Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 26.11.2024, 01:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Д.И. Фонвизин. Вопросы и ответы
  
   1. Отчего у насъ спорятъ сильно въ такихъ истинахъ, кои нигд? уже не встр?чаютъ ни мал?йшаго сомн?нія?
   На 1. У насъ, какъ и везд?, всякій споритъ о томъ, что ему не не нравится или непонятно.
   2. Отчего многихъ добрыхъ людей видимъ въ отставк??
   На 2. Многіе добрые люди вышли изъ службы, в?роятно, для того, что нашли выгоду быть въ отставк?.
   3. Отчего вс? въ долгахъ?
   На З. Оттого въ долгахъ, что проживаютъ бол?е, нежели дохода им?ютъ.
   4. Если дворянствомъ награждаются заслуги, а къ заслугамъ отверзто поле для всякаго гражданина, отчего же никогда не достигаютъ дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики?
   На 4. Одни, бывъ богат?е другихъ, им?ютъ случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получаютъ отличіе.
   5. Отчего у насъ тяжущіеся не печатаютъ тяжебъ своихъ и р?шеній Правительства.
   На 5. Для того, что вольныхъ типографій до 1782 года не было.
   6. Отчего, не только въ Петербург?, но и въ самой Москв? перевелись общества между благородными?
   На 6. Отъ размножившихся клубовъ.
   7. Отчего главное стараніе большей части дворянъ состоитъ не въ томъ, чтобъ поскор?й сд?лать д?тей своихъ людьми, а въ томъ, чтобъ поскор?е сд?лать ихъ, не служа, гвардіи унтеръ-офицерами?
   На 7. Одно легче другого.
   8. Отчего въ нашихъ бес?дахъ слушать нечего?
   На 8. Оттого, что говорятъ небылицу.
   9. Отчего изв?стные и явные безд?льники принимаются везд? равно съ честными людьми?
   На 9. Оттого, что на суд? не изобличены.
   10. Отчего въ в?къ законодательный никто въ сей части не помышляетъ отличиться?
   На 10. Оттого, что сіе не есть д?ло всякаго.
   11. Отчего знаки почестей, долженствующіе свид?тельствовать истинныя отечеству заслуги, не производятъ по большей части къ носящимъ ихъ ни мал?йшаго душевнаго почтенія?
   На 11. Оттого, что всякій любитъ и почитаетъ лишь себ? подобнаго, а не общественныя и особенныя доброд?тели.
   12. Отчего у насъ не стыдно не д?лать ничего?
   На 12. Сіе не ясно: стыдно д?лать дурно, а въ обществ? жить не есть не д?лать ничего.
   13. Ч?мъ можно возвысить упадшія души дворянства? Какимъ образомъ выгнать изъ сердецъ нечувственность къ достоинству благороднаго званія? Какъ сд?лать, чтобъ почтенное титло дворянина было несомн?ннымъ доказательствомъ душевнаго благородства?
   На 13. Сравненіе прежнихъ временъ съ нын?шними покажетъ несомн?нно, колико души ободрены, либо упали. Самая наружность, походка, и проч. то уже оказываетъ.
   14. Им?я Монархиню честнаго челов?ка, что бы м?шало взять всеобщимъ правиломъ, удостоиваться Ея милостей одними честными д?лами, а не отваживаться проискивать ихъ обманомъ и коварствомъ?
   На 14. Для того, что везд?, во всякой земл? и во всякое время. родъ челов?ческій совершеннымъ не родится.
   14) Отчего въ прежнія времена шуты, шпыни и балагуры чиновъ не им?ли, а нынче им?ютъ и весьма большіе?
   На 14) Предки наши не вс? грамот? ум?ли. NB. Сей вопросъ родился отъ свободоязычія, котораго предки наши не им?ли; буде же бы им?ли, то начли бы на нын?шняго одного десять прежде бывшихъ.
   15. Отчего многіе прі?зжіе изъ чужихъ краевъ, почитавшіеся тамо умными людьми, у насъ почитаются дураками; и наобороты отчего зд?шніе умницы въ чужихъ краяхъ часто дураки?
   На 15. Оттого, что вкусы разные, и что всякій народъ им?етъ свой смыслъ.
   16. Гордость большей части бояръ гд? обитаетъ: въ душ?, или въ голов??
   На 16. Тамо же, гд? нер?шимость.
   17. Отчего въ Европ?, весьма ограниченный челов?къ въ состояніи написать письмо вразумителыюе, и отчего у насъ часто преострые люди пишутъ такъ безтолково?
   На 17. Оттого, что тамо, учась слогу, одинако пишутъ; у насъ же всякъ мысли свои, не учась, на бумагу кладетъ.
   18. Отчего у насъ начинаются д?ла съ великимъ жаромъ и пылкостью, потомъ же оставляются, а нер?дко и совс?мъ забываются?
   На 18. По той же причин?, по которой челов?къ стар?ется.
   19. Какъ истребить два сопротивые и оба вредн?йшіе предразсудка: первый, будто у насъ все дурно, а въ чужихъ краяхъ все хорошо: второй, будто въ чужихъ краяхъ все дурно, a y насъ все хорошо?
   На 19. Временемъ и знаніемъ.
   20. Въ чемъ состоитъ нашъ національный характеръ?
   На 20. Въ остромъ и скоромъ понятіи всего, въ образцовомъ послушаніи и въ корени вс?хъ доброд?телей, отъ Творца челов?ку данныхъ.
  
* *
 
Къ г. сочинителю "Былей и Небылицъ" отъ сочинителя вопросовъ. *)
 
  
   *) Дениса Ивановича Фонвизина.
  
   По отв?тамъ вашимъ вижу, что я н?которые вопросы не ум?лъ написать внятно, и для того покорно васъ прошу принять зд?сь мое объясненіе.
   Въ разсужденіи вопроса о нечувственности къ достоинству благороднаго званія, позвольте мн? сказать вамъ, государь мой, что разумъ онаго совс?мъ другой, нежели въ какомъ, повидимому, вы его принимаете. Если вы мой согражданинъ, то кто бы вы ни были, можете быть ув?рены, что я ни вамъ и никому изъ моихъ согражданъ не уступлю въ душевномъ чувствованіи вс?хъ неисчетныхъ благъ, которыя, въ теченіе слишкомъ двадцати л?тъ, изливаются на благородное общество. Надобно быть извергу, чтобъ не признавать, какое ободреніе душамъ подается. Мой вопросъ точно отъ того и произошелъ, что я пораженъ былъ тою нечувственностью, которую къ сему самому ободренію изъявляютъ многіе злонравные и невоспитанные члены сего почтеннаго общества. Мн? случилось по своей земл? по?здить. Я вид?лъ, въ чемъ большая часть носящихъ имя дворянина полагаетъ свое любочестіе. Я вид?лъ множество такихъ, которые служатъ, или паче занимаютъ м?ста въ служб?, для того только, что ?здятъ на пар?. Я вид?лъ множество другихъ, которые пошли тотчасъ въ отставку, какъ скоро добились права впрягать четверню. Я вид?лъ отъ почтенн?йшихъ предковъ презрительныхъ потомковъ. Словомъ: я вид?лъ дворянъ рабол?пствующихъ. Я дворянинъ, и вотъ что растерзало мое сердце; вотъ что подвигло меня сд?лать сей вопросъ. Легко станется, что я не ум?лъ положить его на бумагу, какъ думалъ, но я думалъ честно, и им?ю сердце, пронзенное благодарностью и благогов?ніемъ къ великимъ д?яніямъ всеобщія нашея Благотворительницы. Ласкаюсь, что вс? т? честные люди, отъ коихъ им?ю счастіе быть знаемъ, отдадутъ мн? справедливость, что перо мое никогда не было и не будетъ омочено ни ядомъ лести, ни желчью злобы.
   Вседушевно благодарю васъ за отв?тъ на мой вопросъ: "отчего тяжущіеся не печатаютъ тяжебъ своихъ и р?шеній Правительства?" Отв?тъ вашъ подаетъ надежду, что размноженіе типографій послужитъ не только къ распространенію знаній челов?ческихъ, но и къ подкр?пленію правосудія. Да облобызаемъ мысленно, съ душевною благодарностью, десницу правосудн?йшія и премудрыя Монархини. Она, отверзая новыя врата просв?щенію, въ то же время и т?мъ же самымъ полагаетъ новую преграду ябед? и коварству. Она и въ семъ случа? сл?дуетъ своему всегдашнему обычаю; ибо разс?чь однимъ разомъ камень претыканія и вдругъ источить изъ него два ц?лебные потока есть образъ чудод?йствія, Екатерин? II весьма обычайный. Способомъ печатанія тяжебъ и р?шеній гласъ обиженнаго достигнетъ во вс? концы отечества. Многіе постыдятся д?лать то, чего д?лать не страшатся. Всякое д?ло, содержащее въ себ? судьбу им?нія, чести и жизни гражданина, купно съ р?шеніемъ судившихъ, можетъ быть изв?стно всей безпристрастной публик?; воздастся достойная хвала праведнымъ судьямъ; возгнушаются честныя сердца неправдою судей безсов?стныхъ и алчныхъ. О, если бъ я им?лъ талантъ вашъ, г. сочинитель "Былей и Небылицъ"! съ радостью начерталъ бы я портретъ судьи, который, считая вс? свои безд?льства погребенными въ архив? своего м?ста, беретъ въ руки печатную тетрадь, и вдругъ видитъ въ ней свои скрытыя плутни, объявленныя во всенародное изв?стіе. Если бъ я им?лъ перо ваше, съ какою бы живостью изобразилъ я, какъ, пораженный симъ нечаяннымъ ударомъ, безсов?стный судья бл?дн?етъ, какъ трясутся его руки, какъ, при чтеніи каждой строки, языкъ его н?м?етъ и по вс?мъ чертамъ его лица разливается стыдъ, проникнувшій въ мрачную его душу, можетъ быть, въ первый разъ отъ рожденія. Вотъ г. сочинитель "Былей и Небылицъ", вотъ портретъ, достойный забавной, но сильной вашей кисти.
   Чрезъ вопросъ: "отчего у насъ не стыдно не д?лать ничего?" разум?лъ я, отчего празднымъ людямъ не стыдно быть праздными?
   Статьею о шпыняхъ и балагурахъ хот?лъ я показать только несообразность балагурства съ большимъ чиномъ. Вы, можетъ быть, спросите меня, для чего же вопроса моего не ум?лъ я такъ написать, какъ теперь говорю. На сіе буду вамъ отв?чать вашимъ же отв?томъ на мой вопросъ, хотя совс?мъ другого рода. "Для того, что везд?, во всякой земл? и во всякое время, родъ челов?ческій совершеннымъ не родится".
   Признаюсь, что благоразумные ваши отв?ты уб?дили меня внутренне, что я самаго добраго нам?ренія исполнить не ум?лъ, и что не могъ я дать моимъ вопросамъ приличнаго оборота. Сіе внутреннее мое уб?жденіе р?шило меня заготовленные еще вопросы отм?нить, не столько для того, чтобъ невиннымъ образомъ не быть обвиняему въ свободоязычіи, ибо у меня сов?сть спокойна, сколько для того, чтобъ не подать повода другимъ къ дерзкому свободоязычію, котораго всей душою ненавижу.
   Видя, что вы, государь мой, въ числ? издателей "Собес?дника", покорно прошу пом?стить въ него сіе письмо. Напечатаніе онаго будетъ для меня весьма лестнымъ знакомъ, что вы моимъ объясненіемъ довольны. Доброе мн?ніе творца, вм?щающаго, какъ вы, въ творенія свои пользу и забаву въ степени возможнаго совершенства, должно быть для меня неоц?ненно; напротивъ же того, всякое ваше неудовольствіе, мною въ сов?сти моей нич?мъ незаслуженное, если какимъ-нибудь образомъ буду им?ть несчастіе прим?тить, приму я съ огорченіемъ за твердое основаніе непреложнаго себ? правила: во всю жизнь мою за перо не приниматься.
Примечания:
Вопросы*) и отв?ты.
 
  
   *) Фонвизина, приславшаго ихъ въ редакцію "Собес?дника" для напечатанія. Помимо "отв?товъ", въ сл?дующихъ продолженіяхъ "Былей к Небылицъ" императрица нер?дко обращается къ нимъ съ намеками и сатирическими стр?лами. (См. ст. о лит. д?ят. Екатерины II).
  
   Сочиненія императрицы Екатерины II.
   Произведенія литературныя. Подъ редакціей Apс. И. Введенскаго.
   С.-Петербургъ. Изданіе А. Ф. Маркса. 1893.
  
OCR Бычков М. Н.
 
Категория: Антология Русской Мысли | Добавил: rys-arhipelag (05.04.2009)
Просмотров: 1010 | Рейтинг: 0.0/0