович, который любил забавлять маленьких друзей своего сына Ники тем, что разрывал руками колоду карт или же завязывал узлом железный прут. В пять минут он совершенно преобразился. Что-то несоизмеримо большее, чем простое сознание своих обязанностей  монарха, осветило его тяжёлую фигуру. Какой-то огонь святого мужества загорелся в его спокойных глазах…»

Четверть века назад в этих же стенах умирал дед молодого Государя, Император Николай I. В небольшом, тёмном кабинете, служащем ему и спальней, он лежал на узкой походной кровати, укрытый простой солдатской шинелью, бледный, исхудалый, едва дышащий. Подняв ослабевшую руку, Государь благословил внуков и, опустив её на голову будущего Наследника престола, Николая Александровича, произнёс внушительно и твёрдо два слова:

- Служи России!

Но судьба распорядилась так, что завет деда суждено было исполнять не ему, а его брату Александру…

Старший сын Александра II, Цесаревич Николай Александрович, которому его дарования, восхищавшие педагогов, сулили блестящее будущее, скончался в юности от тяжёлой болезни, завещав любимому брату, которого называл не иначе как «душа чистая, правдивая, хрустальная», свою возлюбленную невесту и Россию. Тогда, у постели умирающего сына, Императрица Мария Александровна, порывисто обняла будущего Наследника и, рыдая, воскликнула: «Бедный Саша!» В годовщину смерти брата Александр Александрович записал в дневнике: «Никогда я не забуду этот день… первую панихиду над телом милого друга… Я думал в те минуты, что я не переживу брата, что я буду постоянно плакать только при одной мысли, что нет больше у меня брата и друга. Но Бог подкрепил меня и дал силы приняться за новое мое назначение. Может быть, я часто забывал в глазах других мое назначение, но в душе моей всегда было это чувство, что я не для себя должен жить, а для других; тяжелая и трудная обязанность. Но: «да будет воля Твоя, Боже». Эти слова я твержу постоянно, и они меня утешают и поддерживают всегда, потому что все, что с нами ни случается, все это воля Божия, и поэтому я спокоен и уповаю на Господа!».

Тяжёлый груз лёг на богатырские плечи Великого Князя. И вот теперь пробил час ему исполнять дедов наказ. Окончив молитву у одра почившего отца, Государь поднялся. 

- Ваше Величество, имеете какие-нибудь приказания? – спросил смущённо градоначальник.

- Приказания? – переспросил Александр III. – Конечно! Но, по-видимому, полиция совсем потеряла голову! В таком случае армия возьмёт в свои руки охрану порядка в столице! Совет министров будет собран сейчас же в Аничковом дворце.

«Он дал рукой знак цесаревне Марии Фёдоровне, и они вышли вместе, - вспоминал Александр Михайлович. - Её миниатюрная фигура подчёркивала могучее телосложение нового императора.

Толпа, собравшаяся перед дворцом, громко крикнула «ура»! Ни один из Романовых не подходил так близко к народным представлениям о царе, как этот богатырь с русой бородой.

Стоя у окна, мы видели, как он большими шагами шёл к коляске, а его маленькая жена еле поспевала за ним. Он некоторое время отвечал на приветствия толпы, затем коляска двинулась, окружена сотнею донских казаков, которые скакали в боевой готовности, и их пики ярко блестели красным отблеском в последних лучах багрового мартовского заката».

  Новый Император не только внешне походил на русского богатыря, но обладал ещё тем самым русским воззрением, о котором немалого говорили славянофилы. К.П. Победоносцев говорил в своей речи, посвящённой памяти Александра III: «…история земли и народа, образуют человека, сына земли своей, если у него душа чуткая. Чуткая душа вносит в историю свое живое чувство, и тогда всякий факт, всякий характер в истории отвечает на то, чему душа верит, что ум в состоянии обнять, так что своя духовная жизнь становится для человека текстом, а летопись истории — комментарием к нему. В этом свете события открывают ему свое таинственное значение, и мертвая летопись оживляется поэзией духовной жизни целого народа. Иное, в чем наука, анализируя факты и свидетельства о них, видит одну легенду, сложившуюся в народном представлении, — то самое получает смысл явления, оправдавшего себя в жизни и в истории, становится истиной для духа. Чего бы ни достиг разлагающий анализ ученого-историка в исследовании сказаний о Владимире, о Димитрии, о Сергии, об Александре Невском, — для чуткой души это явление, этот образ становится созвездием, проливающим на нее лучи свои, совершающим над нею свое течение в тверди небесной.

Мне представляется, что так образовалась душа почившего, незабвенного Государя… …Душа Его была чуткая в отзывчивости ко всему, в чем сказывалась ей природа своей земли и своего народа».

Русское воззрение Государя Александра Александровича было воспитано в нём с самого детства, благодаря матери, её окружению и педагогам. Императрица Мария Александровна разговаривала с детьми преимущественно по-русски, старалась знакомить их с памятниками старины. Так, будучи в Москве, она решила посвятить большую часть времени знакомству детей с её святынями. Для этого ею был приглашён крупнейший знаток старой Москвы, историк, профессор Московского университета, М.Н. Погодин, который вспоминал позднее, что «благословил внутренне нашу Государыню» за то, как чисто и ясно говорит она по-русски с сыновьями, как печётся о воспитании их в русском духе.

Вокруг Марии Александровны сформировался кружок с народно-русским направлением, в который входили князь П.А. Вяземский, графиня А.Д. Блудова, фрейлины Тютчевы, дочери знаменитого поэта. А.Ф. Тютчева, жена идеолога славянофильства И.С. Аксакова, позже ставшая воспитательницей младших Великих Князей, имела большое влияние на всех царских детей.

Большой вклад в воспитание их принадлежит князю А.М. Горчакову, с которым Императрица часто советовалась по этому вопросу. По её просьбе канцлер составил письменную инструкцию для будущего главного наставника Наследника Престола. Данный документ представляет большой интерес. В нём Горчаков указывал, что будущий Император должен с русским сердцем соединять европейский ум. Чем больше он будет любить своё Отечество, тем меньше должен закрывать глаза на его недостатки, на сильные и слабые стороны сравнительно с друзьями и с недругами. Преимущество России князь видел в том, что она – держава православная, но имя это необходимо было, по его мнению, заслуживать не только чистотой исповедуемых догматов, но применением их к делу в смирении и с уважением к христианским добродетелям, где бы таковые не встречались.

Обращаясь к преподаванию Наследнику различных предметов, Горчаков особое внимание уделял истории: «Изучение истории не должно быть механическим, т.е. память ученика не следует обременять избытком хронологических чисел, цифр и собственных имён. Наставнику предстоит обращать его внимание в истории лишь на то, что касается во-первых, - человека, его судьбы и влияния отдельных личностей на ход событий; и, во-вторых, - вечных законов правды и справедливости, истекающих из истории царей и народов…» О политических знаниях канцлер писал: «Краткое изложение статистики и политической экономии. Опасность «систем», но необходимость знакомиться с ними. Спасительные оговорки: 1) государство существует для людей, а не люди для государства; 2) правительство не может ни создавать, ни изменять, а только развивать. Домашнее хозяйство – единственное основание хозяйства государственного. Описание и объяснение плана русской деревни, английской или немецкой фермы, с их сельскими приспособлениями».

В заключении инструкции князь обращался к будущему наставнику Августейших детей с таким указанием: «Пользуйтесь каждым случаем, чтобы внушать восхищение ко всему доброму, благородному и справедливому, в какой бы форме и в какой бы стране они ни проявлялись.

Клеймите презрением всё, что ложно, низко и мелочно. Направляйте ум за пределы кажущегося к действительности.

В период развития юность должна быть исключительна в своих чувствах. Поклонение всякому умственному и нравственному превосходству и жажда приобрести его составляют для неё потребность до тех пор, пока практическая жизнь не убедит в необходимости идти на сделку.

Превыше всего возбуждайте любовь к истине, энергию в её искании и мужество смотреть правде в лицо, начиная с собственных недостатков.

Таким образом, идя по следам родителя, и просвещённый страхом и благословением Божиим Наследник явится достойным двух возвышенных заветов, из которых один преподан ему с Царственного смертного одра, а другой начертан в Манифесте о предстоящем короновании: «Служить России. Жить для счастия подвластных».

Наставником Великих Князей в ту пору стал дипломат и историк, близкий друг Хомякова, Киреевского и других славянофилов, В.П. Титов. Большое участие в деле воспитания августейших детей принял профессор Погодин, также приходившийся другом Титову, уже с первых дней обещавший присылать биографии замечательных русских людей для воспитания в юных питомцах отчизнолюбия. Эта идея очень понравилась Владимиру Павловичу, в ответном письме Погодину он писал: «В наш век ум вообще слишком разбегается. Смолоду важнейшая задача его сосредоточивать. Присылай мне обещанные тобою Русские биографии. Мы, Русь, чересчур слабы по этой части, забывая, что во всяком деле и во всём примечательном и дельном главное всё же остаётся человек с его пороками и качествами».

В уже упомянутой речи К.П. Победоносцев говорил о годах взросления будущего Государя-Миротворца: «Он вырос возле старшего брата, наследника престола, можно сказать, в тени Его, питая Свою душу дружбой с Ним, воспринимая от Него впечатления и вкусы Его умственного и нравственного развития. То были годы беспорядочного брожения умов в науке, в литературе, в обществе, но близ Царевича стояли люди, которые способны были привлечь Его внимание к явлениям русской жизни, к сокровищам духа народного и в истории народа и в его литературе. Таковы были Ф. И. Буслаев и С. М. Соловьев. Под влиянием их образовались вкусы обоих братьев и интерес их к русской старине. В поездках Своих по России, изо дня в день одушевляемый встречавшим Его повсюду народным движением, Цесаревич успел узнать и полюбить народ Свой и проследить ход его истории на памятниках древности. Успел узнать и полюбить природу коренного русского края, столь сродную русскому духу. Душа Его росла и крепла на родной почве, в родной атмосфере, и в письмах к любимому брату Он передавал ему свои ощущения».

Кроме упомянутых Буслаева и Соловьёва среди преподавателей Августейших детей был и представитель «западников» - профессор Московского университета К.Д. Кавелин, придерживавшийся довольно радикальных взглядов и хлёстко критиковавший власть. Его взгляды, впрочем, не вписывались в традиционные трафареты тогдашних вольнодумцев. Кавелин, несмотря на свои резкие нападки на действия власти, не был противником монархии. Идеальный строй виделся ему в сочетании неограниченной власти Государя и возможно широких местных свободах, при котором дела местные переходили бы в ведение выборных людей. Горячий противник крепостного права, Кавелин пользовался поддержкой Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Елены Павловны, для которой им был составлен проект освобождения крестьян её имения. Человек выдающегося ума и подлинной, глубокой учёности, он был приглашён Государыней преподавать Наследнику законоведение. При первой встрече Кавелин честно рассказал Императрице о своих взглядах, о своей дружбе с Грановским, Белинским и Герценом, осведомившись, не послужит ли это препятствием к занятию столь ответственной должности. Мария Александровна всё же не изменила своего решения.

Цель, преследуемую им в своих уроках, Кавелин определял так: «Будущему обладателю миллионов молодого в истории народа, каков народ русский, более чем всякому другому европейскому монарху прежде и больше всего необходимо носить в своём уме и сердце те вечные непреложные начала правды, без которых человеческое общество впало бы в безначалие и хаос, ибо во всяком другом европейском государстве есть много юристов теоретиков и практиков, много публицистов, которые на всякий вопрос могут тотчас же дать совершенно точный, ясный и удовлетворительный ответ; в России же, по самому её политическому уставу, а ещё более по недавности нашего образования, Государь в очень многих случаях вынужден, напротив, в самом себе искать разрешении важнейших вопросов законодательства, права и администрации».

Новый преподаватель продержался на своей должности недолго. Резкость его суждений и наговоры «доброжелателей» настроили против него Императора. Кавелин был отстранён от преподавания. От предложенного ему вознаграждения он отказался, пояснив в письме Титову, что оно бы нравственно тяготило его, «особенно при мысли, что такое святое и великое дело, как воспитание будущего Государя России, дл него, русского, не сделавшего ещё ничего, послужило как бы средством для денежных соображений».

Из всех наставников Великий Князь Александр Александрович был наиболее привязан к Якову Карловичу Гроту. Внук протестанского пастора, поселившегося в России при Екатерине, он был одним из первейших знатоков русской словесности, которую наряду с русской историей преподавал в Финляндском университете. Грота юный Великий Князь встречал не иначе как с распростёртыми объятиями, кидался к нему на шею и повисал на ней, громко смеясь. Как писал С.С. Татищев в своей монографии, посвящённой детству и юности будущего Императора, «от природы очень вдумчивый и чрезвычайно любознательный, Великий Князь бывал рассеян и невнимателен в классе, лишь когда речь шла о сухих и отвлечённых предметах, например о грамматических правилах. Но зато всякое мало-мальски интересное чтение увлекало его. Грот, с любовью трудившийся над развитием его пытливого ума, пользовался этим, чтобы как можно больше упражнять его в чтении, то заставляя читать, то сам читая ему и стараясь поддержать в нём внимание и интерес к прочитанному. Александр Александрович часто прерывал чтение вопросами, всегда дельными, а порою и очень меткими, и если книжка ему понравится, то просит учителя ему её оставить, говоря, что ему хочется самому перечитать её. На следующий день он бежал навстречу Гроту, восклицая: «А я ещё раз прочёл книжку. Как интересно!»

Какие же книжки читал будущий Государь? «Еще в детстве любимым Его чтением были исторические романы Загоскина и Лажечникова, - говорил К.П. Победоносцев, - и в нем, как во многих русских детях, это чтение возбудило первое движение любви к отечеству и национальной гордости. Интерес к этому чтению сохранил Он и в юности, и в последующие годы Своей жизни. Беседы с С.М. Соловьевым открыли Ему внутренний смысл русской истории и значение борьбы, которую вело собиравшее землю государство с противогосударственными и противоязычными силами. Ему случалось сходиться с умными русскими людьми, и Он любил слушать их речи о русской старине и суждения о делах и событиях нового времени с русской точки зрения: так росла в Нем та чуткость к русским интересам, которая в годы царствования открылась нам в силе истинной государственной мудрости. Памятники русской старины, которые Он изучал наглядно во время поездок по России, были для Него предметом особливого интереса, и Он ощущал тонко ту своеобразную красоту линий и украшений, которою отличался тип нашей старинной церковной архитектуры. С тех пор требовал Он к Своему рассмотрению все проекты новых церковных сооружений, и глаз Его с удивительною верностью различал все, что в отдельных частях здания нарушало цельную его гармонию или не согласовывалось с основным типом. В душе Его отражался лучшими привлекательными чертами тот образ великорусского человека, который привлекает к нему сочувствие всех успевших близко с ним ознакомиться. И в людях и в учреждениях Ему было противно все искусственное, напускное и напыщенное; но простой человек, приближаясь к нему, чувствовал свое душевное сродство с Русским Государем».

О наставнике Гроте Александр Александрович говорил: «Коль скоро что сказал Яков Карлович, то это так же верно, как Евангелие».

Ко дню совершеннолетия Наследника, Грот написал для него ряд поучений, которые весьма пригодились и любимому его ученику. Первое из этих поучений было молитвой Цесаревича о вселении в его сердце «тёплой любви к человечеству»: «Сегодня глядит на меня Россия, глядит с любовью и надеждой; отныне она будет внимательнее следить за каждым шагом моим. О, дай мне любить её со всем жаром верного её сына; дай мне помнить святые узы, которые Ты при самом рождении моём установил между мною и ею, дай мне помнить священный долг, ожидающий меня в будущем: заботиться о её благе, посвящаться её пользе и величию все минуты моего существования. Пусть мысль о милом отечестве, о дорогом русском народе поддерживает меня всегда на том пути, который я сегодня избираю по долгу и доброй воле, - на пути правды, чести и славы. Да возлюблю я русский народ так же горячо, как он любит своих Царей, и да буду с таким же вниманием изучать его, с каким он сегодня устремляет на меня свои взоры».

Грот учил, что правдивость, любовь к правде – священный долг венценосца, от примера которого зависит господство правды или лжи в целой стране. К этому наставлению прилагалось стихотворение:

Минутный призрак жизнь земная,

И блеск и шум её – обман;

Но тайна скрыта в ней святая

И смысл Божественный ей дан.

Тому, что зрит плотское око,

Ты легкой веры не давай,

Но в сокровенное – глубоко

Духовным взором проникай,

И ведай: многое, что низко,

Стоит пред Богом высоко,

И часто в жизни то к нам близко,

Что мы ищем далеко.

О, воспитай в себе уменье

В пучине призраков и лжи

Провидеть истины явленье

Очами зоркими души.

«Что может быть дороже правды для того, кто облечён властью и желает добра? – вопрошал Грот. - Зачем и власть, если не для содействия торжеству правды на земле?» 

На многие вопросы отвечал мудрый наставник в своём поучении. С.С. Татищев писал: «На вопрос «Зачем учиться?», Грот отвечал: «Чем выше роль которая предназначена человеку, тем ему нужнее приобрести заблаговременно многообразные и особенно основательные познания», а на другой вопрос: «Чем приобретается общая любовь?» - что необходимые условия для снискания любви – сердечная теплота, благоволение, добрые дела, чистота намерений и прямодушие действий. «Всегда вперёд!» - поучает Грот Наследника и указывает ему на самоусовершенствование как на высшее честолюбие всякого истинно просвещённого человека».

Всё поучение Якова Карловича пронизано любовью к России и русскому народу. Кратко очертив её исторический путь, Грот резюмировал: «Ужели не заслуживает названия исторической нации народ, одарённый столь счастливой организацией, соединяющей столько силы и бодрости с таким христианским смирением, с такой покорностью Провидению и земной власти, с такою любовью к своим Царям? Ужели недостоин великой будущности народ, готовый по одному мановению просвещённого Государя стать на стезю очищения и правды, правды, которой ему до сих пор недоставало и которой отсутствие он сам чувствовал, но безропотно оплакивал?»

Юность Великого Князя Александра Александровича пришлась на время наибольшего расцвета русской культуры, русского самосознания. К.П. Победоносцев говорил о том времени: «Открыто и обнародовано множество новых памятников, осветивших историю народной жизни, явились молодые ученые с самостоятельными взглядами на учреждения, и события, и характеры, в литературе и в обществе проснулся живой интерес к памятникам народного творчества в песнях, в былинах, в музыке, в архитектуре.

В Москве собрался кружок культурно образованных людей, одушевленных мыслью о необходимости народного самосознания в исследовании прошедших судеб страны своей и своего народа; они явились в обществе и в литературе с протестом против ложного отношения к русской жизни и ее потребностям, против самодовольного невежества и равнодушия ко всему, что касалось до самых живых интересов России. Это были люди, искавшие в прошедшем своей родины идеала для устройства будущих судеб ее, и они первые сознательно выяснили перед всеми нераздельную связь русской народности с верой и с Православною Церковью. Независимо от крайностей учения, слово это было необходимо ввиду надвигавшегося с Запада космополитизма и либерального доктринерства: вот почему деятельность этого кружка имела важное значение в истории русского просвещения. Молодой Наследник Цесаревич, рано ознакомившийся с этим направлением через А.Ф. Тютчеву, не мог не сочувствовать ему чутким русским сердцем, любящим народ Свой и землю, и жаждущим правды и прямого дела для земли Своей».

Большое влияние на будущего Государя имело творчество Ф.М. Достоевского, перед гением которого он преклонялся. Наследник престола упивался романом "Преступление и наказание". 8 марта 1867 года он записал в дневнике "Так интересно, как никогда еще не было". В 1879 году писатель был приглашён Александром II для встречи с младшими великими князьями, чтобы благотворно воздействовать на юные души своими беседами. Тогда Фёдор Михайлович стал вхож в августейшую семью, в которой у него было немало горячих поклонников, к каковым относился и Великий Князь Константин Константинович, публиковавшийся в журналах под псевдонимом К.Р., и Наследник Александр Александрович, и его жена, Великая Княгиня Мария Фёдоровна. Будущая Императрица, недавно потерявшая своего первенца, слушала Достоевского заворожено. Нередко его беседы доводили её до слёз. Писатель и сам увлекался ими. Однажды он заметил, что в протяжении всего разговора держал Великую Княгиню за пуговицу платья, едва не открутив её. Но Мария Фёдоровна была настолько проникнута уважением к Фёдору Михайловичу и так поглощена его удивительной беседой, что не обращала внимания не несветские манеры писателя. Аничков дворец, где в то пору жил будущий Император Достоевский посетил в последний раз за полтора месяца до своей кончины.

«Посреди таких явлений и воздействий возрастал и образовался будущий Император, - говорил К.П. Победоносцев в памятной речи. - И вместе с тем вырастала и укреплялась в народе вера в Него, оправдавшаяся в течение всего тринадцатилетнего Его царствования. Для крепости правления нет ничего важнее, нет ничего дороже веры народной в своего правителя, ибо все держится на вере. Что бы ни случилось, — все знали и были уверены, на что, в важных случаях государственной жизни, даст Он отрицательный и на что положительный ответ из Своей русской души. Все знали, что не уступит Он русского, историей завещанного, интереса ни на польской, ни на иных окраинах инородческого элемента, что глубоко хранит Он в душе Своей одну с народом веру и любовь к Церкви Православной, понимая все ее воспитательное значение для народа, — наконец, что заодно с народом верует Он в непоколебимое значение власти Самодержавной в России, и не допустит для нее, в призраке свободы, гибельного смешения языков и мнений».

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ 

Категория: Лики Минувшего | Добавил: Elena17 (14.03.2015)
Просмотров: 473 | Рейтинг: 0.0/0