Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 23.11.2024, 19:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


К.С. АКСАКОВ. Об общине
Народ  есть  та  великая  сила, та живая связь людей, без которой и вне
которой  отдельный человек был бы бесполезным эгоистом, а все человечество -
бесплодной  отвлеченностью.  Разъединяющий  эгоистический  элемент  личности
умеряется   высшим   началом   живого   союза  народного,  другими  словами:
великодушием  общинного элемента. В общинном союзе не уничтожаются личности,
но  отрекаются  лишь  от  своей  исключительности,  дабы составить согласное
целое,  дабы  явить  желанное  сочетание  всех.  Они звучат в общине, не как
отдельные голоса, но как хор
     Община,   этот  высший  нравственный  образ  человечества,  является  в
несовершенном  виде  на  земле.  Христианство  освятило и просветило общину,
дотоле  неясно  сознаваемую  или  предчувствуемую  народами.  И община стала
идеалом  недосягаемым,  к  которому  предстоит вечно стремиться. Уже великая
заслуга  в  том,  как  скоро  поставлен  такой  идеал,  и  к нему стремятся.
Невозможность  достигнуть  полного  осуществления  общины  на  этой земле не
должна   останавливать.   Нельзя  быть  совершенным  христианином,  но  дело
человека вечно стремиться к этому идеалу.
     Начало  общины  есть,  по  преимуществу, начало славянского племени и в
особенности  русского  народа  давшего  ему  кроме  слова  "община"  (вполне
русскою, но несколько книжного) иное, жизненное наименование: МИР.
     В   народе  необходима  самодеятельность.  Нравственный  подвиг  народа
совершается  всем народом. Странно было бы, в этом случае, разделение народа
на  ведущих  и  ведомых.  Точно: иным дается сила вразумления, а другим сила
внимания;  но это не люди распределяют, а Провидение. К тому же внимающий не
есть  белая  бумага,  которая  не  знает и не судит о том, что на ней пишут.
Внимающий  много дает вразумляющему, он нередко вдохновляет его. И говорящий
и  слушающий  делают  одно  общее  дело:  один  разумно  передавая, а другой
разумно  принимая,  их  связует  одна  общая  идея,  переходящая от одного к
другому  и  выравнивающая  их.  Та  же связь в более частном виде существует
между  писателем и читателем, как было это высказано печатно в одном русском
журнале  в  начале  прошедшего  года.  Лишь дары Провидения не передаются, а
истина   -   достояние  общее.  Но  дары,  скрытые  некоторое  время,  могут
раскрыться.  Внимающий,  как  скоро пробуждается в нем дар слова, становится
вразумляющим.  Из  этого  взаимного  беспрепятственного  обмена  мыслей,  из
переменного   даяния  и  принимания,  слагается  общий  нравственный  подвиг
народа.
Категория: Антология Русской Мысли | Добавил: rys-arhipelag (24.01.2009)
Просмотров: 923 | Рейтинг: 0.0/0