Иван Лукьянович Солоневич родился 1 ноября 1891 г. в Гродно, сын публициста, внук священника. До революции был журналистом, сотрудничал в "Новом времени", учился на юридическом факультете Петербургского университета, был одним из организаторов спортивного движения. Во время Гражданской войны помогал белым, его брат погиб сражаясь в рядах армии Врангеля. Сам Солоневич заболел тифом и остался в Советской России, жил в Одессе, затем в Москве, был спортивным инструктором. В 1934 г. бежал в Финляндию вместе с братом и сыном, жена выехала по фиктивным документам в 1932 г. За рубежом Солоневич опубликовал книгу "Россия в концлагере", сделавшую его знаменитым. С 1936 г. он издавал в Болгарии газету "Голос России", вокруг которой начал создавать организацию народно-монархического направления. В 1938 г. в редакции прогремел взрыв, в результате которого погибла жена Солоневича и секретарь редакции, газету пришлось закрыть. Солоневич перебрался в Германию, организовал в Софии выпуск нового издания "Наша газета", где начал публиковать свою книгу "Белая Империя". Однако главным трудом Солоневича стала книга "Народная монархия", которую он опубликовал во время Второй мировой войны и в которой изложил свое учение о монархии. После войны Солоневич оказался в английской зоне оккупации, в 1948 г. перебрался в Аргентину, где организовал выпуск новой газеты "Наша страна", ставшей заметным явлением в русской эмиграции. В 1950 г. правительство Аргентины выслало Солоневича в Уругвай, где он скончался 24 апреля 1953 года.
Иван Солоневич - народный монархист
- В издательстве "Алгоритм" вышла книга Нила Никандрова "Иван Солоневич. Народный монархист". Эта книга, как пишется в аннотации, первая подробная биография известного идеолога монархии, чьи идеи в последнее время все чаще и чаще востребованы в России. Характерно, что автор книги более четверти века работает в Латинской Америке, где долгие годы жил и трудился Иван Лукьянович Солоневич. В связи с этим, первый вопрос нашему собеседнику – журналисту-международнику Нилу Никандрову – как проходила работа над книгой?
- В работе над биографией Ивана Солоневича мне очень помогли сотрудники основанной писателем газеты "Наша страна", особенно Николай Казанцев, щедро поделившийся со мной редкими прижизненными изданиями Солоневича, чудом уцелевшей коллекцией первых номеров "Нашей страны". Была весьма полезной переписка с "женами Солоневичей", Ивана и его сына Юрия, – Рут и Ингой. Наш "диалог" сложился не сразу. Они до сегодняшних дней помнят наставления своих мужей о бдительности, о том, что "органы НКВД-МГБ" будут преследовать их "без лимита времени". В конце концов, настороженность пожилых (девяностолетних!) дам удалось преодолеть, и они поделились воспоминаниями. Нужно сказать, что Инга Солоневич написала мемуарную книгу "Долог путь до Солола", в которой весьма наблюдательно, искренне и иногда иронично изложила историю своей жизни с Солоневичами. Без ее воспоминаний было бы сложно восстановить жизнь Ивана Солоневича в нацистской ссылке в Темпельбурге, в английской зоне оккупации, в Аргентине времен диктатора Хуана Перона. Из семейного альбома Юрия и Инги я получил уникальные фотографии. Все они опубликованы в книге о Солоневиче – впервые! И это особенно важно, так как иконография писателя была крайне ограничена. Не могу не упомянуть ценнейшего вклада российских исследователей в изучение различных сторон жизни писателя – И. Дьякова, М. Смолина, И. Воронина, К. Чистякова и некоторых других. Большим подспорьем для меня были материалы ежегодных научно-практических конференций, посвященных творческому наследию И. Солоневича. Их бессменным организатором является Игорь Петрович Воронин. - Какую идею Вы ставили перед собой при работе над этой книгой?
- О Солоневиче ходит много всяких легенд – как положительных, так и предельно негативных. Разбираться в хитросплетениях его биографии было необычайно интересно. Солоневича пытались "забыть", "замолчать", оболгать даже после смерти, приклеить ярлык "агента НКВД", "пособника нацистов", "платного американского наймита". Надеюсь, что после опубликованной книги профессиональные очернители поутихнут. - Имя Ивана Солоневича звучит в России не часто, хотя, конечно, для монархистов писатель является "знаковой величиной". Не боитесь, что массовый читатель пройдет мимо вашей книги, проигнорирует ее? Ведь издательства работают на полных оборотах, ежедневно выпуская книги с сенсационными завлекательными названиями, гарантирующими быстрый коммерческий успех.
- Не боюсь. Без достоверного знания прошлого нельзя идти вперед, в будущее. Биография Ивана Солоневича документальна от начала до конца. Правда, некоторые магазины установили на книгу довольно высокую цену, возможно, недоступную современным читателям. Им бы я порекомендовал интернет-магазин "Политкнига" ( http://www.politkniga.ru/index.php?mark=5&productID=687&vote=yes), где цена значительно ниже. - Солоневич как-то сказал о себе такие драматические слова: "Моя жизнь была рискованной Одиссеей, вечной попыткой пробиться на волю между молотом и наковальней, а точнее – НКВД, гестапо и другими подобными сектами и организациями. Я устоял, но с какими потерями, мой друг, с какими потерями!" Как "почти первая" читательница "Солоневича" могу сказать, что книга подтверждает эти слова. Чего в ней только нет: детство и отрочество, борьба с большевиками, многочисленные аресты и отсидки в сталинских лагерях, нелегальный переход границы, покушения чекистов и прочие невероятные приключения Ивана Солоневича в России и в зарубежье. Сильной стороной книги, на мой взгляд, является и то, что помимо реальной биографической канвы, в ней уделено значительное внимание идейно-политическим и морально-нравственным поискам Солоневича, истории создания главного труда его жизни – монументальной книги "Народная монархия".
- Да, этот труд Ивана Солоневича уже нашел дорогу к читателям, неоднократно переиздавался, и я не сомневаюсь, что с каждым годом будет все больше востребован государственно мыслящими политическими деятелями России. - Хотелось бы коснуться и вашей собственной биографии. Что вас привело в Латинскую Америку? Тяга к дальним странствиям?
- Мне кажется, особую роль сыграл подарок отца на день рождения. Мы жили тогда в небольшом гарнизонном городке на границе с Польшей. Эту книгу я до сих пор храню в своей библиотеке – "Там за рекою Аргентина". Авторы её – чехословацкие путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд. Они так увлекательно описали свои странствия и приключения в этой далекой стране, что я, тогдашний мечтательный школяр, твердо решил выучить испанский язык, получить профессию журналиста и отправиться по стопам моих чехословацких кумиров. Как видите, удалось. Филфак университета, курсы испанского языка, которые вели кубинские студенты, корреспондентская работа в областных газетах и на телевидении. Опубликовал первую повесть, посвященную борьбе с бандитизмом на территории Восточной Пруссии летом 1945 года. После учебы в Дипломатической академии Латинская Америка стала не только увлечением, но и профессией, хотя на дипломатическом поприще я прослужил только год.
И.Солоневич с женой- Какие сложности возникали по ходу работы над биографией Ивана Солоневича?
- Самая главная сложность была вот в чем: Солоневич много писал о себе, о своем восприятии событий, "вписывал", так сказать, свою биографию в современную ему историю. Его соратник по издательским и политическим делам В. Левашов-Дубровский даже собирался издать книгу с автобиографическими фрагментами из сочинений Солоневича. Проект не был реализован из-за смерти Левашова, но если кому-то удастся осуществить его замысел, уверен, это будет увлекательнейшее чтение, на уровне самых "нашумевших" исповедальных бестселлеров. Так что в процессе воссоздания биографии писателя мне пришлось "преодолевать" его широко известные автобиографические экскурсы, искать такие аспекты повествования, которые были бы интересны и для обычного читателя, и для искушенных солоневичеведов. - Удалось?
- Надеюсь, что удалось. - Вы прошли по следам своего героя, восстановили его биографию. Осталось ли что будущим исследователям?
- Безусловно, осталось и немало! Например, судьба среднего брата Солоневичей – Всеволода. Меня всегда настораживали противоречия в упоминаниях Бориса и Ивана о нем. По их словам, Всеволод сражался и погиб в армии Врангеля. В слишком "картинную" историю смерти Всеволода, описанную в книге Бориса "Молодежь и ГПУ", могут поверить только зрительницы телевизионных сериалов. Чем Всеволод занимался в 1918-1920 годах? Каковы были его политические убеждения? Каковы реальные обстоятельства его гибели? Взять хотя бы известную цитату из книги Ивана Солоневича "Россия в концлагере", где он рассуждает о том, как "проморгали Россию", – кто боролся за идею, кто за кошелек и т.д. "Я, – пишет Солоневич, – боролся за семью. Борис – за скаутов". Казалось бы, самое время вспомнить о брате Всеволоде, о том, за что он боролся и отдал жизнь. Но нет, ни одного конкретного слова на эту тему. А ведь все Солоневичи, – Борис, Иван и его сын Юрий, – охотно и очень подробно писали о себе, близких и дальних родственниках, своих взаимоотношениях, бытовых подробностях своей жизни. Самые первые российские биографы Ивана Солоневича поначалу даже и не знали, что у него, помимо Бориса, был еще один брат. Когда Солоневичи бежали за границу (а там у них были многочисленные друзья и знакомые по дореволюционной жизни в России) вопросы о судьбе Всеволода звучали постоянно. Ответ был дан в книгах Ивана – "Россия в концлагере" и Бориса – "Молодежь и ГПУ". Есть какая-то недоговоренность, неполнота, беллетристичность в этом ответе. Вполне допускаю, что брат Всеволод мог выбрать свою, особую дорогу в годы революции и гражданской войны. Трудно сказать, какую именно. Сомнения отпадут только тогда, когда кто-либо из солоневичеведов обнаружит имя Всеволода в списках погибших бойцов армии Врангеля. Существуют такие списки? - В России очень много вопросов возникает по поводу личности Уго Чавеса. Очень интересно Ваше мнение о нем, как человека, долгое время прожившего в Венесуэле. Как Вы оцениваете этого политика: как популиста, либо, действительно, реального борца против империалистического мира?
- Работая над биографией Ивана Солоневича, я часто сопоставлял его непримиримые высказывания в адрес социализма и политиков-социалистов с тем, что пытается осуществить в Венесуэле Уго Чавес. Общее между Солоневичем и Чавесом только одно – стремление опереться на национальную почву, национальный дух, исторические традиции народа. Клише "популиста" используют западные масс-медиа для компрометации Уго Чавеса. Это – одно из свидетельств ведущейся против него Соединенными Штатами и их "пятой колонной" беспощадной психологической войны. "Популизмом" называют его очевидные народные корни, его постоянный открытый диалог с народом, его усилия по улучшению материальных и духовных условий жизни народа, отстаивание национальных интересов перед посягательством транснациональных компаний. Это не демагогия, не заигрывание с простыми людьми путем подкупа за счет громадных нефтедолларовых поступлений. Реализация жилищной программы на самых льготных условиях, бесплатное образование для всех желающих, в том числе, высшее, улучшение системы здравоохранения, тоже, конечно, бесплатного, – это только часть боливарианской программы Чавеса, являющейся, по сути, социалистической. Он убежден, что только через социализм будет обеспечено выживание человечества. Но пока еще Венесуэла – капиталистическая страна. Поправки Чавеса "социалистического характера" в конституцию не были приняты на всенародном референдуме. Венесуэльцы, особенно зажиточный средний класс, против "социалистического эксперимента". Удастся ли Чавесу и его сторонникам добиться осуществления реформ, трудно сказать. В заговоре "империализма" против боливарианского режима в ход идут как прежние наработки (Гватемала, Чили, Панама), так и новейшие – целевые провокации, информационные войны и прочее. Чавеса хотят изолировать как на латиноамериканском континенте, так и во всем мире. Но венесуэльский лидер капитулировать, судя по всему, не собирается. - Каким Вы видите будущее России?
- На этот вопрос Иван Лукьянович ответил в 1938 году: "У меня нет ни малейшего сомнения не только в том, что монархия лучший выход для России, но что монархия для России – есть также и неизбежность. Вера в монархию для меня такая же само собой разумеющаяся вещь, как вера в Господа Бога: ни без того, ни без другого – Россия восстановлена быть не может…" Ольга Лопес, спецкор портала www.tiwy.com, Каракас (Венесуэла)
Н. Никандров у могилы Солоневича |