С роковой ночи на 12 февраля для Гоголя, видимо, исчезло все, что связывало его с этим миром. В течение целой недели он предстоял перед смертью, ожидая ее каждую минуту, «всякое ныне житейское отложив попечение». Внешне он «сделался еще мрачнее прежнего. Сидел в креслах по целым дням в халате, протянувши ноги на другой стул, перед столом, не пуская к себе почти никого, и еще меньше говорил» [67]. Пищу принимал неохотно и очень понемногу» [68]. Что происходило в душе Гоголя, в это время — навсегда останется загадкой. Последние записки, его слова и действия, сохраненные в памяти друзей и знакомых, отрывочны. И все они только подтверждают свидетельство о. Матфея: «Он прежде говорил, что ему «нужен душевный монастырь», а перед смертью он еще сильнее пожелал его» [69].В четверг сказал: «Надо меня оставить, я знаю, что умру» [70]. « Когда граф для рассеяния начал с ним говорить о предметах, весьма близких к нему и которые не могли не занимать его прежде <...>.. он возражал с благоговейным изумлением: «Что это вы говорите? Можно ли рассуждать о таких вещах, когда я готовлюсь к такой минуте?» [71]. «В эти дни он делал графу некоторые неважные <а на самом деле очень важные [72]> завещания насчет своего человека и проч. и рассылал последние карманные деньги бедным и на свечку» [73]. «Он смотрел, как человек, для которого все задачи решены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны» [74]. Каждый день он «слушал молитвы, читаемые священником. «Какие молитвы вам читать? — спрашивал священник. — Все хорошо, читайте, читайте!» [75].
Около 17 февраля (воскресенье) граф рассказал митрополиту Филарету о болезни Гоголя. «Тот прослезился и сказал, что на Гоголя надо было действовать иначе; следовало убеждать его, что спасение не в посте, а в послушании, <...> поручил сказать ему от себя, что он его просит непрекословно исполнять назначения врачебные во всей полноте» [76]. В понедельник 18 февраля Гоголь исповедовался, причащался и соборовался. Все положенные на Соборовании Евангелия он выслушал «в полной памяти, в присутствии всех умственных сил своих, с сокрушением полного молитвой сердца, с теплыми слезами» [77]. По воспоминаниям В. О. Шервуда, в тот же день к Гоголю приехал И. В. Капнист. Он и «еще несколько друзей и все они стоят в комнате, где лежал на диване Н. В. Он был лицом к стенке дивана, на которой висела икона». Из неосторожного разговора присутствующих Гоголь ясно мог понять, что они считают его умалишенным. В эту минуту он просит вице-губернатора Капниста посодействовать служебному продвижению сына своего духовника, который служил в его канцелярии. «Кто же в это время имел больше здравого смысла и справедливого отношения к жизни?» — пишет Шервуд [78].
Предсмертные записки Гоголя
Сохранившиеся записки, написанные Гоголем в эти дни, загадочны. В качестве возможного источника одной из них («Помилуй меня грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!») можно привести краткую молитву из чинопоследования великого повечерия: «Непобедимая, непостижимая и Божественная Сила Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных» [79].
Гоголь отказывался от медицинской помощи, как бы предчувствуя в этом источник мучений. Как параллель можно привести слова, сказанные незадолго до смерти святителем Игнатием Брянчаниновьм: «Прошу, когда я буду умирать, не вздумайте посылать за доктором, дайте мне умереть христианином, — не подымайте суматохи» [80].
Вокруг Гоголя суматоха была поднята, и это омрачило последние два дня его жизни и помогло ему скорее умереть. И все-таки, по свидетельству Шевырева, одними из последних слов, сказанных им еще в полном сознании, были слова: «Как сладко умирать!» [81]. Е. Ф. Вагнер, теща Погодина, присутствовавшая при последних минутах Гоголя, свидетельствует, что в последнюю ночь он был «без памяти, немного бредил, по-видимому, он не страдал, ночь всю был тих, только дышал тяжело; к утру дыхание сделалось реже и реже, и он как будто уснул» [82].
Гоголь в гробу
Доктор Тарасенков, прибывший через два часа после смерти Гоголя, пишет, что «лицо умершего выражало не страдание, а спокойствие и ясную мысль, унесенную с собою за гроб» [83].
Посмертная маска Гоголя, сделанная скульптором Н.А.Рамазановым
4
В связи с похоронами Гоголя вышла "распря" (как написал Хомяков [84]). Друзья хотели отпевать его в приходской церкви Преподобного Симеона Столпника, которую он очень любил и всегда посещал. Но по настоянию властей тело Гоголя в пятницу, 22 февраля, было перенесено в университетскую церковь — «почти салон, куда не входит ни нищий, ни простолюдин» [85]. Друзья Гоголя, к несчастью рассеявшиеся в тот момент, говорили, что «это отпевание акт, а не молитва» [86].
Университетский Храм Мученицы Татианы
Отпевали Гоголя во вторую неделю Великого Поста, а «сороковины» пришлись на понедельник Светлой седмицы. В Даниловом монастыре была отслужена панихида, и присутствовавшие на ней отмечали всеобщее настроение пасхальной радости. «Верно вы слыхали в детстве,— писал М. П. Погодин к А. О. Смирновой,— вот если б пришел кто-нибудь с того света сказать... Представьте себе, что не кто-нибудь один приходит с того света, а тысячи текут и проповедуют перед вашими глазами... больше их и больше, несметное множество... Воскресение, воскресение, воскресение..» [87]. За поминальной трапезой было прочитано заключительное письмо из «Выбранных мест из переписки с друзьями» о празднике Светлого Христова Воскресения — последнее, что было напечатано Гоголем. «Можете себе представить, какую силу получило каждое его слово, само по себе сильное, теперь послышавшееся из могилы, запечатленное великой печатью смерти и бессмертия, священный голос с того света,» — отметил Погодин [88].
Могила Н.В.Гоголя в Свято-Даниловом монастыре
Смерть Гоголя примирила между собой его рассорившихся друзей: С. Т. Аксакова с С. П. Шевыревым и М. П. Погодиным, Ю. Ф. Самарина с Погодиным. Последний записал в дневнике 29 марта: «А есть, действительно, в смерти Гоголя что-то примиряющее и любовное» [89]. Как здесь не вспомнить слова из «Переписки»: «Я даже уверен, что когда буду умирать, со мной простятся весело все меня любившие: никто из них не заплачет и будет гораздо светлее духом после моей смерти, чем при жизни моей» [90].
5
В заключение приведем несколько отзывов о смерти Гоголя. Два из них принадлежат его близким по духу друзьям, а два других — духовным лицам, и все они не характерны в общей массе горестного плача о гибели художественного таланта.
Стоящий на пороге смерти В. А. Жуковский писал П. А. Плетневу: «Для нашей литературы — он потеря незаменимая. Но жалеть ли о нем для него? Его болезненная жизнь была и нравственным мучением. <,..> Гоголь, стоящий четыре дня на коленях, окруженный образами, говорящий тем, которые о нем заботились: «оставьте меня, мне хорошо,» — как это трогательно! Нет, не вижу суеверия. Это набожность человека, который с покорностью держится установлений Православной Церкви. Что возмутило эту страждущую душу в последние минуты, я не знаю, но он молился, чтобы успокоить себя, как молились в эти минуты многие святые отцы нашей Церкви, и, конечно, в эти минуты ему было хорошо, как он сам говорил. Путь, которым он вышел из жизни, был самый успокоительный и самый утешительный для души его. <...> Так никому по себе неизвестно, что хорошо другому по свойству, и эта молитва на коленях четыре дня уже есть нечто, вселяющее глубокое благоговение, так бы он умер, если бы, послушавшись своего естественного призвания, провел бы жизнь в монашеской келье» [91].
Кн. В. И. Репнина спустя много лет написала в своих воспоминаниях: «Я понимаю, что Гоголь сжег свое последнее творение, и не понимаю С. Т. Аксакова и недоумения многих по поводу того, что Гоголь под конец своей жизни не остался прежним Гоголем, юмористом, а сделался истинным христианином. Все и вся должно исчезнуть; в новом, обновленном мире тленное не будет иметь места, и Гоголь, обновленный в Царстве Небесном, уже не Гоголь земной, но бессмертная ликующая душа, славословящая: «Свят! Свят! Свят!» [92].
Фрагмент картины А.А.Иванова "Явление Христа народу". Центральная фигура фрагмента "Ближайший" написана с Н.В.Гоголя.
Оптинские предания о Гоголе очень оптимистичны. Старец Варсонофий рассказывал, что старец Макарий предчувствовал приход Гоголя: «В Евангелии рассказывается, что при приходе еллинов к Иисусу Христу Он возрадовался духом и произнес: . «Ныне прославится Сын Человеческий и Бог прославится в Нем». Так, вероятно, и старец Макарий предчувствовал великое прославление, но не себя, а гениального писателя Н. В. Гоголя» [93].
Оптинский иеромонах о. Климент (Зедергольм), близко знавший гафа А. П.. Толстого, так говорил: «Размышляя о кончине Гоголя, я всегда повторяю мысленно: «узрят кончину праведника и не уразумеют, что усоветова о нем Господь» [94]. (Это изречение было начертано на гробнице И. В. Киреевского и Оптиной Пустыни и взято из книги Премудрости Соломона (см. разд. 2)).
В Евангелии Спаситель сказал своим ближайшим ученикам: «Чашу Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися, а еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего» (Мф, 20, 23). Тем менее имеем мы право поверхностно судить о том, что перевесит а посмертной участи Гоголя: покаяние, добрые дела и христианская кончина или же «внутренняя нечистота». Сие единому Богу ведомо.
БИБЛИОГРАФИЯ
-
Барсуков Я. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб, 1895. Кн. 11. С. 547.
-
Погодин М. II. Кончина Гоголя // Москвитянин. 1852. № 5. С. 49.
-
Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1897. Т. 4. С. 869.
-
Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. М., 1902. С. 13.
-
Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990. С. 541.
-
Нилус С. А. Великое в малом. Сергиев Посад, 1911. С. 132.
-
Там же. С. 131.
-
Благова Т. И., А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М., 1994. С. 42.
-
Флоренский П. А. Критика. // Богословский вестник. 1916. № 7-8. С. 67.
-
Там же.
-
Там же. С. 564-567.
-
Там же. С. 568.
-
Осипов А. И. Основное богословие. М., 1994. С. 77.
-
Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991. С. 56.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т.4. С. 870.
-
Шенрок В. И. Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой // Русская старина. 1902. Т. 110. С. 446-447.
-
Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем // Русский архив. 1890. № 8. С. 197.
-
Аксакова В. С. Дневник. СПб., 1913 С. 165.
-
Земенков Б. С. Гоголь в Москве. М., 1954. С. 90.
-
Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 526.
-
Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 10. С. 319.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 852-853.
-
Белышева А. Тайна смерти Гоголя // Нева. 1967. № 3. С. 170-181. Воропаев В. А., Песков А. М. Последние дни жизни Гоголя и проблема второго тома «Мертвых душ» // Вопросы литературы. 1986. № 10.
-
Аксаков С. Т. Цит. соч. С. 197.
-
Свт. Игнатий Брянчанинов. Цит. соч. С. 106-107.
-
Аксаков С. Т. Цит. соч. С. 198.
-
Аксакова В. С. Цит. соч. С. 166.
-
Там же.
-
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 268.
-
Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 531.
-
Аксакова В. С. Цит. соч. С. 168.
-
Филиппов Т. И. Воспоминания о графе А. П. Толстом // Гражданин. 1874. № 4. С. 109.
-
Грешищев Н. Очерк жизни в Бозе почившего ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского // Странник. 1860. № 2. С. 279.
-
Филиппов Т. И. Цит. соч. С. 108.
-
35: Образцов Ф., прот. о. Матфей Константиновский. По моим воспоминаниям // Тверские епархиальные ведомости. 1905. № 5. С. 137.
-
Тарасенков А. Т. Цит. соч. С. 15.
-
Образцов Ф. Цит. соч. С. 139.
-
Там же. С. 140.
-
Там же. С. 141.
-
Там же.
-
Шенрок В. И. Письмо ... С. 440.
-
Аксакова В. С. Цит. соч. С. 169.
-
Аксаков С. Т. Цит. соч. С. 199.
-
Барсуков Н. II. Цит. соч. кн. 11. С. 532.
-
Дурылин С. Н. Неизданное письмо о. Матфея к Гоголю // Весы. 1909. № 4. С. 65.
-
Тарасенков А. Т. Цит. соч. С. 17.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 852.
-
Шенрок В. И. Письмо... С. 441.
-
Гоголь Н. В. ПСС. 1952. Т. 14. С. 271.
-
Шенрок В. И. Письмо... С. 441.
-
Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 531.
-
Шенрок В. И. Письмо... С. 441.
-
Там же.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 870.
-
Там же. С. 854.
-
Филиппов Т. И. Цит. соч. С. 110.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 853.
-
Мочульский К. Духовный путь Гоголя. Париж, YMСA-press, 1976. С.142—143.
-
Воропаев В. А., Песков А. М. Цит. соч.
-
Шенрок В. И. Письмо... С. 442.
-
Барсуков И. П. Цит. соч. кн. 11. С. 533.
-
Там же.
-
Там же. С. 534.
-
Мочульский К. Цит. соч. С. 143.
-
Образцов Ф. Цит, соч. С. 139.
-
Дурылин С. Н. Цит. соч. С. 65.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 854.
-
Тарасенков А. Г. Цит. соч. С. 23.
-
Образцов Ф. Цит. соч. С. 138.
-
Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 535.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 855.
-
Дурылин С. Н. Дело об имуществе Гоголя // Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. М., 1936. Т. 1. С. 365.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 857.
-
Там же.
-
Тарасенков А. Т. Цит. соч. С. 23.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 858.
-
Шенрок В. И. Письмо... С. 444.
-
«Меня очень занимал Гоголь..». Из записок В. О. Шервуда // Литературная газета. 1926, 9 апреля.
-
Часослов. М, изд-во Московской Патриархии. 1990. С. 188.
-
Свт. Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. М., 1993. Т. 1. С. 72.
-
Шенрок В. И. Письмо... С. 445.
-
Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 535.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т. 4. С. 863.
-
Там же. С. 870.
-
Там же. С. 871.
-
Барсуков Н. П. Цит. соч. кн. 11. С. 538.
-
Там же. С. 550.
-
Там же. С. 551.
-
Там же. С. 554.
-
Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992. С. 215.
-
Смирнова А. О. Дневник. Воспоминания. М.,1989. С. 68.
-
Шенрок В. И. Материалы... Т: 4. С. 869-870.
-
Старец Варсонофий Оптинский. Беседы с духовными детьми. Самиздат. С. 38.
-
Матвеев П. А. Гоголь в Оптиной Пустыни // Русская старина. 1903. № 2. С. 303. |