Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.11.2024, 18:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


А.И. Каменев. О том, как и за что воевали наши предки: воинское искусство русских витязей
Каждому народу, каждой культурно-языковой общности присущи свои этнопсихологические особенности. Едва ли не главной такой особенностью берущей истоки из православного времени, является органически присущая русскому народу всепобеждающая доброта, незлобивость, добродушие, даже где-то и во вред себе{1}. Природная доброта первых славян была добротой силы. Только сильные племена, какими были наши предки, могли обитать вперемежку с разноязычными соседями и не раствориться в их среде, сохранить свой язык и культуру.
 
* * *
Рослые в большинстве своем, крепкие от природы, славяне были добрыми воинами. Вооружались они луками и дротиками. Их наконечники изготовляли из кремния и более твердого камня, реже из меди, а позднее стали появляться бронзовые. Щитов и другого защитного снаряжения наши добрейшие пращуры не ведали. На схватку выходили в обычной одежде, полюбившейся им и оставшейся «в моде» на многие века: длинные рубахи, иногда перехваченные поясом, и просторные, не стесняющие движения штаны, обычно белого или серого цветов, удобные на ходу берестяные лапти. Волосы перехвачены на лбу узкой повязкой. Поздние праславянские женщины стали расшивать всему роду рубахи характерными славянскими узорами. Бывало, набрасывали на себя звериные шкуры в виде накидки. Они не только спасали от холодов. Но и являлись первыми в истории защитными доспехами, так как смягчали удар{2}. Попав в плен, они никогда не выдавали союзников, терпели любые пытки и умирали без жалоб, мольбы и стона. Никто не отваживался идти войной на славян, в своих лесах они были непобедимы. До нас дошли слова одного их военного предводителя Лавритаса. «Никто не покорит нас, доколе будут война и мечи на свете!» — гордо сказал он{3}
 
* * *
На Западе не часто вспоминают о том, что своим существованием во многом обязана европейская цивилизация славянскому миру. Неисчислимое множество раз славянский хлебопашец откладывал соху и брал в руки меч, а затем и ружье, чтобы встретить очередную кочевую волну с востока, и тем самым спасти от гибели не только себя, но и всю Европу, которую он закрыл своей грудью. В постоянной борьбе со Степью нельзя не видеть один из источников противоречивости и сложности исторического развития Российского государства. Эта борьба отвлекала колоссальные силы от созидательного труда, а случавшиеся поражения отбрасывали нас на столетия назад. И в то время, когда Западная Европа переживала подъем в относительной безопасности, наш народ поднимал свое Отечество из руин и начинал все сызнова. 
 
* * *
Чтобы выжить и налиться силой, славянскому роду надо было крепко потрудиться как на хлебной, так и на ратной ниве. Очень сильны были враги славян, особенно скифские воины. Древнее предание свидетельствует о том, что древние славяне преуспели в воинском мастерстве. Писатель-историк так описывает военные тренировки славян-россичей: «У россичей за слободой на ровном месте устроены щиты из мягкой липы, каждый высотой в сажень, длинною — в три. На щитах сажей, разведенной в конопляном масле, нарисованы всадники. Стрелку рука нужна! Чтобы была рука — не пропускай дня, не натянув тетиву. <...>Как рассветет — стреляй и стреляй. <...> По времени привыкнет рука, разовьется глаз. Дальше, на третий рубеж, на три сотни шагов отходят стрелки. Отсюда рисованные фигуры нужно поразить так, чтобы из пяти стрел четыре шли в воздухе, когда впивается первая. Тогда ты настоящий стрелок. Сам, гордясь мастерством, будешь стараться не пропустить дня без стрелы. Каждый славяно-росский подросток (девочки тоже возятся с луками) самодельными стрелами бьют мелкого зверя и птицу. Каждый взрослый умеет натянуть боевую тетиву. В руках слобожан лук становится страшным оружием дальнего боя, а вблизи, шагов на сто, слобожанин пронижет козу, а в тура или тарпана — дикую лошадь — вгонит стрелу до пера. Учились бегать одной стеной, поворачиваться, как один. Остановившись по приказу воеводы, передние сразу метали копья, за ними задние бросали свои. И, закрывшись щитами, обнажали мечи и бегом нападали все сразу, будто катилось одно многоголовое, многожальное чудо. Каждый мужчина и женщина, умел ездить верхом, держаться в седле и без седла, править уздечкой. Воин должен уметь править только ногами, освободив руки для боя. С коня, как с твердой земли, били стрелами, метали копье. Скакали одним строем, колено с коленом, шли ниткой в затылок и сплошной лавой лошадиных грудей и боевых щитов. Коней обучали ложиться и мертво лежать с прижатой к земле головой. Тяжелая воинская наука для новичков. Их заставляли бегать с мешком на спине: мешок на лямках, в мешке — песок. Груз камня между коленами, как и груз песка на спине доводят до четырех пудов. В реке плавают подолгу, не считаясь по студеными веснами и осенью водой. Строптивых нет»{4}
 
* * *
Все города Древней Руси изначально строились как крепости и имели чуть ли не единственной своей целью защиту горожан. Старое название городских укреплений — твердь, твердыня. Исследуя вопросы строительства крепостей на Руси XII в., мы обнаружим 269 русских городов, которые обеспечивали русским землям достойную обороноспособность своими 269 ополченными полками, состоящими из вооруженных формирований городов, пригородов, волостей, примыкавших к данным городам погостов, уделов. Напомним, что за 234 года (с 1228 по 1462 г.) Русь испытала 160 внешних и 90 внутренних войн и вооруженных конфликтов, что послужило хорошей ратной школой ее воинам и ополченцам{5}.
 
* * *
Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближних: ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду. Страх неумолимой мести отвращал иногда злодеяния: в случае убийства не только сам преступник, но и весь род его беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого, которые требовали крови за кровь{6}.
 
* * *
Первая власть, которая родилась в отечестве наших независимых предков, была воинская. Сражения требуют одного намерения и согласного действия частных сил: для того избрали полководцев. Но, единодушно избрав начальника, вдруг лишали его своей доверенности, иногда без всякой вины, единственно по легкомыслию, клевете или в несчастиях: ибо народ всегда склонен обвинять правителей, если они не умеют отвратить бедствий от государства{7}.
 
* * *
Европейским ученым, в большинстве случаев, мало знакомым с историей нашего отечества, еще извинительно умалять значение русского военного искусства в истории военной культуры, но, к сожалению, не для всех еще русских известно, что «наше военное искусство почти никогда не уступало западноевропейскому, а весьма часто шло впереди, давало направление, новые идеи в области тактики и стратегии, которые от нас воспринимались в Европе»{8}.
 
* * *
Русский витязь коренным образом отличался и от западного рыцаря и от кровожадного хищника Востока. Особенно ярко это представлено в образе Ильи Муромца, крестьянского сына, отложившего в лихую годину в сторону плуг и взявшего в руки меч. Подвиги свои Илья совершает тогда, когда нужно избавить кого от беды, постоять за честь земли русской. Действует он не из корысти, почета не ищет, похвальбы не любит, да и принимается за дело только тогда, когда нельзя обойтись без него, когда ему «некем замениться». Хитрости и лукавства в нем нет, всякое дело ведет он прямо, начистоту{9}.
* * *
Трудно воинский идеал русской нации выразить в нескольких словах, но некоторые моменты поддаются осмыслению и пониманию. Во-первых, в толще народной скрыта сила богатырская, порой дремлющая и находящаяся в покое до поры испытаний. Во-вторых, в минуты тяжкие сила эта богатырская просыпается, просится послужить делу народному. В-третьих, богатырь русский не кровожаден и не воинственен: сделав свое дело, он скромно уходит в сторону и не домогается наград, почестей и богатств. Ему хорошо уже потому, что он выполнил свой долг воина и благополучие граждан ему дороже богатства и расположения правителей. Ему приятнее услышать «спасибо» от самого обездоленного и слабого, чем от сильного и могущественного. Он не заискивает перед сильными мира сего, не ищет их благосклонности, служит верно отечеству, а не прислуживает господам. 

Древняя Русь преподает нам, потомкам, немало поучительных уроков. 

Вся история нашего государств доказывает правильность вывода Н.М. Карамзина о том, что «мудростию правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие империи и служит им надежною опорою в их опасной новости»{10}. Историк свидетельствует: «Однако ж ни миролюбивые правила христианства, ни торговля, ни роскошь, не усыпляли ратного духа наших предков…»{11}

* * *
Междоусобие, корыстолюбие правящих кругов губит Россию. «Корень всему злу то, что государи наши жили в раздорах, междоусобиях, домогаясь порознь личных выгод и тем более всего сами содействовали к возложению на себя оков. Они враждовали, губили друг друга, а ханы требовали от них единственно исправной подати, даров и повиновения, принимая сторону то одного, то другого. Княжества дрались, грабили друг друга, не уступая в хищности, в жестокости татарам, и сами губили Русскую землю. Великий князь потерял свою силу, свое старшинство»{12}. И далее историк говорит: «Сердце русского народа, расположенное, готовое, по своему характеру, к совершенствованию, беспрерывно было ожесточаемо: кровь лилась; везде встречалось варварство, злодейства, кои теряли, от частого явления, отвратительный свой вид и становились делом обыкновенным. В таких обстоятельствах люди бывают равнодушны, безжалостны, склонны ко всем преступлениям»{13}.
* * *
«Если мы в два столетия, ознаменованные духом рабства, еще не лишились всей нравственности, любви к добродетели, к отечеству, то прославим действие Веры: она удержала нас на степени людей и граждан, не дала окаменеть сердцам, ни умолкнуть совести, в уничижении имени русского мы возвышали себя именем христиан и любили отечество как страну Православия»{14}.
* * *
Хотя и видим мы несовершенство военной организации Древней Руси, но следует отметить, что цари русские «уже не скупились и не щадили казны для лучшего устройства ополчений. Уже Иоанн III производил денежное жалованье воинам в походах»{15}.
* * *
История военного искусства допетровского времени в основе своей имела принцип поместной системы устройства войск, который заключался в том, чтобы земля, как главное богатство России, всецело «служила» государству, т.е. была бы главным средством для формирования и комплектования вооруженных сил, а также и первым источником для покрытия всех расходов на военные потребности{16}.
* * *
Один из древних русских принципов состоит в том, что вопросы вооруженной защиты были предметом заботы всего русского племени. Иностранцы удивлялись хитрости и ловкости славян, которую те проявляли на поле боя. Причиной тому была не только природная крепость славян, но и ряд специальных мер, которые традиционно культивировались у наших предков. Прежде всего, заботились о здоровом потомстве{17}.
* * *
Стоит также обратить внимание на тот факт, что уже в те времена нашим предкам было ясно на чем следует базировать свое воинское искусство: они уяснили не только значение национальных особенностей в военном деле, но и свое географическое положение и особенности местности, на которой жили{18}. Древние летописи и сказания ясно выделяют мысль о том, что каждый народ в своем воинском искусстве приноравливался к тому месту, где жил. Русский народ, живший в лесах и по берегам рек, естественно, осваивал эту стихию, познавал ее до тонкости, учился использовать преимущества леса и воды в военном деле{19}. Древние русские люди (простые воины и их предводители) понимали, что только в родной стихии они могут в полную силу использовать свое боевое мастерство и потому стремились заманить противника в лес и уж там били его наверняка.
* * *
Рать сильна воеводой. Предводитель войска русского выбирался не случайно, а готовился к своей миссии с самого детства. Посему, невольно поражает то, как практически целесообразно строилась жизнь русского князя от рождения до смерти{20}. Лет двух-четырех над младенцем мужского пола совершался обряд постриги, т.е. первое стрижение волос, сопровождаемое благословением, посажением малютки на коня и пирами в отцовском доме. С пяти-семи лет мальчика брали в поход. О занятиях взрослого князя можно судить со слов Владимира Мономаха из его «Поучения»{21} к сыновьям: «На войну выходя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Как бы вы не шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать»{22}. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина{23} мы увидим как на протяжении веков приумножали славу Руси добрые князья, и как ее умаляли князья неумелые, своенравные и корыстолюбивые. Эта часть древней истории даст возможность понять не только важность верховного военного руководителя в достижении побед, укреплении мощи государства Российского, но и прояснит некоторые важные моменты во взаимоотношении гражданского и военного руководства.
* * *
Подневольное исполнение воинского долга дорого обходится государству. Воины по принуждению не могут идти в сравнение с воинами по призванию. Военная профессия — особый род деятельности, и не каждому гражданину по плечу даже исполнение обязанностей рядового солдата и, тем более, военного вождя. Этот факт должен ясно осознаваться не только в военной среде, но и в обществе в целом{24}.
* * *
Любовь к свободе и природное мужество служили залогом нравственных качеств воинов. Этот период русской истории называют периодом военной демократии{25}, что соответствует имеющимся данным: многие вопросы дружинниками решались сообща, мнением каждого дорожили, князь не претендовал на особые привилегии. Если сегодня невозможно воссоздать такую демократическую обстановку, но демократизировать систему военных отношений можно и нужно. И сделать это можно через осознание каждым военнослужащим того факта, что воинская служба — это служение Отечеству, а не прислуживание отдельным лицам. В военном деле естественны различия людей, но самое главное из них состоит в степени личной ответственности военнослужащего за защиту своего народа от враждебных сил{26}.
* * *
Война, как известно, не обходится без жертв. Отношение к павшим — это материя духовная, нравственная, — это понимали наши далекие предки. Тризна, как часть погребального обряда у древних славян, имела особое значение: священны могилы, великое зло перед усопшими потревожить погребальницу. Надмогильный холм так надо насыпать, чтобы веками никому не пришлось в силу разрыть его или запахать. У В. Иванова есть интересное описание тризны: «На многих телегах и вьюках привезли хлебы, вареное и жареное мясо, рыбу, варево на мясе и рыбе в глубоких корчагах, каши полбяные, пшеничные, гороховые, ячменные, меды ставленые пьяные, пива жидкие, как вода, и браги густые, как хлебная закваска, кислые квасы… У холма раскидывается страва-пир для поминания усопших. Едят, спеша утолить голод и жажду, славят усопших. Размягченные пивом и медом, плачут близкие. Начинается тризна — примерный бой. Слобожане строятся двумя отрядами. Сближаются, стучат оружием, расходятся вновь; все с острыми мечами и копьями. Но избегают нанести хоть царапину: на тризне нельзя показывать кровь, усопшие не любят вида братской крови. Ловок и славен тот, кто, нанеся убийственный на вид удар, умеет сдержать силу. Сходятся парами — это зрелище ловкости, боевой красоты. Так россичи одушевляют мысль о бессмертии. Вера в честь, с которой будет россич принят в обители предков, возвышала чувство достоинства личности. Мальчики, подростки, присутствуя на мужественных обрядах тризны, всей душой стремились к слободе. Коль придется пасть — падем, как эти!»{27}.
* * *
Не станем проводить параллелей с сегодняшним днем, не потому, что многое из сегодняшней жизни не красит россиян нынешних, на фоне доблести духовной и воинской их предков. Ибо знаем, что глубоко в душах ныне здравствующих сокрыто желание принести благо своей Родине. Не пора ли это желание реализовать конкретными благими делами?

Примечания

{1}  Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. — М., 1991. — С.101.

{2} См.: Гобарев В.М. Предыстория Руси. Под ред. В.А. Золотарева. — М., 1994. — С.57–58.

{3}  См.: Буртомеев В. Русская история для всех. Опыт краткого описания в легендах и преданиях, именах и важнейших событиях. — М,. 1993. — С.9.

{4}  Иванов В.Д. Русь изначальная. — В кн.: Иванов В.Д. Русь Великая: Исторические романы. — М., 1991. — С.35–36.

{5}  См.: Русанов В. Ратная слава русских дружин и ополчения // Ориентир. — 2000. — №12. — С.59.

{6}  См.: Карамзин Н.М. О физическом и нравственном характере славян древних. — В кн.: Карамзин Н.И. История государства Российского. В 12 т. — Т.I — IV. — М., 1993. — С.41.

{7}  Там же. — С.47.

{8}  Михневич Н. П. Основы русского военного искусства. Сравнительный очерк состояния военного искусства в России и Западной Европе в важнейшие исторические эпохи. — СП б., 1898. — С.6.

{9}  ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — любимый богатырь русской земли; и делом его было с л у ж е н и е миру на пользу народа и князя — Государя. По народному воззрению, никогда и ничто не могло соблазнить и совратить нашего богатыря с пути правды или заставить его забыть указанную о с н о в н у ю задачу жизни, благодаря развитой силе воли, нравственности, боязни Бога и повиновения князю — Солнышку.

{10}  Карамзин Н.М. История государства Российского. В I2 т. — т.I — IV. — М., I995. — С.75.

{11}  Там же. — С.376.

{12}  Гастев М. Рассуждения о причинах, замедливших гражданскую образованность в Русском государстве до Петра Великого. — М.,1832. — С.101.

{13}  Там же. — С.91–92.

{14}  Карамзин Н.М. История государства Российского. В I2 т. — т. V — VIII. — М., I995. — С.149.

{15}  Карамзин Н.М. История государства Российского. В I2 т. — т.IХ. — ХII. — М., I995. — С.293.

{16}  Начала поместной системы имеют глубокие и прочные корни в русской истории. В средине XVI столетия ее основные положения получают свое развитие в Судебнике Ивана IV (1550 г.): царские указы по отношению к владению землею ратных людей, последовавшие с первого же года его введения (1551 г.), «Указная книга...» Михаила Федоровича (с 1626-1649 гг.), «Уложение» Царя Алексея Михайловича и дальнейшие законоположения, вошедшие в Полное Собрание Законов, дают богатый материал для изучения постепенного развития и замены правил поместной системы другими положениями. Не касаясь подробностей, заметим, что уже с половины XVI столетия ясно видно стремление правительства достигнуть того, чтобы земля не переходила в руки неспособные и необязанные военною службою. — См.: Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России. Вып. 1. 1683–1762 год. — СП б., 1891. — С.5.

{17}  Ребенка новорожденного начинали парить и купать в холодной воде сразу же после рождения. И так — каждый день в течение нескольких недель. Затем — при каждом нездоровье и даже каждом крике. Отсюда понятно, что на долю новорожденного выпадало немало испытаний. Как остаток прежней кочевой жизни, долгое время сохранялся обычай приучать ребенка скакать голым на коне в любую погоду раньше, чем ходить. Русские ребятишки сызмала бегали в одних рубашках, без шапки, босиком по снегу в трескучие морозы. Лет 12-13 мальчик ездил зимой с отцом за сеном или в лес по дрова. Лет в 15-16 отправлялся работать уже один. Много слез лил ребенок, пока проходил эту суровую. Практическую школу. Много раз его обжигал мороз и жгучее солнце. Много раз он недоедал и недосыпал. Зато, когда он заканчивал эту школу, для него почти не оставалось никаких житейских трудностей. — См.: Иванченко В. Тайны русского закала. — М. , Молодая гвардия, I99I.

{18}  Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков своей быстротою; с чрезмерной легкость всходили на крутизны, спускались в расселены; смело бросались в опасные болота и глубокие реки», — писал Н.М. Карамзин. — См.: Карамзин Н.М. О физическом и нравственном характере славян древних. — В кн.: Карамзин Н.И. История государства Российского. В 12 т. — Т.I — IV. — М., 1993. — С.38.

{19}  Иванов В.Д. Русь изначальная. — В кн.: Иванов В.Д. Русь великая. — М., 1991. — С.17.

{20}  См.: Соловьев С.М. Собр. соч. — Кн.3–4. — М.: Мысль, 1988. — С.12–15.

{21} ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053–1125 гг.) — старший сын Всеволода Ярославича, по матери внук византийского императора Константина Мономаха в качестве повода для своего «Поучения» сыновьям имел в виду возникновение междоусобицы сред князей. Пытаясь избежать дальнейшей розни среди князей, он обратил свое внимание на Библию, черпая из нее советы для своих сыновей. Основная мысль «Поучения» состоит в том, что жизнь вообще (а князя, в частности) трудна и без умения ее правильно организовать можно впасть в леность и разорение. Рассматривая леность как мать всех пороков, он отмечает, что впавший в это состояние не только ничему не научится, но и утратит то, что умеет. Христианские заповеди вовсе «не тяжба», а кругом все исполнено «великих чудес и доброт» Божьих. Совета Мономаха кратки, четки, жизненны, немногословны и весьма поучительны.

{22}  Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия. ч.1. — М.,1992 . — С.100.

{23}  И не только в этом труде, но и в многочисленных иных исследованиях. — См.: приложение к данному труду.

{24}  Как негативный пример непонимания воинской роли в широких слоях России допетровской приведем следующий факт. В I683 г. полковники Стремянного полка (гвардия) Никита Данилов, сын Глебов, и Акинфий Иванов, сын Данилов, бьют челом в Разряд; взяты они в полковники по неволе и потому просят, чтобы «нынешняя полковничья им и детям их, и сродникам была не в упрек, и не в укоризну, а с ровной братью не в случай». И Разряд внял этой просьбе и успокаивал: «того чину, в который взят, впредь никому в упрек и в укоризну ставить и тем никому никогда бесчестят не велят». Т.е. главный штаб Московии воспретил употреблять понятие полковник, как бранного слова»{25}. — См.: Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт. — Т.1. — М. — Л. , I927 — I928. — С.280.

{26}  Считают, что военная демократия у восточных славян была до VI в. (Б.Ф. Греков). — См.: Пьянков А.П. Происхождение общности и государственного строя Древней Руси. — Минск, 1980. — С.146.

{27} См.: Пузыревский А. История военного искусства в средние века (V — ХVI столетия). — В 2-х ч. — ч.1. — Спб.,1884. — С.58–66.

{28}  Иванов В.Д. Русь изначальная. / В кн.: Иванов В.Д. Русь великая. — М., 1991. — С.23.

Категория: Страницы истории | Добавил: rys-arhipelag (04.06.2009)
Просмотров: 954 | Рейтинг: 0.0/0