Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 07.05.2024, 09:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Виктор Правдюк. Великая и забытая
В ноябре отмечается очередная годовщина окончания Первой мировой войны. В советские времена о ней в нашей стране почти не вспоминали, ее героев попросту забыли, а многие памятники уничтожили. Об этой великой и забытой войне подробно рассказывает 32-серийный документальный фильм известного петербургского тележурналиста Виктора Правдюка, который скоро выходит на экраны.

– Еще не стихли споры вокруг вашей предыдущей работы – 96-серийного фильма «Вторая мировая». Что предопределило ваш интерес к событиям Первой мировой?

– Наши современники даже представить себе не могут, в какой громадной степени мы живем сегодня в зависимости от результатов именно великой и забытой войны. Когда я осознал, что и я сам, и моя семья, и то, что пережили два моих деда и мои бабушки, является производным от того краха, который пережила Россия в 1917 году, – тогда я засел за письма и дневники, воспоминания о великой войне, которым, как подлинным свидетельствам, я доверяю гораздо больше, чем всем вместе взятым томам лживых советских историков. В войне участвовали два моих деда, как и предки многих наших современников. Я горжусь ими, они воевали достойно и самоотверженно. Правда, это касается только Русской императорской армии и флота, в которых они служили, потому что с отречением императора не стало и армии…

На фото: Маскировка позиции пулемёта, Первая мировая война



– Так сразу и не стало?

– Представьте себе, в один день и не стало!

– Приказ № 1 развалил?

– Главное в другом. Когда-то святой Григорий Палама, глава исихастов, заметил, что врачебное искусство и Бог дают совершенно разное здоровье… Представьте себя в форме солдата или офицера бывшей РИА, который вторично присягает на верность, и кому? Временному правительству? Так «временному» и присяга временная! Зачем же кровь проливали? За что? Между прочим, и доныне, а у нас все, как считал великий русский философ Иван Ильин, все «временное и нелегитимное».

– Что нужно прежде всего знать о Первой мировой войне?

– Прежде всего в принципе изменить к ней отношение. Мы доказываем в фильме, что Русская императорская армия выиграла эту войну, но не для себя, а для своих союзников, что были сотни и тысячи примеров беззаветного героизма наших солдат и офицеров, что полководческое искусство таких генералов, как М. Алексеев, Н. Юденич, П. Лечицкий, А. Каледин, А. Брусилов, и других было высочайшего уровня, что русская армия накануне 1917 года стояла в шаге от большой победы, но общество в силу ряда непростых причин к продолжению войны оказалось не готово. А сколько было блестящих примеров исполнения воинского долга! Один пример. Небольшой городок Гродненской губернии Сморгонь. Его оборона продолжалась 810 дней, там немцы проводили газовые атаки, там незабываемой славой покрыл свои знамена Гвардейский корпус, под Сморгонью сражались будущие маршалы А. Шапошников и Р. Малиновский, водил в атаку свой батальон храбрый капитан Михаил Зощенко, в артиллерии воевал Валентин Катаев. Германцы изо всех сил старались взять Сморгонь, но русский фронт стоял нерушимо – до самого марта 1918 года.

– Что было главным в вашем подходе к событиям Первой мировой?

– Если коротко: любовь. В середине XIX века Алексей Хомяков заметил, что Россию еще никто не любил по-настоящему, потому что не понимал всю духовно-мистическую суть ее государственности. Кто более других любил Россию в начале 1917 года? Политики? Милюков, Керенский, Гучков, Пуришкевич и остальные думские деятели не могли понять даже простой причины, что в период большой войны нельзя менять государственное устройство. Если быть честным, то идеально любили Родину только государь Николай Александрович и царская семья вместе с офицерами, которые сидели в окопах Первой мировой, что потом и доказали те из них, кто не успел погибнуть на фронте: граф Келлер, Михаил Дроздовский, Алексей Каледин, Петр Врангель и многие другие. Я на стороне тех, кто Россию любил и не считал, что все надо разрушить, а потом что-нибудь построить…

На фото: Русская 122 мм гаубица образца 1909 года на германском фронте ПМВ. 1915 год.


– В советские времена нас учили, что царская армия полностью разложилась…

– Армии не стало тогда, когда ушел государь. Императорская армия не может воевать без императора. В этом легко убедиться на примере Римской и Наполеоновской империй. Уже в 1916 году социалистические и другие агитаторы шептали в уши солдатам, что пока «ты сидишь в окопе, у тебя в Тамбовской губернии делят землю», что для солдата-крестьянина было ножом в сердце. Но фронт стоял прочно, пока армия была императорской.

– Как вы объясняете полный крах Российской империи?

– Не только явные внешние враги, но и так называемые «друзья» свою предательскую роль сыграли. Например, посол Великобритании в Петрограде сэр Джордж Бьюкенен получил 21 миллион рублей на организацию беспорядков и забастовок в России. Англия смертельно боялась, что, победив в войне, Россия заслуженно получит Константинополь и все Мраморное море с берегами в придачу и два острова в Средиземном море, а также важные преференции на пути к Персидскому заливу. Россия осталась в полном одиночестве, всех пугала ее предстоящая победа. Потерпеть оставалось совсем немного, но недотерпели. Иисус Христос тоже ведь перед казнью остался один. Предал его не только Иуда Искариот. Предали и все остальные, когда заснули в Гефсиманском саду даже после просьбы Спасителя: «Побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Так вот, тогда, в начале 1917 года, в Гефсиманском саду заснула вся Россия.

– Были тогда альтернативы?

– Альтернативы есть всегда. Были ли альтернативы Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину? Конечно, были! Отчего же тогда им не быть в 1917 году? Вполне возможным было для России победить в Первой мировой войне. Совершенно очевидно, что тогда в истории не нашлось бы места для Ленина, Гитлера и Сталина, не случилось бы Второй мировой войны. Нас бы в России было не меньше 600 миллионов, преуспевающих и счастливых, и весь мир был бы иным… Поэтому не спите в Гефсиманском саду! Тот давний больной предательский сон и привел к тому, что теперь мы все – на одной планете – зависим от станка, на котором непрерывно печатают бумажные доллары.

Записал Владимир Малышев

 

Киноправда Виктора Правдюка

Виктор Правдюк — питерский режиссер-кинодокументалист — известен как автор интереснейших передач-исследований, посвященных истории ХХ века. Это программы о Сергее Есенине, о Владимире Маяковском и, конечно, о человеке, с которым нам посчастливилось общаться и дружить, — замечательном ученом Льве Николаевиче Гумилеве, предстающем в работах Правдюка живым, острым, непосредственно беседующим со зрителем. Программы Правдюка выделяются четкостью, бескомпромиссностью, и главное — являют собой правдивый взгляд на историю нашей страны.  

Классичен и глубок его цикл о русских чудотворных иконах. Историчен и строго документален, пронизан болью за миллионные кровавые жертвы сериал о «красном терроре». Недавно Виктор Правдюк вместе со своей женой Галиной Ясногородской – талантливым режиссером, двумя сыновьями-операторами и еще несколькими единомышленниками снял 90-серийный фильм о Второй мировой войне. Катастрофа общечеловеческая продолжалась 82 месяца, и каждому из них посвящена отдельная часть сериала, а о 1939-м, 1941-м, Сталинграде и 1945-м рассказано в двух сериях. Собрав уникальную нашу и немецкую кинохронику, изучив и осмыслив вместе с прекрасными военными историками тысячи документов и архивных материалов, Виктор Правдюк, как принято говорить, «пошел на рекорд». Потрясает объективность и нестандартность решения гигантского фильма о войне, попытка внимательного, объективного подхода к истокам и причинам страшной вехи в истории человечества.

Что касается тайны гибели Есенина. Исследуя этот вопрос, я выяснил сразу: в «Англетере» произошла загадочная история. Теперь я знаю точно: Есенин был запытан. Его, может быть, не хотели именно убивать, но он подвергся пыткам и не выдержал их.

Савва ЯМЩИКОВ. Виктор Сергеевич, что самое главное в твоей работе? Какую ты перед собой ставишь сверхзадачу?

Виктор ПРАВДЮК. Прежде всего, спасибо за добрые слова. Я не собираюсь преувеличивать то, что сделал за свою жизнь, которая, надеюсь, еще не закончена. За годы работы я снял примерно три тысячи телепрограмм и документальных фильмов. Что их объединяет? Наверное, попытка возвратить русскому народу его подлинную историю. Два крупнейших гения ХIХ века – Федор Михайлович Достоевский и Константин Николаевич Леонтьев – предупреждали: грядущий век лишит русский народ его истории. И вместо настоящей истории, которую зароют в землю, нам предложат суррогат. А теперь вспомним, что говорил Тютчев о русской истории. Он говорил, что она – единственный защитник России на ее таинственных путях. Но если история извращена, превратилась в фальшивку, как она тогда сможет защитить нас, как ею можно гордиться и как из нее можно делать правильные выводы? Пожалуй, это главное направление моей деятельности.

Я никогда не присоединялся к хору огульных хулителей прошлого, кричащих: «На фонарь коммунистов!», хотя для меня ясна разрушительная роль для России коммунистической власти. Поэтому о Маяковском говорить мне не очень хочется…

Я уверен: любить и защищать свой народ – это не национализм, это нормальный зрелый подход каждого, кто считает себя русским. Я уверен, ХХ век был веком истребления русского человека.

С какой стороны ни посмотреть, так оно и есть… Нас, русских, стало в пять раз меньше, и мы потеряли свое государ­ство. Поэтому русская тема, на фоне нынешней беды, требует к себе бережного внимания, доброты и сердечности.

– Но поговорим о твоей деятельности. Расскажи о тех передачах, которые вызвали наибольший отклик. Как они создавались?

– Одно из первых моих телерасследований было посвящено судьбе и трагической гибели гениального русского поэта Сергея Александровича Есенина. Я сразу обратил внимание на последний год жизни Есенина. Прочтите все, что было написано этим поэтом в 1925 году. Прочтите, и вы поймете многое. Что записные советские литературоведы сообщают о личности Есенина в этом же году? Сообщают, что это спившийся, уже неполноценный, не отдающий отчета в своих словах и поступках человек. Но тогда Есенину было 30 лет. А прочитав то, что он написал за двадцать пятый год, вы поймете, что мы имеем дело с творческим взлетом. Ни один год не был таким урожайным для поэта, как 1925-й. Поэмы, лирические стихи, вещи для театра… То есть Есенин был на невероятном подъеме. Как это может сочетаться с беспробудным пьянством? Да никак не может! Есенин был настолько популярным, что если он выпил с кем-нибудь пиво – это расходилось в сотнях рассказов, тиражировалось по всей Москве. А пил, кстати, не больше, чем его приятель Борис Пастернак.

Зачем литературоведы тиражируют легенды о моральной деградации Есенина? Очевидно, потому, что они не любят Есенина. Они словно поставлены надзирать над ним уже после его смерти. При жизни на него было заведено двенадцать уголовных дел, и все они были провокационны. Вот ситуация: Есенин едет из Тбилиси в Москву, и к нему в купе входят посторонние люди, начинают его провоцировать. Есенин не сдерживается, а на вокзале его арестовывают, заводят очередное уголовное дело… При жизни его запугивали, стремились задавить. После смерти пытаются оболгать.

Что касается тайны гибели Есенина. Исследуя этот вопрос, я выяснил сразу: в «Англетере» произошла загадочная история. Теперь я знаю точно: Есенин был запытан. Его, может быть, не хотели именно убивать, но он подвергся пыткам и не выдержал их.

Мне удалось разыскать Анну Львовну, жену коменданта «Англетера», которая перед самой своей кончиной успела рассказать мне подробности ночи 27 декабря 1925 года. И, наконец-то, в «Известиях» появилась статья одного из главных архивистов при президенте РФ, который сказал, что в дни вольности 1991 года он самолично держал в руках папку с надписью: «Отчет об убийстве Сергея Александровича Есенина». Да, такая статья была напечатана в газете «Известия», но на нее, опять же, никто не обратил внимания. Это потому, что есть версия, которую затвердили и не хотят менять: Есенин пьяница и депрессивный тип. Я и мои коллеги, которые этим вопросом занимались, дошли до той стены, где можно только повторять самих себя. Ведь папка, о которой шла речь, доставшаяся ФСБ в наследство от КГБ, она все объясняет, в ней все написано. Покажите ее – и все встанет на свои места. Но нам ее не дают… Это говорит о том, какую мы историю имеем сейчас. Показывает это на одном только примере. Сколько еще открытий нам предстоит? Сколько фактов совершенно неожиданных всплывет?

– Хотелось бы услышать о твоих расследованиях причин гибели Владимира Маяковского.

– Сразу хочу сказать, гигантскую работу по исследованию жизни Маяковского проделал покойный москов­ский журналист Валентин Скорятин. Он обнаружил очень многие концы и веревочки, которые надо было только связать воедино. Он обнаружил столько эпизодов, столько документов и деталей, что с фактической стороны добавить мне нечего. Всякий желающий осмыслить судьбу Маяковского должен прочесть о нем книгу Скорятина. Скорятин любил Маяковского и переоценки его деятельности не произвел.

У меня же фигура Маяковского вызывает большие сомнения… Почитайте подписи под некрологом Маяковского, первым в числе скорбящих мы увидим фамилию заместителя Ягоды Якова Агранова, организатора нескольких убийств. Последним его подписал Эльберг, один из террористов, который похищал и убивал в Париже людей. Еще можно увидеть там многие фамилии людей, к литературе не имеющих никакого отношения.

Маяковский, по-моему, не просто запутался, но запутал всех своих близких. Он вел странную дружбу с «черными людьми». Если он мог приехать в Баку, топать по асфальту и радоваться, что здесь уже нет православного кладбища, но есть замечательная дорога, то с кем мы имеем дело? Даже если человек поверил беззаветно в коммунистический идеал, должна быть определенная этика. Некий уровень нравственности и культуры автоматически заставляет уважать прошлое, даже если оно вам не по нутру. Вот почему я никогда не присоединялся к хору огульных хулителей прошлого, кричащих: «На фонарь коммунистов!», хотя для меня ясна разрушительная роль для России коммунистической власти. Поэтому о Маяков­ском говорить мне не очень хочется…

– Хотелось бы услышать несколько слов о военном сериале.

– «Вторая мировая: день за днем» – это, как ты уже сказал, девяносто серий, позволяющих взглянуть на историю человеческой трагедии с совершенно иных позиций, чем это делалось раньше. Работая с хрониками и архивами, внимательно изучая свидетельства очевидцев с двух воевавших сторон, мы пришли к выводу, что подчас судьба того или иного сражения, операции, боевых вылетов или разведывательных действий решалась не в момент их проведения, а в совсем неприметных на первый взгляд встречах и подготовках к их проведению. Каждый момент войны, изученный нами и осмысленный в кадре, приносил подчас неожиданные открытия и неизвестные аспекты. Мы сняли уже немало серий и надеемся в не столь отдаленное время показать их зрителю.

 
Савва ЯМЩИКОВ
Фото Михаила ОГНЕВА 
http://www.spbdnevnik.ru/?show=article&id=702
Категория: Люди искусства и науки | Добавил: rys-arhipelag (21.10.2010)
Просмотров: 9479 | Рейтинг: 3.5/15