Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Князь Императорской Крови Иоанн Константинович (23.06.1886-18.07.1918) — сын Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютант (1908), штабс-ротмистр Лейб-гвардии Конного Его Величества полка.
Отличался редкостным, даже для такой благочестивой семьи, как семья Великого Князя Константина Константиновича, духовно-религиозным настроем, сострадательностью к несчастным и обездоленным, чуткостью и простотой. Неоднократно бывал в Оптиной пустыни, был особенно близок к Великой княгине Елизавете Федоровне.
Специально ко дню освящения церкви Спасо-Преображения (6 июля 1914 года), построенной в память 300-летия Дома Романовых в поселке Тярлево (Павловск), Иоанн Константинович сочинил музыкальное произведение под названием «Милость мира».
Необычна история обретения нот: 7 июля 2003 года (в день тезоименитства и на следующий день после дня рождения князя Иоанна) они были найдены сотрудником нотного отдела РНБ (Российская Национальная Библиотека) в шкафу с материалами, предназначенными для переплета, и не числились в каталогах. Нет ничего удивительного в том, что он является автором духовного музыкального произведения. Его чрезвычайная религиозность упоминалась всеми. Уже взрослого все окружавшие, в том числе и семья Государя, называли Иоаннчик за смирение, так удивительно сочетавшееся с большим ростом и крупными чертами лица. Перед его рождением родители в Мраморном дворце украсили комнаты для ребенка в стиле русских древних теремов. Орнаменты карнизов, роспись стен, филенки дверей повторяли тщательно подобранные образцы из древних рукописей, псалтырей, часословов, узоры древних храмов, царских врат и светильников.
Иоанн вместе с другими детьми, находясь на даче в имении Нижние Прыски Калужской губернии, посещал оптинских старцев, но только относительно него сохранились письменные свидетельства особой попечительности со стороны старцев, посылавших ему подарки, а также иконы Казанской Божией Матери.
Две зимы после тяжелой болезни дети пребывали в Ливадии. Их быт может показаться суровым: подъем в 6 утра, обливание холодной водой, прогулки в любую погоду, ежедневная молитва, посещение служб и занятий, для которых создали специальную маленькую школу: детей уже было шестеро. Особенно любили дети бывать в мемориальной Ореандской Покровской церкви, построенной их дедом — Великим Князем Константином Николаевичем в память российского флота. Ее крест служит своеобразным маяком и горит «как жар». В изготовлении мозаик для Покровской церкви принимала участие Великая Княгиня Елизавета Федоровна, впоследствии специально приезжавшая туда говеть и исповедоваться. Сохранилась телеграмма, посланная из Кореиза весной 1909 года, когда там находилась и Елизавета Федоровна: «Завтра буду служить Обедню в Ореандской церкви. Кореиз. Харакс. Иоаннчик».
Очевидно, имеется в виду не только то, что он заказывал службу, но и принимал в ней участие как чтец или регент. Все члены семьи хорошо знали весь ход Литургии, могли воспроизводить его наизусть, исполняли многоголосные хоровые песнопения. Осталось описание подготовки братьев к службам в сельском храме их подмосковного имения Осташево, когда именно князь Иоанн как регент разучивал хоровые партии с братьями. Впоследствии Иоанн Константинович был регентом хора в храме Павловского дворца.
В 1911 году он женился на княгине Елене Петровне, принцессе Сербской, дочери короля Сербского Петра I (Карагеоргиевича), сестре короля Югославии Александра I Объединителя. Бог даровал им сына, князя Всеволода Иоанновича (20.01.1914 – 18.06.1973) и дочь, княжну Екатерину Иоанновну (12.07.1915 – 13.03.2007).
После участия в августовских боях 1914 года, видя мужество соседней воинской части, князь Иоанн дерзновенно подарил солдатам древнюю икону Спаса Нерукотворного. Текст воинского приказа излагает это так:
«Приказ по 229 Сибирскому Стрелковому полку № 44710. XI. 16 г. по действующей армии по строевой части. В воспоминание об Августовских боях, когда ныне вверенный мне 29 Сибирский стрелковый полк как львы дрались с врагом бок о бок с гвардейскими частями, благороднейший участник этих лихих дел, Его Высочество кн. Иоанн Константинович соизволил осчастливить полк своим вечным, незыблемым, нерушимым благословением в виде Святого Образа Нерукотворенного Спаса при собственноручной записке: “29 Сибирск.стрелк. полку в молитвенную память. Иоанн”. Благодарственный молебен о здравии Его Высочества кн. И. К. отслужен и послана телеграмма: “Помолившись Господу Богу о даровании Вашему Высочеству здравия и всякого благополучия, вверенный мне полк благодарит В. В. за оказанную честь. Молитвенная память полка, пока он будет жив, здоров, будет свято чтиться верноподданнейшими стрелками-сибиряками о Вашем Высочестве. Командир 29 С.с.п. полковник Басов, Полковой адъютант шт.-кап. Осипов”». В шутку солдаты называли своего командира «Панихидный Иоанн», поскольку после каждой потери, будь то его приятель или простой солдат, князь старался выполнить долг перед погибшими защитниками родины. Сам он отнюдь не был экстатичным меланхоликом. За несколько дней до начала Мировой войны он принял участие в тушении пожара в частном доме в Стрельне, за что был награжден специальным знаком. Заметив нарушения воинской дисциплины, чинопочитания, он строго спрашивал с нарушителей. 13 октября 1914 года он был представлен к награждению Георгиевским оружием за мужество, проявленное при доставлении донесений в августе 1914 года начальнику дивизии.
Во время ожесточенной войны, когда трагедия коснулась и его родных, князь Иоанн вернулся к сочинению духовной музыки. Он очень любил благолепие церковной музыки и имел свой маленький хор под руководством знаменитого профессора Санкт-Петербургской консерватории Николая Кедрова. Исполнительское искусство этого вокалиста, регента, дирижера отличалось красочностью и выразительностью исполнения. Небольшой состав хора (квартет) казался полноценным большим хором. Его отец – протоиерей Николай Кедров – был настоятелем Стрельнинской придворной Спасо-Преображенской церкви, и младшие Константиновичи знали его с детства.
Николай Николаевич Кедров был не только регентом и певцом, но и преподавал князю Иоанну аранжировку, голосоведение. Сочинение «Милость мира» отличается рядом достоинств, и, несомненно, несет черты профессионализма: логичная гармония, удобные для исполнения регистры партий. Возможно, в будущем будут найдены и другие произведения, принадлежащие князю Иоанну. По поручению Государя Николая II Иоанн Константинович всегда представлял Царскую Семью на общенародных духовных торжествах. В начале 1918 года над князем Иоанном, пожелавшим принять священный сан, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге епископ Ладожский Мельхиседек (Паевский) совершил диаконскую (3 марта) и священническую (10 марта) хиротонии. В 1918 году последний владелец Павловска, Иоанн Константинович, вместе с братьями Игорем и Константином и Великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой Императрицы, трагически погибли в шахте под Алапаевском.
Августейший священномученик Князь ИОАНН КОНСТАНТИНОВИЧ
К 119-летию со дня рождения. Обнаружены новые уникальные свидетельства о некоторых сторонах пореволюционной жизни одного из Августейших мучеников.
Речь пойдет о Князе Императорской Крови Иоанне Константиновиче, сыне Вел. Кн. Константина Константиновича, известного в свое время поэта К. Р. Родился он 23 июня 1886 года. Был штабс-ротмистром Лейб-Гвардии Конного Его Величества полка. С 1908 г. состоял флигель-адъютантом при Государе. 21 августа 1911 г. Князь Иоанн Константинович женился на Елене Петровне Карагеоргиевич (1884†1962), принцессе Сербской, от которой имел двух детей (Всеволода и Екатерину). Характерной чертой Князя Иоанна Константиновича была его особая склонность ко всему церковному. В торжествах прославления в юбилейном Романовском году священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (12.5.1913) он принял участие вместе с Вел. Княгиней Елизаветой Феодоровной, с которой его связывала особая духовная дружба.
11 декабря 1916 г. Князь Иоанн Константинович сопровождал Царицу-Мученицу и Ее Августейших Дочерей во время Их поездки в Новгород. По существу это было последнее паломничество Царственных Мучениц к древним русским святыням накануне февральского клятвопреступного бунта 1917 года. Вместе с Ними Князь посетил 100-летнюю старицу Марию Михайловну, предсказавшую Августейшим паломницам Их будущий мученический путь [1].
После переворота в первых числах апреля 1918 г. Князь Иоанн Константинович был вместе с братьями выслан из Петрограда в Вятку. Менее чем через месяц их отправили далее в Екатеринбург.
Во вторник Фоминой недели (1/14 мая) Узники получили предписание переселиться в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии, куда они прибыли 7/20 мая, когда Церковь вспоминает явление в 351 г. на небе Креста Господня в Иерусалиме. Там к ним присоединилась Вел. Кн. Елизавета Феодоровна, беседой с которой с тех пор Князь Иоанн Константинович утешался до их общей кончины. Через месяц (8/21 июня), по указанию из Екатеринбурга, для Алапаевских узников был введен тюремный режим.
5 июля 1918 г. (в день, когда Церковь празднует обретение в 1422 г. честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского) их вывезли из города и там, в 18-ти километрах от Алапаевска, убили, ввергнув в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская.
В середине сентября Алапаевск был освобожден от большевиков. Вскоре приступили к поискам Авгусейших узников, об убийстве которых стало известно.
Одно за другим из шахты извлекали тела Алапаевских мучеников. Последними 11/24 октября извлекли Великую Княгиню Елизавету Феодоровну и Князя Императорской Крови Иоанна Константиновича. Пальцы правых рук Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, а также Князя Иоанна были сложены для крестного знамения. В кармане пальто Князя Иоанна Константиновича оказалась «деревянная икона среднего размера, образ которого стерт, а на обратной стороне надпись: “Сия святая икона освящена”. И: “На молитвенную память отцу Иоанну Кронштадтскому от монаха Парфения. (Афонского Андреевского скита) г. Одесса 14 Июля 1903 г.”» [2].
Сегодня, благодаря обнаруженным новым материалам, можно в полной мере оценить неслучайность этой находки.
Но прежде о фактах уже известных. 6 февраля 1918 г. Великая Княжна Ольга Николаевна сообщала из Тобольска о том, что Князь Иоанн Константинович «сделался иподиаконом, кажется и пойдет дальше. Страшно доволен, но жена его не одобряет».
А теперь обещанное уникальное свидетельство. Это краткое сообщение, помещенное в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1918, 2/15 марта. № 7-8. С. 329):
«3 марта в Иоанновском монастыре на Карповке, во время архиерейской литургии, состоялось посвящение в диаконы Князя Иоанна Константиновича. В следующее воскресенье состоялось возведение его в сан иерея.
Иоанн Константинович женат на черногорской [3] княжне Елене Петровне, с которой разводится, принимает монашество и будет, как ожидают, возведен в сан епископа». Судя по дате публикации, речь идет о двух воскресеньях: 18 февраля/3 марта и 25 февраля/10 марта 1918 г. Накануне, в субботу 17 февраля/2 марта, перед диаконским рукоположением, был день священномученика Париарха Ермогена, в прославлении которого Князь Иоанн, как мы помним, в 1913 г. принимал участие. Оба эти дня были также кануном событий, традиционно отмечавшихся Царской Фамилией: 19 февраля вспоминалось восхождение на Престол Императора Александра II (1855) и освобождение Им крестьян (1861), а 26 февраля был днем рождения Императора Александра III (1845).
Трудно переоценить значение приведенного нами факта, зафиксированного к тому же в авторитетном документе. Что касается Династии Романовых, то это, пожалуй, единственный случай принятия ее Членом священного сана. (Монашеские постриги здесь, разумеется, не в счет.) В случае общецерковного прославления Князя Иоанна, это будет священномученик Царского Рода. Вспомним в связи с этим официальное именование преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. При том, что известно имя, которое она приняла при монашеском постриге – Алексия [4].
Согласно дошедшим до нас сведениям, в Вятке в соборе св. благоверного Вел. Кн. Александра Невского отец Иоанн сослужил священникам, пел на клиросе. В дальнейшем известно о посещении им Екатерининского кафедрального собора в Екатеринбурге. Ходил он и в церковь в Алапаевске под конвоем красноармейца. Однако служил ли он в этих храмах неизвестно.
[1] Подробнее об этом см. в кн.: «Скорбный Ангел». Царица-Мученица Александра Новая в письмах, дневниках и воспоминаниях. Сост. С. В. Фомин. СПб. 2005. С. 425-484.
[2] Расследование цареубийства. Секретные документы. Сост. заслуженные юристы РФ В. И. Прищеп и А. Н. Александров. М. 1993. С. 272.
[3] В действительности сербской. – С. Ф.
[4] Впервые сведения об этом были опубликованы в кн.: «Женская Оптина». Материалы к летописи Борисо-Глебского Аносина женского монастыря. Сост. С. и Т. Фомины. М. 1997. С. 493. См. также: За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 1. М. 1997. С. 415; «Свете тихий». Жизнеописание и труды Епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Сост. С. В. Фомин. Т. 3. М. 2002. С. 14.
http://www.tyrlevo.orthodoxy.ru/ | |
| |
Просмотров: 2515 | |