Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Кологривова Лидия Александровна (?— 20.03.1915), поэтесса, монархистка, член Русского Монархического Собрания (РуМоСо). Из известного княжеского рода Рюриковичей. Дочь кн. Александра Ивановича Ухтомского (1791—после 1854), полковника, участника Отечественной войны 1812 года и Марии Дмитриевны (1802—?), урожд. кнж. Голицыной. Получила образцовое воспитание и хорошее образование. Ее муж — ученый-историк, сотрудник Императорского С.-Петербургского Археологического института С. Н. Кологривов (1856—после 1918) — также принимал участие в монархическом движении в Москве, был членом ряда московских патриотических организаций. Кологривова получила известность среди правых своими патриотическими стихотворениями, без которых не обходился практически ни один монархический вечер. Первая книга — сборник стихов трех поэтесс — вышла в 1902 и получила хорошие отзывы. В 1903 выпустила собственный сборник стихов. В 1903—1904 сотрудничала в журнале «Вестник Европы», а с 1905 стала постоянной сотрудницей ведущей правой газеты «Московские ведомости», где по субботам и воскресеньям печатались ее стихотворные отклики на текущие исторические события. Автор большого числа стихов на религиозную тематику («Воскресение Христово», «Иоанн Креститель», «Рождественская ночь», «Саровская пустынь», «Молитва» и др.). В годы Русско-японской войны и революционной смуты 1905—1907 Кологривова проявила себя как писательница, обладавшая глубоким патриотическим чувством.
Кологривова принимала непосредственное участие в монархическом движении, одной из первых она стала членом РуМоСо. Ее стихотворение «Русь идет» было очень популярно среди монархистов. В нем были такие строки: «В борьбе коварной и неравной/ Изнемогал наш край родной,/ В пыли был попран стяг державный/ Крамол мятежною толпой./ Но день настал, страна прозрела,/ Пришел к сознанию народ,/ И клич врагам кидает смело:/ «Долой с дороги! Русь идет!». Патриотической и монархической тематике были посвящены и многие другие стихотворения поэтессы: «Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Россия для Русских», «Черная Сотня» и др. В стихотворении «Черная Сотня» Кологривова гордо заявляла о своей приверженности к черносотенцам: «Когда неистовой хулою/ Русь заливал крамольный вал,/ Нас встретил враг насмешкой злою,/ И Черной Сотней нас прозвал./ Названье приняли мы смело/ Мы им довольны и горды,/ На общее сплотило дело/ Оно могучие ряды./ И наша рать для славной брани/ Растет и крепнет шаг за шаг,/ И замер смех в мятежном стане./ Увидел изумленный враг,/ Что шуткой наглой и задорной/ Не омрачился наш восход,/ То, что считал он Сотней Черной,/ То — православный наш народ». В 1912 вышел последний сборник поэтессы, хотя отдельные стихотворения продолжали публиковаться на страницах правой печати до самой кончины Кологривовой. Она скончалась в Страстную пятницу после тяжелой и продолжительной болезни в своем имении в с. Милет Богородицкого у. Московской губ. Похоронена на второй день Пасхи в имении. Отпевал Кологривову видный монархический деятель, сщмч. о. И. И. Восторгов. В прощальном слове у гроба он отметил, что Кологривова посвятила «свое перо, свое вдохновение не суете мира и не случайным и кратковременным интересам жизни, а тому, что называется интересами и вопросами высшего порядка. В век, когда перо литератора и даже поэта столь часто служило неверию и глумлению над верой, нравственностью, над Церковью, над высокими патриотическими чувствами, над подвигами верности, благородства и служения долгу; в век, когда творчество поэтов столь часто отдается воспеванию плоти, греха, позора, злобы, ненависти; в век, когда слово поэтическое стало продажным и служило столь часто наемником у модных или господствующих посредством наглости и засилья политических и общественных течений и партий, — слово ныне поминаемой поэтессы, Лидии Александровны Кологривовой, всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Бесконечного. Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежит ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления. Сколько прекрасных и трогательных строк вылилось из-под ее пера в честь и славу Христа Воскресшего и в знаменование пасхальной радости! Они впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений, и долго <...> будут напоминать родному русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях русской женщины-поэта. Сколько стихотворений патриотических, согретых огнем любви, воодушевления и любви, написано ею, — и написано в такое время, когда всякое патриотическое воодушевление подвергалось насмешкам и преследованию!» А. Иванов, А. Степанов Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.
Поэтическое творчество Лидии Кологривовой было хорошо известно в начале ХХ в. Без прочтения ее стихотворений не обходился практически ни один монархический вечер. В 1903-1904 гг. Кологривова сотрудничала в журнале "Вестник Европы", а с 1905 г. стала постоянной сотрудницей ведущей правой газеты "Московские ведомости", где по субботам и воскресеньям печатались ее стихотворные отклики на текущие исторические события.
Особое место в творчестве поэтессы занимала православная тематика ("Воскресение Христово", "Иоанн Креститель", "Рождественская ночь", "Саровская пустынь", "Молитва" и др.). В годы Русско-японской войны и революционной смуты 1905-1907 Кологривова проявила себя как писательница, обладавшая глубоким патриотическим чувством. Поэтесса принимала непосредственное участие в монархическом движении, одной из первых она стала членом Русского Монархического Собрания в Москве. Патриотической и монархической тематике были посвящены многие стихотворения Кологривовой: "Наши исконные заветы", "О, Русь!", "Россия для Русских", "Русь идет!", "Черная Сотня" и др. В стихотворении "Черная Сотня" Кологривова гордо заявляла о своей приверженности к черносотенцам: Кологривова скончалась в Страстную пятницу после тяжелой и продолжительной болезни в своем имении в с. Милет Богородицкого у. Московской губ. Отпевал поэтессу видный монархический деятель, сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов. В прощальном слове у гроба он отметил, что Кологривова посвятила "свое перо, свое вдохновение не суете мира и не случайным и кратковременным интересам жизни, а тому, что называется интересами и вопросами высшего порядка. В век, когда перо литератора и даже поэта столь часто служило неверию и глумлению над верой, нравственностью, над Церковью, над высокими патриотическими чувствами, над подвигами верности, благородства и служения долгу; в век, когда творчество поэтов столь часто отдается воспеванию плоти, греха, позора, злобы, ненависти; в век, когда слово поэтическое стало продажным и служило столь часто наемником у модных или господствующих посредством наглости и засилья политических и общественных течений и партий, – слово ныне поминаемой поэтессы, Лидии Александровны Кологривовой, всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Бесконечного. Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежит ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления. Сколько прекрасных и трогательных строк вылилось из под ее пера в честь и славу Христа Воскресшего и в знаменование пасхальной радости! Они впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений, и долго <…> будут напоминать родному русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях русской женщины-поэта. Сколько стихотворений патриотических, согретых огнем любви, воодушевления и любви, написано ею, – и написано в такое время, когда всякое патриотическое воодушевление подвергалось насмешкам и преследованию!" Ее муж – ученый-историк, сотрудник Императорского С.-Петербургского Археологического института С.Н.Кологривов также принимал участие в монархическом движении в Москве, был членом ряда московских патриотических организаций. Русская линия ...видная московская монархистка, поэтесса Л.А. Кологривова, взяв в качестве эпиграфа слова В.А. Грингмута, сказанные им в 1906 году: "Россия должна быть для Русских. Россия, это – наше добро, которое мы приобрели своими многовековыми трудами, трудами угодников Русских, Русских Царей и Русского народа", развила их в стихотворной форме:
"Святой молитвой и трудом, Снося невзгоды и страданья, Народ свой отчий строил дом, Слагал Руси державной зданье. Терпя неволи страшный бич, В борьбу и мир, без перемены, За кирпичом он клал кирпич И возводил все выше стены. И вот чертог его готов, Широко дверь раскрыта дома, И он соседей и рабов Зовет на пир в свои хоромы. Хотя страны подвластный сын Здесь встретил ласку и вниманье, Народ лишь Русский – господин, Просторный дом – его созданье. Хозяин полный он всему, Своими все создав трудами, И место первое – ему В углу палат под образами. Напрасно праздная молва Чужим пророчит одоленье, Он за исконные права Восстанет в мощном единеньи; Он все попытки отразит И волей твердою и стойкий Свое владенье закрепит Над дорогой своей постройкой. Прочь руки! Кровью и трудом Народ родное строил зданье И не отдаст свой отчий дом Он пришлецам на поруганье" | |
| |
Просмотров: 1853 | |