Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
Владиславу Тетерину со всей страны приходят письма от больных детей. Многим он буквально дает вторую жизнь. При этом Тетерин не врач. Он — пианист.
ВПРОЧЕМ, сейчас он уже не играет, хотя в свое время с отличием закончил Московскую консерваторию, много гастролировал, дал более тысячи концертов. Из них только в Японии — 169. Именно в Стране восходящего солнца в 1996 г. на одном из благотворительных выступлений и началась эта история.
«Я придумал, как вернуть детям-инвалидам улыбку»
ХОТЯ начать можно было бы и с другой даты. Судьба как будто проверяла его на прочность, прежде чем призвать к делу, ради которого музыкант однажды навсегда закроет рояль. 19 лет назад в семье пианиста родился мальчик — второй, долгожданный, но больной ребенок. Врачи упорно советовали Елене и Владиславу отказаться от сына. «Нам говорили, что мы на всю жизнь становимся пациентами, — вспоминает Тетерин. — Но для нас оставить его было немыслимо». Родители и сестра окружили Колю любовью, и только в 14 лет он осознал, что выглядит не так, как остальные, что он — инвалид. От рождения сына до судьбоносного концерта в Японии прошло девять лет. В тот день Тетерин должен был играть в приюте для детей-инвалидов. Он вспоминает, как поразил его своим богатством этот лечебный комплекс, расположенный в горах: два бассейна с позолоченными ручками лестниц, пруды с цветными карпами, 800 педагогов и… 800 детей с глубоко несчастными глазами. «И эти глаза настолько меня потрясли, — говорит Владислав, — что я не смог даже ответить на благодарственные слова директора — разрыдался. Это были взгляды людей, которым ничего не светит в жизни, — с моим сыном не сравнить! Теперь я уже знаю, что в любой стране мира, даже самой цивилизованной — а мне пришлось изучить опыт Норвегии, Швеции, Швейцарии, Японии, США, — к детям-инвалидам относятся безразлично. Да, там у них есть бассейны с золотыми ручками, но что толку?»
После концерта выступали сами дети. Под очень плохой аккомпанемент они пели для гостя из России заунывную японскую народную песню. «Они ненавидели и эту песню, и меня. И тут я придумал то, что перевернуло мою жизнь. Я сказал: давайте попробуем сделать это не только для детей, но вместе с ними. Мы достали сборник популярных японских песен, и они дали настоящий концерт! Тогда я и представить не мог, во что выльется эта идея».
Вернувшись в Россию, Тетерин начал по всей стране и за рубежом искать талантливых больных детей. Он решил, что, учась музыке, они могут и должны несколько раз в год выступать на одной сцене вместе с великими музыкантами. Так появился благотворительный фонд «Мир искусства».
С тех самых пор каждый вечер Владислав Тетерин включает видеомагнитофон и просматривает кассеты, которые ему присылают со всей страны. На этих записях больные дети поют, играют на музыкальных инструментах. Он никому не доверяет эту работу: «Посмотришь на ночь, а потом не можешь уснуть без снотворного. Во всех странах, не только в России — абсолютно везде, эти малыши никому не нужны, кроме своих родителей. Почему на музыкальном олимпе только трое инвалидов: слепой тенор Андреа Бочелли, великий бас-баритон Томас Квастхофф, которого из-за физических дефектов в детстве пытались сдать в психушку, и безногий скрипач Ицхак Перлман? Потому что очень редко бывает так, что талантливого, но больного человека кто-то заметит и ему поможет».
Олегу Аккуратову повезло. В 1997 году кто-то из его учителей прислал Тетерину кассету, на которой больной мальчик безошибочно повторял на пианино услышанную мелодию. Абсолютный слух, гениальная память и тотальная слепота! С этого момента жизнь Олега изменилась. Из интерната для инвалидов, находящегося в 30 км от Армавира, он переехал в город, начал учиться в специализированной школе для слепых, заниматься музыкой и вскоре приехал в Москву на мастер-класс. С ним было нелегко. «Уймите вашего ребенка!» — по ночам Тетерина срочно вызывала администрация гостиницы, в которой поселили Олега. Погруженный в темноту, он бродил по лестничным пролетам и выл по несколько часов кряду, словно волк. Но уже вскоре мальчик выступал в Большом зале Московской консерватории вместе с Монтсеррат Кабалье. В 2002 году он пел перед Папой Римским, еще через год победил на международном и всероссийском конкурсах пианистов. Произошли и другие чудеса — объявились некогда потерянные родственники, душевная болезнь отступила, и Олег больше не кричит по ночам от одиночества.
Настя Виноградова в свои 18 лет — основной кормилец в семье. В детстве ее растила одна мама, теперь она больна, и Настя взяла на себя все ее заботы. Когда-то, маленькой девочкой, она мечтала стать балериной, но в 10 лет пуанты ей заменила инвалидная коляска. Почему возникло такое редкое заболевание, при котором постепенно атрофируются мышцы, врачи Насте так и не объяснили. Но знакомство с Тетериным помогло понять, что важнее физической сила духа.
Концерт для президента
УЧЕБА — то, что большинству детей с проблемами развития совершенно недоступно. Очень часто внешнее отклонение от нормы педагоги приравнивают к умственному и просто отказывают в приеме в вуз или даже школу. Олег Ройкин из Иркутска всю жизнь жил в интернате для необучаемых детей. А Владислав Тетерин называет его гениальным. После того как в Москве Олег выступил перед президентом Путиным, мальчика перевели в интернат для талантливых детей. У Юли Пак — сколиоз второй степени, который нельзя оперировать из-за врожденного порока сердца. Но, когда девушка берет верхние ноты, микрофоны дают сбой. Сейчас Юля учится в Москве в эстрадно-джазовом училище, куда поступила, выдержав жесткий конкурс. Конечно, не все подопечные фонда становятся профессиональными музыкантами — кто-то начинает изучать иностранные языки, кто-то, как Тимофей Каракулов из Томской области, учится на юриста, а другие просто выходят на улицу — и это для них самый большой подвиг.
В 2002 году после концерта в Риме, на котором присутствовал Папа Римский Иоанн Павел II, Владислав Тетерин от огромного напряжения и волнения на 18 часов потерял сознание. Его лечил личный доктор Папы. «Я за вами наблюдаю уже не первые сутки, — сказал врач. — Только в учебниках я читал, что абсолютно здоровый человек может внезапно умереть из-за чувства ответственности. Нельзя ли относиться к этому проще?»
Проще не получается. Самым сложным для бывшего пианиста долгое время был вопрос: «А что дальше?» Смолкли аплодисменты, закрылся занавес, и дети вернулись из столицы в свои интернаты. Ответить на этот вопрос пришлось своей карьерой. Вот уже лет шесть бывший пианист Тетерин вообще не подходит к роялю: «Теперь я могу сказать, что жизнь моя состоялась, ничем другим я не хочу и не буду заниматься. Зато дети точно знают адрес, где им обязательно помогут».
Полина МОЛОТКОВА ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СЧАСТЬЯ?
Владислав Тетерин не только одаренный музыкант, но и человек с щедрой душой и большим добрым сердцем. Настолько большим, что однажды он отказался от уже состоявшейся карьеры знаменитого пианиста и посвятил себя детям. Не простым детям, а тем, кого судьба не наделила здоровьем. Но, отняв одно, она преподносит им что-то иное… КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
…Дети-инвалиды пели для меня под скверный аккомпанемент долгую заунывную японскую песню. Я был тронут, но видел, что они меня ненавидят. За то, что из-за меня их полгода мурыжили… Нужно было что-то сделать. Но что? Тут я вспомнил, что в каждом японском доме есть сборники народных песен, и все дети их знают. Попросил принести такой сборник и сел за стоявший на сцене рояль. И произошло чудо. Мы с детьми закатили такой концерт, что зрители сидели с раскрытыми ртами. В тот день моя жизнь круто изменилась... Он был богат, знаменит, востребован. Что еще нужно человеку для счастья? Кому – что. А великолепному пианисту еще хотелось видеть счастливыми других. Это была японская школа для детей-инвалидов. В России, к сожалению, таких школ я не видел. Богатейший детский комплекс – с тренажерными залами, бассейном с позолоченными ручками, зимним садом. На 800 детей – 800 педагогов. Меня попросили выступить в нем, но я никак не представлял, что меня здесь ждет. Зрителей в зал буквально вносили: кого на колясках, кого на кроватях. Я вышел на сцену, и от увиденного на глаза навернулись слезы. Пришлось взять себя в руки. Мое ощущение: я играл так, как никогда в своей жизни не играл. И лишь сойдя со сцены, он разрыдался…Концерт в японской школе для больных детей заставил Тетерина задуматься о судьбе детей-инвалидов. Он стал интересоваться, как живется детям, обреченным всю жизнь провести в коляске или ходить, постукивая перед собой палочкой. Я бывал в разных странах, в том числе и в таких благополучных, как Швеция, Швейцария, Норвегия, Англия. Там детям-инвалидам созданы замечательные условия. Они спят на хороших кроватях, отлично питаются, у них хорошие пенсии. Такие, что один член семьи может всю жизнь не работать, а заниматься только своим больным ребенком. Но итог жизни ребенка-инвалида везде печально одинаков. Даже если его не бросят (в России бросают чаще всего: отец ломается, а одна мать не в силах вынести все испытания), ребенок остается один. И вот я подумал: в мире 70-80 великих музыкантов. Инвалидов из них трое. Статистически должно быть больше, потому что инвалидов по отношению к здоровым людям 10-15%. Стало быть, великих музыкантов-инвалидов должно быть не трое, а восемь-десять. Что случилось с теми семерыми, возможно, гениями, которых мы не знаем? А случилось страшное – им никто не помог. Если больной ребенок талантлив – для него это трагедия. Знаю, талантливому человеку нельзя быть нереализованным, иначе талант разорвет его на части. Тогда я подумал, что надо найти музыкально одаренных ребят и попробовать вырастить из них профессиональных музыкантов. В том, что такие таланты среди детей-инвалидов есть, я уже не сомневался. За мыслью последовало дело. Действительно, детей с музыкальным слухом и желанием заниматься музыкой было немало. Перед Тетериным, далеким от педагогики, встала непростая задача воспитания и обучения музыкальной грамоте, игре на фортепьяно, вокалу маленьких учеников, от рождения страдающих неизлечимыми болезнями. Он принял, наверное, единственно правильное решение: положиться на собственный опыт и интуицию, а еще – показывать им пример, как нужно работать, с какой самоотдачей. Сам я в детстве занимался музыкой по восемь-десять часов ежедневно. Привык тщательно работать за фортепьяно, так же тщательно буду выполнять любую работу, и если вдруг придется работать дворником, мой двор будет самым чистым в городе. Конечно, десятичасовой рабочий день многим моим подопечным был не под силу. Но и жалость, сострадание к ним, переполнявшие меня, были не лучшими помощниками. Я должен был научить их главному – работать, быть профессионалами в своем деле, ставить перед собой цель и идти к ней. И поэтому должен быть к ним строг, не допускать снисходительности. Дети очень чувствуют ее, и она их обижает. Я им не рыбку даю, заставляю удить самим. Задумывался и о том, что ждет моих учеников в будущем. Понял: если талант их получит признание, они не пропадут. Их музыка придет к слушателям через компакт-диски. С того памятного концерта в японской школе для детей-инвалидов прошло десять лет. За это время Владиславу Тетерину удалось не только сделать из нескольких детей-инвалидов музыкантов, но и создать фонд «Мир искусства», филиалы которого есть по всей стране. И во всех работают его дети. А слава у них уже мировая. Во время визита В. Путина в Великобританию мы дали большой концерт в замке Ротшильда. Папа Римский прикоснулся к каждому ребенку. (Там было такое напряжение, что Тетерин на несколько часов потерял сознание! – ред.) Мы проехали с концертами почти всю Россию. Были в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке. И везде люди знали – халтуры не будет. Были у нас десятидневные гастроли в российских городах. Выступали в Туле, Смоленске, Вологде, Чите, Красном, Новосибирске, закончили гастроли в Санкт-Петербурге. На Дворцовой площади, вмещающей 70 тысяч человек, дали восемь концертов. А после этого арендовали теплоход. На нем были только великие артисты Гранд Опера и наши дети на колясках. И в каждом городе, мимо которого проплывали, наши афиши. А на корабле репетировали, давали домашние концерты. Одно дело сцена и другое – вот здесь, почти дома. Это были потрясающие концерты! Дети музыкой выворачивали души всем пассажирам корабля. Владислав Тетерин сделал невероятное – он помог тяжелобольным детям, многих из которых бросили родители, найти себя в жизни, сурово обошедшейся с ними с самого рождения. Вот один из моих учеников. Олег Аккуратов. Он жил в музыкальном интернате под Армавиром. Когда я познакомился с ним, ему не было семи лет. Слепой и отстающий в развитии мальчик, брошенный родителями (сейчас они вернулись к нему), Олег стал заниматься с лучшими педагогами. И что теперь? Он победил в Германии как классический пианист. В прошлом году выиграл конкурс в России как джазовый пианист. Выступал с концертами в Санкт-Петербурге, Москве. В Лондоне с великим музыкантом Д. Дорелли. Где это видано? Мировая премьера для мировой звезды с четырнадцатилетним слепым мальчиком! Сейчас планируем вместе с Элтоном Джоном записать компакт-диск. Это огромный труд. Если он не пугает родителей, можно добиться феноменальных результатов. Лена Гагарина, тяжелая колясочница. Я взял ее в поездку в Великобританию. А ведь до десяти лет она ни разу не выезжала даже в свой двор. Боялась людей, стеснялась. А что сейчас выделывает! Правда, перед поездкой в Великобританию сильно волновалась. Я ей говорю: «Ты же так хорошо пела на корабле». Она отвечает: «А я еще лучше могу». – «Ну, ты наглая!», - не выдержал я. Мы уже боремся со звездной болезнью у людей, которые еще вчера никому не нужны были. Даже собственным родителям! А как только человек понимает, что он может все – он окрыляется. Залогом востребованности моих воспитанников являются способности, трудолюбие, усердие плюс сознание, что ничего другого не дано. У Тетерина большие планы. Он чувствует поддержку умных, благородных людей со всего света. В первую очередь, со стороны своих коллег по искусству. С его воспитанниками охотно выступают Спиваков, Темирканов, Монтсерат Кабалье, Хворостовский. Можно только представить, что это такое – выйти на сцену вместе с такими выдающимися исполнителями. Владислава Тетерина поддержал и Майкл Нобель. Сейчас в планах Тетерина благотворительный концерт по ТВ. Суть его в том, что поочередно включается новый город, в котором поют таланты, а на экране указывается личный банковский счет каждого ребенка. Люди могут пожертвовать любому ребенку любую сумму.. Если мне удастся уговорить Добродеева – получится грандиозно. Это будет прямой телемарафон, все поймут, что дети-инвалиды способны творить чудеса. Сделаны десятиминутные фильмы о каждом нашем ребенке. Если миллион наших сердобольных граждан пришлют по десять рублей, это будет заработок детей. Тетерин из тех, кто творит добро не словами, а тяжелым, напряженным делом. Увы, таких у нас еще очень мало. В отличие от чинуш и политиков, разглагольствующих о том, как тяжело живется сиротам и больным детям в России. Ну, а что самому-то Тетерину от его благородства? Может быть, я самый счастливый человек. Я могу то, что не под силу ни родителям, ни педагогам. Много-много детей, чьи таланты запрятаны глубоко, скрываются за тяжелой болезнью. Эти таланты надо найти, развить. Когда мне это удается, я чувствую себя счастливым человеком. Ведь инвалидам в России все двери закрыты – в прямом и переносном смысле. Если кто-то из них получает высшее образование – ему надо ставить памятник. И даже одна раскрывшаяся с моей помощью душа многого стоит! …Ребенок должен быть счастлив, а этот слепой мальчик в гостинице раскачивался целыми днями, как маятник, и… выл. Гостиничный персонал разбегался от него. Постояльцев из соседних номеров переводили на другой этаж. Мальчик выл, когда его одевали в белую рубашку, везли в автобусе, вели по коридорам, помогали взойти на сцену, и там… Мальчик садился за рояль, и вдруг звучала божественная музыка, а на лице его появлялось настоящее счастье… Он творил… На приеме президента США Джорджа Буша стоит очередь из желающих сказать пару слов, а президент уже пятнадцать минут слушает пианиста Тетерина, который предлагает ему собрать со всех штатов талантливых больных детей и спеть с ними. Президенту эта идея нравится даже больше, чем выступить перед морскими пехотинцами на военной базе. * На Соборной площади Кремля с оркестром и хором, с колоколами Ивана Великого Монсерат Кабалье и больные дети поют, а перед сценой руководители города впервые чуть не плачут, а не просто отсиживают концерт классической музыки как протокольное мероприятие.
* Концерты, организованные Тетериным, поддерживают Патриарх всея Руси и Папа Римский. Вместе! Отыграв концерт, дети знают, что будет и другой концерт, и третий, и в Ватикане, и у английской королевы, и с Доминго, и с Бартоли. Наконец-то эти дети знают, что их не бросят. Они счастливы – гении внимательны, а государи добры и искренни.
Дарья Шейдина, Фонд В. ТЕТЕРИНА. См. также:
Благотворительный фонд"Мир искусства"учит детей-инвалидов музыке. Так, слепой мальчик из Армавира Олег Аккуратов получил возможность учиться в Королевской академии музыки в Лондоне. | |
| |
Просмотров: 6414 | |