Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Среда, 27.11.2024, 11:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


К.С. АКСАКОВ. Об общественном мнении
Общественное  мнение  есть великое благо и великая сила; оно составляет
нравственную  свободную  поверку всех действий человеческих, подлежащих суду
общественному.   У   общественного   мнения  нет  делопроизводства;  оно  не
наказывает,  не сажает в тюрьму, не принимает принудительных мер. Свободное,
оно и относится ко всему свободно, вооруженное лишь нравственной силой.
     Естественно,  что  общественное  мнение  драгоценно  для Правительства,
которому нужно знать, чего желает и как думает страна, им управляемая.
     Но  для  того,  чтобы общественное мнение могло существовать, нужны два
условия.  Первое  состоит  в  том,  чтоб  общественное  мнение высказывалось
непринужденно   и  без  стеснения.  Второе  -  в  том,  чтоб  само  общество
представляло  нравственный  союз,  имеющий  одни  и  те  же  общие  начала и
основания,  которые  только  и могут сообщить целость и единство; без единых
нравственных   начал   общество   существовать  не  может.  Отсюда  является
необходимость общественной нравственности.
     Общественная   нравственность   состоит   в   соблюдении  и  ограждении
нравственных  начал  общества.  Всякий,  нарушающий эти начала, - в обществе
оставаться  не  должен!  В  противном  случае, если в общество будут входить
люди  не  признающие  нравственных  его  начал или оскорбляющие их, - тогда,
стало  быть,  само  общество, допуская в себя таких людей, не может сказать,
что  оно  основано  на нравственных началах: тогда оно должно сознаться, что
равнодушно    к   ним,   что   оно,   следовательно,   лишено   общественной
нравственности, а с нею и общественного суда и общественного мнения.
     К   сожалению   должно   признаться,   что,   -  при  многих  отдельных
нравственных  личностях,  -  общественная  нравственность v нас понимается и
проявляется  мало.  Где  те пороки, те нарушения нравственных начал, которые
заставили  бы  наше  общество  произнести  свой необходимый правдивый суд? И
взяточник,  и  плантатор,  и развратник, всеми признанные за таковых, - если
только  они  богаты,  или  чиновны, или знатны, и позовут общество к себе на
пир:  разве  общество  не  поедет  к ним и, тем самым, разве оно не одобряет
разврата   и   неправды,   не  узаконивает  их?  Веселясь  у  презренного  и
развратного  богача, или важного человека, могущего оказать покровительство,
разве  не  говорит  оно  ему:  "ты  хорош  для нас со всем твоим развратом и
награбленными  деньгами?  Ты  наш; ты принадлежишь к нашему обществу?" - Где
же  единство  нравственных  начал,  если  тот,  кто отвергает их, остается в
обществе?   В   чем  же  разница  тогда  между  соблюдающими  и  нарушающими
нравственные  начала?  Разница  эта  исчезает.  - Следовательно, общество не
имеет  нравственных  начал, ни общественной нравственности, ни общественного
суда,  ни  общественного  мнения. Протягивая руку человеку безнравственному,
принимая  его  в  свою среду, общество ободряет его порок и поддерживает его
на  пути беззакония. Между тем как, если бы оно отвергло его, оно произнесло
бы  над  его  делами  во  всеуслышание  свой спасительный суд, и само в себе
почувствовало  бы крепость. - Эта-то общественная крепость необходима нашему
обществу.
     Богато  убранные  залы порочного хозяина наполняются гостями, и в числе
этих  гостей  встречаются люди честные и достойные, которым противны разврат
и  другие  явные пороки хозяина. От чего же очутились здесь эти честные люди
в  гостях  у  хозяина,  ими презираемого? От того, что порочный хозяин богат
или  чиновен,  от того, что залы его хорошо убраны, ярко освещены, и угощает
он  отлично,  и  от  того,  что  все общество туда идет. А поехали бы, и эти
честные  люди,  и все общество в гости к таким порочным хозяевам, если б эти
хозяева  были  люди  небогатые, не чиновные, не с связями? Конечно, нет. - И
так  золотом или покровительством приобретены эти гости, и в числе их многие
честные люди, наполняющие залы порочного человека.
     Все   это   показывает  недостаток  общественной  нравственности.  Иные
говорят:  я  не перестаю быть честным человеком от того, что пойду в гости к
бесчестному;  но  это  своего  рода эгоизм. Надобно помнить, что в каждом из
нас,  кроме  личного  человека,  есть человек общественный, и что личное мое
достоинство  мне  не  извинение,  если я еду на бал к человеку порочному или
развратному,  и,  своим  присутствием,  поддерживаю  его  порок  и разврат в
обществе.  Здесь  я нарушаю общественную нравственность. Должно не только не
быть "губителем", но и не "сидеть на седалище губителей".
     Повторяем:  мало одной личной нравственности, необходима нравственность
общественная.
     У  нас  значение  простого  народа  имеет  свою  особую сторону, ибо он
только  и  сохраняет  в себе народные истинные основы России, он только и не
разорвал  связь  с  прошедшим,  с древней Русью. Часто гордо смотрят на него
люди   так  называемого  образованного  или  светского,  русского  общества,
пренебрегают  им, называют его мужиками, обратив это слово в брань. Красуясь
над  ним  и  высоко  на  него  посматривая, они забывают, что только простой
народ  составляет  условие  их существования. Известно прекрасное (сделанное
русским  писателем)  сравнение  простого народа с корнями дерева, на котором
шумят  и  величаются листья, меняющиеся каждый год, тогда да как корни - все
одни и те же. 
 
     Красуйтесь в добрый час,
     говорят корни листьям:
     Но помните ту разницу меж нас,
     Что с новою весной лист новый народится;
     А если корень иссушится,-
     Не станет дерева, ни вас.  
Категория: Антология Русской Мысли | Добавил: rys-arhipelag (24.01.2009)
Просмотров: 2449 | Рейтинг: 1.0/3