Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
В декабре 1790 года пал Измаил. Его падение предрешило исход русско-турецкой войны. Главнокомандующий русской армией князь Потемкин-Таврический прислал в Санкт-Петербург победную реляцию, а вскоре и сам прискакал к императорскому двору. Князь решил устроить торжество, которого еще не знала столица. Начало праздника отнесли на шесть часов вечера 8 мая 1791 года. |
9 мая 1911 г. в России прошел показ первой телевизионной передачи под руководством инженера-физика и изобретателя Бориса Львовича Розинга (23.04.1869, Санкт-Петербург — 20.04.1933, Архангельск). До этого момента телевидение было уделом лабораторных экспериментов с механическими системами, которые не давали качественного изображения. Розингу же удалось сделать процесс записи и воспроизведения изображения полностью электронным. За это важное достижение изобретатель был удостоен премии им. К.Г. Сименса, вручаемой Русским техническим обществом. |
В 1595 году в Туле были поселены правительством, в количестве 30 человек, русские профессиональные оружейники, называвшиеся тогда самопальными мастерами. Они были обязаны поставлять в казну пищали, за что им были даны по обельной грамоте особые права. Число оружейников постепенно росло, и они стали образовывать отдельные оружейные общины и цеха, выделывающие то или другое оружие либо отдельные части его. |
Туркмены говорят: когда Бог раздавал земли, они спали. А проснувшись, пришли к Создателю, но за нерасторопность он наделил их пустынными владениями с оазисами, чтобы могли они представить себе, как живут остальные люди. Оазис Ахал-Теке, расположенный на юге Арало-Каспийской низменности, у предгорий Копетдага, был одним из немногих благодатных мест Туркменистана. Населяли его около 90 тысяч отличавшихся воинственностью туркменских племен текинцев, состоявших как из кочевников-скотоводов (чарва), так и из оседлых земледельцев (чомур). |
Получив вызов на бой, Мстислав Удатный тотчас послал за Константином. Князья – союзники обсудили сложившееся положение и повторно привели Константина Всеволодовича к крестному целованию на том, что он не изменит уговору и не перейдет к братьям. Вслед за тем, в ту же ночь с 19 на 20 апреля, новгородские и смоленские полки снялись со стана и двинулись к Липице. С их приближением в лагере ростовцев поднялись приветственные крики, затрубили трубы. Это вызвало тревогу среди суздальцев – позднее новгородцы даже утверждали, будто их враги, при всей своей многочисленности, едва не обратились в бегство от этого ночного переполоха. Поутру 20 апреля союзные рати вышли на Липицкое поле в боевом порядке. Но противника тут не было. |
История домонгольской Руси полна княжескими усобицами. Однако, ни одно из сражений того времени не произвело на летописцев своим размахом и ожесточённостью такого впечатления, как битва на Липице в 1216 г. Сражение это быстро обросло легендами и по праву может считаться пиком междоусобиц дотатарского периода. |
Итак, свобода, ответственность и законность, т. е. психологически: необходимость принятия решений, борьба со страхом и долг — вот те три главные данные, на которых основано воспитание воли начальников. Приложение их у нас на практике потребует не только реформ, но подчас и коренной ломки установившихся взглядов. Но значение этих данных так велико, горечь минувших поражений так тяжела, что вряд ли кто не согласится, что каждому из нас, военных, стоит очень и очень подумать о том, как избежать этих поражений в будущем; и одним из главных средств к этому явится приложение на практике рациональных приемов воспитания и самовоспитания. |
Все вышесказанное о принципах командования оставляет впечатление, что искусство командования одним как бы прирожденно, другим же достается лишь как результат серьезного изучения и продолжительного труда над самим собой. В среде командного состава можно встретить и тех, и других, но всем нужно посоветовать не оставлять привычки к анализированию всего относящегося к военной педагогике и к выработке собственного характера. Много между нами так называемых добрых малых, людей, наделенных отличными качествами, прекрасных товарищей, но несущих свой крест изо дня в день и не желающих слышать о принципах и методах. Таких жаль, потому что при всех своих симпатичных чертах, они никогда не смогут взять себя в руки, а потому никогда и не сделаются хорошими командирами. |
Надо начинать со своей собственной особы; быть господином самого себя, уметь командовать собой; считать обязательными не только для подчиненных, но и для себя существующие принципы и законоположения. Надо нести службу, потому что сознательно и добровольно принял на себя известные обязанности, забывая о своих личных выгодах, например, о желании понравиться начальнику и о боязни не понравиться, об искательстве наград и служебных повышений или популярности. Тогда и подчиненные почувствуют, что начальник обладает силой, так сказать, сверхчеловеческой, и его самые суровые приказания будут выполняться беспрекословно. |
Утром были в Министерстве Юстиции. Секретарь Сомов. Разговор с ним о Сергее[34]. Курьер, размахивающий руками. Встреча с Унковским — разговор с ним. Хвалился, что очень занят, 30 часов он работал в сутки? Смех офицера и дамы — разговор с тремя товарищами — искали провокатора. Сказали, что только Керенский может все сделать, а министр внутр[енних] дел ничего не стоит, «вот Николая как скоро свалили, а 23 года царствовал». Дама отвратительная из Москвы желала видеть Керенского — говорила, что его хорошая знакомая. Секретарь air affair — представлялся, что очень занят. Про Керенского говорит, что он и спит тут же, а не дома — так занят. Впечатление хаоса и безпорядка — ничего не добилась. |
Но по моим наблюдениям, действительно большинство немцев из России, живущих в Германии, занимают сегодня пророссийскую позицию. Если точнее, то анти-антироссийскую. Мы против антироссийской травли в прессе, против демонизации внешней политики Путина, против антироссийских санкций. И, если у российских немцев определённую роль играют и ментальность и сентиментальное отношение к России, то у многих местных немецких патриотов это чисто прагматическое понимание наших национальных интересов. Есть чёткое понимание, что в сферу германских интересов конфронтация и, не дай Бог, новая война с Россией, никак не входят. В национальных интересах Германии, с точки зрения немецких патриотов, прежде всего – мир, сотрудничество и дружба с великим соседом Россией. Думаю, что такой прагматический подход к формулированию собственных национальных интересов является даже более крепкой основой для нормальных германо-российских отношений, чем наши сентиментальные чувства. |
В данной беседе с известным деятелем российских немцев в Германии Генрихом Даубом, главным редактором журнала "Ost-West-Panarama", активным деятелем "Национально-Консервативного движения немцев из России" (Die National-Konservative Bewegung der Deutschen aus Russland), мы затронем в основном проблемы современного этапа истории, близкого к созданию Нового мiрового порядка. Удастся ли нашему общему геополитическому врагу вновь нас столкнуть друг с другом (вопреки тому, что геополитические интересы Германии и исторической России нигде не сталкиваются, наоборот: мы издавна хорошо дополняем друг друга) – или же еще можно оказать ему коллективное сопротивление? – М.Н. |
Военные конфликты и социальные потрясения становятся для государства не только экстремальной «проверкой на прочность», но и приводят к невиданному в обычное время всплеску преступности, криминализации общества. Особенностью «Русской смуты» 1917-начала 1920-х гг. и одним из ее итогов стал крах веками существовавшей государственност |
Верно слово Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаты отпали от церкви Христовой, — и они не с нами, не единомысленны с нами, враждуют против нас сильно, гонят нас на смерть, притесняют всячески за веру нашу, осмеивают ее и нас и делают нам всякие пакости, особенно в главных местах их поселений; они явно идут против Христа и Его церкви, не почитают Животворящего Креста, икон, св. мощей, не уважают постов, св. догматов веры спасительной. Они не с нами, а против нас и против Христа. Обрати их, Господи, к Истинной церкви Твоей и спаси их. |
Россия – страна неизвестная русским. Подавляющее большинство русских людей не ведают ни своей истории, ни своих традиций, ни особенностей жизни областей, более или менее далёких от их собственного ареала жизни. Наши соотечественники спешат узнать Европу, Индию, Африку, иные страны и континенты, но лишь единицы готовы последовать совету великого Гоголя и «проездиться по России». Бог даровал русским необъятное и богатейшее царство, мы же, не давая себе труда познать его, устремляемся, подобно блудному сыну, в чужие края, обольщаясь их призраками… |
Но над всей совокупностью нравственных сил, составляющих жизненную сущность армии, господствуют две главные воинские добродетели — дисциплина и воинская честь, которые выше всего, ибо составляют основу нравственного существа армии. Профессиональная воинская честь основывается на чувстве чести вообще, свойственной не только воину, но и всякому человеку. Воинская честь, личная или корпоративная, есть высшее проявление нравственных качеств отдельного бойца или целого полка. Непоколебимая верность Царю и Отечеству, своему знамени, храбрость и дисциплина — вот главнейшие основы специальной воинской чести. |
11 апреля 1857 года императором Александром II был учрежден государственный герб Российской Империи. Это был не первый герб с двуглавым орлом, который закрепился в российской геральдической традиции еще несколько веков назад, но это был первый герб, закрепленный законодательно. Он просуществовал до самого конца империи, лишь раз подвергнувшись незначительным изменениям. |
Как же выглядит теперь столь модное ныне движение "экуменизма", с точки зрения такого вполне ясного и категоричного учения Слова Божия? Не есть ли оно - сплошная ложь, несвойственная истинной Церкви и нетерпимая в Ней? Требуя от христиан полного единомыслия и единодушия в своей среде, Слово Божие столь же ясно и категорично говорит о том, как истинные христиане должны относиться к искажающим истинное учение Церкви лжеучителям- еретикам: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Так ли поступают современные "христиане" - или они "стыдятся" требований Слова Божия как "устарелых," "отставших от века", недостаточно "прогрессивных"? Вот почему лгут на Истину все эти "экуменисты" и всякого рода современные "объединители", стремящиеся соединить несоединимое: Правду с беззаконием, Свет со тьмою, Христа с Велиаром, вернаго с неверным (2 Кор. 6, 14-15). |
15 апреля 1836 года обнародован указ царя Николая I о начале сооружения Царскосельской железной дороги — первой железной дороги в России |
Если мы говорим об освещении судьбы России, то, как поэт, я не считал нужным высказывать личную точку зрения относительно войны с Германией, свержения Государя и прихода к власти большевиков. Поэт очень остро чувствует и глубоко переживает происходящие в обществе перемены и потому способен предвидеть развитие ситуации в стране. Однако для того, чтобы достичь такого просветления души и ума, он должен быть отрешен от политических баталий и описания лавинного хода событий. Поэт должен быть сосредоточен на своем мироощущении, которое неразрывно связано с духовной атмосферой общества. Подобная позиция не означает, что поэт полностью отказывается от диалога с современностью, плывет по течению и сосредотачивается исключительно на созерцании. Поэт изменяет действительность и вершит историю с помощью творчества, которое должно затрагивать гораздо более глубокие темы, чем государственный переворот или очередная революция. Ведь все эти события – лишь производная тех чувств, что испытывает человек. |
Патриотизм есть жертвенное служение интересам своей страны, служение, не допускающее корысти и преобладания личных амбиций. Только такое служение, с полной отдачей ему всех душевных и физических сил, может возродить Россию. Не мёртворождённые и нежизнеспособные доктрины, но живое и трепетное чувство к своему Отечеству необходимо для оздоровления его. Но прежде чем оздоровлять, как говорится, «исцелися сам». Не должно больше допускать к врачеванию государственного организма липовых докторов с поддельными дипломами и нечистыми руками, как это было раньше и продолжается до сих пор. |
О том, что происходит на линии фронта и почему сейчас как никогда важно всем армейским командирам сплотиться и отбросить личные амбиции, рассказал командир с позывным "Крест". Его мнение однозначно: новый, еще более жесткий виток войны неминуем, и Украина попытается взять реванш за все свои поражения и захлебнувшиеся атаки. |
Начальник должен усугублять нравственные силы подчиненных тем гордым сознанием своего достоинства, которое дается, когда начальник не упускает случая, особенно публично, оказать подчиненным знак своего внимания и уважения. Они имеют на это право, которое им дает носимое ими звание. Огромную ошибку делают те начальники, которые третируют младших, как мальчишек или как величину, не имеющую значения. Откуда у них возьмется любовь к службе, если начальство как бы говорит, что они ни на что не годны и вся их деятельность ничего не стоит? Служебные отношения должны всегда основываться на той особой воинской вежливости, которая одновременно свидетельствует о достоинствах отдающего приказания и исполняющего их. |
О возможности возрождения в России монархической формы правления в Программе ВСХСОН ничего прямо не говорилось. Слово «монархия» в этом документе вообще не употребляется. Но, как справедливо замечает профессор Джон Дэнлоп, форма избрания и функции главы государства в том виде, в каком они изложены в Программе ВСХСОН, – ясно указывают на монарха. «ВСХСОН, – пишет Дэнлоп, – предвидит обновленную монархию, пользующуюся уважением и поддержкой народа, управляющую страной в сотрудничестве с синдикальными объединениями и корпорациями… Следует однако подчеркнуть, что ВСХСОН рассматривает эту часть Программы как возможное решение…, считая, что окончательный выбор должен совершиться после свержения коммунистической диктатуры»[i]. |
Попыткой объединения всей правой эмиграции, оставляя в стороне проблему "ориентаций" и престолонаследия, и стал Всезарубежный съезд, проходивший с 4 по 11 апреля 1926 г. в Париже, в шикарном отеле "Мажестик" под председательством сильно поправевшего П.Б. Струве. Он был известен ранее как автор программы ленинской РСДРП, затем как кадетский деятель, теперь уже как монархист-правоцентрист, издававший наиболее известную право-центристскую газету эмиграции "Возрождение". Вокруг этой газеты и происходила подготовка съезда с целью создать общеэмигрантское представительство, альтернативное структурам, созданным масонами с помощью Лиги Наций, выдававшей эмигрантам знаменитые "нансеновские паспорта". |
Должно сказать, что весьма худа политика, основывающая своё влияние лишь на материальной стороне. Такое влияние никогда не будет достаточно крепким, ибо всегда может найтись тот, чей кошелёк окажется толще. Всякая экспансия должна быть основана на духе. На культуре. Мы потеряли Украину именно оттого, что забыли об этом и позволили оторвать её от русских корней, от нашей общей культуры, подменить оную чужеродной. Посмотрим, как действует англо-саксонская цивилизация в лице США для укрепления своего влияния: их язык стал по факту языком мирового общения, их музыка (пусть и самая дегенеративная), их кино (пусть и самое пошлое) заполонили весь мир. Эту угрожающую культурную экспансию мы можем наглядно наблюдать в самой России. Культура – величайшая сила, которую нельзя недооценивать. Именно она, в конечном счёте, формирует образ страны. Ведь каждый народ, каждое государство мы олицетворяем с его гениями, будь то Шекспир, Бальзак, Гёте, Бетховен, Верди, Рембрант, Веласкес… Именно обаяние культуры влечёт нас к тем или иным странам и народом, пробуждает любовь к ним. Россия обладает величайшей в мире культурой. Русское Слово, русская живопись, русская музыка, театр, кинематограф – сколько гениев дали они миру! Это – золотой фонд наш, которым нужно умело распоряжаться, беречь и преумножать. Культура, к которой относятся у нас теперь столь небрежно, является стратегической отраслью, ибо именно она влияет на умы и души, направляет их. А потому культуре нашей требуется самое пристальное внимание. |
Простите за кощунственный вопрос, он был бы совершенно невозможен в иные — «славные», т. е. нормальные для России времена. Теперь же этот дерзкий вопрос задают и внутренние, и внешние враги наши, и некоторые с презрительной усмешкой отвечают: нет! Как дух уныния, проклятый Богом, в сердце многих-многих Русских заползает то же скверное внушение: «Россия воевать не может…» |
Наш народ принято ругать. Говорят, мы лентяи, пьяницы, необязательные люди, тащим в дом всё, что плохо лежит. На самом деле мы такие же, как американцы или европейцы. Русская диаспора живёт в США и Европе — и ничем там наши люди от местных не отличаются. Просто у себя дома мы находимся в условиях, которые культивируют в нас множество человеческих недостатков. И к условиям этим мы очень хорошо адаптируемся. |
Спустя лет шесть или семь, кажется, в 1850 или 1851 году, в Париже появилась книга [iii], посвященная вопросу о большей или меньшей вероятности обращения России в латинство. Автором ее был тот же ваш собрат. Сама по себе она замечательна только как признак крайней непроизводительности иезуитского воображения; в ней повторялись давным-давно выветрившиеся софизмы графа Местра с примесью нескольких, произвольно выхваченных и, разумеется, перетолкованных фактов; но все это служило только поводом или предлогом воспользоваться тогдашним настроением России. Книга вашего собрата появилась в очень для нас памятную эпоху, когда мы почему-то заразились чужим испугом и «убоялись страхом великим идеже страха не бе». Кто раздувал этот безотчетный, слепой и в то же время злобный страх, тот мог надеяться на успех. Ваш собрат это знал и указал пальцем на славянофилов как на кружок, в котором будто бы вырабатывалась русская национальная формула революционной идеи. Я знаю, что в те времена и у нас ходили такие же бредни; но они распускались людьми, не знавшими тех, кого они подозревали, или неспособными понимать их. Не таков был ваш собрат; по прежним личным своим связям он знал и, насколько был умственно развит, - понимал. |
Принцип социальности отнюдь не случайно был внесён социал-христианами в название организации: вслед за христианством он составлял один из ключевых элементов мировоззрения и Программы ВСХСОН. И если христианство подпольщики противопоставляли материализму и противобожию, то социальность – социализму. О социальности как об антиподе социализма говорил и русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954). В своей работе «Крах социализма» он, в частности, писал: «”Социальный” и “социалистический” совсем не равнозначные понятия. Мыслить и чувствовать “социально” значит заботиться о своих согражданах и особенно о слабых и нуждающихся; это значит бороться против эксплуатации человека человеком; это значит иметь душу братски-сострадательную, искать справедливости; это значит строить народное благосостояние на благосостоянии всех граждан, взятых порознь; это значит будить и оживлять качественные, творческие силы человеческого инстинкта и человеческого духа во всех слоях народа. Вот что значит мыслить и чувствовать социально. И вот эта сущность дела вытекает целиком из христианского духа, а не материализма и безбожия: в материализме и безбожии оказывается заложено обратное. Отсюда вывод: кто мыслит социально – совсем не должен быть марксистом, безбожником и социалистом; а кто идёт за материализмом, безбожием и социализмом, тот будет действовать анти-социально. |