Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 27.04.2024, 07:01
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


М.Н. КАРАМЗИН. О предразсудкахъ въ отношеніи къ гражданскому обществу и политик?. -- Письмо къ Философисту.
Дюклосъ въ разсужденіи своемъ о нравахъ жал?етъ, что многіе предразсудки истребились. Я осм?лился повторить мн?ніе Дюклоса: вы сказали, что оно ведетъ къ рабству. Однакожь могу ув?рить васъ, что люблю свободу, и что деспотизмъ не нравится мн? даже и въ Философіи.
   Утверждаю, что никакое гражданское общество не можетъ сохраниться безъ предразсудковъ, которые суть ничто иное, какъ мн?нія о вещахъ, основанныя на в?р? безъ основательнаго изсл?дованія. И такъ одинъ Богъ можетъ не им?ть предразсудковъ: ибо Онъ только можетъ все обозр?ть и все испытать.
   Предразсудки можно разд?лить на два рода: на домашніе и общественные. Взглянемъ на первыe. Челов?къ въ самомъ младенчеств? слышитъ, что надобно любить родителей и повиноваться законамъ Творца. Можетъ ли тогда слабый разумъ его изсл?довать сіи главныя идеи общественнаго порядка? Мн?нія и чувства младенца суть предразсудки; но они заключаютъ въ себ? истину, необходимую для его щастія. Возрастая, онъ безпрестанно сл?дуетъ прим?ру другихъ, отъ чувствъ, вселенныхъ въ него женскимъ воспитаніемъ, переходитъ къ понятіямъ своего учителя; д?лаетъ то, что д?лали его предки; наблюдаетъ обычаи св?та; въ наукахъ, въ упражненьяхъ, даже въ забавахъ пользуется запасомъ в?ковъ. Самыя обыкновенныя д?йствія его суть ничто иное, какъ подражаніе; и вся жизнь челов?ка не есть ли въ н?которомъ смысл? повтореніе того, что онъ вид?лъ и слышалъ? Многое ли далось ему открыть собственнымъ размышленіемъ?
   Принимая такимъ образомъ мысли другихъ, челов?къ безъ сомн?нія подвергается ошибкамъ, но Онъ видитъ передъ собою опыты в?ковъ, слышитъ мн?нія многихъ просв?щенныхъ людей. Естьли же захочетъ жить только своимъ умомъ, боясь предразсудковъ, то принужденъ будетъ разбирать причины самыхъ обыкновенныхъ идей, навыковъ и д?йствій, останавливаясь на всякомъ шаг?; все освященное опытомъ и временемъ пропадетъ для него; онъ сравняется съ дикимъ, выходящимъ въ первой разъ изъ л?су, и не слыхавшимъ никогда о гражданскомъ обществ?. Часто предразсудки бываютъ чувствами (sentimens), которыя д?лаютъ насъ добр?е и щастлив?е. В?ра есть любовь и любовь в?ра. Люди, которые ничему не в?рятъ, безъ сомн?нія ничего не любятъ. Чувствительность слаб?етъ отъ равнодушія, и вс? цв?ты воображенія увядаютъ отъ нев?рія. Жанъ-Жакъ Руссо зашелъ однажды на Валеріанской гор? въ часовню пустынниковъ; услышалъ ихъ п?ніе, святымъ усердіемъ одушевленное; увид?лъ радостное спокойствіе, на ихъ лицахъ написанное, и воскликнулъ въ умиленіи: какъ они щастливы своею верою! Руссо былъ Философъ съ н?жнымъ и добрымъ сердцемъ; но и другіе Философы, мен?е знаменитые, им?ли случай то же помыслить въ н?которыхъ обстоятельствахъ. Я знаю въ св?т? многихъ людей, и самыхъ женщинъ, которые сами не в?рятъ, но завидуютъ теплой в?р? другихъ.
   Теперь разсмотримъ предразсудки въ ихъ отношеніи къ гражданскому обществу. Естьли бы какой народъ захот?лъ не им?ть ихъ, то ему надлежало бы собраться и снова изсл?довать вс? общественныя основанія. Я не думаю, что бы многіе согласились въ государственныхъ правилахъ: одинъ мыслитъ такъ, другой иначе. Положимъ, что и вс? граждане согласятся во мн?ніяхъ; но должно будетъ для всякаго новаго покол?нія собирать новой сеймъ, ибо молодые люди также, боясь предразсудковъ, захотятъ все сами изсл?довать. Какое же будетъ твердое основаніе государствъ? Чтобы изб?жать сихъ неудобностей, люди условились считать н?которыя мн?нія и правила несомнительными. Отъ того въ каждой земл? родились обычаи, навыки, и переходятъ изъ рода въ родъ. Сіи обыкновенія суть ничто иное, какъ предразсудки, которые, такъ сказать, соединяютъ в?ки между собою, бываютъ знакомъ безмолвнаго согласія гражданъ, привязываютъ ихъ къ систем? государственной, хранятъ равнов?сіе и порядокъ, однажды утвержденный.
   Народъ, отказываясь отъ предразсудковъ, изм?няется въ своихъ нравахъ, которые отъ частыхъ перем?нъ могутъ совс?мъ исчезнуть. Многія государства перем?няли законы и еще цв?ли; но никакая Монархія, никакая Республика не могла пережить своихъ нравовъ и предразсудковъ. Граждане и законы находятся часто въ отдаленномъ сношеніи между собою; но связь ихъ со нравами всегда непосредственна. Въ Азіи есть народы, сохранившіе свои Уставы въ теченіе двадцати или тридцати в?ковъ, отъ того, что сіи уставы обратились въ обычаи и предразсудки. Iудеи еще и донын? сл?дуютъ законамъ Моисеевымъ, и не знаютъ другихъ: ибо нравы Іудеевъ основаны на сихъ законахъ.
  
   Но вы ошибетесь, естьли заключите, что предразсудки благопріятствуютъ злоупотребленію власти. Государь конечно находитъ въ нихъ для себя опору, но за то и подданные находятъ въ нихъ защиту отъ самовластія. Прим?ромъ служатъ свир?пые Деспоты Востока: во вс?хъ, сколько нибудь образованныхъ государствахъ обычаи и предразсудки ограничиваютъ ихъ власть надъ жизнью и смертію подданныхъ. Деспотъ не см?етъ нарушить обыкновенія, не см?етъ сд?лать ничего противнаго установленіямъ Религіи. Исторія представляетъ намъ множество Государей, которые погубили себя т?мъ, что не хот?ли уважать народныхъ предразсудковъ; и, не говоря о древности, ссылаемся на посл?днюю Англійскую революцію, выгнавшую Стуартовъ изъ Великобританніи единственно отъ презр?нія Іакова къ обычаямъ земли.
   Римляне им?ли также свои предразсудки. Ихъ арміи, вопреки здравому смыслу, часто бывали обязаны своими усп?хами святымъ курамъ, а Республика многими хорошими учрежденіями полету птицъ и другимъ ничтожностямъ. Правда, что Римляне не им?ли ни лентъ, ни крестовъ; но у нихъ были также знаки почестей: розница состоитъ въ одномъ веществ?. Признаюсь, что для меня дубовый в?нокъ не хуже и не лучше металла. Вы согласитесь со мною, что золото и дубъ равно достойны уваженія, когда они могутъ им?ть полезное вліяніе на людей, быть наградою патріотизма и памятникомъ славныхъ д?лъ {Такъ конечно; однакожь Римляне не для дубовыхъ в?нковъ, а по любви къ отечеству и геройству д?лали вeликiя д?ла.}.
   Впрочемъ вы несогласны съ собственными вашими правилами: не любите предразсудковъ, а хвалите славу, которая есть, можетъ быть, одинъ изъ величайшихъ {Что такое слава? всеобщее признаніе какого нибудь редкаго достоинства. Въ какомъ же смысл? онъ можетъ быть предразсудкомъ? Авторъ хот?лъ сказать, что красота или важность славы ecть предразсудокъ: и то несправедливо. Мы любимъ ее не по в?р? ко мн?нію другихъ, а для того, что она кажется намъ прелестною. O вкусахъ спорить не должно, но сія мeчта пл?няетъ только не совс?мъ обыкновенныхъ людей.}. "Умные люди, говоритъ Боркъ, не объявляютъ войны предразсудкамъ, а стараются открыть въ нихъ такую мудрость; имъ кажется благоразумн?е сохранить предразсудокъ съ истиною, которая въ немъ скрывается, нежели снять сію оболочку и оставить истину нагою."
   За четырнадцать л?тъ передъ симъ никто бы не согласился съ Боркомъ, но теперь не нужно изъяснять словъ его. Государство можно сравнять съ челов?ческимъ т?ломъ. Въ здоровь? мы не думаемъ о томъ, что надобно для здоровья. Медицина д?лаетъ свои опыты надъ больными, и только по вскрытіи т?ла въ анатомической зал? видитъ сосуды и каналы, въ которыхъ жизнь д?йствовала. Революція, разрушивъ государственное зданіе, открыла намъ тайныя причины его ц?лости; прежде мы ихъ не зам?чали.
   Когда предразсудки истребятся въ гражданскомъ обществ?, то м?сто ихъ займутъ другіе. Но прежде исчезаетъ порядокъ; Анархія свир?пствуетъ; -- только воинская власть поб?ждаетъ ее, и царствуетъ, пока новые предразсудки не смягчатъ ея строгости.
  
Категория: Антология Русской Мысли | Добавил: rys-arhipelag (24.01.2009)
Просмотров: 461 | Рейтинг: 0.0/0