Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Оригинал взят у archiv в 25 сентября день памяти митрополита Виталия (Устинова) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МИТРОПОЛИТЕ ВИТАЛИИ АРХИЕПИСКОПА СЕРАФИМА ЧИКАГСКОГО (1897-1987) Очень немногим в России известна биография четвертого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Виталия. Так писал о нем в 1976 году Архиепископ Серафим Чикагский: «29 июня/12 июля 1951 года, в Лондоне в Англии состоялась хиротония в епископы архимандрита Виталия Устинова, избранного Архиерейским Синодом РПЦЗ на кафедру викарного епископа в Сан Пауло в Бразилии. Хиротонию совершили епископы Нафанаил и Леонтий Женевский. Вероятно, кем-либо будет написано подробное жизнеописание Владыки Виталия. Я же лишь кратко сообщу известные мне о нем биографические данные, а больше поделюсь воспоминаниями о совместной с ним жизни на Карпатах. Мирское имя Владыки Виталия было Ростислав. Родился он в Петрограде 18 марта 1910 года в семье морского офицера. Родителей его звали Петр Константинович и Лидия Андреевна. Вскоре семья Устиновых переехала в Севастополь, где Ростислав и провел свое детство. Так же он поступил в кадетский корпус, с которым в 1920 году осенью выехал в Югославию и пробыл в нем до 1923 года, когда выехал с матерью во Францию. Там он окончил колледж, где половина преподавания велась на английском языке, затем отбыл воинскую повинность в одном из французских кавалерийских полков и некоторое время работал в одном английском предприятии на юге Франции. Ростислав Петрович справа, рядом с аббатом, во время учебы в одном из лучших учебных заведений Франции - иезуитском колледже короля Людовика Святого, где в свое время учился писатель Виктор Гюго и другие представители французской элиты Несмотря
на успехи по службе и в обществе, Ростислав в этом не чувствовал
удовлетворения, и его потянуло к богоискательству. Некоторое время он
провел в русском богословском институте в Париже, но не найдя там
духовного удовлетворения, оставил его. Протекли еще несколько лет жизни в Mipy. Стали приходить думы о монашестве. При помощи добрых людей Ростиславу удалось связаться письменно с миссионерской обителью преп. Иова Почаевского во Владимировой на Пряшевской Руси, что привело к решению приехать туда на испытание. Прибыл он во Владимирову в конце великого поста в 1938 году. Настоятельствовал в обители в то время автор этих строк. Ростислав ему сразу понравился, и он взял его на свое духовное по-печение.
Обитель была строгая, жизнь в ней была суровая, питание скудное.
Ростиславу, как и всем другим новоначальным, пришлось потрудиться и на
кухне, и в огороде, и в хлебопекарне. Хлебы пек он до самого отбытия
братии из Владимировой, хотя имел уже и другие послушания. Последние
полгода ему помогал в хлебопечении иеромонах Антоний ( Медведев ),
впоследствии архиепископ Сан-Францисский. Пекли они превосходно, и
монастырский хлеб славился среди богомольцев. Проходя
все вышеуказанные послушания, Ростислав все свободное время посвящал
изучению богословия, пользуясь обширной монастырской библиотекой. Приблизительно через год после прибытия, Ростислав был мною пострижен в рясофор, с наречением имени Виталий, что значит по-русски «жизненный». Он вполне оправдал данное ему имя. Стал он после этого больше проходит клиросное послушание, работая в то же время в монастырской типографии. Еще через год в 1939 г. он мною же был пострижен в мантию, т.е. принял полный монашеский чин, и вскоре местным епископом был рукоположен в иеродьяконы. Тут возникла еще большая необходимость изучать богословские науки, а днем время уходило на монастырские послушания. Свободным оставалось только вечернее и ночное время. Часто о. Виталий ложился спать во втором часу ночи, а в 4 часа утра звонок будильника пробуждал всех на молитву. За свою скромность, смирение и трудолюбие отец Виталий пользовался общей любовью братии и начальства. Нужда в духовенстве заставила ускорить его посвящение в иеромонахи, каковое совершил в Братиславе в 1941 году Митрополит Серафим Берлинский и Германский. Молодому иеромонаху Виталию было поручено духовно обслуживать по воскресеньям и большим праздникам три села: Медвежье, Порубку и Кориевцы. Туда весной, летом и осенью приходилось ходить пешком, а дорога была неблизкая: дремучим лесом около 10 верст. Ездить было слишком тряско из-за очень плохой дороги. Зато зимой за о. Виталием всегда приезжали на санях, и ехать было легко и приятно. Пастырская деятельность о. Виталия развивалась весьма успешно. Крестьяне его полюбили, и уже в 1942 году ему удалось воодушевить их на построение в центральном селе Медвежьем нового большого деревянного храма, вместо старого, вконец обветшавшего. Освятить храм удалось только в начале 1944 года, ввиду приближения фронта, братство преп. Иова Почаевского вынуждено было эвакуироваться в Братиславу. Оставаться было немыслимо, ибо почти вся печатная деятельность братства была направлена против безбожников, следовательно, против большевиков. Около
полугода братство провело в Братиславе, где в старинном заброшенном
ресторане своими руками создали домовую церковку и даже начали небольшую
печатную работу. Отец Виталий принимал в ней посильное участие, но
больше ездил обслуживать духовно ближайшие к Братиславе места русского
рассеяния. С Божией помощью и с помощью друзей братства в Швейцарии, удалось всем членам братства, в том числе и о. Виталию, выхлопотать швейцарские визы, но немцы не пожелали дать транзитных виз. После долгих оттяжек немецкий консул посоветовал нам ехать в Берлин и там, в центре, попытаться выхлопотать выездные визы. Под самое Рождество 1944 года братство преп. Иова Почаевского прибыло в Берлин и разместилось по 1 -2 человека среди русских насельников Берлина. Тогда Берлин почти каждую ночь, а часто и днем, подвергался бомбардировкам американских и английских аэропланов. Часто прилетали сразу по тысяче и более самолетов. Две трети Берлина превратились к тому времени в развалины. Больше месяца братство в таких тяжких условиях провело в Берлине. Выездных виз так и не удалось получить. Было решено ехать на юго-запад Германии поближе к швейцарской границе. Дали нам отдельный вагон. Упросился ехать с нами настоятель кафедрального собора в Берлине протоиерей (ныне почивший архиепископ) Адриан Рымаренко со своими духовными чадами. Храм в Берлине оставался совершенно без духовенства, а паствы было еще очень много, особенно так называемых «остов»(восточных рабов). Видя создавшееся трагическое положение, архимандрит Нафанаил и иеромонах Виталий вызвались добровольно остаться при соборе опекать брошенную паству, хотя это было связано с огромным риском, ибо большевики уже находились в полусотне километров от Берлина. Оставались сии самоотверженные пастыри в Берлине до самого последнего дня. Когда тот наступил, уходить на юго-запад, нам вдогонку, было невозможно, ибо путь был уже отрезан советскими войсками. Оставалось попробовать пробиться на северо-запад по направлению к Гамбургу. Пешком, неся на себе в рюкзаках все необходимое для совершения богослужения, шли отцы Нафанаил и Виталий. Иногда их подвозили немного случайные грузовики. Наконец,
с Божией помощью, удалось им добраться до Гамбурга. Там они быстро
наладили регулярные богослужения, а когда война кончилась, они стали
ездить по беженским лагерям выручать так называемых «остов» от выдачи
большевикам на расправу. Оба прекрасно говорили по-английски, а потому
встречали дружеский прием со стороны американских и английских
оккупационных властей. За несколько месяцев им удалось выручить и
отослать на запад не одну тысячу несчастных русских людей, которых
чекисты готовились отправить в Сибирь на каторгу. Не один раз оба
священнослужителя подвергались риску быть самим увезенными в СССР, но
Господь спасал, иногда в самый последний момент, ибо у Бога доброе дело
не пропадает. Приблизительно через год им пришлось разделиться. Архимандрит Нафанаил был рукоположен в Женеве во епископа и назначен Архиерейским Синодом РПЦЗ управлять Западно-Европейской епархией с кафедрой в Париже, а отец Виталий, возведенный Синодом к этому времени в архимандриты, был назначен настоятелем в Лондоне и благочинным на всю Англию. В Англии он пробыл до лета 1951 года, собрав около себя несколько человек идейной иноческой братии. На
праздник свв. апп. Петра и Павла он был, как сказано в начале этого
очерка, хиротонисан в епископы для Бразилии, куда вскоре и отбыл и где
так же проявил кипучую церковную деятельность. В
1955 г. Владыка был переведен в Канаду на кафедру викарного епископа в
Эдмонтоне, а через два года стал епархиальным архиереем на всю Канаду, с
местопребыванием в Монреале и с включением в члены Архиерейского
Синода». | |
| |
Просмотров: 645 | |