Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
50 лет назад в издательстве Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле вышел труд «История Русской Церкви», а ровно за тридцать лет до этого, в 1929 году в издательстве светлейшего князя М.К. Горчакова «Долой зло!» в Париже увидела свет книга «Святая Русь». Эти книги разделены во времени, а объединены именем на титульных листах – Н.Д. Тальберг.
Кто в Советской России мог прочитать «Святую Русь» в 1929 году? А в 1959-м «Историю Русской Церкви»?.. Для кого с такой любовью написаны эти книги?.. Адресованные молодёжи русской эмиграции, они адресованы и нам: мы оказались в эмиграции-изгнании относительно просторов Святой Руси. Книги Тальберга - послание тем, в ком уцелела живая русская душа, и тем, в ком она, быть может, ещё не проснулась. ***Южнее Киева, под Каневом есть местность, называемая Тальбергова Дача. Так сложилась, что нынешние краеведы не знают происхождение этого топонима. Между тем название дано по фамилии владельца, представителя рода Тальбергов… Хочется сказать – славного рода. Но приходится говорить – рода, преданного забвению, причём, судя по всему, по недоброму умыслу. Фамилия, берущая исток в Швеции ХI века, лишь по звучанию нерусская. С середины царствования Императрицы Екатерины II Тальберги верой и правдой служили России… Если б все русские так ей служили! «Первый» Тальберг – Карл Генрих прибыл из шведской Финляндии, тогда ещё не русской, в русскую Ригу. Его сын Карл Готтхильф участвовал в Отечественной войне 1812 года. В царствование Николая I он перебрался в Юго-Западный край России и какое-то время служил инспектором в Киевском университете Святого Владимира. Его сын Дмитрий Германович Тальберг (1853-1891, родился и умер в Киеве) - криминалист, профессор уголовного права. Несмотря на болезненность, Д.Г. Тальберг немало потрудился, написав ряд значительных монографий, множество журнальных статей и рецензий. За границей он изучал европейское судопроизводство. Небезынтересно, что основные положения Судебных Уставов императора Александра II Дмитрий Тальберг считал достоянием не только русской, но и общеевропейской культуры. Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отмечает: «Курс уголовного судопроизводства Тальберга, несмотря на его сравнительно небольшой объем, обладает большими достоинствами по точности и полноте передачи постановлений действующего законодательства, а также по теоретическим и историческим пояснениям»… Через два года после смерти профессора Д.Г. Тальберга скончалась его супруга, Виктория Егоровна. Сиротами остались трое малолетних детей. Воспитывались они под любящей опекой семьи брата отца – Владимира Германовича, которому и принадлежало каневское имение на Днепре. Будущий автор «Святой Руси» Николай Димитриевич Тальберг родился 10 (23) июля 1886 года в дачной местности под Киевом. Его крёстным отцом стал профессор Дмитрий Иванович Пихно – редактор широко известной монархической газеты «Кiевлянинъ». Один из дядей Николая, старший брат отца – Николай Германович Тальберг (1844-1910, его биография совершенно ещё не изучена), писатель, публицист, журналист был активным автором «Киевлянина», в котором опубликовал свыше 860 статей. Биограф и ученик Тальберга Валерий Лукьянов (род. в Шанхае в 1927 г., священник с 1967 года) писал в 1960-м: «Н.Д. Тальберг горячо любил родную Малороссию с её белыми хатами, живописными деревнями, бытом, песнями. В то время основная часть населения не мыслила себя вне Российской Империи. Мать городов русских — древний Киев — был крупнейшим средоточием имперского национализма...» Поэтому совсем не удивительно, что в 1905 году, ещё совсем молодым человеком, Николай Дмитриевич (во время учёбы в закрытом Императорском Училище правоведения, куда так же уже проникли «веяния времени») принял участие в антиреволюционной деятельности. Биограф Н.Д. Тальберга предыдущего поколения – Григорий Валерианович Месняев (1892–1967, литератор, имя которого и доныне мало у нас известно, чья судьба, как и судьбы многих участников Белого движения, словно б создана для остросюжетной повести) говорит о Тальберге и том времени: «Русская государственная власть, «в бореньях силы напрягая», вела трудную борьбу за самые основы русской государственности и за сохранение той самой российской державности, которая не могла не восхищать, не волновать и не рождать чувства преданности в пылкой душе юного правоведа…» В 1907 году Н.Д.Тальберг начал службу в Департаменте общих дел МВД. Через 10 лет, в начале 1917-го, когда ему шёл 31-й год, он был уже статским советником, чиновником особых поручений при министре внутренних дел, занимаясь вопросами подготовки к выборам в 5-ю Государственную Думу… После Февральского переворота Тальберг ушёл в отставку и вступил в тайную организацию, имевшую цель освободить Царскую Семью. Организацию «Великая единая Россия» возглавил депутат Государственной думы Николай Евгеньевич Марков (2-ой) (1866-1945). В годы кровавой смуты Тальберг занимался выполнением различных задач. О многом, вероятно, мы никогда не узнаем: участники тех событий предпочитали о многом умалчивать, даже и написав мемуары, чтобы не повредить оставшимся под большевиками. О Тальберге известно, что ему было поручено поступить в министерство внутренних дел гетмана генерала П.П.Скоропадского, куда он тут же стал устраивать на службу в МВД известных ему людей – жандармских и полицейских чиновников – для борьбы с революционными организациями. О деятельности Тальберга в годы гражданской войны можно косвенно судить по воспоминаниям Маркова. «Когда мы приступали к этому подвигу, - вспоминал Марков о подготовке к спасению Царской Семьи, - у нас были надежды на проснувшуюся совесть русских богачей и русских верхов. Людей, готовых жертвовать своей жизнью — ради спасения Царя и восстановления монархии было не мало. Но все попытки — не только мои, но и всех моих единомышленников — получить на дело необходимые средства, потерпели неудачу. Требовались миллионы, а мы с трудом находили десятки тысяч… Мы имели печальное удовольствие видеть, как всего через несколько месяцев после пренебрежительного отказа в помощи на спасение Царя все эти холодные себялюбцы были до нитки ограблены большевиками, сейфы и вклады отобраны, и сами они — в большинстве поарестованы, а многие и расстреляны. С малыми, случайно добываемыми средствами мы вынуждены были вести работу в сокращенных размерах, действовать с перебоями и промедлениями, располагали недостаточными силами, там, где требовались сотни людей, мы имели десятки. Но всё же до последнего дня мы добивались и делали всё, что было в наших силах для освобождения Государя и Его Семьи… Перевоз в Екатеринбург нанёс страшный удар всем нашим планам… Государя мы не спасли. В этом мы, монархисты, конечно, виноваты… Но в одном мы не виноваты, — не виноваты в безучастии к судьбе нашего Государя. В этом виноваты не мы, а другие…» На монархическом съезде, проходившем в Баварии в 1921 году, Тальберг был избран управляющим делами Высшего Монархического Совета. В Совете он состоял до 1938 года… В.Лукьянов пишет: «За границей Н.Д.Тальберг жил в местах главного средоточия русской эмиграции — шесть лет в Берлине, десять лет в Париже и почти восемь в Белграде, побывав по церковным и монархическим делам в Лондоне, Брюсселе, Афинах, Софии, Бухаресте, Будапеште, Лозанне и Праге. В Белграде он работал в Державной комиссии, ведавшей делами эмиграции, и в заменившем её учреждении, приняв в 1944 г. большое участие в организации эвакуации русских (первой, белой волны эмигрантов. – О.С.), когда Югославию начали занимать большевики… С самого начала пребывания за рубежом Н.Д.Тальберг проявил большое участие в церковной жизни… Выступая с докладами в отдельных городах Франции и ведя большую переписку, он значительно способствовал созданию канонической епархии в Западной Европе… В зарубежье Тальберг состоял церковным старостой Покровской гимназической церкви в Белграде, храма Святого Архистратига Михаила в Зальцбурге, Покровского храма в лагере Парш (для перемёщённых лиц - «джи пи», в то время большой русский городок. – О.С.) и там же Свято-Николаевского гимназического храма (в скобках заметим, что уровень образования был столь высок, что австрийское правительство принимало выпускников гимназии в университет без экзаменов. – О.С.). С 1950 года и до конца жизни (+ 16 мая (по н.с. 29) 1967) Н.Д. Тальберг жил в русском Джорданвилле (США), состоя преподавателем исторических предметов в Свято-Троицкой Духовной семинарии. Г.В.Месняев в «Паладине Империи» пишет о его изыскательских трудах: «Н.Д.Тальберг неутомимо, изо дня в день, извлекает отовсюду те кусочки правды, которые дают ему возможность беспристрастно, основываясь только на фактах, восстанавливать истинный – сияющий и светозарный облик оклеветанной России». Названия статей Н.Д. Тальберга, таких как «Гоголь — глашатай Святой Руси. Ответ клеветникам подлинной России», говорят нам о многом. Тальберг и сам «сын Киевской Руси» пишет о Гоголе: «Сын Киевской Руси… он всем своим нутром ярко восчувствовал те незыблемые устои, на которых должна покоиться Российская Держава…» В предисловии к своему труду «История Русской Церкви» Тальберг пишет: «В изложении своем я старался помнить суждение архиепископа Филарета Черниговскаго, согласно которому «знание истории Русской империи — необходимое пособие для историка Русской Церкви». Эта мысль в его творчестве присутствует и в «Святой Руси» - замечательной хронологии русской действительности, наполненной Божьим присутствием и святыми. Книгу «Святая Русь» Н.Д. Тальберг выпустил в 1929 году… Что это был за год? На что было тогда надеяться человеку, влюблённому в историческую Россию?.. Белая армия разгромлена девять лет назад. А совсем недавно, в 1927-ом, чекисты из ГПУ успешно завершили операцию «Трест», имевшую цель расколоть эмиграцию, в первую очередь монархические круги. Некоторые деятели белой эмиграции исчезали, иные погибали при странных обстоятельствах; барон П.Н. Врангель скоропостижно скончался в 1928 году от «неожиданной болезни», он был отравлен… В Советской стране 1929 год - «год великого перелома», отказ от НЭПа, начало первой пятилетки, провозглашение «ликвидации кулачества как класса». Добивалось то здоровое и православное, что уцелело в мясорубке мировой и гражданской войн. В тот же год произошли события, которые так же ещё не раз аукнутся в будущем: создание Организации украинских националистов (ОУН) в Вене, конфликт на КВЖД, биржевой крах в США – начало Великой депрессии. На фоне всего этого издание крошечной брошюрки «Святая Русь» (25 страниц!) в частном парижском издательстве выглядит событием совершенно ничтожным… Автором и издателем двигала идея и крепкая вера. Князь Михаил Горчаков в предисловии к «Святой Руси» написал (поставив дату: 15(28) июля 1929 г.): «Я хочу, чтобы молодёжь поняла всю красоту древней, одухотворенной Руси и сознавала, что воссоздать настоящую, старую Россию можно только на основах православия, и что блага житейские будут прочны, если жизнь государства и личная будет проникнута духовными, чистыми началами. Верю, что русская молодежь со свойственной ей чуткостью всё это поймет и, поняв, не будет блуждать по кривым западным дорогам, а станет стремиться выйти на прямой, широкий, исконный русский путь». Вспомним и 1959 год. Угадывался ли хоть какой-то признак, что историческая Россия очнётся в русских? Кажется ведь ничего подобного! 1959-й – это Кубинская революция, запуск первой межпланетной станции, визит советского лидера в США, крах колониальной системы... Какая историческая Россия?! Сплошное ликование от побед коммунизма. Кому-то казалось, что и сам коммунизм не за горами, стоит лишь добить Церковь… Впрочем, в США наверняка виды на будущее СССР были иные: в тот же год компания IBM выпустила для серьёзных учреждений серию первых транзисторных компьютеров… «Если же Господь сподобит исстрадавшуюся Русь воскреснуть вновь и освободиться от гнетущей власти безбожного коммунизма, - писал В.Лукьянов в 1960 году, - то тогда, как никогда раньше, правдивые труды Н.Д. Тальберга окажутся бесконечно ценными для перевоспитания русской молодежи, выросшей на родине и не слышавшей ничего, кроме клеветы на Царскую Россию». Освободилась, но не воскресла. Пришли иные испытания… Однако если крепка была вера в 1929-м и в 1959-м, то не может она быть слабее ныне, в 2009-м! Русь неизбежно воскреснет. Но и от нас много зависит. Выход в свет книжечки в 25 страниц теперь вовсе не кажется событием ничтожным. Для восстановления выжженного леса семена могут уместиться в ладони! Во всяком случае, из той книжечки возникла «История Русской Церкви», которую когда-то и читал автор этих юбилейных заметок, как читали её и многие другие, не без пользы для себя.
| |
| |
Просмотров: 1300 | |