Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 26.04.2024, 22:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


С.М. Сергеев. Творческий традиционализм Л.А. Тихомирова. Часть 3.
Более всего в 90-е г.г. Тихомирова занимали проекты корпоративной организации интеллигенции. Он считал нездоровым явлением ее существование в виде некоего идейного «ордена», не связанного с реальной общественной жизнью. Образованный слой, по его словам, «не должен быть изолированным и замкнутым в себе, а разлит повсюду, как составная часть всех слоев и сословий, тесно с ними связанная. Его социальная роль — освещать жизнь, опыт, интересы всех социальных слоев и способствовать приведению их к единству. Он в каждом слое должен учиться у народа, должен представлять лишь высшее выражение сознания каждого слоя, и только этим путем способен выражать имеющееся в них национальное сознание. Для развития народной жизни нужна самостоятельная работа ума, чувства и опыта всей массы народа разных слоев и положений» (115). Исходя из собственного призыва к русским людям — «устраиваться в своем круге, в семье, общине, приходе, сословии» с тем, чтобы «высшие надстройки» формировались «при помощи сил, вырабатывающихся на нашей мелкой работе» (116), Лев Александрович в 1894 г. выступил с предложением о создании «сословия журналистов»: «<…> необходима организация журнального сословия, точное определение принадлежности к нему, установление соответственных прав и обязанностей» (117). По его мысли, такое сословие должно служить не «партиям», а «всей стране, всей нации». Оно обязано выражать не «интересы того или иного направления», а «интересы профессии», «поддерживать свое сословие на высоте его общественных задач в отношении умственном и нравственном» (118). Выборные органы «корпорации людей пера» ведали бы приемом в нее новых членов, отсеивая недостойных, распределением средств из ее денежного фонда и т.д. Надо заметить, что данный проект не встретил симпатий не только в либеральной среде, но и у таких близких Тихомирову людей как А.А. Киреев (119).

Синтетический характер мировоззрения автора «Монархической государственности» совершенно очевиден. Если процесс формирования идеологии творческого традиционализма иллюстрировать знаменитой гегелевской триадой, то его можно представить так: тезис — славянофилы, антитезис — Леонтьев, синтез — Тихомиров. Последний попытался соединить славянофильскую ставку на общественную инициативу (недаром так часты у него призывы к «самодеятельности» (120)) с леонтьевским корпоративизмом. Кроме того, он считал, что истинная монархия (самодержавие) не только допускает, но даже предполагает «комбинацию в управлении элементов аристократического и демократического». «Демократический элемент, столь ничтожный в роли верховной власти, мало способен и в роли высшего управления. Но он имеет свои незаменимые достоинства в деле управления низшего», ибо народные массы — «лучший судья» последствий применения той или другой государственной меры. Но «при господстве монархии <…> демократия допускается к управлению <…> не в состоянии толпы, а в состоянии организованных групп. Демократия при этом по возможности аристократизируется. Ее выразителями являются "лучшие люди”, представители социальных групп, а не простого численного большинства». Аристократия же «во многих отношениях <…> незаменима в области высшего управления», ибо она «представляет наиболее зрелую политическую и социальную мысль страны, ее опыт, ее традицию». Вместе оба эти начала, «демократия снизу, <…> аристократия сверху не допускают до узурпации правительственных органов» (121). Таким образом, мыслитель соединил в своей социально-политической теории и демократический, и аристократический варианты творческого традиционализма.

Как мы уже отмечали, в традиционалистском лагере при жизни Тихомирова не было в должной мере понято, что его доктрина имеет «завершающий» характер и наиболее подходит в качестве общей платформы для разных его направлений. Но в русском послереволюционном Зарубежье он уже воспринимался как главный теоретик монархической идеи. Даже весьма далекий от тихомировских идеалов Н.А. Бердяев признавал труды Льва Александровича «лучшим обоснованием идеи самодержавной монархии» (122). На них опирался и И.А. Солоневич в своей широко известной ныне «Народной монархии», и другие, менее знаменитые авторы (123).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Костылев В.Н. Лев Тихомиров на службе царизма: (Из истории общественно-идейной борьбы в России в кон. XIX — нач. XX вв.): Автореф. … канд. ист. наук. М.,1986. С. 17, 22-23.

2. Он же. Выбор Льва Тихомирова // Вопросы истории. 1992. № 6-7. С. 44.

3. Цит. по: Он же. Лев Тихомиров на службе… С. 8.

4. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000. С. 288, 340.

5. Там же. С. 387-388.

6. См.: Костылев В.Н. Лев Тихомиров на службе… С. 7.

7. Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999. С. 44.

8. См.: Сергеев С.М. «Мои идеалы в вечном…» (Творческий традиционализм Льва Тихомирова) // Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998; Он же. Л.А.Тихомиров и лагерь русских традиционалистов в 90-е гг. XIX в. // Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999. (Далее — Христианство и политика).

9. Тихомиров Л. Почему я перестал быть революционером. М., 1895. С. 27, 37.

10. См.: Костылев В.Н. Лев Тихомиров на службе… С. 8.

11. См.: Харуки Вада. Лев Тихомиров: его духовный мир в последние годы жизни (1913-1923). // Он же. Россия как проблема всемирной истории. М.,1999.

12. РГАЛИ. Ф.345. Оп.1. Ед. хр. 747. Л. 50-50 об., 51.

13. Там же. Ф. 290. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 4 об.

14. Там же. Ф. 345. Оп. 1. Ед. хр. 748. Л. 60 об.

15. Там же. Ед. хр. 750. Л. 39 об.

16. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 118 об., 119-119 об.,120.

17. Там же. Л. 176 об.

18. Там же. Л. 200 об.-201.

19. Это хорошо видно по письмам Тихомирова к Победоносцеву, недавно опубликованных нами. См.: Христианство и политика. С. 595-601.

20. См., напр.: Тихомиров Л.А. Петербургские адвокаты великой лжи // Русское обозрение (далее РО. — С.С.). 1896. №. 11 (Републикация: Христианство и политика).

21. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 190.

22. Там же. Л. 80 об.

23. Тихомиров Л.А. Русские идеалы и К.Н. Леонтьев //Литературная учеба. 1992. № 1-2-3. С.155.

24. ГАРФ. Ф. 586. Оп. 1. Ед. хр. 101. Л. 44 об. — 45 об.

25. РГАЛИ. Ф. 345. Оп. 1. Ед. хр. 746. Л. 5-5об.

26. Там же. Л. 5.

27. Там же. Ед. хр. 747. Л. 47- 47 об.

28. Тихомиров Л.А. Русские идеалы… С. 155.

29. Он же. Тени прошлого. М., 2000. С. 660.

30. Он же. Славянофилы и западники в современных отголосках // РО. 1892. № 10. С. 919-920.

31. Он же. Новое заявление славянофилов // РО. 1894. № 4. С. 917.

32. РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 837. Л. 3 об.

33. Аксаков Н.П. Духа не угашайте! СПб., 1894. С. 2-3.

34. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 105 об. — 106.

35. РГАЛИ. Ф.345. Оп.1. Ед. хр.747. Л. 50 об.

36. Тихомиров Л.А. Русские идеалы… С.155.

37. РГАЛИ. Ф. 345. Оп. 1. Ед. хр. 747. Л. 64 об.

38. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. К.Н. Леонтьев // Литературная учеба. 1992. № 1-2-3. С.140.

39. РГАЛИ. Ф. 345. Оп. 1. Ед. хр. 748. Л. 41 об.

40. Там же. Ед. хр. 749. Л. 23-23 об.

41. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. К.Н.Леонтьев. С. 140.

42. Воспоминания Льва Тихомирова. М-Л., 1927. С. 371.

43. Там же. С. 397.

44. РГАЛИ. Ф. 290. Оп.1. Ед. хр. 51. Л. 3-4 об.

45. См.: Тихомиров Л.А. Тени прошлого. К.Н.Леонтьев. С. 149-150.

46. Он же. Русские идеалы… С. 153, 158.

47. РГАЛИ. Ф.345. Оп. 1. Ед. хр. 750. Л. 13-13 об.

48. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. К.Н. Леонтьев. С. 140.

49. Он же. Почему я перестал быть революционером. С. 68-69.

50. Он же. Демократия либеральная и социальная. М., 1896. С. 89.

51. См.: он же. Тени прошлого. К.Н.Леонтьев. С. 140, 147.

52. Он же. Славянофилы и западники… С. 917.

53. Он же. К вопросу о свободе // РО. 1893. № 12. С. 958.

54. Он же. Славянофилы и западники… С. 917.

55. Христианство и политика. С. 34-35.

56. Тихомиров Л.А. Русские идеалы… С. 156.

57. Он же. Тени прошлого. К.Н. Леонтьев. С. 140.

58. Он же. Памяти Ю.Н. Говорухи-Отрока // РО. 1896. № 9. С. 357.

59. Христианство и политика. С. 308.

60. Там же. С. 313-314.

61. Тихомиров Л.А. Русское дело и обрусение // РО. 1895. № 4. С. 930.

62. Он же. Современные направления // РО. 1897. № 2. С. 1035.

63. Он же. Молодежь и ее учителя // РО. 1895. № 12. С. 979.

64. Он же. К вопросу о терпимости // РО. 1893. № 7. С. 381.

65. Воспоминания Льва Тихомирова. С. 232.

66. Он же. Демократия либеральная и социальная. С. 101, 21, 46-47.

67. Христианство и политика. С. 262.

68. Тихомиров Л.А. Что такое либерализм? // РО. 1894. № 7. С. 365.

69. Он же. Знамение времени. Носитель идеала. М.,1895. С.13.

70. Русское слово. 1895. № 1, 1 января. С. 1-2.

71. Тихомиров Л.А. Что такое Россия? // РО. 1897. № 4. С. 894, 900.

72. Христианство и политика. С. 33.

73. Тихомиров Л.А. Экономические задачи России // РО. 1894. № 1. С. 367.

74. Христианство и политика. С. 263.

75. Там же. С. 324-325.

76. Тихомиров Л.А. К вопросу о свободе. С. 965.

77. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 104.

78. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. Нью-Йорк, 1943. С. 74. (Далее — Единоличная власть).

79. Там же. С. 99, 102-103.

80. Там же. С. 83, 104, 109.

81. Воспоминания Льва Тихомирова. С. 268-269.

82. Тихомиров Л.А. Демократия либеральная и социальная. С. 188.

83. Он же. Искания свободы // РО. 1893. № 3. С. 430, 438.

84. Он же. Конституционалисты в эпоху 1881 года. 3-е пересм. изд. М., 1895. С. 3.

85. Он же. Современные направления. С. 1035.

86. Он же. Что такое Россия? С. 891-892.

87. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 192-194.

88. Христианство и политика. С. 302, 308-309.

89. РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 837. Л. 6-6 об.

90. Тихомиров Л.А. Русские идеалы… С. 157.

91. Он же. Борьба века. 2-е изд. М., 1896. С. 30-32.

92. Там же. С. 49 -50, 52.

93. Там же. С. 28, 38, 50.

94. Там же. С.53, 38.

95. Христианство и политика. С. 297.

96. Тихомиров Л.А. Знамение времени… С. 14.

97. Единоличная власть. С. 126.

98. Там же. С. 81-83, 85-86.

99. Тихомиров Л.А. Знамение времени… С. 7.

100. Единоличная власть. С. 130.

101. Тихомиров Л.А. Из современных задач // РО. 1895. № 3. С. 445.

102. Репников А.В. Указ. соч. С. 50.

103. Единоличная власть. С. 95-96.

104. См.: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. С. 541-548.

105. Единоличная власть. С. 108.

106. Тихомиров Л.А. Из современных задач. С. 443-444.

107. Единоличная власть. С. 105-107.

108. Тихомиров Л.А. Государственность и сословность // РО. 1897. № 5. С. 436.

109. Он же. К вопросу о свободе. С. 958-959.

110. Он же. Государственность и сословность. С. 430.

111. Он же. Нужна ли нам фабрика? // РО. 1891. № 1. С. 298, 307.

112. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 68.

113. Там же. Ф. 1695. Оп. 1. Ед. хр. 19.

114. Там же. Ф. 102. Оп. Д-4, 1908. Ед. хр. 251. Л. 1об.- 2об.

115. Тихомиров Л.А. К вопросу об интеллигенции // РО. 1896. № 2. С. 993.

116. Он же. Задачи публицистики // Там же. 1897. № 3. С. 465.

117. Он же. Сословие журналистов // Там же. 1894. № 4. С. 951-952.

118. Он же. Еще об организации нашего сословия // Там же. 1894. № 12. С. 1049.

119. См.: ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 101. Л. 35-36об.

120. Тихомиров Л.А. Задачи публицистики. С. 465.

121. Единоличная власть. С. 109-110.

122. Бердяев Н.А. Царство Божие и царство Кесаря // Путь. Париж, 1925. № 1. С. 33.

123. См., напр.: Попандопуло В. Монархия и демократия // Русский временник. Париж, 1939. № 3. С.23-51.

http://www.portal-slovo.ru/history/41712.php

Портал Слово, 18.11.09
Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (25.12.2009)
Просмотров: 649 | Рейтинг: 0.0/0