Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Александр Васильевич Суворов родился 24 ноября 1730 г. в старинной дворянской семье генерал-аншефа, бывшего ординарца Императора Петра Великого. Получил домашнее образование и освоив артиллерийское дело под руководством отца, Суворов с детства пристрастившись к чтению, всю жизнь занимался самообразованием, став одним из самых образованных военных деятелей XVIII в., блестяще изучив, помимо военных дисциплин, математику, философию, историю, владел восемью языками.
Отец не помышлял о военной карьере сына из-за слабости его здоровья, но, поддавшись просьбам мальчика, записал его в 1742 г. солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк. Суворов начал действительную военную службу в 1748 г. в чине капрала, через шесть лет получил первое офицерское звание. Боевое крещение будущего генералиссимуса состоялось в беспрестанных стычках с неприятелем в конце Семилетней войны, в ходе которых он заслужил о такой отзыв начальства: "Быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности". В 1762 г. Суворов был произведен в полковники и назначен командиром Астраханского, а затем Суздальского пехотного полка. В этом звании он принял участие в войне с польскими конфедератами в 1768 – 1772 гг., и за нестандартное, но всегда успешное решение боевых задач в 1770 г. был произведен в генерал-майоры. В 1773 г. Суворова по собственной просьбе направили на Русско-турецкую войну (1768 – 1774). Он одержал победы при Туртукае, Гирсове (1773) и Козлудже (1774), где с 18 тысячным отрядом обратил в бегство сорокатысячную турецкую армию. Направленный на Урал в 1774 г. для разгрома пугачевских банд, Суворов доставил Пугачева в Симбирск и уничтожил остатки мятежных отрядов. С началом очередной Русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. Суворов в чине генерал-аншефа одержал серию блистательных побед при Кинбурне (1787), под Фокшанами и Рымником (1789), получив от Императрицы титул графа Рымникского. В 1790 г. граф Суворов штурмом овладел неприступной крепостью Измаил, реализовав свой гениальный военный план и тем решив успех всей войны. В 1794 г. он подавил очередное польское национально-захватническое восстание и за взятие Варшавы был произведен в фельдмаршалы. В феврале 1797 г., вскоре после вступления на Престол Императора Павла I, Суворов, не согласившийся с введением в армии новых порядков, был уволен в отставку и сослан в имение Кончанское. Однако в 1799 г. Государь вновь призвал легендарного полководца на службу, поручив Суворову командование союзными войсками в Италии. Победными сражениями на р. Адде, р. Треббии и при Нови Суворов завершил Итальянскую кампанию, освободив Италию от французов быстрее, чем ее завоевал Наполеон, и был пожалован титулом князя Италийского. Направленный в Швейцарию соединиться с корпусом А.М.Римского-Корсакова для последующего нападения на Францию, Суворов взял перевал Сен-Готард и Чертов мост, но из-за того, что русский корпус к этому времени уже был разбит, 22-тысячная армия Суворова оказалась окруженной 80-тысячным войском французов. Однако Суворов сумел с боем пробиться из окружения и даже вывел 1400 пленных. Хотя цель Швейцарского похода не была достигнута, Суворов показал в тяжелейших условиях альпийского перехода, на что способны русские "чудо-богатыри", получив за этот поход высшее воинское звание генералиссимуса. Полководец, не проигравший ни одного сражения, любимец солдат, человек самостоятельных независимых суждений, Суворов внес свой вклад в развитие мирового военного искусства. Он был создателем военной доктрины и новой стратегии и тактики войн. Свои взгляды Суворов развил в "Полковом учреждении" (1765), "Науке побеждать" (1795), записках и инструкциях. Он воспитал целую плеяду талантливых русских военачальников М.Кутузова, П.Багратиона, М.Платова, М.Милорадовича и др. На идеях Суворова были воспитаны М.Драгомиров, М.Скобелев и другие известные русские военные деятели. Само имя Суворова навсегда стало символом доблести и славы русского оружия. Всю свою жизнь Суворов отдал служению России, говоря: "Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию". Суворов известен не только как блестящий полководец и военный теоретик, но и как благочестивый православный христианин. Его тетрадь "Капральских бесед" начинается словами: "Молись Богу, от него победа!" Каждую свою победу нал неприятелем Суворов приписывал Подателю всех благ, и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел вместе с певчими. Его слова "Мы – русские, с нами Бог!" вошла в анналы русского патриотизма. "Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример… до издыхания быть верным Отечеству", – говорил генералиссимус. Скончался Суворов 6 (19) мая 1800 года, похоронен в Александро-Невской лавре. Имя Александра Васильевича Суворова было уважаемо в народе во все времена. Служба Богу и Отечеству была для него единым и неразрывным понятием. По мере своих сил он познавал Бога, покорял Ему свою волю и сердце, исполнял христианские заповеди и с любовью внимал духовным пастырям, укреплявших его в Православной Вере и нравственности. «Верит всяк по своему», – говорят обыкновенно, чтобы замаскировать свое равнодушие к Православию. История же нашего поистине Богоспасаемаго Отечества – сплошной ряд проявлений великаго заступничества Божия за нас! «Бог нас водит: Он нам – Генерал, от Него победа!» – недаром говорил Суворов. Суворов учил солдат не бояться смерти, ибо они отдают жизнь за Дом Богородицы. «Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!» – без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай! Тетрадь «капральских бесед» Суворова начиналась словами: «Все начинайте с Благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству». Основой суворовской науки побеждать было то, что каждый солдат должен воевать разумно и сознательно, понимая что, почему и для чего он это делает. + ТРИ ОСНОВЫ ТАКТИКИ СУВОРОВА: ГЛАЗОМЕР: Оттеснен враг – неудача; отрезан, окружен, разсеян – удача! БЫСТРОТА: Атаковать неприятеля, где бы он ни встретился; вся земля не стоит даже одной капли безполезно пролитой крови; посему: где тревога, туда и дорога, где «ура», туда и пора; голова хвоста не ждет! НАТИСК: Сам погибай, а товарища выручай! Решимость – у Бога получай. Неутомимо нападать на врага с малыми силами, извиваясь вокруг него постоянно, отрезывать его по частям и разсеивать, имея только один фактор обезпеченности – быстроту передвижения, сбивающую врага с толку, зачастую имея только хлеб в обозе и ранце врага, но с твердой верой и надеждой на Бога. + СЕМЬ ЗАКОНОВ СУВОРОВСКОЙ ВОЙНЫ: 1) Действовать не иначе, как наступательно. 2) В походе – быстрота, в атаке – стремительность, холодное оружие. 3) Не нужно методизма, а верный взгляд военный. 4) Полная власть главнокомандующему. 5) Heприятеля атаковать и бить в поле, т.е. не сидя в укрепленных районах, а перемещаясь за врагом. 6) В осадах времени не терять; разве какой-нибудь Майнц случится; иногда наблюдательный корпус приставить над крепостью врага, иногда блокада, а всего лучше открытый штурм. Тут меньше потерь. 7) Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель – тем лучше: он сам идет на поражение. + Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному. Посему просящаго в бою пощады – помилуй: кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоруженных поражать! Прибыв в полк, Суворов прекратил телесные наказания и заменил их церковными. Теперь провинившийся должен был пару дней провести в посте и в молитве, что более действенно. Также Суворов сократил хождение строем, а освободившееся время посвятил освоению навыков штыкового и рукопашного боя. + Войско необученное, что сабля неотточенная. Дух укрепляй в вере Отеческой Православной: безверное войско учить, что железо перегорелое точить. Что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко Власти Божией! + Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна! Она – в присяге: будешь богатырь в бою. Закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Скорость нужна, а поспешность вредна. Военному не нужно многого имущества, ибо оно отнимает у него мужество. Угождай начальникам верною службою, а не кривою дружбою. + Тщательно изучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример. Отличай честолюбие от гордости и кичливости. Во всяком предприятии необходима предварительная сортировка людей, ибо годный для одного дела, не дозрел еще для другого, либо и вовсе не пригоден для него. Кто сам напрашивается на дело до вызова желающих, того не брать: он, что червоточное яблоко, которое само падает до поры, а толку от него нет. Ненадежны и те, которые не откликаются на вызов: они не дозрели еще; они и в бою нерешительны будут. Те же, кто откликается на вызов, но сами не напрашиваются, способны и в бою не выскакивать и не отставать. Фронтировкой не мозоль: где мозоль, там и боль; не увлекайся местною горячностью (то-есть частными требованиями); ретиваго не погоняй. – Это означает что, подобно намозоленной ноге, солдат, забитый настойчивыми, частными требованиями часто «сдает», когда коснуться наболевшаго места, теряется, делается неправоспособным, хотя в прочих отношениях кругом молодец. Уши оттирай снегом; труса лечи опасностью: где страшно вдвоем, туда пошли одного; – вдвоем потом веселее будет; где страшно с оружием, пошли сперва без оружия! Что поле без солнца, то дух без похвалы: от дождя все повымокнет. Милосердие покрывает строгость. При строгости надобны справедливость и милость, а иначе строгость – тиранство. При справедливости же и милости строгость – хотя горькое, но полезное лекарство. + + + Чем мы дальше от суворовской «науки побеждать» – тем нам плоше. Хотя академическое, стрелковое и техническое образование все это время развивалось и развивается. Но развились они в ущерб духу – духу преданности долгу и самопожертвования – духу христианина. Ибо дух, а не ум, дает решимость победить, либо умереть! Rusfront.Ru | |
| |
Просмотров: 2232 | |