Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Есть одна особая примета, которая бросилась мне в глаза при этом посещении Дальнего Востока по сравнению с давними наездами и многолетним периодом жизни моей в Приморье и Хабаровском крае. Это множество китайцев и в административных центрах, и особенно в пограничных посёлках, в Гродекове, Уссурийске, приханкайском районе и в других местах. Помню, раньше там по доступным ценам можно было купить и женьшень, и пантокрин. Теперь пусто. Спрашиваю: - Почему? - Теперь это всё у китайцев, а через них уходит за границу. По прикидочным данным Дальневосточного пограничного округа через границу в КНР уходит в среднем вдвое больше грузов, чем ввозится в Россию. "За 10 месяцев 1993 года только из Хабаровского края в Китай отправлено чёрных и цветных металлов, минеральных удобрений, древесины, нефтепродуктов, цемента, автотракторной техники на сумму почти 130 млн. долларов", - сообщает "Владивостокское время". Это при том дефиците в металле, бензине, тракторах, автомобилях, который режет под горло экономику ДВ. Вот ещё цифры: только через КПП проследовало более 1 миллиона человек и 80 тысяч транспортных средств. Так это в открытую. А что творится "около"? Этого никто не скажет. За прошлый год официально задержано 365 нарушителей границы. Одной контрабанды зафиксировано 198 случаев на общую сумму 950 млн. рублей. Кроме этой торгово-пограничной вакханалии, под предлогом "выравнивания границы" и "улучшения её охраны" к Китаю отошли большие участки земли и тот печально известный остров Даманский. а с колхозами и совхозами, земли которых отошли китайцам, даже не посоветовались. Ещё в сентябре прошлого года краевой Совет решил обратиться в Конституционный суд по этому поводу. Но увы! Где он, этот суд? Вроде бы есть, а вроде и нету. Да, разумеется, нам надо участвовать в улучшении мировой системы коммуникаций, касающихся торговых путей, проходящих через Северный Китай. Но нельзя при этом сбрасывать со счёта и национальные интересы России. Если пустить в оборот линию КВЖД, то наша северная и более длинная дорога останется в тени. Экономически мы не выиграем от этого, а только проиграем. почему Россия должна жертвовать своими интересами? Нельзя забывать о том, сколько сделала именно Россия в этом регионе Китая. Мы не претендуем на возвращение КВЖД, проложенной нами, не претендуем на города Харбин, Дальний, Порт-Артур, построенные нами. Мы возвратили Китаю всё, что перешло в наше распоряжение после победы над Японией, - и ж/д станции, и депо, и заводы, и порты. Я уже не говорю о колоссальных расходах на строительство военных и экономических сооружений на Квантуне в 40-50-е годы. На один только мощный аэродром в Ту-Ченцзы ушли миллиарды рублей в тех твёрдых ценах. Я сам, будучи военно-морским инженером, начальником строительного участка Ту-Ченцзы, вколотил в это строительство десятки миллионов рублей. И всё это мы отдали без единого слова… хотя строили для своей торпедоносной авиации. Да, мы щедры на широкие жесты, порой идиотские, извините за резкость! Но совесть наша чиста перед Китаем… Да и вообще, негоже нам юлить и елозить на коленях перед иными-прочими. Ещё раз говорю: перед Китаем, перед Кореей у нас совесть чиста. Но теперь – куда не ткнёшься в Сибири и на Дальнем Востоке, всё тебе кажется, что мы поклоны бьём да всё лепечем: «Идите, гости дорогие! И берите у нас чего хотите… Располагайтесь за столом, как хозяева. А мы уж у порога постоим. В Верхнебуреинском районе неподалёку от станции Тырма огромные лесные пространства отведены для корейцев; они работают на лесоповале, занимаются охотой, рыбной ловлей и живут в полной автономии, их ни много ни мало около тридцати тысяч человек. Живут они тут, по одним сведениям, лет 25, по другим - 30; живут по своим законам, со своей "пограничной" охраной, исключающей всякое проникновение на "их территорию". Наших охотников, рыболовов почти не допускают в эту зону. Говорят, что они поначалу работали исполу, то есть половину древесины поставляли нам, "хозяевам", половину забирали себе. Теперь этот договор изменился - 70 процентов берём мы, остальное они. Естественно, все охотничьи угодья на это огромной территории, рыбная ловля и пр. - всё достаётся им. Я не хочу выглядеть ретроградом и подымать шум из-за аренды таёжной территории во глубине Сибири. Но если это - аренда, то она должна быть абсолютно открытой и гласной - доступной не только специальной инспекции. А между тем ни один корреспондент - из Москвы ли, из Хабаровска - туда носа и не совал. Года два назад произошёл известный на весь мир скандал с корреспондентом немецкого журнала "Шпигель", прилетевшими в Тырму на арендованном в Хабаровске вертолёте. Естественно, у меня денег, чтобы арендовать вертолёт, не было, а посему довольствуюсь документами из архива МВД, старыми немецкими фотографиями (у нас не публиковавшимися) и хроникой этих событий из местной газеты "Приамурские ведомости". Полагаю, что для широкого читателя эти документы не потеряли интереса, а обстоятельства, связанные с их появлением на свет божий, своей остроты. Итак, "Уголовное дело о преступлении в отношении иностранцев" по рассказу Ивана Козьменко, командира вертолёта, доставившего к корейским лесорубам корреспондентов журнала "Шпигель". 17 марта мы садились в Тырме. Пробыли там час. И когда после съёмок корейские рабочие потребовали у фотокорреспондента плёнку, он вынужден был её отдать. Они говорили, что на проведение съёмок надо получить разрешение у их представителя, который находится в Чегдомыше. Немцы - люли исполнительные, они так и поступили. По крайней мере, 18 марта, после обеда, журналисты заявили мне, что надо лететь в районе Тырмы и Согды, что разрешение от главы администрации района п. Титкова есть. В Тырме вертолёт покинули только журналисты, экипаж и другие сопровождающие лица оставались в машине. Представители корейских лесозаготовителей разрешили снимать, беседовать с рабочими. Журналисты побывали на нижнем складе. Всё происходило тихо, мирно. Но когда они вернулись в вертолёт, и мы хотели взлететь, то четыре корейских рабочих уцепились за трап. Я подошёл к трапу. Корейцы стали требовать фотоплёнку. Я им объяснил, что это территория России, что здесь не какой-то секретный объект, что разрешение на фотосъёмку есть. Но они всё равно держали трап, а остальные были как бы наготове. - Можно ли такие действия квалифицировать как захват вертолёта? - Захват, я понимаю так, когда в кабине арестовывают пилотов. Меня арестовали позже, на улице... Скорее всего, эта задержка была нужна им, чтобы принести бензопилу. У вертолёта собралась организованная толпа, примерно человек сорок. Стали запускать бензопилу, наверное, чтобы распилить бензобак вертолёта. Чтобы предотвратить это, на землю спрыгнул бортмеханик В. Зданович. Ему сразу скрутили руки и поволокли лицом по снегу. Я пытался противодействовать этому, но мне тоже заломили руку назад и оттащили от вертолёта. У них были разъярённые глаза, устрашающий вид. Я понял, что всякое сопротивление может повлечь худшее, надо сохранять спокойствие. Может, спокойствие урезонит их. Но корейцы пытались ворваться в вертолёт... стучали по окнам, бакам. Творилось что-то невообразимое. И когда они всё же ворвались в тамбур вертолёта, я закричал, чтобы фотокорреспондент отдал им аппарат и плёнку. Надо было спасать людей, машину. Оттмар Зейхаузер тотчас появился с фотоаппаратом у выхода из вертолёта, но был сброшен с трапа, его стали волочь по снегу. Он кричал истерически. Это был ужасный кик. Нет, они его не били, они знали, как модно сделать человеку очень больно. И у меня на теле никаких синяков не оставили, но руку выворачивали профессионально... Они держали меня как заложника, а один из них по-русски матом успокаивал меня... Конечно, они вполне могли "поджарить" нас. Русских людей, свидетелей рядом не было. Не знаю, чем бы всё это кончилось, не появись случайный автомобиль, который сообщил местной милиции... С милицией корейцы считаются. Они отбежали от вертолёта... Вот такая история приключилась на нашей суверенной, так сказать, земле. Ну, это в прошлом было - изречёт иной читатель. и потом, что значит какой-то Верхнебуреинский район при огромных пространствах Сибири и Дальнего востока! Не обольщайте себя ложными утешением, уважаемые господа! Аппетиты закордонных захватчиков, претендующих на присвоение огромных территорий Сибири, растут не по дням, а по часам. Вот вам ещё факт. Нью-Йорк. 10 марта. (Корр. ИТАР-ТАСС Юрий Романцов) Жирная жёлтая линия разрезает надвое выкрашенную в жгуче-красный, "советский" цвет Россию, поднимаясь по Енисею с севера на юг, пересекая Байкал левее Иркутска и упираясь в Монголию. Всё, что слева, зовётся Россией, всё, что справа, - "американской Сибирью". Карта, опубликованная в мартовском номере журнала "Джи-Кью", сопровождается призывом: "Давайте купим Сибирь". Поясняется: Всего за жалкие 3 триллиона долларов мы можем спасти Россию, прибавить семь звёзд к нашему флагу и дать целому поколению беспрецедентное процветание. Семь звёзд - это семь новых американских штатов, которые называются: Сибирь, Западная Якутия, восточная Якутия, амурская Бурятия, Хабаровский, Приморский и Беринг. Изобретатель "Американской Сибири", политолог из института мировой политики Уолтер Мид, не шутит. Для долгосрочной стабильности и процветания России, говорит он в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС, имеется только один путь. Это - "вливание" в неё в течение ближайших 20 лет в буквальном смысле триллионов долларов. Частный бизнес на это никогда не пойдёт... Словом, Россия не может рассчитывать на экономическое процветание в ближайшем будущем. Даже если они избежит катастрофы, уровень жизни её населения скатится до стран "третьего мира". Купив Сибирь у России, США спасут её, обезопасят себя тем, что предотвратят появление в её лице "Югославии с ядерным оружием", и укрепляли свои позиции в нарастающем противоборстве с Японией и Китаем. На страницах журнала "план Мида" по созданию "Американской Сибири" приобретает законченную форму. В нём предлагается рассчитаться с Россией за Сибирь не сразу, а выплачивая ей по 200 миллионов долларов в год, и при условии, что половина этой суммы будет идти на приобретение товаров и услуг обязательно в США. Для Америки сделка будет выгодной, поскольку поступления от разработки и эксплуатации природных богатств Сибири с лихвой окупят выплаты России. Будет ли отторжение от России больше половины её территории выгодным для неё? Конечно, без всякого смущения отвечает Мид, она расплатится со своими внешними долгами, модернизирует инфраструктуру, обучит управленцев, стабилизирует денежную единицу и, наконец, просто раздаст оставшиеся тысячи долларов населению плюсом к его нынешней мизерной зарплате. Мир ещё помнит о могуществе Советского союза, и мы ещё не свыклись с мыслью, что Россия - страна слабая... И мы тоже не свыклись и не свыкнемся... И мы ещё не позабыли куда более трудные времена, когда враг, захватив половину европейской России, стоял под стенами Москвы. Но выдержали мы этот натиск не только внешней силы, но и внутренней расхлыстанности. По гонениям духовным, по ратным жертвам, по чудовищному геноциду целых сословий, по непомерному безоплатному труду, по унижению поборами да голодом русский народ понёс самые страшные многочисленные жертвы. Но мы не озлобились, не отчаялись. В эту поездку мне повезло на встречу с редкостным в наше время защитником и рачителем о целостности нашего государства. Это глава администрации Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев. Он инженер по профессии, с большим опытом, но ещё относительно молод, кряжест, черноволос, с открытым и твёрдым взглядом. Он предложил проекты указов об охране государственных интересов России на Дальнем Востоке, на мой взгляд, глубоко продуманные и принципиально важные. Но прежде чем привести эти доводы и его соображения о мерах по защите и неприкосновенности государственных границ на Дальнем Востоке, выраженных в послании премьер-министру Черномырдину, я хочу порадовать любителей русской старины: на крутом хабаровском утёсе, на берегу Амура ещё в начале века был воздвигнут памятник генерал-губернатору графу Муравьёву-Амурскому. С высокого каменного пьедестала во время советской власти огромная бронзовая статуя амурского героя была сброшена, и на это место поставлен был карикатурно маленький по сравнению с пьедесталом гипсовый Ленин... Так вот, по распоряжению администрации края исполинская фигура Муравьёва-Амурского поставлена на собственный пьедестал: граф Николай Николаевич стоит в горделивой осанке, как человек, свершивший предначертанное свыше, - руки спокойно скрещены на груди, в одной - полуразвёрнутый рескрипт, в другой - опущенная долу подзорная труба. И смотрит он далеко за Амур, где синеет Большой Уссурийский остров и ломанный бугристый силуэт такого же синего хребта Хехцира. Увы! За Большой Уссурийский и Тарабаров острова, расположенные у слияния Амура и Уссури, ведёт теперь длительную и упорную борьбу, а точнее - оберегает их от серьёзной опасности захвата соседней державой теперешний губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев. вот его донесения Черномырдину, которые не могут не вызвать серьёзной тревоги: К ВОПРОСУ О ГРАНИЦЕ С КНР НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Исторически сложилось, что государственная граница России с Китаем в Хабаровском крае проходит по рр. Амур и Уссури и острова Большой Уссурийский и Тарабаров принадлежат России. Такое положение было закреплено и в дополнении к пекинскому договору, подписанному комиссарами обеих сторон 16 июня В соответствии с этим описанием были изготовлены карты на русском и китайском языках с указанием начала границы от специально установленного столба на китайском берегу под литером "Е" в устье реки Уссури напротив станицы Казакевичевой. Кроме того, в 1881 году был заключён Петербургский договор, а в 1911 году Цицикарский договорный акт. В обоих документах вопрос о границе России и Китая в районе Хабаровского края не возникал. Таким образом, в начале ХХ века территориальное разграничение между Россией и Китаем было практически завершено. Однако в 1991 году бывшим Правительством СССР в лице Горбачёва М.С. и Бессмертных А.А. было подписано соглашение "О прохождении государственной границы между СССР и КНР на её Восточной части" в ст. 8 которого отмечается: "Договаривающиеся Стороны согласились, что суда различного типа, включая военные, могут беспрепятственно осуществлять плавание из реки Уссури (Усулицзян) в реку Амур (Хэйлунцзян) мимо города Хабаровска и обратно", что резко ухудшило обстановку на границе. Данное соглашение практически открыло свободный, бесконтрольный проход массы китайских граждан в г. Хабаровск. С весны Китайские рыбаки систематически нарушают правила лова рыбы, причём варварскими способами, включая применение взрывчатых веществ. имеют место случаи, когда сотни лодок вторгаются в наши воды для ловли рыбы вблизи нашего берега. Это наносит невосполнимый ущерб рыбным запасам р. Амур, особенно ценным породам рыб. Китайские рыбаки буквально атакуют суда Амурского речного пароходства, пытаясь воровать перевозимые грузы. При воспрепятствовании со стороны наших команд пытаются применять силу. Отмечаются неоднократные случаи столкновения интересов российских и китайских граждан, так как китайские граждане постоянно похищают с нашего берега лес, рыбу, железо, медь и другие материалы. Нарастание недовольства среди жителей Хабаровского края может привести к непредвиденным последствиям. Назревает необходимость обеспечения безопасности плавания судов Амурского речного пароходства по пограничным рекам. Принимаемые меры по линии погранпредставительской работы и через Генерального консула КНР в г. Хабаровске малоэффективны. Китайский погранпредставительский аппарат на встречах постоянно занимает жёсткую позицию, все наши заявления по неправомерным действиям китайских граждан в этом районе не принимает, объявляя их "вмешательством во внутренние дела Китая". В неофициальных разговорах проводит мысль, что китайская сторона терпит присутствие российских граждан на островах Большой Уссурийский и Тарабаров в качестве временной меры. Такое положение сложилось в результате беспринципного подхода бывшего министра иностранных дел СССР А. Бессмертных к решению этого важного вопроса, выразившегося в подписании вышеупомянутого соглашения. Вопрос решался без тщательной проработки и согласования с местными органами. Учитывая сложившееся положение, мы настаиваем на решении следующих вопросов: 1. Российскому Правительству признать соглашение, подписанное руководством бывшего СССР, недействительным и отменить. 2. Запретить Министерству иностранных дел России рассматривать какие-либо территориальные вопросы, относящиеся к территории Хабаровского края, без согласования с краевым руководством. 3. До конца 1993 года разработать новый порядок прохода китайских судов по реке Амур, так как порядок прохода их судов, предусмотренный в соглашении, для российской стороны неприемлем, противоречит правилам плавания, затрагивает безопасность нашего государства и принципиальный вопрос о принадлежности островов Большой Уссурийский и Тарабаров. 4. Демаркацию границы осуществлять по протоке Казакевичево с учётом её прогрессирующего обмеления. 5. Рассмотреть вопрос о включении в дальнейшую работу комиссии по демаркации государственной границы с КНР на территории Хабаровского края представителей российской части смешанной Комиссии по судоходству. это значительно повысит эффективность конечного результата работы комиссии по демаркации границы в пользу российской стороны. 6. Рассмотрение каких-либо вопросов о передаче части российской территории, в частности острова Большой Уссурийский и Тарабаров не может быть даже предметом переговоров, так как является прямым ущемлением прав российских граждан, проживающих в Хабаровске и на Дальнем востоке. Считаю святым долгом любого правительства работать над приумножением мощи государства, а передача любой части российской территории является прямо противоположным действием и будет негативно оценена нашими современниками и особенно потомками. Приложение: справка об островах Хабаровского края Большой Уссурийский и Тарабаров на 3 листах. С уважением Глава администрации В.И. Ишаев Письмо это было отправлено премьер-министру в, Черномырдину полгода назад. Ответа на него нет по сей день. 1994 | |
| |
Просмотров: 450 | |