Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 25.11.2024, 14:01
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Наталья УРАКОВА. О духовных причинах смерти Н.В.Гоголя. Часть 3

С роковой ночи на 12 февраля для Гоголя, видимо, исчезло все, что связывало его с этим миром. В течение целой недели он предстоял перед смертью, ожидая ее каждую минуту, «всякое ныне житейское отложив попе­чение». Внешне он «сделался еще мрачнее прежнего. Сидел в креслах по це­лым дням в халате, протянувши ноги на другой стул, перед столом, не пус­кая к себе почти никого, и еще меньше говорил» [67]. Пищу принимал не­охотно и очень понемногу» [68]. Что происходило в душе Гоголя, в это время — навсегда останется загадкой. Последние записки, его слова и действия, со­храненные в памяти друзей и знакомых, отрывочны. И все они только под­тверждают свидетельство о. Матфея: «Он прежде говорил, что ему «нужен ду­шевный монастырь», а перед смертью он еще сильнее пожелал его» [69].В четверг сказал: «Надо меня оставить, я знаю, что умру» [70]. « Когда граф для рассеяния начал с ним говорить о предметах, весьма близких к нему и которые не могли не занимать его прежде <...>.. он возражал с благоговейным изумлением: «Что это вы говорите? Можно ли рассуждать о таких вещах, когда я готовлюсь к такой минуте?» [71]. «В эти дни он делал графу некоторые неважные <а на самом деле очень важные [72]> завещания насчет своего человека и проч. и рассылал последние карманные деньги бедным и на свечку» [73]. «Он смотрел, как человек, для которого все задачи решены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны» [74]. Каждый день он «слушал молитвы, читаемые священником. «Какие молитвы вам читать? — спрашивал священник. — Все хорошо, читайте, читайте!» [75].

Около 17 февраля (воскресенье) граф рассказал митрополиту Филарету о болез­ни Гоголя. «Тот прослезился и сказал, что на Гоголя надо было действовать иначе; следовало убеждать его, что спасение не в посте, а в послушании, <...> поручил сказать ему от себя, что он его просит непрекословно исполнять назначения врачебные во всей полноте» [76]. В понедельник 18 февраля Гоголь исповедовался, причащался и соборовался. Все положенные на Соборовании Евангелия он выслушал «в полной памяти, в присутствии всех умственных сил своих, с сокрушением полного молитвой сердца, с теплыми слезами» [77]. По воспоминаниям В. О. Шервуда, в тот же день к Гоголю приехал И. В. Капнист. Он и «еще несколько друзей и все они стоят в комнате, где лежал на диване Н. В. Он был лицом к стенке дивана, на которой висела икона». Из неосторожного разговора присутствующих Гоголь ясно мог понять, что они считают его умалишенным. В эту минуту он просит вице-губернатора Капниста посодействовать служебному продвижению сына своего духовника, который служил в его канцелярии. «Кто же в это время имел больше здравого смысла и справедливого отношения к жизни?» — пишет Шервуд [78].



Предсмертные записки Гоголя
 

Сохранившиеся записки, написанные Гоголем в эти дни, загадочны. В качестве возможного источника одной из них («Помилуй меня грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!») можно привести краткую молитву из чинопоследования великого повечерия: «Непобедимая, непостижимая и Божественная Сила Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных» [79].

Гоголь отказывался от медицинской помощи, как бы предчувствуя в этом источник мучений. Как параллель можно привести слова, сказанные не­задолго до смерти святителем Игнатием Брянчаниновьм: «Прошу, когда я буду умирать, не вздумайте посылать за доктором, дайте мне умереть христиа­нином, — не подымайте суматохи» [80].

Вокруг Гоголя суматоха была поднята, и это омрачило последние два дня его жизни и помогло ему скорее умереть. И все-таки, по свидетельству Шевырева, одними из последних слов, сказанных им еще в полном сознании, были слова: «Как сладко умирать!» [81]. Е. Ф. Вагнер, теща Погодина, присутст­вовавшая при последних минутах Гоголя, свидетельствует, что в последнюю ночь он был «без памяти, немного бредил, по-видимому, он не страдал, ночь всю был тих, только дышал тяжело; к утру дыхание сделалось реже и реже, и он как будто уснул» [82].



Гоголь в гробу
 

Доктор Тарасенков, прибывший через два часа после смерти Гоголя, пи­шет, что «лицо умершего выражало не страдание, а спокойствие и ясную мысль, унесенную с собою за гроб» [83].




Посмертная маска Гоголя, сделанная скульптором Н.А.Рамазановым

4

В связи с похоронами Гоголя вышла "распря" (как написал Хомяков [84]). Друзья хотели отпевать его в приходской церкви Преподобного Симеона Столпника, которую он очень любил и всегда посещал. Но по настоянию властей тело Гоголя в пятницу, 22 февраля, было перенесено в университетскую церковь — «почти салон, куда не входит ни нищий, ни простолюдин» [85]. Друзья Гоголя, к несчастью рассеявшиеся в тот момент, говорили, что «это отпевание акт, а не молитва» [86].



Университетский Храм Мученицы Татианы
 

Отпевали Гоголя во вторую неделю Великого Поста, а «сороковины» пришлись на понедельник Светлой седмицы. В Даниловом монастыре была отслужена панихида, и присутствовавшие на ней отмечали всеобщее настроение пасхальной радости. «Верно вы слыхали в детстве,— писал М. П. Погодин к А. О. Смирновой,— вот если б пришел кто-нибудь с того света сказать... Представьте себе, что не кто-нибудь один приходит с того света, а тысячи текут и проповедуют перед вашими глазами... больше их и больше, несметное множество... Воскресение, воскресение, воскресение..» [87]. За поминальной тра­пезой было прочитано заключительное письмо из «Выбранных мест из пе­реписки с друзьями» о празднике Светлого Христова Воскресения — последнее, что было напечатано Гоголем. «Можете себе представить, какую силу получило каждое его слово, само по себе сильное, теперь послышавшееся из могилы, запечатленное великой печатью смерти и бессмертия, священный голос с того света,» — отметил Погодин [88].



Могила Н.В.Гоголя в Свято-Даниловом монастыре
 

Смерть Гоголя примирила между собой его рассорившихся друзей: С. Т. Аксакова с С. П. Шевыревым и М. П. Погодиным, Ю. Ф. Самарина с Погодиным. Последний записал в дневнике 29 марта: «А есть, действительно, в смерти Гоголя что-то примиряющее и любовное» [89]. Как здесь не вспомнить слова из «Переписки»: «Я даже уверен, что когда буду умирать, со мной простятся весело все меня любившие: никто из них не заплачет и будет гораздо светлее духом после моей смерти, чем при жизни моей» [90].

5

В заключение приведем несколько отзывов о смерти Гоголя. Два из них принадлежат его близким по духу друзьям, а два других — духовным лицам, и все они не характерны в общей массе горестного плача о гибели худо­жественного таланта.

Стоящий на пороге смерти В. А. Жуковский писал П. А. Плетневу: «Для нашей литературы — он потеря незаменимая. Но жалеть ли о нем для него? Его болезненная жизнь была и нравственным мучением. <,..> Гоголь, стоя­щий четыре дня на коленях, окруженный образами, говорящий тем, которые о нем заботились: «оставьте меня, мне хорошо,» — как это трогательно! Нет, не вижу суеверия. Это набожность человека, который с покорностью держится установлений Православной Церкви. Что возмутило эту страждущую душу в последние минуты, я не знаю, но он молился, чтобы успокоить себя, как мо­лились в эти минуты многие святые отцы нашей Церкви, и, конечно, в эти минуты ему было хорошо, как он сам говорил. Путь, которым он вышел из жизни, был самый успокоительный и самый утешительный для души его. <...> Так никому по себе неизвестно, что хорошо другому по свойству, и эта молитва на коленях четыре дня уже есть нечто, вселяющее глубокое благо­говение, так бы он умер, если бы, послушавшись своего естественного при­звания, провел бы жизнь в монашеской келье» [91].

Кн. В. И. Репнина спустя много лет написала в своих воспоминаниях: «Я понимаю, что Гоголь сжег свое последнее творение, и не понимаю С. Т. Аксакова и недоумения многих по поводу того, что Гоголь под конец своей жизни не остался прежним Гоголем, юмористом, а сделался истинным христианином. Все и вся должно исчезнуть; в новом, обновленном мире тленное не будет иметь места, и Гоголь, обновленный в Царстве Небесном, уже не Гоголь земной, но бессмертная ликующая душа, славословящая: «Свят! Свят! Свят!» [92].



Фрагмент картины А.А.Иванова "Явление Христа народу". Центральная фигура фрагмента "Ближайший" написана с Н.В.Гоголя.
 

Оптинские предания о Гоголе очень оптимистичны. Старец Варсонофий рассказывал, что старец Макарий предчувствовал приход Гоголя: «В Евангелии рассказывается, что при приходе еллинов к Иисусу Христу Он возрадовался духом и произнес: . «Ныне прославится Сын Человеческий и Бог прославится в Нем». Так, вероятно, и старец Макарий предчувствовал великое прослав­ление, но не себя, а гениального писателя Н. В. Гоголя» [93].

Оптинский иеромонах о. Климент (Зедергольм), близко знавший гафа А. П.. Толстого, так говорил: «Размышляя о кончине Гоголя, я всегда повто­ряю мысленно: «узрят кончину праведника и не уразумеют, что усоветова о нем Господь» [94]. (Это изречение было начертано на гробнице И. В. Киреевского и Оптиной Пустыни и взято из книги Премудрости Соломона (см. разд. 2)).

В Евангелии Спаситель сказал своим ближайшим ученикам: «Чашу Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися, а еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего» (Мф, 20, 23). Тем менее имеем мы право поверхностно судить о том, что перевесит а посмертной участи Гоголя: покаяние, добрые дела и хрис­тианская кончина или же «внутренняя нечистота». Сие единому Богу ведомо.

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Барсуков Я. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб, 1895. Кн. 11. С. 547.
  2. Погодин М. II. Кончина Гоголя // Москвитянин. 1852. № 5. С. 49.
  3. Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1897. Т. 4. С. 869.
  4. Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. М., 1902. С. 13.
  5. Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990. С. 541.
  6. Нилус С. А. Великое в малом. Сергиев Посад, 1911. С. 132.
  7. Там же. С. 131.
  8. Благова Т. И., А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М., 1994. С. 42.
  9. Флоренский П. А. Критика. // Богословский вестник. 1916. № 7-8. С. 67.
  10. Там же.
  11. Там же. С. 564-567.
  12. Там же. С. 568.
  13. Осипов А. И. Основное богословие. М., 1994. С. 77.
  14. Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991. С. 56.
  15. Шенрок В. И. Материалы... Т.4. С. 870.
  16. Шенрок В. И. Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой // Русская старина. 1902. Т. 110. С. 446-447.
  17. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем // Русский архив. 1890. № 8. С. 197.
  18. Аксакова В. С. Дневник. СПб., 1913 С. 165.
  19. Земенков Б. С. Гоголь в Москве. М., 1954. С. 90.
  20. Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 526.
  21. Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 10. С. 319.
  22. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 852-853.
  23. Белышева А. Тайна смерти Гоголя // Нева. 1967. № 3. С. 170-181. Воро­паев В. А., Песков А. М. Последние дни жизни Гоголя и проблема вто­рого тома «Мертвых душ» // Вопросы литературы. 1986. № 10.
  24. Аксаков С. Т. Цит. соч. С. 197.
  25. Свт. Игнатий Брянчанинов. Цит. соч. С. 106-107.
  26. Аксаков С. Т. Цит. соч. С. 198.
  27. Аксакова В. С. Цит. соч. С. 166.
  28. Там же.
  29. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 268.
  30. Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 531.
  31. Аксакова В. С. Цит. соч. С. 168.
  32. Филиппов Т. И. Воспоминания о графе А. П. Толстом // Гражданин. 1874. № 4. С. 109.
  33. Грешищев Н. Очерк жизни в Бозе почившего ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского // Странник. 1860. № 2. С. 279.
  34. Филиппов Т. И. Цит. соч. С. 108.
  35. 35: Образцов Ф., прот. о. Матфей Константиновский. По моим воспоминани­ям // Тверские епархиальные ведомости. 1905. № 5. С. 137.
  36. Тарасенков А. Т. Цит. соч. С. 15.
  37. Образцов Ф. Цит. соч. С. 139.
  38. Там же. С. 140.
  39. Там же. С. 141.
  40. Там же.
  41. Шенрок В. И. Письмо ... С. 440.
  42. Аксакова В. С. Цит. соч. С. 169.
  43. Аксаков С. Т. Цит. соч. С. 199.
  44. Барсуков Н. II. Цит. соч. кн. 11. С. 532.
  45. Дурылин С. Н. Неизданное письмо о. Матфея к Гоголю // Весы. 1909. № 4. С. 65.
  46. Тарасенков А. Т. Цит. соч. С. 17.
  47. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 852.
  48. Шенрок В. И. Письмо... С. 441.
  49. Гоголь Н. В. ПСС. 1952. Т. 14. С. 271.
  1. Шенрок В. И. Письмо... С. 441.
  2. Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 531.
  3. Шенрок В. И. Письмо... С. 441.
  4. Там же.
  5. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 870.
  6. Там же. С. 854.
  7. Филиппов Т. И. Цит. соч. С. 110.
  8. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 853.
  9. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. Париж, YMСA-press, 1976. С.142—143.
  10. Воропаев В. А., Песков А. М. Цит. соч.
  11. Шенрок В. И. Письмо... С. 442.
  12. Барсуков И. П. Цит. соч. кн. 11. С. 533.
  13. Там же.
  14. Там же. С. 534.
  15. Мочульский К. Цит. соч. С. 143.
  16. Образцов Ф. Цит, соч. С. 139.
  17. Дурылин С. Н. Цит. соч. С. 65.
  18. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 854.
  19. Тарасенков А. Г. Цит. соч. С. 23.
  20. Образцов Ф. Цит. соч. С. 138.
  21. Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 535.
  22. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 855.
  23. Дурылин С. Н. Дело об имуществе Гоголя // Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. М., 1936. Т. 1. С. 365.
  24. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 857.
  25. Там же.
  26. Тарасенков А. Т. Цит. соч. С. 23.
  27. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 858.
  28. Шенрок В. И. Письмо... С. 444.
  29. «Меня очень занимал Гоголь..». Из записок В. О. Шервуда // Литературная газета. 1926, 9 апреля.
  30. Часослов. М, изд-во Московской Патриархии. 1990. С. 188.
  31. Свт. Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. М., 1993. Т. 1. С. 72.
  32. Шенрок В. И. Письмо... С. 445.
  33. Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 535.
  34. Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 863.
  35. Там же. С. 870.
  36. Там же. С. 871.
  37. Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 538.
  38. Там же. С. 550.
  39. Там же. С. 551.
  40. Там же. С. 554.
  41. Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992. С. 215.
  42. Смирнова А. О. Дневник. Воспоминания. М.,1989. С. 68.
  43. Шенрок В. И. Материалы... Т: 4. С. 869-870.
  44. Старец Варсонофий Оптинский. Беседы с духовными детьми. Самиздат. С. 38.
  45. Матвеев П. А. Гоголь в Оптиной Пустыни // Русская старина. 1903. № 2. С. 303.
Категория: Николай Васильевич Гоголь | Добавил: rys-arhipelag (12.03.2009)
Просмотров: 1290 | Рейтинг: 0.0/0