Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 03.05.2024, 10:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Ф.М. Достоевский. ИЗ БЕСЕД И ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ
 д) Нечто об иноке русском и о возможном значение его.
     Отцы  и  учители,  что  есть  инок?  В  просвещенном  мире  слово   сие
произносится в наши дни у иных уже с насмешкой, а у некоторых и как бранное.
И чем дальше, тем больше. Правда, ох правда, много и в монашестве тунеядцев,
плотоугодников, сластолюбцев и наглых бродяг. На сие указывают  образованные
светские люди: "Вы, дескать, лентяи и  бесполезные  члены  общества,  живете
чужим трудом, бесстыдные нищие". А  между  тем,  сколь  много  в  монашестве
смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих
меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если
скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной, молитвы выйдет  может  быть
еще раз спасение земли русской! Ибо воистину приготовлены в тишине "на  день
и час, и  месяц  и  год".  Образ  Христов  хранят  пока  в  уединении  своем
благолепно и неискаженно, в чистоте  правды  божией,  от  древнейших  отцов,
апостолов и мучеников, некогда надо будет, явят  его  поколебавшейся  правде
мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет.
     Так мыслю об иноке и неужели  ложно,  неужели  надменно?  Посмотрите  у
мирских и во всем превозносящемся над народом божиим мире, не исказился ли в
нем лик божий и правда его? У них наука, а в науке лишь то,  что  подвержено
чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута
вовсе, изгнана с некиим торжеством,  даже  с  ненавистью.  Провозгласил  мир
свободу, в последнее время особенно, и что же видим в  этой  свободе  ихней:
одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит:  "Имеешь  потребности,  а
потому насыщай их,  ибо  имеешь  права  такие  же,  как  и  у  знатнейших  и
богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай", - вот  нынешнее
учение мира. В этом и видят свободу. И что  же  выходит  из  сего  права  на
приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а  у
бедных  -  зависть  и  убийство,  ибо  права-то  дали,  а  средств  насытить
потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее, тем более  единится,
слагается в братское общение, тем  что  сокращает  расстояния,  передает  по
воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу,  как
приумножение и скорое утоление  потребностей,  искажают  природу  свою,  ибо
зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших
выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для  плотоугодия  и  чванства.
Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается уже  такою
необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью  и  человеколюбием,
чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не  могут  утолить
ее. У тех, которые не богаты, то же  самое  видим,  а  у  бедных  неутоление
потребностей, зависть пока заглушаются  пьянством.  Но  вскоре  вместо  вина
упьются и кровью, к тому их  ведут.  Спрашиваю  я  вас:  Свободен  ли  такой
человек? Я знал одного "борца за идею", который сам  рассказывал  мне,  что,
когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был  измучен  лишением  сим,
что чуть не пошел и не предал свою "идею", чтобы только дали ему  табаку.  А
ведь этакой говорит: "за человечество бороться иду". Ну куда такой пойдет  и
на что он способен? На скорый поступок разве, а  долго  не  вытерпит.  И  не
дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо  служения  братолюбию  и
человеческому единению впали напротив в отъединение и уединение, как говорил
мне в юности моей таинственный гость и учитель мой.  А  потому  в  мире  все
более  и  более  угасает  мысль  о  служении  человечеству,  о  братстве   и
целостности людей и воистину встречается мысль сия даже уже с насмешкой, ибо
как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь  привык
утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? В уединении
он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили  больше,
а радости стало меньше.
     Другое дело путь иноческий. Над послушанием,  постом  и  молитвой  даже
смеются, а между тем лишь в них заключается путь к настоящей,  истинной  уже
свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую
волю мою смиряю и бичую послушанием,  и  достигаю  тем,  с  помощию  божьей,
свободы духа, а с нею и веселья духовного! Кто же из них способнее  вознести
великую  мысль  и  пойти  ей  служить,  -  уединенный  ли  богач   или   сей
освобожденный от тиранства вещей и привычек?  Инока  корят  его  уединением:
"Уединился ты, чтобы себя спасти в монастырских стенах, а братское  служение
человечеству забыл". Но посмотрим еще, кто более  братолюбию  поусердствует?
Ибо уединение не у нас, а у них, но не видят  сего.  А  от  нас  и  издревле
деятели народные выходили, отчего же не  может  их  быть  и  теперь?  Те  же
смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут  и  пойдут  на  великое
дело. От народа спасение Руси. Русский же монастырь искони  был  с  народом.
Если же народ в уединении, то и мы в уединении.  Народ  верит  по-нашему,  а
неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь  он  искренен
сердцем и умом гениален. Это помните. Народ встретит атеиста и поборет  его,
и станет единая православная Русь. Берегите же  народ  и  оберегайте  сердце
его. В тишине воспитайте его.  Вот  ваш  иноческий  подвиг,  ибо  сей  народ
богоносец.
     е) Нечто о господах и слугах и о том, возможно  ли  господам  и  слугам
стать взаимно по духу братьями.
     Боже, кто говорит, и в народе грех. А пламень растления умножается даже
видимо, ежечасно, сверху идет. Наступает и в  народе  уединение:  начинаются
кулаки и мироеды; уже купец все больше и больше желает  почестей,  стремится
показать себя образованным, образования не имея ни мало, а для  сего  гнусно
пренебрегает древним обычаем и стыдится даже веры отцов. Ездит ко князьям, а
всего-то сам мужик порченый. Народ загноился от  пьянства  и  не  может  уже
отстать от него. А сколько жестокости к семье, к  жене,  к  детям  даже;  от
пьянства все. Видал я на фабриках девятилетних даже  детей:  хилых,  чахлых,
согбенных и уже развратных. Душная палата, стучащая машина, весь божий  день
работы, развратные слова и вино, вино, а то ли надо душе такого  малого  еще
дитяти? Ему надо солнце, детские игры и всюду светлый пример  и  хоть  каплю
любви к нему. Да не будет же сего,  иноки,  да  не  будет  истязания  детей,
восстаньте и проповедайте сие скорее, скорее. Но спасет бог Россию, ибо хоть
и развратен простолюдин и не может уже отказать себе во смрадном  грехе,  но
все же знает, что проклят богом его смрадный грех, и что поступает он  худо,
греша. Так что неустанно еще верует  народ  наш  в  правду,  бога  признает,
умилительно плачет. Не то у  высших.  Те  во  след  науке  хотят  устроиться
справедливо одним  умом  своим,  но  уже  без  Христа,  как  прежде,  и  уже
провозгласили, что нет преступления, нет  уже  греха.  Да  оно  и  правильно
по-ихнему: ибо если нет у тебя бога,  то  какое  же  тогда  преступление?  В
Европе восстает народ на богатых уже силой, и  народные  вожаки  повсеместно
ведут его к крови и учат, что прав  гнев  его.  Но  "проклят  гнев  их,  ибо
жесток". А Россию спасет господь,  как  спасал  уже  много  раз.  Из  народа
спасение выйдет, из веры и смирения  его.  Отцы  и  учители,  берегите  веру
народа, и не мечта сие: поражало меня всю жизнь в великом народе  нашем  его
достоинство благолепное и истинное, сам видел, сам  свидетельствовать  могу,
видел и удивлялся, видел, несмотря даже на смрад грехов и нищий  вид  народа
нашего. Не раболепен он, и это после рабства двух веков.  Свободен  видом  и
обращением, но безо всякой обиды.  И  не  мстителен,  и  не  завистлив.  "Ты
знатен, ты богат, ты умен и талантлив, - и пусть, благослови тебя  бог.  Чту
тебя, но знаю, что и я человек. Тем, что без  зависти  чту  тебя,  тем-то  и
достоинство мое являю пред тобой человеческое". Воистину,  если  не  говорят
сего (ибо не умеют еще сказать сего),  то  так  поступают,  сам  видел,  сам
испытывал, и верите ли: чем беднее и ниже человек наш русский, тем и более в
нем сей благолепной правды заметно, ибо богатые из них кулаки и  мироеды  во
множестве уже развращены, и много, много  тут  от  нерадения  и  несмотрения
нашего вышло! Но спасет бог людей своих, ибо велика Россия смирением  своим.
Мечтаю видеть и как бы уже вижу ясно наше грядущее: ибо будет так, что  даже
самый развращенный богач наш кончит тем, что устыдится богатства своего пред
бедным, а бедный, видя смирение сие, поймет  и  уступит  ему  с  радостью  и
лаской ответит на благолепный стыд его. Верьте,  что  кончится  сим:  на  то
идет. Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут  лишь
у нас. Были бы братья, будет  и  братство,  а  раньше  братства  никогда  не
разделятся. Образ Христов храним, и воссияет  как  драгоценный  алмаз  всему
миру... Буди, буди!
     Отцы и учители, произошло раз со мною  умилительное  дело.  Странствуя,
встретил я однажды, в губернском городе К., бывшего моего денщика  Афанасия,
а с тех пор, как я расстался с ним, прошло уже тогда  восемь  лет.  Нечаянно
увидел меня на базаре, узнал, подбежал ко мне, и  боже,  сколь  обрадовался.
так и кинулся ко мне: "Батюшка, барин, выли это? Да неужто вас вижу?"  Повел
меня к себе. Был уже он  в  отставке,  женился,  двух  детей  младенцев  уже
прижил. Проживал с супругой своею мелким торгом на рынке с лотка. Комнатка у
него бедная, но чистенькая, радостная. Усадил  меня,  самовар  поставил,  за
женой послал, точно я праздник какой ему сделал, у него  появившись.  Подвел
ко мне деток: "благословите, батюшка". "Мне ли благословлять,  отвечаю  ему,
инок я простой и смиренный, бога о них помолю, а о тебе, Афанасий  Павлович,
и всегда, на всяк день, с того самого дня, бога молю, ибо  с  тебя,  говорю,
все и вышло". И объяснил ему я это, как умел. Так что же человек: смотрит на
меня и все не может представить, что я, прежний барин его, офицер, пред  ним
теперь в таком виде и в такой одежде: заплакал даже. "Чего  же  ты  плачешь,
говорю ему, незабвенный ты человек, лучше повеселись за меня  душой,  милый,
ибо радостен и светел путь мой". Многого не говорил, а все охал и  качал  на
меня головой умиленно. "Где же ваше, спрашивает, богатство?" Отвечаю ему: "В
монастырь отдал, а живем мы в общежитии". После чаю стал я прощаться с ними,
и вдруг вынес он мне полтину, жертву на монастырь, а другую полтину, смотрю,
сует  мне  в   руку,   торопится:   "это   уж   вам,   говорит,   странному,
путешествующему, пригодится вам  может,  батюшка".  Принял  я  его  полтину,
поклонился ему и супруге его и ушел обрадованный, и думаю дорогой:  "вот  мы
теперь оба, и он у себя, и я  идущий,  охаем,  должно  быть,  да  усмехаемся
радостно, в веселии сердца нашего, покивая  головой  и  вспоминая,  как  бог
привел встретиться". И больше я уж с тех пор никогда не видал его. Был я ему
господин, а он мне слуга, а теперь, как облобызались мы с ним  любовно  и  в
духовном умилении, меж нами великое человеческое единение произошло. Думал я
о сем много, а теперь мыслю так: неужели так недоступно уму, что сие великое
и простодушное единение могло бы в свой срок  и  повсеместно  произойти  меж
наших русских людей? Верую, что произойдет, и сроки близки.
     А про слуг прибавлю следующее:  сердился  я  прежде,  юношею,  на  слуг
много: "кухарка горячо подала, денщик платье не вычистил". Но  озарила  меня
тогда вдруг мысль моего милого брата, которую слышал от него в детстве моем:
"стою ли я того и весь-то, чтобы мне другой служил, а чтоб я,  за  нищету  и
темноту его, им помыкал?" И подивился я тогда же, сколь самые простые мысли,
воочию ясные, поздно появляются в уме нашем. Без слуг невозможно в миру,  но
так сделай, чтобы был у тебя твой слуга свободнее духом, чем если бы был  не
слугой. И почему я не могу быть слугою слуге моему и так, чтоб он даже видел
это, и уж безо всякой гордости с моей стороны, а с его, неверия?  Почему  не
быть слуге моему как бы мне родным, так что приму его наконец в семью свою и
возрадуюсь сему? Даже и теперь еще это так исполнимо, но послужит основанием
к будущему уже великолепному единению людей, когда не слуг будет искать себе
человек и не в слуг пожелает обращать  себе  подобных  людей,  как  ныне,  а
напротив изо всех сил пожелает стать сам всем слугой по евангелию. И неужели
сие мечта, чтобы под конец человек находил  свои  радости  лишь  в  подвигах
просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, - в объядении,
блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом  превышении  одного  над  другим?
Твердо верую, что нет, и что время близко. Смеются и  спрашивают:  когда  же
сие время наступит и похоже ли на то, что наступит? Я же мыслю,  что  мы  со
Христом это великое дело решим. И сколько же было идей на земле,  в  истории
человеческой, которые даже за десять лет  немыслимы  были  и  которые  вдруг
появлялись, когда приходил для них таинственный срок их,  и  проносились  по
всей земле? Так и у нас будет, и воссияет миру народ наш и скажут все  люди:
"камень,  который  отвергли  зиждущие,  стал  главою  угла".  А  насмешников
вопросить бы самих: если у нас мечта, то когда же вы-то  воздвигнете  здание
свое и устроитесь справедливо  лишь  умом  своим,  без  Христа?  Если  же  и
утверждают сами, что они-то, напротив, и идут к единению, то воистину веруют
в сие лишь самые из них простодушные, так  что  удивиться  даже  можно  сему
простодушию. Воистину у них мечтательной фантазии более, чем у  нас.  Мыслят
устроиться справедливо, но, отвергнув Христа, кончат  тем,  что  зальют  мир
кровью, ибо кровь зовет кровь а извлекший меч погибнет мечом. И если  бы  не
обетование Христово, то так и истребили бы друг друга даже до последних двух
человек на земле. Да и сии два последние  не  сумели  бы  в  гордости  своей
удержать друг друга, так что последний истребил бы предпоследнего, а потом и
себя самого. И сбылось бы, если бы не обетование Христово, что ради  кротких
и смиренных сократится дело сие. Стал я тогда,  еще  в  офицерском  мундире,
после поединка моего, говорить про слуг в обществе, и все-то, помню, на меня
дивились: "что  же  нам,  говорят,  посадить  слугу  на  диван  да  ему  чай
подносить?" А я тогда им в ответ: "почему  же  и  не  так,  хотя  бы  только
иногда". Все тогда засмеялись. Вопрос их был  легкомысленный,  а  ответ  мой
неясный, но мыслю, что была в нем и некая правда.
     ж) О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным.
     Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей,  если  искренна,
мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал,  и
которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание.  Запомни
еще: на каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя! "Господи, помилуй
всех днесь пред тобою представших". Ибо в  каждый  час  и  каждое  мгновение
тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле  и  души  их  становятся  пред
господом, - и сколь многие из них расстались с  землею  отъединенно,  никому
неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о
них вовсе: жили ль они или нет. И вот, может  быть  с  другого  конца  земли
вознесется ко господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты и не знал его
вовсе, а он  тебя.  Сколь  умилительно  душе  его,  ставшей  в  страхе  пред
господом, почувствовать в тот  миг,  что  есть  и  за  него  молельщик,  что
осталось на земле человеческое существо и его любящее. Да и  бог  милостивее
воззрит на обоих вас, ибо если уже ты столь  пожалел  его,  то  кольми  паче
пожалеет он, бесконечно более милосердый и любовный чем ты.  И  простит  его
тебя ради.
     Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие
уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле.  Любите  все  создание
божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч  божий  любите.
Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь  любить  всякую
вещь и тайну божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды  и  уже  неустанно
начнешь ее познавать все далее и более, на всяк  день.  И  полюбишь  наконец
весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им бог дал начало
мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте
у них радости, не  противьтесь  мысли  божией.  Человек,  не  возносись  над
животными: они  безгрешны,  а  ты  со  своим  величием  гноишь  землю  своим
появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя,  -  увы,  почти
всяк из нас! - Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко ангелы,  и
живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и  как  некое  указание
нам. Горе оскорбившему младенца. А меня отец Анфим  учил  деток  любить:  он
милый и молчащий в странствиях наших, на подаянные грошики  им  пряничков  и
леденцу бывало купит и раздаст; проходить не мог мимо деток  без  сотрясения
душевного: таков человек.
     Пред иною мыслью станешь в недоумении,  особенно  видя  грех  людей,  и
спросишь себя: "взять  ли  силой,  али  смиренною  любовью?"  Всегда  решай:
"возьму смиренною любовью". Решишься так раз навсегда, и весь  мир  покорить
возможешь. Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая,  подобной
которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и
смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен. Вот ты прошел  мимо  малого
ребенка, прошел злобный со скверным словом,  с  гневливою  душой;  ты  и  не
приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой,  неприглядный  и
нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего,  а
может быть ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастет оно пожалуй,  а
все  потому,  что  ты  не  уберегся   пред   дитятей,   потому   что   любви
осмотрительной, деятельной не воспитал в себе. Братья,  любовь  учительница,
но  нужно  уметь  ее  приобрести,  ибо  она  трудно  приобретается,   дорого
покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо  не  на  мгновение  лишь
случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить  может,
и злодей полюбит. Юноша брат мой у птичек прощения  просил:  оно  как  бы  и
бессмысленно, а ведь правда, ибо все как океан, все течет и соприкасается, в
одном месте тронешь, в другом конце мира отдается. Пусть  безумие  у  птичек
прощения просить, но ведь и птичкам  было  бы  легче  и  ребенку  и  всякому
животному около тебя, если бы ты сам был благолепнее, чем  ты  есть  теперь,
хоть на одну каплю да было бы. Все, как океан, говорю вам. Тогда  и  птичкам
стал бы молиться, всецелою любовию мучимый,  как  бы  в  восторге  каком,  и
молить, чтобы и они грех твой отпустили тебе. Восторгом же сим  дорожи,  как
бы ни казался он людям бессмысленным.
     Други мои, просите у бога веселья. Будьте веселы как дети.  как  птички
небесные. И да не смущает вас грех людей в вашем делании,  не  бойтесь,  что
затрет он дело ваше и не даст ему совершиться,  не  говорите:  "силен  грех,
сильно нечестие, сильна среда скверная, а мы одиноки и бессильны, затрет нас
скверная среда и не даст совершиться благому деланию".  Бегите,  дети,  сего
уныния! Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же  ответчиком  за
весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь
себя за все и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так
и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и за вся виноват. А  скидывая
свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской
приобщишься и на бога возропщешь.  О  гордости  же  сатанинской  мыслю  так:
трудно нам на земле ее и постичь, а потому сколь легко  впасть  в  ошибку  и
приобщиться ей, да еще полагая, что нечто великое и прекрасное делаем. Да  и
многое из самых сильных чувств и движений природы нашей мы пока на земле  не
можем постичь, не соблазняйся и сим и не думай, что  сие  в  чем-либо  может
тебе служить оправданием, ибо спросит с тебя судия вечный  то,  что  ты  мог
постичь, а не то, чего не мог, сам убедишься в том,  ибо  тогда  все  узришь
правильно и спорить уже не станешь. На земле же воистину мы как бы блуждаем,
и не было бы драгоценного Христова образа пред нами,  то  погибли  бы  мы  и
заблудились совсем, как род человеческий пред потопом. Многое  на  земле  от
нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное  сокровенное  ощущение  живой
связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и
чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности
вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей
земле и взрастил сад свой, и взошло все, что  могло  взойти,  но  взращенное
живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным  мирам  иным,
если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное
в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. Мыслю так.
     з) Можно ли быть судиею себе подобных? О вере до конца.
     Помни особенно, что не можешь ничьим судиею быти. Ибо не может быть  на
земле судья преступника, прежде чем сам сей судья не познает, что и он такой
же точно преступник, как и стоящий пред ним, и что  он-то  за  преступление,
стоящего пред ним, может прежде всех и виноват. Когда же постигнет  сие,  то
возможет стать и судиею. Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы  я
сам праведен, может и преступника, стоящего предо мною,  не  было  бы.  Если
возьможешь принять на себя  преступление  стоящего  пред  тобою  и  судимого
сердцем твоим преступника, то немедленно приими и пострадай за него сам, его
же без укора отпусти. И даже если б и самый закон поставил тебя его  судиею,
то сколь лишь возможно будет тебе, сотвори и тогда в духе сем, ибо  уйдет  и
осудит себя сам еще горше суда твоего. Если же отойдет  с  целованием  твоим
бесчувственный и смеясь над тобою же, то не соблазняйся и сим:  значит  срок
его еще не пришел, но придет в свое время; а не придет, все  равно:  не  он,
так другой за него познает и пострадает, и осудит, и  обвинит  себя  сам,  и
правда будет восполнена. Верь сему, несомненно верь, ибо в сем самом и лежит
все упование и вся вера святых.
     Делай неустанно. Если вспомнишь в нощи, отходя ко сну: "я  не  исполнил
что надо было", то немедленно восстань и  исполни.  Если  кругом  тебя  люди
злобные и бесчувственные и не захотят тебя слушать, то пади пред  ними  и  у
них прощения проси, ибо воистину и ты в  том  виноват,  что  не  хотят  тебя
слушать. А если уже не можешь говорить с озлобленными, то служи им молча и в
уничижении, никогда не теряя надежды. Если же все оставят тебя и уже изгонят
тебя силой, то, оставшись один, пади на землю и целуй ее, омочи  ее  слезами
твоими, и даст плод от слез твоих земля, хотя бы и не видал и не слыхал тебя
никто в уединении твоем. Верь до конца, хотя бы даже и  случилось  так,  что
все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался: принеси и тогда
жертву и восхвали  бога  ты,  единый  оставшийся.  А  если  вас  таких  двое
сойдутся, - то вот уж и весь мир, мир живой любви,  обнимите  друг  друга  в
умилении и восхвалите господа: ибо хотя  и  в  вас  двоих,  но  восполнилась
правда его.
     Если сам согрешишь и будешь скорбен даже до смерти о грехах твоих,  или
о грехе твоем внезапном, то возрадуйся за другого, возрадуйся за праведного,
возрадуйся тому, что если ты согрешил, то он зато праведен и не согрешил.
     Если же злодейство людей  возмутит  тебя  негодованием  и  скорбью  уже
необоримою, даже до желания отомщения злодеям, то более всего страшись  сего
чувства; тотчас же иди и ищи себе мук так, как бы  сам  был  виновен  в  сем
злодействе людей. Приими сии муки и  вытерпи,  и  утолится  сердце  твое,  и
поймешь, что и  сам  виновен,  ибо  мог  светить  злодеям  даже  как  единый
безгрешный и не светил. Если бы светил, то светом своим озарил бы  и  другим
путь, и тот, который совершил злодейство, может быть не совершил бы его  при
свете твоем. И даже если ты и светил, но увидишь, что не спасаются люди даже
и при свете твоем, то пребудь тверд, и не усомнись в силе  света  небесного;
верь тому, что если теперь не спаслись, то потом спасутся. А не  спасутся  и
потом, то сыны их спасутся, ибо не умрет свет твой, хотя бы и ты  уже  умер.
Праведник отходит, а свет его остается. Спасаются  же  и  всегда  по  смерти
спасающего. Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но  любят
люди мучеников своих и чтят тех, коих замучили. Ты же для целого  работаешь,
для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже  велика
тебе награда на сей земле: духовная радость  твоя,  которую  лишь  праведный
обретает. Не бойся  ни  знатных,  ни  сильных,  но  будь  премудр  и  всегда
благолепен. Знай меру, знай сроки, научись сему. В уединении  же  оставаясь,
молись. Люби повергаться на землю и лобызать ее. Землю  целуй  и  неустанно,
ненасытимо люби, всех люби, все люби,  ищи  восторга,  и  исступления  сего.
Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои. Исступления же сего
не стыдись, дорожи им, ибо есть дар божий, великий, да и не многим дается, а
избранным.
     и) О аде и адском огне, рассуждение мистическое.
     Отцы и учители, мыслю: "что есть ад?" Рассуждаю так:
     "Страдание о том, что нельзя уже  более  любить".  Раз,  в  бесконечном
бытии,  неизмеримом  ни  временем,  ни  пространством,  дана  была   некоему
духовному существу, появлением его на земле, способность  сказать  себе:  "я
есмь и я люблю". Раз, только раз, дано было ему мгновение любви  деятельной,
живой, а для того дана была земная жизнь, а с нею времена и сроки, и что же:
отвергло  сие  счастливое  существо  дар  бесценный,  не  оценило  его,   не
возлюбило, взглянуло насмешливо  и  осталось  бесчувственным.  Таковой,  уже
отшедший с земли, видит и лоно Авраамово,  и  беседует  с  Авраамом,  как  в
притче о богатом и Лазаре  нам  указано,  и  рай  созерцает,  и  ко  господу
восходить может, но именно тем-то и мучается, что ко господу взойдет  он  не
любивший, соприкоснется с любившими любовью их пренебрегший. Ибо зрит ясно и
оговорит себе уже сам: "ныне уже знание имею и хоть возжаждал любить, но уже
подвига не будет в любви моей, не будет и жертвы, ибо кончена жизнь земная и
не придет Авраам хоть каплею воды живой (то-есть вновь даром  земной  жизни,
прежней и деятельной)  прохладить  пламень  жажды  любви  духовной,  которою
пламенею теперь, на земле ее пренебрегши; нет уже жизни и времени  более  не
будет! Хотя бы и жизнь свою рад был отдать за других,  но  уже  нельзя,  ибо
прошла та жизнь, которую возможно было в жертву  любви  принесть,  и  теперь
бездна  между  тою  жизнью  и  сим  бытием".  Говорят   о   пламени   адском
материальном: не исследую тайну сию и страшусь, но мыслю, что если б  и  был
пламень материальный, то воистину обрадовались бы ему, ибо,  мечтаю  так,  в
мучении материальном хоть на миг позабылась бы  ими  страшнейшая  сего  мука
духовная. Да и отнять у них эту муку духовную невозможно, ибо мучение сие не
внешнее, а внутри их. А если б и возможно было отнять, то, мыслю,  стали  бы
от того еще горше несчастными. Ибо хоть и простили бы их праведные  из  рая,
созерцав муки их, и призвали бы их к себе, любя бесконечно, но тем самым  им
еще более бы приумножили мук, ибо возбудили бы в  них  еще  сильнее  пламень
жажды ответной, деятельной и благодарной любви, которая  уже  невозможна.  В
робости сердца моего мыслю однако же, что самое сознание  сей  невозможности
послужило бы им, наконец, и к облегчению,  ибо  приняв  любовь  праведных  с
невозможностью воздать за нее, в покорности сей и в действии смирения  сего,
обрящут  наконец  как  бы  некий  образ  той  деятельной   любви,   которою,
пренебрегли на земле, и как бы некое  действие  с  нею  сходное...  Сожалею,
братья и други мои, что не умею сказать сего ясно. Но горе самим истребившим
себя на земле, горе самоубийцам! Мыслю, что уже несчастнее сих  и  не  может
быть никого. Грех, рекут нам, о сих бога молить, и церковь наружно их как бы
и отвергает, но мыслю в тайне души моей, что можно бы и за  сих  помолиться.
За любовь не осердится ведь Христос. О таковых  я  внутренно  во  всю  жизнь
молился, исповедуюсь вам в том, отцы и учители,  да  и  ныне  на  всяк  день
молюсь.
     О, есть и во аде пребывшие гордыми и свирепыми, несмотря уже на  знание
бесспорное и на созерцание правды неотразимой; есть страшные,  приобщившиеся
сатане  и  гордому  духу  его  всецело.  Для  тех  ад  уже  добровольный   и
ненасытимый; те уже доброхотные мученики. Ибо сами  прокляли  себя,  прокляв
бога и жизнь. Злобною гордостью своею  питаются,  как  если  бы  голодный  в
пустыне кровь собственную свою сосать из своего же тела начал. Но ненасытимы
во веки веков и прощение отвергают,  бога,  зовущего  их,  проклинают.  Бога
живаго без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было бога жизни,
чтоб уничтожил себя бог, и все создание свое. И будут гореть  в  огне  гнева
своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти...
    
Категория: Страницы русской прозы | Добавил: rys-arhipelag (30.01.2009)
Просмотров: 858 | Рейтинг: 0.0/0