Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 26.04.2024, 11:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Русские художники. ОДНОЙ ДОРОГОЙ ПО ЖИЗНИ КОНСТАНТИН МИРОШНИК И НАТАЛИЯ КУРГУЗОВА-МИРОШНИК. Часть 3.


НЕБО, ЧИСТОЕ, КАК РАДОСТЬ…

Нигде, наверное, земля не пахнет так остро, как в Крыму. Нигде нет такого воздуха, раскаленного солнцем, пропитанного дурманящими ароматами трав. И неба, о котором Пушкин сказал: «…чистое, как радость».
Художник, философ и поэт Максимилиан Волошин, посвятивший этому краю немало пронзительных строк, утверждал, что пейзаж Крыма совершенно особенный – неуловимый, переменчивый, текучий, как горячий песок пустыни.
Одной из ярких страниц в творчестве Мирошников являются произведения, посвященные Крыму. Крымская серия – это тематический цикл работ, преобладающее место в котором занимают картины и этюды, изображающие удивительные по красоте морские виды. Не менее интересными являются пейзажи на которых запечатлены просторы Украины – родины Константина Мирошника.
Константин, будучи увлеченным пейзажами Крыма, изучая творчество таких выдающихся маринистов, как И. Айвазовский, Л. Лагорио, А. Феслер, тем не менее, всегда был убежден в необходимости поисков собственного пути. Успех крымских работ художника был предопределен творческим переосмыслением
Константину под силу, как живописцу наполнить пейзаж светом, воздухом, запахом моря, шумом волн, птичьими криками. И доказательством этому может служить картина «Танец» (2000).

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я…
(А. Пушкин)

Важным качеством пейзажей мастера является их музыкальность. И это не удивительно, ведь художник пишет песни, играет на гитаре. Возможно, что в этом заключается секрет мягкой лиричности его украинских пейзажей. В них – щемящая душу грустная красота, напевность, что слышится в протяжных украинских песнях.
Мироощущение Константина романтично, и поэтому кипучая энергия морской стихии сродни душе художника – ищущей, неуемной, беспокойной в лучшем смысле этого слова. Выверенный живописный язык удивительно точно передает движение волны, сопровождаемой чайками, несущейся неукротимо к берегу. Вечно меняющееся море влечет и завораживает. Удачно продуманный композиция в картине помогает избежать описательности, взгляд зрителя сразу охватывает все изображение. Мажорный цвет вызывает у зрителя и восторг, и упоение бесконечным серебристо-голубым морским простором.
В произведении «Евпатория» (1998) Константин умело синтезировал свои впечатления и переживания, связанные с пребыванием в этом южном городе. Величавую, гармоничную красоту Евпатории в момент солнечного заката живописец передает с помощью насыщенного колорита, контрастных и подвижных сочетаний света и цвета. Спокойное море вторит общему величаво-умиротворенному состоянию природы. Небо, занимающее большую часть холста, надутые свежим ветром паруса позволяют нам почувствовать простор и обилие воздуха.
Полотно насыщено чувством романтического восторга, что впрочем, не помешало художнику с топографической точностью изобразить облик местности, в точности перенести на холст все приметы и детали архитектуры находящегося вдали города.
Белеющий вдали парус на картине автора – это не просто элемент пейзажа, но, прежде всего, символ тяги человека к чудесному, неизведанному. И здесь художник – «рыцарь мечты», тонкий колорист, умеющий передавать изменчивость жизни водной стихии.
В картине «Ночка» (Константин Мирошник, 1998) загадочность и таинственность происходящего в сиянии лунного света напоминает захватывающие и увлекательные страницы приключенческих и авантюрных романов.
В самом названии – озорство, удаль, бесшабашность, смелость пойти на риск в опасной затее.
На море – штиль, лунное безмолвие, нарушаемое лишь ударами весел, да тихим плеском прибрежной волны. Стреноженные лошадки замерзли у кромки моря. Чарующая красота тихой ночи пленяет благодаря мастерству художника. Гармония опалово-жемчужных, серебристо-пепельных тонов, необычайная изысканность цвета выделяют эту работу среди других марин Константина.
Игра валеров в пейзаже «Этюд воздуха над морем» (2001) создает впечатление дрожащего, подогретого солнцем воздуха над волнами. Нарочитая простота мотива искупается красотой живописи.
Тонкие и нюансированные оттенки, применяемые здесь художником, обладают такой же интенсивностью, чистотой и глубиной, которой способны сиять разве что витражи в солнечный день. Каждая капля воды заключат в себе целую радугу цветов. Это редкое по красоте зрелище, не может не вызывать в душе зрителя отклика и глубокого эстетического сопереживания.
В картине «Солнечный прибой в Крыму» (2004) Мирошник изображает, со свойственной его манере свободой и размахом, мотив беспокойной и переменчивой морской стихии. Из воды виднеются массивные камни, под лучами знойного солнца их цвет приобретает сложные и переменчивые оттенки. Интенсивное звучание цвета, солнечный свет, разлитый повсюду, создают радостное и приподнятое настроение.
Картина «Камушек» сочетает в себе два жанра – портрет и пейзаж. Художники запечатлевают на полотне вполне прозаический сюжет: маленькая девочка (на холсте изображена дочка Наталии и Константина) развлекает себя игрой с камушками на берегу моря. Но этот обычный сюжет согрет теплым поэтическим чувством. Особая интимность, мягкая лиричность образа придают картине своеобразную прелесть, помогают полнее ощутить атмосферу гармонии маленького человека и природы.
В картине «Янтарная вода. Феодосия» (2004) Константин Мирошник, психологически тонко, почти намеками раскрывает женский образ. Здесь, как и во многих других полотнах мастера, портретный образ дополняется пейзажем. С искренней симпатией и интересом к внутреннему миру модели, Константин переносит на холст звучащие в выразительном облике и позе девушки оттенки тонкой грусти. Это лирическое настроение нивелируется посредством использования в пейзаже звучных и мажорных красок, окрашивающих спокойную, прозрачную воду и светлое безоблачное небо. Дополнительную нотку легкости и веселья привносят фигуры смеющихся мальчишек, искренне радующихся морю, солнцу и прекрасному летнему дню.
Проникновенность пейзажа в картине «Расставание с морем» (1997) заключается в элегичном созвучии настроению человека, его внутреннему миру. Но на утреннем небе, в легких, освещенных солнцем облаках, в спокойных волнах нет ни тени печали. Мягкий свет зачинающегося дня еще не слепит глаза. Новый день только зарождается и для моря и для девушки; ночная тоска прошла, осталась лишь легкая грусть, осталось только проститься с морем.
Необычайно выразительным является произведение «Ялта. Бухта. Сосна» (Константин Мирошник, 2001), ныне хранящееся в Галерее современного русского искусства в Лондоне. Здесь художник героизирует и прославляет южную природу, его увлекает красота приморского вида, величие горного пейзажа. Главной доминантой в картине является вековая сосна, возвышающаяся над поросшим травой крутым откосом. Абрис ее раскидистых ветвей, обдуваемых ветрами, передан пластически точно. Все остальные элементы композиции даются силуэтом, размыто и утопают в серовато-сизой дымке. Сдержанный колорит картины, использование довольно скупых и лаконичных средств выражения дополняют впечатление стойкости и несгибаемости одинокого дерева и создают полный величия, эпически спокойный образ природы.
Творческий путь, по которому следуют рука об руку Константин и Наталия соединяет в себе обращение к самым разным тема и мотивам. И наряду с изысканными и эффектными морскими пейзажами художники переносят на холст виды обычных хуторов и станиц, с их низинами и кручами, бескрайними, выжженными солнцем степными далями, несущими на себе приметы детских и юношеских воспоминаний Константина Мирошника.

Самым любимым временем года для Константина является лето, а одним из излюбленных мотивов – солнце, доказательством тому служит все творчество мастера. В картине «Капуста» (2004) одним из главных героев произведения также является солнечный свет. Он заливает весь холст и искрится сиянием теплых, мягких, лучезарных тонов. Пейзаж, изображающий простую украинскую хату с огородом, построен на тончайших нюансах света, на неуловимых контрастах белого и голубого, терракотового и зеленого. В этой картине, также как и в других, художник стремится к идеальной ясности и чистоте света и цвета. Мы видим цветущий знойный день, умиротворенный в чистой своей радости, наполненный светом.
Константин воссоздает на полотне конкретную обстановку украинской деревни, навеянную непосредственными реальными впечатлениями художника. В этом пейзаже нет людей, но автор косвенно отсылает зрителя к изображению результата труда жителей хутора – сельский огород, сарай, в котором хранится инвентарь для работы. Но, не смотря на простоту и прозаичность пейзажа, от картины веет идиллическим покоем и тишиной. Подобные трогательные мотивы, отображающие родину художника, тонко играют на самых сентиментальных струнах нашей души.
Украинский пейзаж мастера отличается трогательностью мотивов, глубокой поэтичностью. Такова «Царевна Луна» (1994). Волшебное сияние полумесяца преображает село: нежно серебрит верхушки тополей, роняет блестки в небольшое озеро, заставляет вспыхивать полоски облаков. Безмятежность и спокойствие разлиты в воздухе, природа замерла, погрузилась в сон до утра.
Не смотря на то, что художник запечатлевает на холсте вид конкретной местности, зритель склонен воспринимать изображение на картине, как украинскую природу «вообще», с ее теплыми южными ночами, небом настолько низким, что, кажется, будто рукой можно дотянуться до звезд. Тонкая градация серебристых, серых, зеленоватых тонов, деликатно оживленных кое-где световыми бликами – все это придает пейзажу дополнительную эмоциональную окраску, подчеркивает царящую в природе гармонию.
В картине «Коза» (2003) художник утверждает обыденный мир простого человека, находя в нем привлекательность и поэзию. Он правдиво и достоверно пишет выжженный полуденным солнцем луг, траву, пожелтевшую под палящими лучами, характерный для Украины ландшафт, скромную хатку, безоблачное небо, голубизна которого воплощает в себе столько много чувств и переживаний, что, всматриваясь в нее, понимаешь - она всеобъемлющая. Белая коза, пасущаяся в огороде, также привносит ощущение покоя, дополняет впечатление деревенского размеренного уклада и тишины. В прозрачном знойном воздухе мы улавливаем запах стогов, пыльных дорог, подсолнухов. Константин не просто фиксирует свои непосредственные наблюдения, он тщательно продумывает всю композицию и каждую деталь произведения, отбирая наиболее характерные черты сельского вида. Благодаря этому обобщению и наблюдательности мастера удается скомбинировать в одном произведении все приметы южного деревенского пейзажа, зафиксировать его колоритные черты. Из всей этой картины рождается, то, что отзывается у любого сердца щемящим чувством Родины.
В пейзажной живописи в полной мере проявляется сила таланта Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник их внимательное наблюдение природы, колористическое мастерство, удивительно талантливое отображение естественного, природного освещения. В своем творчестве мастера открывают перед зрителем эмоционально-лирическое восприятие природы и человеческой натуры.

ИЗОБИЛИЕ БЛАГ ЗЕМНЫХ

«Господь дал нам две книги: книгу Писания и книгу Творения. Из первой мы узнаем о Его милости Спасителя, из второй — о величии Творца», — так писал средневековый философ Алан Лилльский. Вся европейская культура живет этим, читая не только написанное буквами на бумаге, но и весь мир как увлекательную книгу.
Библия полна указаниями на сотворенное. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон в славе своей не одевался так, как всякая из них; если траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!». Так Иисус учил Своих учеников читать книгу природы и прозревать в творении смысл бытия.
Творение участвует в истории спасения: человек пал через яблоко, а через хлеб и вино он вновь обретает спасение.
В Библии описаны также и предметы, сотворенные человеческой рукой. Описание скинии, где хранился Ковчег Завета, данный Богом на горе Синай Моисею, — это поистине каталог декоративного искусства.
Столь же подробно описаны Иерусалимский Храм, царский дворец. Мир Библии наполнен предметами.
Сознание древних людей наделяло мир предметов человеческими свойствами, одухотворяло материальное, очеловечивало нечеловеческое. В европейском искусстве это породило появление особого жанра, посвященного жизни вещей, — натюрморта.
В натюрморте вещи не просто изображены на полотне, они живут, говорят, общаются между собой и с нами, зрителями. В натюрморте вещь больше себя самой, так как художник относится к Бытию как особой ценности, и это передается зрителю в процессе общения с произведением.
Общение с произведением искусства — это всегда диалог автора со зрителем. Произведение искусства потому и интересно, что с помощью художника персонаж раскрывает свою душу, приглашая нас к ответной исповеди. Картина может цветом, линией, ритмом выразить то, что неподвластно речи. Ее молчаливое слово, предназначенное для глаз, говорит не менее красноречиво, чем слово, обращенное слуху.
В Голландии этот жанр называли stilleven, что значит «тихая жизнь», но всем более известно слово «натюрморт» — «мертвая природа».
Голландские живописцы создавали натюрморты с почти неизменной композицией. Обычно их называют «десерты» или «завтраки». Первые stilleven просты — хлеб, бокал вина, фрукты, рыба. Но все предметы в них символичны: рыба — символ Иисуса Христа; нож — символ жертвы; лимон — символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе — душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении; вино или виноград — символ Крови; хлеб — символ Плоти Христовой. Это воспоминание о Тайной вечери, дающей жизнь, это проповедь о спасении.
Постепенно натюрморты начали заполняться богатством земным: ковровыми скатертями, серебряными кубками, перламутром. Простая снедь заменялась устрицами, ветчиной, экзотическими фруктами. Написанное с великолепной вещественностью полотно говорило о тщете человеческой жизни, о греховной любви к богатству земному. Есть натюрморты, где бокал упал, вино пролилось — мир побеждает. Так в голландских stilleven появляется воспоминание о другой трапезе — о пире Валтасара, ведущем в смерть.
Для Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник натюрморт – это не только возможность отдать дань восхищения голландскому, фламандскому и русскому искусству, мастерству прерафаэлитов, но это еще и тот жанр, в котором художники словно пропускает через себя цветонасыщенную и светоносную красоту предметного мира, одухотворенного человеком, щедрость и разнообразие даров природы.
Великолепие натюрмортов «Утро» и «Вечер» (2000 - 2001), обе картины созданы Наталией Кургузовой в соавторстве с Сайдой Афониной, заключается, прежде всего, в обилии напоенных солнцем плодов, в пышности и яркости букетов, помещенных в роскошные вазы то барочных, а то ампирных форм, замысловатости занавесей и драпировок. Эти работы воспринимаются зрителем, как благодарный гимн щедрости и бескорыстности любви Матери Природы к человеку. И все это у подножия безлюдного простора земли и неба.
Художникам удалось придать картинам исключительно национальный колорит. Подобному эффекту способствует удивительный по красоте русский пейзаж, расположенный на заднем плане картины. Создается ощущение, что натюрморты расположены не в интерьерах, а прямо под открытым небом среди полей, высокой травы, на фоне тающего в голубой дымке горизонта. Здесь мы явственно ощущаем спокойную созерцательность и особую любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира.
Все предметы, изображенные на картинах, участвуют в некоем действе. Свет, играя бликами на поверхности стекла и металла, напоминает нам об отблеске Царства Небесного. Мерцание рефлексов, горящие изнутри краски говорят о своеобразной загадочной жизни, об освященной Богом жизни частного человека. В натюрморте «Утро» прячутся часы, напоминающие о быстротечности земной жизни.
Удивительно кропотливо переданы цветы, пыльца на цветках и даже перепонки на крылышках бабочек. Представленное на картине разнообразие предметов, необычайно чистая цветовая гамма в сочетании с виртуозным техническим мастерством заставляет бесконечно долго любоваться этими произведениями.
Одой благоуханному цветку можно назвать натюрморт, написанный Натальей в 1998 году - «Белые розы». В этой картине нет ничего лишнего – главным становится утонченность и изысканность благородных белоснежных роз. Несмотря на классическую строгость композиции и сдержанность цвета, великолепно передано ощущение нежности и хрупкости лепестков. Массивность мраморной столешницы, гладкая блестящая поверхность фарфоровой вазы контрастирует с упругой шероховатостью листьев, бархатистостью свежих лепестков, прозрачностью крылышек бабочки, замершей на листке, мерцанием капель воды.
Пластически тонкая передача фактуры – лишь на службе поэтического замысла художника, который проживает со срезанными и поставленными в вазу цветами каждое мгновение их триумфа.
«Натюрморт с кубком» (1994) и «Торжественный натюрморт» (1995) созданы Наталией Кургузовой-Мирошник в лучших традициях голландского натюрморта.
Здесь изобилие роскоши и даров природы сменяется благородной сдержанностью и суховатой рациональностью. На картинах зритель может видеть изысканные по своим формам бокалы и кубки, принадлежавшие некогда зажиточным голландцам.
Поначалу может показаться, что все предметы на картине окутаны холодным рассеянным светом, и выполнены в почти монохромной красочной гамме. Но, если вглядеться, становится очевидным, что по талантливой воле художника золотистое свечение вызывает к жизни из полумрака замысловатые формы и живые краски предметов.
При создании своих натюрмортов Наталия исходит, прежде всего, из декоративных свойств самих предметов. Она группирует их на холсте, отталкиваясь от естественного цвета, формы и фактуры утвари, фруктов, драпировок. Художница как бы создает натюрморт дважды: сначала в реальном пространстве, продумывая все детали композиции, выбирая ракурсы, а потом — на холсте.
Благодаря желанию запечатлеть хрупкую жизнь, так называемой, «неживой» природы, стремлению передать свое, поэтическое, восприятие красоты предметного мира как неотъемлемой части бытия человека, Константином и Наталией было создано в соавторстве множество удивительных по красоте натюрмортов.
Натюрморты «Завтрак Александра Македонского» (2001), «Петрусь» (2002) объединяет фламандская страсть к зрелищности, к демонстрации изобилия земных благ.
На натюрмортах изображены роскошные столы, ломящиеся от разнообразных яств. Наш глаз упивается этой валтасаровой роскошью: ковровые скатерти, изящная утварь, серебро, перламутр, экзотические кушанья. Но, несмотря на разнообразие форм и цветов, художники стремятся к тональному и светотеневому объединению всех предметов. Константин и Наталия наделяют каждый элемент композиции, каждую деталь индивидуальными чертами, характером, делая особый акцент на ее неповторимости.
Художники привносят в свои натюрморты еще одну важную черту – жизнь вещей в их произведениях всегда связана с жизнью человека. Незримое человеческое присутствие ощущается во всем: и в очищенном яблоке, и в срезанной корочке лимона, и в опрокинутом бокале вина.
Внимательно всматриваясь в бесконечное разнообразие окружающей жизни, Наталия и Константин создают такие произведения как «Восточный натюрморт» (1998), «Натюрморт с раком» (2000), «Натюрморт с тыквой» (2002). В эффектной зрелищности этих картин никогда нет места стихийности. Роскошная посуда, разнообразные фрукты, дары моря, тяжелые драпировки - все это запечатлено в заметном порядке, который может ощущаться, например, даже в складках смятой скатерти или в композиции небрежно рассыпанных на столе ягод.
Будучи виртуозными мастерами и драматургами в живописи, Наталия и Константин искусно создают не только впечатление материальности и скульптурной пластичности, но и умеют передавать трепет жизни изображаемых объектов. Чтобы усилить этот эффект на многих картинах художники удивительным образом оживляет «мертвую натуру», вводя в композиции изображения живых существ - бабочек, пчел, стрекоз, птиц, улиток.
Проникновенная любовь к натуре, ко всем, даже самым незначительным ее проявлениям и трепетное отношение к деталям позволяет художникам превращать все предметы буквально в произведения ювелирного искусства. Это очень заметно на примере «Охотничьего натюрморта», созданного в 2001 году.
Уже самим названием задается восприятие увиденного как звучного ансамбля. Репрезентативность демократично предусматривает незримое присутствие человека, который ненадолго покинул гостиную, где во всей красе представлены атрибуты русской охоты.
Разнообразие предметов требует усложненности колористического решения, и художники успешно справляются с поставленными живописными задачами, показывая себя прекрасными фактуристами, кисти которых подвластна передача гладкости мраморной облицовки камня и блеска серебра, искусное изображение мерцания стекла и прозрачности трепетных, кем-то оставленных на камине осенних листьев.
Атмосфера тепла и уюта царит в этой гостиной, кажется слышно даже тиканье каминных часов.
Все составляющие этого натюрморта тонко подобраны по цвету, по фактуре, по настроению. В каждой детали присутствует лирический дух поздней осени – желтые клиновые листья, гроздья рябины, словно копаловые бусы, рассыпаны по серебряному подносу, сочные плоды спелой антоновки.
Глядя на картину, зритель почти физически ощущает тепло, исходящее от горящего камина. Ничто не нарушает спокойствие и умиротворенность обстановки, ни ярко алые тлеющие в очаге угли, ни пугающий оскал пасти трофейной медвежьей шкуры. Как целительно было бы современному человеку обрести эту спокойную атмосферу, внести ощущение праздника в моменты отдыха, научиться ценить и видеть истинную красоту в окружающем мире.

Борисова Марина,
искусствовед

http://kn-miroshnik.ru/


Категория: Люди искусства и науки | Добавил: rys-arhipelag (31.12.2009)
Просмотров: 3987 | Рейтинг: 3.5/8