Книги [84] |
Проза [50] |
Лики Минувшего [22] |
Поэзия [13] |
Мемуары [50] |
Публицистика [14] |
Архив [6] |
Современники [22] |
Неугасимая лампада [1] |
«…И я печаль свою переломил, как лезвие – у самого эфеса…». (Арсений Несмелов).
Недавно, около двух лет назад, пришла на моё имя посылочка, а в ней — девять номеров рукописного альманаха за 1997-2000 годы, изданного «Объединением кадет Российских кадетских корпусов в Венецуэле» и в США. Оговорюсь сразу же, что здесь и далее при цитировании буду сохранять (в отдельных случаях) правописание и язык оригинала. В нём нет ошибок: так писали и говорили в самом начале прошлого века в России. А грамотности авторам этих «Бюллетеней», как они их называют, не занимать. Один из последних редакторов этого издания, Юрий Ольховский, пишет: «Все эти годы редакция отдавала преимущество материалам, имеющим что-нибудь общее с кадетской жизнью, её прошлым и будущим, для того, чтобы в России, на нашей горячо любимой Родине, остался хотя бы маленький след такого редкого, необычного и исключительного племени, называемого «зарубежные кадеты»... Необходимо объяснить как и почему оказалась у меня столь неожиданная посылка. Наша преподавательница немецкого языка в Воронежском суворовском военном училище, в которое я попал в далёком 1943-м году, Галина Ивановна Черкасская, человек общительный, памятливый, давний хранитель многих наших училищных традиций, решила передать мне весь этот материал, который ряд лет получала из маленькой страны на юге Америки. Галина Ивановна познакомилась с издателями «Бюллетеня», когда они впервые посетили Россию в конце 80-х, а некоторые из них кроме Москвы и Санкт-Петербурга побывали и в Воронеже — городе, где после окончания Курской битвы было открыто наше училище... В приписке к посылочке Галина Ивановна выразила надежду, что я «сумею дать этому материалу ход, подобрав мостики из тогда в сегодня». Мы, воспитанники самой первой суворовской роты, издавна ведём переписку с нашими наставниками той суровой поры. Их, увы, почти никого не осталось в живых, как и многих моих соратников. Долгие годы мы один раз в пять лет старались встречаться на воронежской земле, в стенах своего училища, которого тоже давно нет «в живых» (сократили при Хрущёве). Тем не менее, стены-то остались! И мы во время очередных сборов каждый раз с прискорбием отмечаем свои редеющие ряды. На всех этих шумных сходках присутствовала и дорогая наша «суворочка» Галина Ивановна Черкасская... Не хотелось бы разочаровывать её, но задачу передо мной она поставила очень трудную по многим причинам. Некоторые из них попытаюсь объяснить, о других, надеюсь, благожелательный читатель догадается и сам... Кое-что, предвижу, может вызвать и читательское сопротивление, даже протест. Но не будем торопиться: осудить легче, чем простить, тем более — понять. Должен заметить, что альманахи-бюллетени, пересланные из Воронежа, — лишь часть того объёмного материала, который мне удалось собрать за последние три десятилетия о русской, в основном, военной эмиграции и её отпрысках, выросших на чужбине. Это были дети преимущественно офицеров белой гвардии, покинувшие вместе с семьями или в составе кадетских корпусов своё отечество. А некоторые и родились там, где в первое время обосновались остатки армии генерала Врангеля, образовав вторую волну эмиграции... К первой волне всё же следует относить, по-моему, массовый исход из России в 18-м веке староверов, расселившихся по всему миру и образовавших целые посёлки даже в Латинской Америке. * «...Свою родину они чувствуют душой. Хозяйка оптического салона в центре Санта-Круса, бывшая жительница Кубани, рассказала мне, как к ней заходил поселенец из Табороче Игнат, и она ему показала изданный в Москве фотоальбом о русской природе. Ничуть не удивившись, Игнат пожал плечами и сказал: «Странно, но я всё это уже видел. Мне церкви и поля постоянно ночами снятся. И деревню деда моего я тоже во сне вижу...» Будучи вынужденными уехать из России в 1757-58 гг., предки этих поселенцев построили себе новый островок привычной им жизни в экзотической Боливии, создав здесь свою собственную Русь с кокосовыми пальмами и ягуарами в лесу... В этих маленьких островках старой России в Латинской Америке живут люди, которые гордятся тем, что они русские». (Из свидетельства корр. «АиФ» Г. Зотова.2005 г.) (Под знаком * я ив дальнейшем для удобства читателей буду делать вставки в основной текст. Символ этот будет означать, что данный текст остаётся без комментариев автора.) Но — к теме. С помощью короля нового образования в Европе — Королевства сербов, хорватов и словенцев — Александра I Карагеоргиевича, воспитанного в Пажеском корпусе, в 1921 году здесь расположились (открылись) русские кадетские корпуса, ни в чём практически не уступавшие в воспитании и образовании прежним. Были сохранены даже некоторые старые наименования: Крымский КК, вобравший в себя два — Полтавский и Владикавказский. Возродились на новом месте Русский и Донской. Последний перебазировался сюда чуть позже, т.к. с незначительной волной эмиграции его прибило поначалу к берегам Египта. Но бывшие союзники России (англичане, французы) не очень-то были склонны раскошеливаться на нужды её детей. И корпус этот прекратил своё существование. Старшие кадеты были отправлены в Болгарию и Чехословакию. А в городе Горажда уже около двух лет стоял II-ой Донской корпус, созданный ещё в Евпатории по приказу Врангеля. Младшие кадеты, прибывшие из Египта, были зачислены в него… Поскольку мы несколько углубились в историю создания зарубежных корпусов (а где же ещё найти подобную информацию заинтересованному читателю?), стоит добавить, что и П-ой Донской был вскоре расформирован, а кадеты переведены в 1-й Русский Великого князя Константина Константиновича КК в г. Белая Церковь. Но и он позже стал называться просто — Русский КК... Сюда в 1925 году, между прочим, прибыли из Харбина и Шанхая 34 кадета Сибирского КК, провёзшие с собой через пять морей и два океана полный комплект духового оркестра и церковное имущество двух корпусов — Сибирского и Хабаровского. На этом, пожалуй, можно поставить точку. Деление и перебазирование корпусов продолжалось и позже. Так, если число воспитанников только в Югославии было около 700 в самом начале, то по мере размывания эмиграции все перечисленные корпуса были в конце концов сведены там в один КК... Отметим лишь отдельно морской корпус в Бизерте. Он функционировал там до 1927 года. Был ещё один корпус. На нём стоит остановиться хотя бы потому, что просуществовал он дольше других. Поначалу он носил названием «Лицей императора Николая II», располагался во Франции. Надо отметить, что французские власти довольно прохладно относились к деятельности эмигрантских военизированных организаций. Лицей был частным учебным заведением, существовавшим на взносы родителей, но при поддержке русского офицера-эмигранта, женившегося на богатой американской вдове. На их деньги был куплен дом под Парижем. Отремонтировали здание сами родители... Устройство этого кадетского корпуса было традиционным для русских военных учебных заведений. Из Югославии приехал генерал Владимир Валерьянович Римский-Корсаков, уже возглавлявший до этого два кадетских корпуса. Помимо него были приглашены хорошие преподаватели и офицеры-воспитатели – боевые командиры, прошедшие огонь двух войн. * «Как ни парадоксально это звучит, пожалуй, одним из лучших периодов для корпуса было время немецкой оккупации. Французы не разрешали кадетам носить форму. А германцы разрешили... Да и вообще сделали для. корпуса кое-какие поблажки. Впрочем, это не помешало кадетам активнейшим образом поддерживать сопротивление. Даже четырнадцатилетние, как например, Миша Брокгаузен... участвовали в боях. Все они болели за Россию, пусть в то время и большевистскую, и не допускали даже мысли о победе немцев. В годы войны корпус размещался в Версале и вплоть до середины 50-х годов, когда он прекратил своё существование, так и назывался — Версальский... Председатель кадетского объединения во Франции (как и другие подобные объединения по всему миру, созданные после Второй Мировой войны) Андрей Дмитриевич Шмеман будто сошёл со страниц книг о том, «раньшем» времени. Высоченного роста старик с некрасовской бородкой, с выправкой гвардейского офицера и сочным баритоном. И с богатырским рукопожатием, неожиданным для его возраста. А ещё у Шмемана поразительный по чистоте и правильности русский язык...» (Рассказ корр. «Известий», Э. Гусейнова, 18 июля, 2000 г.)
Попутно стоит, наверное, добавить, что эти кадеты пели гимн французского Сопротивления, слова и музыка к которому написаны дочерью русского офицера-эмигранта. Анна Юрьевна Смирнова-Марли имеет награды, которые ей вручали де Голль и Миттеран. Она скончалась в 2006 году в Канаде. Благодаря подобным свидетельствам, журналам, кадетским альманахам, выходившим несколько десятков лет за рубежом, невольно убеждаешься в высокой выучке кадет. По крайней мере как суворовец, обучавшийся в те же военные годы у высококвалифицированных наставников, могу лишь подтвердить, что по истории, русскому языку, истории военного искусства знания их были на высоте. А историю обеих российских столиц кадеты знали, пожалуй, лучше нас. Прибавим к этому ежедневное общение на двух-трёх языках... Встретившись в конце минувшего века с некоторыми из них в России, мы убедились в их интеллектуальной многогранности и жёсткой позиции ко всякой неправде...
Наверное, я не приступил бы к данной теме, если бы меня хоть в какой-то мере устраивал градус «нашей общественной жизни». Не секрет ведь, что слова и понятия «отечество», «патриот», «обязанность», «честь» всё меньше стали появляться в своём изначальном смысле на страницах наших газет и журналов, на телеэкране. И наоборот, эти же слова бездумно отданы на откуп различным экстремистским сообществам и стали терять свою высокую суть... Вступив в новое тысячелетие, мы всё стараемся обходить трещины, расколовшие на части судьбы миллионов людей. Не хотелось бы думать, что мы очень быстро забываем наше недавнее прошлое, подменяя его сладенькими легендами о белом воинстве или о красном, о непобедимых стратегах или о той же, чуть ли не идиллической царской семье... Оно что, куда-то делось почти вековое наше лихолетье, голод, холод, неустроенность и многое другое? Без осмысления всего этого мы по-прежнему будем напоминать картинного Илью Муромца, раздумывающего у перекрёстка дорог, по какой из них податься.
«Жизнь — Родине. Честь — никому!» Этот единый девиз был начертан во всех кадетских корпусах. Воспитанники, как и их наставники, жили на чужбине верой в скорое возвращение на родную землю... Сейчас мы пишем и говорим об этом спокойно, без надрыва и ругательств, но и без сожаления. Между тем, за необычным явлением этим стояли тысячи российских детей и юношей, оказавшихся волею судеб за пределами отечества, но продолжавших любить его, скучать по нему... Как и что произошло применительно к их судьбе в том далёком 1920-м? На фоне чего всё это случилось? Вот всего лишь три коротких отрывка из того, что было написано в ту пору: * «...Надо безпощадно раздавить мозолистой рукой контрреволюционные гады на фронте и в тылу... Надо отобрать у буржуев излишек денег, одежды, взять заложников!..» Далее комментарий: «Всё это, вместе с «мозолистой рукой» и «раздавить гады» — уже не из газет, а из воззвания Наркомвнудела Украинск. Социалист. Сов. Республики...» Или вот, из «Одесского коммуниста»: «Зарежем штыками мы алчную гидру, тогда заживём веселей!» Далее комментарий: «Конечно, чепухи всего этого не может не понимать самый паршивый, самый тупой из большевиков...» Ещё: «...от недоедания всё время голова кружится... Урожай в нынешнем году вокруг Одессы прямо библейский. Но мужики ничего не хотят везти, свиньям в корыто льют молоко, валят кабачки, а везти не хотят...» (Все три отрывка взяты из «Окаянных дней» И. Бунина,т.10, «Петрополис», Берлин, 1935 г.)
Мы вообще любим доверять комментариям и уходить от первоисточников. Такова уж наша привычная образованьщина. Горы изданий нагромождены у нас о Гражданской войне, написаны тысячи кандидатских и докторских диссертаций. Но до сих пор не встретишь правдивого исторического труда с цифрами, фактами, сравнительной статистикой об ущербных действиях громадного противостояния, о миллионах крестьян, пытавшихся воспрепятствовать грабительской политике обеих сторон, выметающих подчистую продовольственные запасы не только у богатой деревенской верхушки, но и в каждом подворье. Мы до сих пор это сопротивление крестьянской массы называем в своих учебниках «кулацкими мятежами», особенно в более зажиточной Сибири. Значит, не желаем признать, что это всего лишь миллионы селян во всех концах большой страны пытались активно защитить своё, и без того порушенное двумя войнами, хозяйство. Они слабо или совсем не разбирались в новых кричащих лозунгах с неизменным призывом: «Даёшь!..» Вспомним хотя бы хрестоматийные кадры из фильма «Чапаев», где старый хлебопашец жалуется: «Белые придут — грабят, красные придут — грабят. Куды бедному крестьянину податься?..» Вот и подавался он к Махно, к Антонову, к атаманам Дутову и Семёнову, к другим «защитникам», становясь объектом карательных действий, расстрелов, а то и мытарств по тюрьмам и лагерям новой России...
Продолжая экскурс в начало 20-х годов ушедшего века, заметим лишь, что создание русских кадетских корпусов в условиях эмиграции было отнюдь не детской игрой. Восстановленные на новом месте, они чётко встраивались в привычную военную иерархию русской армии, стоящей у ближних рубежей своего Отечества... Воинское соединение генерала Врангеля в королевстве сербов, хорватов и словенцев было в те годы значительной боевой силой — около 30 тысяч вышколенных бойцов, в большинстве своем — офицеров. Здесь сохранялись жёсткая дисциплина и боеспособность, начиная от всеобщей утренней побудки и кончая занятиями и боевой учёбой в ротах, батальонах и полках, носивших старые наименования. Изучался опыт поражений и побед в только что окончившейся войне — неудача белоказачьего мамонтовского рейда в 1919 году, причины поражения красной конницы Будённого и Гая под Львовом и Варшавой... Смотрами и парадами отмечались российские праздники. Возродились даже дуэли: за оскорбление офицерской чести — к барьеру и — только на винтовках!.. Напомним, что русская трёхлинейка конструкции Мосина имела убойную силу до трёх с половиной тысяч шагов (по инструкции). А на практике — и того больше. Так что исход подобных дуэлей был предрешён заранее. Такой армии нечего было терять и не на что было надеяться за пределами России. Они хорошо умели драться, эти офицеры в солдатских гимнастёрках с трёхцветным шевроном на рукаве. Они тренировались. Они приглашались на встречи с воспитанниками кадетских корпусов, пытавшихся подражать им во всём... Они надеялись и ждали. Эту боевую массу, кучно сосредоточенную в одном месте, побаивались и так называемые союзники по Антанте. * Значение морального кодекса для офицеров русской армии имела присяга, нарушение которой нетерпимо ни при каких обстоятельствах... Так, контр-адмирал Небогатое, сдавший в цусимском бою корабли 3-ей Тихоокеанской эскадры, получил в 1920 году отказ в пенсионном обеспечении от барона П.Н. Врангеля, с гневом заявившего, что «адмирал, спустивший перед неприятелем Андреевский флаг, не может получать пенсию от Русской армии...» (Из «Бюллетеня» № 50. Каракас. Венецуэла, 1997 г.) Состав русской эмиграции (и в Европе тех лет, как известно, был разнороден. В Белграде и в Варшаве, в Софии и в Берлине, в Париже и в Брюсселе бывшие полковники генштаба и молодые генералы Добровольческой армии, заблудившиеся приват-доценты, актёры, музыканты, студенты, купцы и поэты придерживались разношерстных взглядов по поводу обустройства покинутой родины. Но многие были едины в главном: реставрация. Программа была простой и ясной: в благоприятный момент вторгнуться в Советскую Россию и — под малиновый звон колоколов — в Белокаменную! Существовала, правда, ещё одна сила. Планы её были более хитросплетёнными. Она ратовала (после Февральской и Октябрьской) за третью революцию. О ней кричал на всех перекрёстках Европы бывший председатель однодневного Учредительного собрания Чернов. Поддакивал ему и Савинков. А вместе с ними — Мережковский с Гиппиус, Мартов, Минор, Либер, Дан, Гоц, да и многие другие... Об этой силе саркастически выразился на одном из воинских праздников начальник Русской армии, принявший её от Врангеля, генерал Кутепов. Сентенция его сводилась к следующему: фамилии этих социалистов ему известны и давно надоели, мелькая во всех русскоязычных газетах. А собранные вместе, они, мол, превышают некую критическую массу, от которой не жди ничего хорошего. Поэтому, в случае его въезда в Москву, он сначала повесит «на полчасика» Горького, а потом вздёрнет на фонарных столбах и всех этих — скопом и без разбирательств... На таком вот общем фоне и были созданы за рубежом русские кадетские корпуса. Юные кадеты «...мечтали о производстве в офицеры и службе в возрождённой армии России, той потерянной России, которую они себе представляли по рассказам своих родителей и своим детским впечатлениям. Увидеть эту Россию предстояло, увы, лишь некоторым из них, и то на склоне лет...» («Бюллетень» №20, Каракас, Венецуэла).
Переворошив в библиотеках и архивах кучу подсобных материалов, я пришёл к убеждению, что «Бюллетени» эти несут в себе порой больше фактического и исторического материала, чем некоторые труды наших авторов по истории эмигрантского движения... И не стоит забывать, что покидали свою страну почти дети, по-детски болезненно восприимчивые к любой неправде, притеснениям, недоброжелательству. Того и другого в их судьбе хватало с избытком, они видели свинцовую тоску в глазах своих близких, а часто и отчаяние от невозможности трудоустроиться, накормить семью. Да и в глубине души скребли кошки: мужество или трусость — отъезд за границу? Подвиг или измена?.. Извечные вопросы эмигранта и — к эмигранту... Вспомним, что тот же Куприн, признанный знаток человеческих душ, не смог, не сумел до конца разобраться в том, что происходило тогда в русском зарубежье: грызня многочисленных эмигрантских партий - монархисты, кадеты, эсеры, эсдеки, либералы — и все разбиты на фракции, группировки, группки... Писатель восклицал: «Существовать в эмиграции, да ещё русской, да ещё второго призыва — это то же, что жить поневоле в тесной комнате, где разбили дюжину тухлых яиц!..» Похожие чувства испытывал и другой именитый россиянин, будущий нобелевский лауреат Иван Бунин. У него вообще отношение к только что минувшей войне было категоричным: «...средоточие всех мерзостей, расцветших в Октябрьской революции. Есть два типа в народе, - говорил он, - в одном преобладает Русь, в другом - чудь, меря. Но и в том, и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов — «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «из нас, как из древа — и дубина, и икона...» Бунин называл Россию «блудницей» и восклицал: «Народ мой! На погибель вели тебя твои поводыри...» Но и сам он повторил в точности маршрут, которым ушли из Крыма с оружием в руках десятки тысяч участников белого движения — в Константинополь, оттуда — в Болгарию, Сербию, Германию, Бельгию, Францию. Но и в Париже, а потом в Грассе (Приморские Альпы), как и Куприн, он старался не примыкать ни к одной из эмигрантских политических группировок. Обоим писателям до конца жизни, как известно, были антипатичны «петербургские» парижане во главе с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, и как и вся их «Зелёная лампа», симпатизирующая нарождающемуся в Европе фашизму в той мере, в какой она надеялась на сокрушение с его помощью «большевистского засилья» в России... Как говорится, надежда умирает последней. Поэтому их много было (и не только в Европе), мечтавших о том же. Не все эти мечтатели, как Куприн, «познали окопную жижу», но исход их из России, состояние в первые часы и дни, когда они ещё только двигались в неизвестность, за простор чужеземных морей, очень точно и образно выразил другой эмигрант — офицер и поэт Арсений Несмелов: «Россия отошла, как пароход От берега, от пристани отходит. Печаль, как расстояние, растёт — И лиц не различить па пароходе. Лишь взмах платка и лишь ответный взмах... Басовое взвывание сирены... И вот корма. И за кормой — тесьма Клубящейся, всё уносящей пены. Сегодня мили и десятки миль, А завтра — сотни, тысячи... Завеса! И я печаль свою переломил. Как лезвие. У самого эфеса...» Да, под корень ломались судьбы тысяч и тысяч русских людей только из-за того, что они мыслили иначе, чем «атакующий класс», имели собственное мнение о чести и достоинстве, верили в здравые силы своего народа. Это была хорошая привычка, воспитанная веками: верить и доверять... * «По окончании войны с Японией генерал от артиллерии Ирманов, герой ПортАртура, был назначен комендантом Владивостокской крепости. Прибыв на место, он отдал Приказ №1 с обращением к гарнизону крепости, в котором были и такие слова: «...Сего года 5 мая я вступаю в командование Высочайше вверенной мне крепостью... Вы, русские воины, плоть от плоти победоносного русского воинства, я верю в вас, вашу честь, вашу доблесть. Я привёз с собой самое дорогое для меня — семью, которую вверяю вашей воинской чести...» (Из «Бюллетеня» №З, Каракас. Венецуэла.) Конечно, верить, тем более — доверять можно только в обстановке для этого подготовленной. К сожалению, сама обстановка в ту смутную пору являла совсем другие примеры... Передо мной любопытная книга, напечатанная в 1925 году в Праге. Издатель — «Педагогическое бюро по делам средней и низшей русской школы за границей». В книге собраны ученические сочинения об «окаянных днях» России. Отсюда и название: «Дети эмиграции». По сути, это детские мемуары о революции и гражданской войне, написанные в чешском городе Моравска-Тршебова после ухода русских детей из России. Не буду выбирать цитаты из написанного. Они ужасны приводимыми в них фактами. Но с некоторыми заголовками и подзаголовками ознакомлю: «Через минуту меня, хабаровского кадета, должны были расстрелять...», «Жестокая расправа с офицерами пьяной матросни...», «По разные стороны баррикад, сооружённых взрослыми...», «Кто снимет с меня кровь?..», «Утешаю себя мыслью, что отомщу когда-нибудь за Россию...» Писали эти сочинения в один и тот же день, без всякого предупреждения заранее, около 2,5 тысяч русских подростков. Они искренне рассказали о пережитом, о революции, пожирающей всех без разбору. Жизнь втиснула их в заколдованный круг смерти, страданий, крови и лишений, в круг взаимного истребления. Эти дети видели всё, даже человека, который после выстрела в упор с любопытством совал палец в раскроенный череп и нюхал мозг им же добитого раненого. Другой, совсем малыш, кричал в ужасе: «Бабушка, не хочу умирать!..» Выло бы кощунством, согласитесь, рассуждать здесь о литературных достоинствах юных мемуаристов, у многих из которых замучили на их глазах отца, мать, деда. Прислушаемся лучше к состоянию их душ в то ужасное время. Прислушаемся и спросим прежде всего себя: «А откуда мы сами родом? Когда с нами случился этот 1937-й год? Не в том ли ещё 1917-м?..» А ведь эти просеки, прорубленные в генофонде нации, не заросли до сих пор. Тремя годами ранее в той же Праге вышла книга Питирима Сорокина «Современное состояние России». Известнейший у нас и за рубежом социолог писал в ней: «Важнейшим следствием обеих наших революций считаю потрясающую деградацию населения России». О Питириме Сорокине, потомке зырян (коми), вне России написано очень много. Выдающегося учёного заслуженно считают автором теории конвергенции (эволюционного сближения, схождения), которую у нас поддерживал не менее выдающийся учёный Андрей Сахаров. Между прочим, Сорокин мечтал о том времени, когда правительство политиков уступит своё место правительству учёных, святых и поэтов... Согласимся, что даже в юношеских воспоминаниях или в рукописных альманахах тех лет «русские, без России» знали о своих именитых соотечественниках гораздо больше нас, россиян в России, бережно сохранили эту информацию и донесли её до нас на прекрасном родном языке, чуть старомодном, но чистом — без сомнительных синонимов, заимствованных ради красного словца в чужих кладовых.
Чужеземные корни России У нас, в отечестве, до сих пор бытует мнение, что за рубежом оказались разные подонки, предавшие Родину, что нечего об этом жалеть: они знали, на что шли! Нечего, мол, пускать сопли по Колчаку, Деникину и иже с ними. А вот те, кто остался, не бросил отчизну в час суровых испытаний, вот они-то и есть настоящие герои, им нужно петь гимны! Что ж, и пели, и писали, и возвеличивали. Подчас мы всё ещё открываем для себя имена новые или мало знакомые. Но почти не задумываемся над тем, что многие из них позже были прибиты на родной земле тем режимом, которому они старались служить верой и правдой. По-другому они и не могли служить: честь не позволяла... Взять хотя бы оставшегося в отечестве генерала Василия Георгиевича Болдырева, возглавившего в период безвременья в 1918 году вооружённые силы так называемой Уфимской директории. В последние годы перед арестом Болдырев проводил изыскания в Горном Алтае на малых реках — Бии и Катуни — с целью дальнейшего строительства на них малых гидро - и ветроэлектростанций. Болдырев принимал самое активное участие в создании так и не завершённой тогда «Истории Сибири». На 4-м томе дело прихлоп-нулось: почти весь коллектив авторов был репрессирован и расстрелян. В те годы вместе с Болдыревым были казнены тысячи бывших офицеров царской армии, которые активно участвовали в преодолении послевоенной разрухи, обучали сибирские и дальневосточные красноармейские полки, создавали курсы младших командиров... Все они были объявлены врагами народа (с приставкой — «трудового») и приговорены к высшей мере. Никто из них, как и Болдырев, не помышляли об уходе за рубеж. Другие и помышляли, и уходили. Но чем так уж провинился перед отчизной бывший поручик Фанагорийского полка Арсений Несмелое, более трёх лет просидевший в окопной грязи на Западном фронте, участник тяжелейшего ледового похода на Восток с отступавшими частями генерала Каппеля зимой 1919-го?.. Несмелов, выпускник П-го Московского кадетского корпуса, в котором учился до него и Куприн, написал позже, в Харбине, десятки пронзительных стихотворений о своей России. Но в 1945-ом году поэт был насильно извлечён из эмиграции и замучен вскоре в пересыльной тюрьме на Дальнем Востоке... Да, не печаль, а жизнь таких, как он, была переломлена в расцвете лет как лезвие офицерского клинка — «у самого эфеса». Это он, Арсений Несмелое, предвидя свой конец, адресовал нам одно из последних своих стихотворений с заглавием «Потомку»: «Не суди. Из твоего окна// Не открыты канувшие дали.// Годы смыли их до волокна.// Их до сокровеннейшего дна// Трупами казнённых закидали!..». «Канувшие дали» минувшего столетия ещё долго будут тревожить нашу память. Когда-нибудь время всё же поможет нам окончательно отделить зёрна от плевел. Главное, не уподобиться бы тем грешникам из Дантова «Ада», которые, обратив лица назад, механически продвигаются вперёд… Нет, далеко не каждый может взирать на своё настоящее сквозь призму исторического опыта, тем более — связывать воедино звенья многократно разорванной исторической цепи. Этому тоже надо учиться. И далеко не каждый, заметим, имеет желание это делать, вникать в какие-то злободневные проблемы, находить способы их устранения. * «Патриотизм, честь, порядочность.верность долгу и родному полку были высочайшими нравственными ценностями русского офицерства. Весь мир знает русских офицеров, генералов и адмиралов: путешественников Беллинсгаузена, Беринга. Пржевальского, Седова, Колчака, Челюскина, Арсеньева, учёных — Яблочкова, Попова, кораблестроителей — академика Крылова, Шокальского; деятелей литературы и искусства — Клодта, Державина, Лермонтова, Толстого, Кюи, Верещагина, Римского-Корсакова, Федотова, Гумилёва и др.» (Журнал «Кадетская перекличка», Нью-Йорк, 1974 г.)
...Задаюсь вопросом: сколько было в дореволюционной России кадетских корпусов? Но точного ответа пока не нахожу. Судя по Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, их насчитывалось к 1908 году 28 (в Петербурге — Пажеский и 4 обычных, в Москве — 3, в Оренбурге — 2, по одному — в некоторых губернских городах, за Уралом два — в Омске и Хабаровске). 90 процентов учащихся — дети потомственных и частично личных (за заслуги перед государством) дворян. Во всех корпусах обучалось ежегодно 11 тысяч кадет. Цифры взяты из словаря, но сверены с теми же «Бюллетенями». Появились разночтения. Так, по сообщению парижского журнала «Кадеты» явствует: до 1917 года в России насчитывалось 32 корпуса. Ошибка? Из телефонного разговора с Парижем удалось выяснить, что перед Февральской революцией был открыт один корпус в Воронеже, но в справочную литературу тогда это не вошло... Мне же и без того было известно, что в Воронеж в 1917 году перебазировался корпус из Прибалтики, а не открылся вновь. Короче говоря, поиски истины продолжаются...Скорее всего, путанница произошла из-за количества корпусов, созданных в ближнем зарубежье - в самом начале двадцатых годов минувшего века. Но всё равно нужно отдать должное авторам рукописных изданий: они хоть и многословны подчас, но скрупулёзны в датах, названиях, в интерпретации некоторых исторических фактов... Из наших учебников, например, мы знаем о Петре 1-ом многое. Но вот читаю в одном из альманахов подробности, о которых я, историк по образованию, почему-то не знал. Оказывается, «по сердечному согласию сторон» Пётр даже назначался командующим флотами Англии, Голландии, Дании и России. Временные союзники, признав в молодом царе «не мальчика, но мужа», предоставили ему права и корабли с целью «сломать шведов на море...» Давно не секрет, что все союзники России во все времена главную работу в ратных делах предоставляли всегда ей, матушке! И каждый раз надеялись, что «русская медведица» сломает себе хребет. В этом контексте, пусть в неизмеримо меньшем масштабе, стоит поразмышлять над другим сообщением альманаха: «...он, наш историк и литератор, всегда испралял кадет, когда разговор заходил об Аляске. Он просил нас неизменно добавлять следующее: «которая принадлежала России...» Как говорится, «пунктик»! Но за ним прослеживается гораздо большее: целенаправленная, постоянно поддерживаемая на уроках любовь к Родине, к её истории, к её державности. Сомневаюсь, что подобные задачи неуклонно, постоянно ставит перед собою преподаватель истории в наших учебных заведениях, вряд ли он может делать это хотя бы потому, что и сам он, к великому сожалению, не уверен в твёрдой позиции государства по защите своих границ. Он даже не может ответить на вопросы учащихся: «Отдаст или не отдаст Россия Японии часть Курильских островов, или почему мы вдруг соглашаемся не в свою пользу на изменение границ по Амуру?» Эти и другие вопросы можно было бы и продолжить. Но беда в том, что мы заранее знаем: в ответ на них нам будут «казать по телеку» всё тех же примелькавшихся политиков, пространно рассуждающих о том, что у нас, мол, к великому сожалению, нет до сих пор чётко обозначенной национальной идеи, а раньше всё-таки была... Какая? «Мир хижинам, воина дворцам»? Или «Кто был ничем, тот станет всем»?.. Увы, ныне далеко не все сумели «прилабуниться» к централизованной дойной корове. А те, которые успели, теперь чего-то ищут. Перефразируя детский стишок, ищет парламент, ищет правительство. Ищут, оказывается, некую общенациональную идею. Но поскольку фантазии у наших рулителей не хватает, вернули пока лишь прежний гимн, словесно истёртый одним и тем же придворным автором до самого волокна... Вот так! Гимн есть, идеи нету. Поиски продолжаются. А учитель истории в русском кадетском корпусе за рубежом не гонялся за эфемерными лозунгами. Он честно придерживался того главного, чему был и сам обучен в кадетском корпусе старой России... Его, больного и немощного, расстреляли в 1945 году. За то, наверное, расстреляли, что он прививал своим воспитанникам непреходящую идею: беречь своё отечество, готовность защищать его до последней капли крови... Его, не церемонясь, полоснули из автомата соотечественники, пришедшие в Югославию с освободительной миссией. Поставили к стенке и — полоснули за то, что он вышел к ним, облачённый в старую форму русского офицера.
Воспитание чувств или три века с Россией Кто же обучался у этих наставников? Сделаем некоторые выборки из большой статьи об одном, всего об одном воспитаннике, прошедшем вместе с другими путь от Крыма до Венесуэлы. Бодиско Владимир Васильевич. Профессор в трёх университетах Южной Америки. Потомок русских адмиралов, правнук декабриста. Сын капитана морской артиллерии. Старший брат отца — Алексей Бодиско, капитан 2-го ранга... Все они окончили различные кадетские корпуса. И вся эта большая семья некогда голландского рода верой и правдой прослужила России 300 лет... Восемнадцатилетний Бодиско в 1930 году окончил Крымский кадетский корпус. Позже поступил на агрофак Белградского университета. Жена его, Наталья Владимировна, внучка генерала Ставровича, отличившегося в Русско-Японской войне, окончила этот же университет. Сам Бодиско вспоминает, что в 1941 году, после получения диплома, он был зачислен по призыву в ветеринарный отдел «Русского корпуса», воевавшего против Тито: «... всей правды того, что происходило на далёких от нас фронтах на Востоке, мы не знали...» Не знал Владимир и того, что двоюродный брат его отца, в прошлом Георгиевский кавалер, советский капитан-лейтенант Владимир Михайлович Бодиско, сражался в это время в Онежской военной флотилии и в ночь на 31 июля 1941 года принял свой последний бой на канонерской лодке «013»... Позже ушёл на фронт воевать с немцами двоюродный брат Дмитрий... Трагедия, расколовшая Россию в 1917 году, продолжалась и спустя четверть века, «втягивая в свой братоубийственный огонь следующие поколения русских людей...» Не будем суровы ни к тем, ни к другим! Затевают войны не солдаты. А молодёжь, погибающая на той или другой стороне, всегда достойна сожаления и скорби. 1945 год Владимир Бодиско встретил в американском лагере для перемещённых лиц. В Югославии оставаться было нельзя: Тито разогнал всех кадетов, а тех, кто остался, всё ещё сомневаясь, в какую сторону податься, передал советским органам... Подобная участь постигла и некоторых преподавателей. Многим из них пришлось пройти извилистыми дорогами с остановкой в ГУЛАГе. * «Полковник Даниил Данилович Данилов («Д в кубе», как мы его звали,преподавал математику. Владимир Николаевич Кожин преподавал немецкий... О них подробно написано мною в одном из моих рассказов для издания «Кадетские корпуса за рубежом», 1920-1945 гг, Нью-Йорк, США, 1970 г. Сейчас лишь добавлю о постигшей их печальной участи. Когда советские части пришли в Белую Церковь, В. Н. Кожин был расстрелян, а Д.Д. Данилов повесился на собственном поясе, лишив следователей СМЕРШа удовольствия допрашивать его, а потом расстрелять. (Михаил Лермонтов, кадет Первого русского кадетского корпуса, «Бюллетень №62, Каракас. Венецуэла).
Получить въездную визу в США или Канаду и тогда было тяжело. Куда гостеприимнее «оказалась бедная Венесуэла, чей консул в Европе просмотрел документы Бодиско и решил вопрос незамедлительно...» В дальнейшем Владимир Бодиско сумел с блеском оправдать доверие: здесь он вывел новую породу коров, распространившуюся по всей Южной Америке. За это он был награждён орденом «Андрее Бельо» (учёный просветитель 19 века, поэт, написавший оду «В честь земледелия в тропиках»)... Кроме того, Бодиско стал автором ста с лишним научных работ и статей по генетике молочного скота, написанных на английском, испанском, сербском и русском языках. Да, многое вместили в себя поколения Бодиско за 300 лет! Они строили вместе с Петром I корабли, захватывали в морских сражениях парусники неприятеля, обороняли крепости на Балтике и брали их штурмом во славу России. Ходили они и под пули горцев Кавказа, выводили матросов на Сенатскую площадь — «в силу своих убеждений о лучшем будущем новой своей родины и... увы, многим из них не нашлось места в этом будущем...» Давно замечено, что в большинстве случаев духовное начало человека, загнанное в тупик, всё равно обнаруживает свою неистребимось вопреки торжествующей пошлости и насилию. Они, эти насилие, пошлость, да ещё и неизвестность, однажды уже двигались вслед за волной беженцев по дорогам Европы. Теперь же предстояло двигаться за моря и океаны. И они, скрепя сердце, сделали этот выбор. Как писал всё тот же поэт-эмигрант Арсений Несмелое: «И ухожу... И сердце всё в слезах от злобы, одиночества и муки...» Тем, кто выбрал Венесуэлу, было выдано на обустройство по 10 долларов на каждого члена семьи (практически — еды на два дня) и выделены участки на гористых склонах. Дальнейшее зависело только от них самих. К этому времени бывшим кадетам было, в основном, от 15 до 30 лет. Некоторые ещё в Европе, как Бодиско, успели получить специальное образование. Другие же, засучив рукава, стали обживаться на новом месте, создавая, где только было возможно, свою собственную Русь под кокосовыми пальмами... И всё же отметим, что просвещённый дилетантизм этих новосёлов был не тем поводырём, который помогал бы им в борьбе за существование. Поначалу они становились шоферами, чертёжниками, поварами, строителями и даже нанятыми распорядителями, зачастую приучая к порядку представителей коренного народа. * «Здесь многие говорили на двух-трёх языках. Некоторые даже бравировали своим английским. Идут, улыбаются тебе: «Лукин гуд!»- («Хорошо выглядишь!»), а мне слышится по-русски: «Сукин кот!» Потеха!.. Здесь я и года не прожил, уехал в Австралию...» (Из письма к автору повествования - П. Соловьёва, выпускника Хабаровск. корпуса.1920 г.)
...Венецуэла. Так это произносится на испанском языке. Само название (из воспоминаний Бодиско) происходит от Венеции. В средние века Венецианская республика размещала в своих портах на Адриатике суда всего мира, была торговым посредником между Западом и Востоком. Здесь были крупнейшие банки, низкие ссудные проценты, множество игорных и увеселительных заведений. На ста с лишним крохотных островках, изрезанных каналами и горбатыми мостиками, царили красота, богатство, экзотика. Они притягивали в Венецию, как магнитом, морских бродяг. Но посещали этот уголок и другие мореходы. Они стремились попасть сюда (пусть всего на денёк!) и дать присягу морю. Это стало некоей традицией у европейских, в том числе и у русских военных моряков, заходивших на учебных парусниках или в составе отряда кораблей в порты Адриатики: произносить у Дворца венецианских дожей слова трогательной, почти мистической клятвы: «Мы берём тебя в жёны, о море, в знак нашего истинного союза!..» Верны были этой традиции и предки Владимира Бодиско. Сам-то он говорил о себе, что он «совсем не моряк»... Что ж, в отличие от своих дедов и прадедов, он успел сделать много полезных мирных дел на суше, в далёкой стране, получившей своё название от славной Венеции... Жизнь продолжалась! Авторы воспоминаний о Владимире Васильевиче Бодиско заключают свою пространную статью следующими словами: «...они, Бодиско, разведённые войной по разные стороны баррикад, всегда были с Россией на самых крутых изломах её истории...» Добавим, что в 1998 году В.В. Бодиско скончался в возрасте 86-ти лет. Более полувека, до самой смерти, он был одним из самых активных участников Венесуэльского объединения русских кадет. Оно было создано 23 марта 1948 года под общекадетским девизом: «Рассеяны, но не расторгнуты!». Бодиско избирался неоднократно секретарём правления, редактором альманаха и трижды — председателем на общекадетских съездах, проводившихся в разных странах, в том числе и в России. Долгое время руководил Венесуэльским объединением Георгий Волков, деятельный и, скажем так, мудрый человек. Все добровольно поступающие взносы он превратил в благотворительный фонд при объединении, и эти суммы не облагались налогами. А в дальнейшем, при расформировании, передал оставшиеся суммы в Союз чинов Русского корпуса. Появилась возможность оказывать иногда помощь неимущим старикам, а то и студентам русских семей. Чего не отнять у зарубежных кадет, так это дотошности и, как говорил известный классик, «порядка в головах». В самом деле, с первого дня здесь была заведена приходно-расходная книга, которую 50 лет (до своей кончины) вёл А. Слёзкин, бессменный казначей... Благодаря этому сохранилась память обо всех до одного членах объединения — пофамильно, поадресно, в том числе имена их жён и детей. * Бодиско о кадетских традициях: «Определение традиций как «неписанных правил», соблюдение их из поколения в поколение мне кажется совершенно правильным. Всякая организация, будь то церковь, класс или иное сообщество, не говоря уже о воинских частях, сами вырабатывали свои традиции и потом свято их выполняли... В военно-учебных заведениях России первым училищем, создавшим свои традиции, было известное Николаевское кавалерийское — «Славная Гвардейская школа». А одним из закоподателей этих её традиций считают знаменитого юнкера этой школы, поэта М. Ю. Лермонтова. Для своих сверстников он был просто — Маёшка Лермонтов...» Основным было безоговорочное подчинение младших старшим, т. е. «зверей» — «корнетам». Обязанностью «корнетов», прежде всего, было наблюдение за неукоснительным выполнением традиций «зверями», начиная, скажем, с перечисления подробной дислокации всех полков российской кавалерии, включая их стоянки, краткую историю, награды... «Корнет» имел право в любой момент остановить младшего и задать ему вопросы, среди которых были и шутливые, вроде: «Что такое прогресс?» — Т от обязан был ответить установленной фразой: «Прогресс есть константные эгзибиции секлярных неоврантов в сублимации мнемосивогальных кублофаров тер-менбюста». (Эта «сугубо научная фраза» после первых четырёх слов заимствована далее из другого источника — воспоминаний хабаровских кадет, которые, в отличие от Бодиско, не забыли её окончания. — В.М.) За неправильный ответ старший мог «расцукать» того, приказав ему приседать или вращаться на месте... Традиции никогда не вступали в конфликт с начальством. Кадетское воспитание на фоне этих традиций исходило от старших к младшим и было, по-своему, не менее значительным, чем влияние педагогов и офицеров-воспитателей... В моём кадетском прошлом огромную роль сыграли мои старшие товарищи - такие, как Серёжа Максимович, Коля Хартулари, Коля Казякин, Серёжа Миржинский, Шуша Лермонтов и другие...» Старшие кадеты вспоминали, что разразившаяся война ещё резче разделила на два лагеря русскую эмиграцию. Но, что характерно, девиз «Жизнь родине, честь — никому!» стал постепенно проникать в среду более или менее благополучных россиян зарубежья, трансформируясь как бы в нечто общее: «Мы всей душой на стороне России!» Нет, конечно, не все так говорили и думали. Если, к примеру, Иван Бунин стал автором раздражительной статьи-телеграммы в адрес Муссолини, то эта его позиция вызвала в некоторых русскоязычных газетах Европы брань и угрозы. Подобные письма доходили и в далёкую Калифорнию к музыканту и композитору Сергею Рахманинову: он решился на открытые публичные выступления, вырученные средства от которых пошли бы в пользу родной страны. Волны протеста от одного ещё только намерения Рахманинова, озвученного накануне, поднялись в эмигрантских кругах Америки и Канады. Но приходили и восторженные письма со словами «честь», «достоинство», «обязанность»... Каждое известие, даже о самых малых успехах России на Восточном фронте, вызывало прилив творческих сил и у другого «чужеземца» — Николая Рериха, проживающего с семьёй в Индии. Они хорошо знали друг друга ещё с самого начала ХХ-го века. Рахманинов с чувством глубокого удовлетворения прочитал в одной из американских газет о встрече Рериха с Джавахарлалом Неру и его дочерью Индирой Ганди с целью создания в будущем Индо-русской культурной ассоциации... Ещё не было Сталинградской битвы, ещё многие за рубежом верили (а некоторые и ждали!) в победу гитлеровцев, а русский художник-философ обсуждал с борцами за свободу угнетённых народов судьбы нового мира. Не стоит удивляться, что все они, эти люди, составившие уже в то время гордость и славу России, люди большой духовной культуры и больших поступков, сумели (за редким исключением) реализовать себя и за рубежом. Больше того, многие идеи, возникшие ещё на родине, они сумели, спустя годы, осуществить на чужбине: всевозможные творческие школы, музыкальные, инженерные, строительные центры, общества, фирмы, издательства, кафедры, институты... Помимо названных выше, необходимо, наверное, в этом контексте просто озвучить имена Сергея Дягилева, Игоря Сикорского, Николая Бердяева, Николая Ильина, Игоря Стравинского, Фёдора Шаляпина и многих, многих других...
Опубликовано в Литературно-общественный журнал "Голос Эпохи", выпуск 3, 2014 г.
| |
| |
Просмотров: 475 | |