Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 23.11.2024, 21:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


М.Н. КАРАМЗИН. О новомъ образованіи народнаго просв?щенія въ Россіи.
24 Января державная рука АЛЕКСАНДРА подписала безсмертный указъ о заведеніи новыхъ училищъ и распространеніи Наукъ въ Россіи. Сей щастливый Императоръ -- ибо д?лать добро милліонамъ есть главное на земл? блаженство -- торжественно именуетъ народное просв?щеніе важною частію государственной системы, любезною сердцу ЕГО. Многіе Государи им?ли славу быть покровителями Наукъ и дарованій; но едва ли кто нибудь издавалъ такой основательной, всеобъемлющій планъ народнаго ученія, какимъ нын? можетъ гордиться Россія. ПЕТРЪ Великій учредилъ первую Академію въ нашемъ отечеств?, Елисавета первый Университетъ, Великая ЕКАТЕРИНА городскія школы, но АЛЕКСАНДРЪ, размножая Университеты и Гимназіи, говоритъ еще: да будетъ св?тъ и въ хижинахъ! Новая, великая эпоха начинается отнын? въ Исторіи моральнаго образованія Россіи, которое есть корень государственнаго величія, и безъ котораго самыя блестящія царствованія бываютъ только личною славою Монарховъ, не отечества, не народа. Россія, сильная и щастливая во многихъ отношеніяхъ, унижалась еще справедливою завистію, видя торжество просв?щенія въ другихъ земляхъ и слабый, нев?рный блескъ его въ обширныхъ ея странахъ. Римляне, уже поб?дители вселенной, были еще презираемы Греками за ихъ нев?жество, и не силою, не поб?дами, но только ученіемъ могли наконецъ избавиться отъ имени варваровъ. Не одно народное славолюбіе -- хотя оно, вопреки коварнымъ лицем?рамъ смиренія, есть душа Патріотизма -- не одно народное славолюбіе терпитъ отъ недостатка въ просв?щеніи: н?тъ, онъ м?шаетъ всякому д?йствію благод?тельныхъ нам?реній Правителя, на всякомъ шагу останавливаетъ его, отнимаетъ силу у великихъ, мудрыхъ законовъ, раждаетъ злоупотребленія, несправедливости и -- однимъ словомъ -- не позволяетъ государству наслаждаться внутреннимъ, общимъ благоденствіемъ, которое одно достойно быть ц?лію истинно великаго, то есть доброд?тельнаго Монарха. АЛЕКСАНДРЪ, пылая святою ревностію ко щастію вв?ренныхъ ЕМУ милліоновъ, избираетъ в?рн?йшее, единственное средство для совершеннаго усп?ха въ СВОИХЪ великодушныхъ нам?реніяхъ: ОНЪ желаетъ просв?тить Россіянъ, чтобы они могли пользоваться ЕГО челов?колюбивыми уставами, безъ всякихъ злоупотребленій и въ полнот? ихъ спасительнаго д?йствія.
   Ревностная признательность наша къ д?ламъ сего Монарха не должна казаться неблагодарностію въ разсужденіи ЕГО славныхъ и великихъ Предшественниковъ. Имя ПЕТРА и ЕКАТЕРИНЫ будутъ в?чно сіять въ заглавіи Исторіи ума и просв?щенія въ Россіи; но чего они не могли сд?лать, то д?лаетъ АЛЕКСАНДРЪ, Который им?етъ щастіе царствовать посл? Нихъ, и въ девятомъ-надесятъ в?к?. Небо оставило ЕМУ славу и возможность ув?нчать Ихъ безсмертныя творенія. Патріоты съ гордостію указывали иностранцамъ на великол?пныя палаты столицъ, на знаки богатства и промышленности многочисленнаго купечества; съ гордостію вводили ихъ въ блестящія собранія нашего дворянства, въ Университеты, въ Академіи, въ Гимназіи; но искренніе, разумные иностранцы говорили намъ: ,,въ Россіи уже много просв?щенія, но еще не довольно; въ неизм?римыхъ странахъ ея мы находили милліоны жителей, осужденныхъ на в?чное нев?жество: они еще не умн?е своихъ предковъ и не им?ютъ никакихъ способовъ умножать свои идеи, научаться опытами, усп?вать въ искусств? жизни и благородныхъ наслажденій." Рускіе отв?тствовали имъ, что сей родъ людей по самымъ связямъ гражданскаго общества кажется осужденнымъ на печальное варварство и нев?жество; но иностранцы звали насъ въ свои земли -- и мы съ изумленіемъ вид?ли въ разныхъ государствахъ Европы землед?льцевъ трудолюбивыхъ, но просв?щенныхъ, живущихъ съ пріятностію, вкусомъ, мирно и щастливо -- т?мъ щастлив?е, ч?мъ они просв?щенн?е (*): мы вид?ли заведенныя въ деревняхъ школы и д?тей поселянина награждаемыхъ за прил?жность къ ученью; вид?ли въ хижинахъ (не отвратительныхъ, но опрятныхъ и чистыхъ) книги и добрые нравы; говорили съ землед?льцами и слышали, что они благословляютъ скромную долю свою въ гражданскомъ обществ?, считаютъ себя не жертвами его, а благополучными подобно другимъ состояніямъ, которыя вс? должны трудиться, хотя разнымъ образомъ, для пользы отечества и собственной. Рускіе Патріоты, уб?жденные очевидною истиною, что челов?къ и въ хижин? и за плугомъ можетъ не обманывать видомъ своимъ, а быть въ самомъ д?л? челов?комъ, в?рили тогда, что отечество наше им?етъ право ожидать новыхъ, еще великихъ благод?яній отъ Трона въ разсужденіи государственнаго просв?щенія; они желали ихъ -- и доброд?тельный АЛЕКСАНДРЪ, сл?дуя влеченію прекрасной души СВОЕЙ, исполнилъ ихъ желаніе. -- Предупредимъ гласъ потомства, судъ Историка и Европы, которая нын? съ величайшимъ любопытствомъ смотритъ на Россію; скажемъ, что вс? новые законы наши мудры и челов?колюбивы, но что сей уставъ народнаго просв?щенія есть сильн?йшее доказательство небесной благости Монарха, Который во вс?хъ СВОИХЪ подданныхъ желаетъ найти признательныхъ, вс?хъ равно любитъ и вс?хъ считаетъ людьми.
  
   *) Можно поставить въ прим?ръ Швейцарскихъ, многихъ Н?мецкихъ (особливо Голштинскихъ) и Англійскихъ землед?льцевъ, которые им?ютъ библіотеки, сами работаютъ и богаты.
  
   Теперь Дворянство Россійское им?етъ случай доказать свое усердіе къ отечеству; доказать, что мы достойны такого Монарха и нашихъ предковъ, и что польза общая намъ всего любезн?е. Заведеніе и надежный усп?хъ сельскихъ училищъ зависятъ отчасти отъ патріотической ревности Дворянъ: они безъ сомн?нія изъявятъ ее вс?ми возможными способами, и посредственность будетъ спорить съ избыткомъ въ знакахъ великодушной щедрости. Самая в?рн?йшая опора политическихъ или государственныхъ правъ есть государственная доброд?тель; мы желали бы возвысить ее названіемъ безкорыстной: но Небу угодно было во всемъ соединитъ съ нею награду, какъ въ Морали, такъ и въ Политик?. Дворянство никогда не упадало тамъ, гд? оно любило жертвы для общаго блага. Можемъ вспомнить нашу Исторію: во времена б?дствій Россіи, когда самозванцы и Поляки терзали ея внутренность, народъ изъявлялъ удивительную привязанность къ Рускимъ Боярамъ, охотно сл?довалъ ихъ вол? и за ихъ знаменами -- отъ того, что Бояре трогательнымъ образомъ доказывали свою любовь къ отечеству, первые жертвовали им?ніемъ и жизнію, забывали самую фамильную вражду (которая была тогда во всей сил?) и думали единственно о спасеніи Россіи. Нын?, благодаря Провид?нію! времена спокойны, и мы не въ печальной, но въ радостной одежд? можемъ служить отечеству или АЛЕКСАНДРУ (къ щастію, великія имена Ихъ им?ютъ для насъ одно значеніе); можемъ и должны исполнить надежду Монарха, Котораго челов?колюбивая Политика удаляетъ отъ насъ кровопролитіе войны, но не для того, чтобы мы въ мирной тишин? жили только для удовлетворенія прихотямъ безразсудной роскоши, всегда не-моральной; можемъ стараніями, пріятными для благородной души, и частію доходовъ своихъ способствовать славн?йшему д?лу въ св?т?: просв?щенію народа и благу потомства. Чье сердце не трогается сею великою мыслію, тотъ безъ сомн?нія живетъ не въ свое время, и намъ остается жал?ть объ его нещастіи; но о комъ изъ истинныхъ Дворянъ Рускихъ осм?лимся такъ подумать? Кто изъ нихъ захочетъ обратить въ истину злословіе многихъ чужестранныхъ Писателей, представляющихъ насъ эгоистами и варварами? Н?тъ, усердіемъ своимъ къ народному просв?щенію докажемъ, что мы не боимся его сл?дствій, и желаемъ пользоваться единственно такими правами, которыя согласны съ общимъ благомъ государства и съ челов?колюбіемъ.
   Учрежденіе сельскихъ школъ несравненно полезн?е вс?хъ Лицеевъ, будучи истиннымъ народнымъ учрежденіемъ, истиннымъ основаніемъ государственнаго просв?щенія. Предметъ ихъ ученія есть важн?йшій въ глазахъ Философа. Между людьми, которые ум?ютъ только читать и писать, и совершенно безграмотными гораздо бол?е разстоянія, нежели между неучеными и первыми Метафизиками въ св?т?. Исторія ума представляетъ дв? главныя эпохи: изобр?теніе буквъ и типографіи; вс? другія были ихъ сл?дствіемъ. Чтеніе и письмо открываютъ челов?ку новый міръ, особливо въ наше время, при нын?шнихъ усп?хахъ разума. Сверхъ того мудрое Правительство еще умножаетъ пользу сельскаго ученія, соединяя съ нимъ начальное основаніе Морали, простой, ясной, истинно челов?ческой и гражданской (*). Дерзну сказать, что сочиненіе нравственнаго Катихизиса для приходскихъ училищъ достойно перваго Генія въ Европ?: такъ оно важно и благод?тельно! -- Можно предвид?ть затрудненія въ начал? такого новаго для Россіи учрежденія, особливо въ н?которыхъ отдаленныхъ Губерніяхъ; но время, опыты и великія выгоды грамотнаго челов?ка во вс?хъ отношеніяхъ сельской жизни наконецъ уб?дятъ землед?льцевъ въ необходимости ученія -- и м?ры кроткаго понужденія уступятъ д?йствію искренней охоты. Всего же бол?е отв?тст?уетъ за усп?хъ то, что мудрое наше Правительство соединяетъ уважаемый народомъ санъ духовныхъ Пастырей съ должностію сельскихъ учителей (**).
  
   (*) См. 32 статью Устава.
   (**) Статья 33.
  
   Главнымъ благод?яніемъ сего новаго Устава останется (какъ мы сказали) заведеніе сельскихъ школъ; но онъ представляетъ еще другія, великія пользы. Городскія школы, Гимназіи, Университеты, теперь умноженные числомъ, оживленные лучшимъ внутреннимъ образованіемъ, будутъ сильн?е прежняго д?йствовать на воспитаніе умовъ въ Россіи. Мысль отд?лить ученіе отъ другихъ частей государственныхъ, какъ систему особенную и ц?лую, есть мудрая и благод?тельная мысль; ученыя м?ста должны завис?ть только отъ ученыхъ -- и Ректоръ, глава ихъ въ каждомъ округ?, будучи самъ питомцемъ Наукъ, т?мъ ревностн?е и д?йствительн?е можетъ стараться объ ихъ усп?х?. Дов?ренность, изъявляемая Монархомъ къ собранію Профессоровъ, которые избираютъ своего начальника и правятъ не только Университетомъ, но и вс?ми окружными Гимназіями и другими школами, еще бол?е возвышаетъ сей истинно-благородный санъ. Лучшій способъ сд?лать людей достойными уваженія есть уважать ихъ. Новыя выгоды и почести (право избранія есть великая) данныя ученому состоянію, большее число Профессоровъ и другихъ людей, къ нему принадлежащихъ, отнын? твердо и надежно основываютъ его въ Россіи.
   Должно зам?тить еще дв? важныя, новыя идеи Устава. Великая ЕКАТЕРИНА знала необходимость образовать собственныхъ учителей для государства, которому назначено просв?титься -- и мы им?ли уже н?которыя педагогическія заведенія; но Кандидаты сего важнаго состоянія людей р?дко оставались въ ихъ званіи, находя въ другихъ бол?е личныхъ выгодъ. Теперь мудрый Законодатель взялъ м?ры для отвращенія сего великаго зла: Кандидатъ педагогическій долженъ по крайней м?р? 6 л?тъ бытъ учителемъ, чтобы перейти въ другую службу (*). Ободренія, назначаемыя для т?хъ, которые отличатся въ сей должности, могутъ также им?ть весьма полезныя д?йствія (**); сверхъ того всякой изъ нихъ по достоинству награждается пенсіею (***), которая великая идея есть побудить къ законов?д?нію вс?хъ молодыхъ людей, желающихъ вступить въ гражданскую службу. Черезъ 5 л?тъ никто уже не будетъ опред?ленъ къ должности, требующей юридическихъ и другихъ познаній, не доказавъ, что онъ пріобр?лъ ихъ систематическимъ ученіемъ. Нужно ли описывать вс? хорошія сл?дствія такого закона? Правосудіе есть душа государственнаго порядка: не говоря о томъ, что Науки вообще благод?тельны для Морали, скажемъ, что не столько злое нам?реніе, сколько грубое нев?жество бываетъ причиною неправосудія.
  
   (*) Статья 40.
   (**) Статья 22.
   (***) Статья 23.
  
   Вообще сей великій планъ народнаго просв?щенія славенъ не только для Россіи и Государя ея, но и для самаго в?ка; не только Россія, но и Европа и ц?лый св?тъ долженъ гордиться Монархомъ, Который употребляетъ власть единственно на то, чтобы возвысить достоинство челов?ка въ неизм?римой Держав? Своей. Естьли вс? просв?щенныя земли съ особеннымъ вниманіемъ смотрятъ на сію Имперію (въ которой творческая сила челов?колюбиваго Генія д?йствуетъ нын? жив?е, нежели гд? нибудь), то не одно любопытство раждаетъ его: Европа чувствуетъ, что собственный жребій ея зависитъ н?которымъ образомъ отъ жребія Россіи, столь могущественной и великой......
  
   Зд?сь глубокомысленный, важный умъ долженъ обуздать нетерп?ливость добраго сердца, которое, пл?няясь нам?реніемъ, хочетъ немедленныхъ плодовъ закона благод?тельнаго. Н?тъ, великія государственныя творенія бываютъ медленны -- такъ угодно Небу -- и естьли Россія въ одномъ смысл? удивляетъ насъ своими быстрыми, щастливыми усп?хами, то съ другой стороны она же доказываетъ, сколь трудны, неровны и неспоры шаги государствъ къ ц?ли гражданскаго просв?щенія. Историкъ означаетъ эпохи рожденія и новыхъ силъ: надобны в?ки для полнаго образованія. Какъ безъ надежды н?тъ щастія, такъ безъ будущаго н?тъ великихъ д?лъ: въ немъ хранится в?нецъ ихъ. -- Довольно, что сей безсмертный Уставъ для совершеннаго просв?щенія Имперіи нашей требуетъ только -- в?рнаго исполненія; а можно ли сомн?ваться въ исполненіи того, что Монархъ Россіи повел?ваетъ Россіянамъ?
  
Категория: Антология Русской Мысли | Добавил: rys-arhipelag (24.01.2009)
Просмотров: 871 | Рейтинг: 0.0/0