Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Почему ты, человек, Меня оставил? Почему от тебя Возлюбившего отвратился.
Почему снова пристал к врагу Моему? Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я Плотью был. Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился. Вспомни, что ради тебя Я был Младенцем. Вспомни, что ради тебя Я смирился. Вспомни, что ради тебя ради Я обнищал. Вспомни, что ради тебя Я на земле пожил. Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел. Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием, страдания принял. Вспомни, что ради тебя Я «к злодеям причтен» (Лк 22:37). Вспомни, что ради тебя Я поносною смертью умер. Вспомни, что ради тебя Я погребен был. С неба Я сошел, чтобы тебя на небо возвести. Смирился, чтобы тебя вознести. Обнищал, чтобы тебя обогатить. Бесчестие принял, чтобы тебя прославить. Был уязвлен, чтобы тебя исцелить. Умер, чтобы тебя оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь принял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер. Но к сему любовь Моя, милосердие Мое привлекло Меня. Не мог Я терпеть, чтобы ты в таком страдал злополучии. Сею ли ты Моею любовью пренебрегаешь? Вместо любви ненависть воздаешь. Вместо Меня грех любишь. Вместо Меня страстям служишь. Но что ты нашел во Мне, отвращения достойное? Почему не хочешь ко Мне прийти? Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Меня. Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня. Красоты ли хочешь? Что красивее, более Меня? Благородства ли хочешь? Что благороднее Сына Божия и Девы? Высоты ли хочешь? Что выше Царя неба? Славы ли хочешь? Кто прославленнее более Меня? Богатства ли хочешь? У Меня всякое богатство. Премудрости ли хочешь? Я Премудрость Божия. Дружества ли хочешь? Кто любезнее и имеет больше любви, чем Я, Который душу за всех положил? Помощи ли ищешь? Кто поможет, кроме Меня? Врача ли ищешь? Кто исцелит, кроме Меня? Веселия ли ищешь? Кто увеселит, кроме Меня? Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит, кроме Меня? Покоя ли ищешь? У Меня обретешь покой душе твоей. Мира ли ищешь? Я есмь мир душевный. Жизни ли ищешь? У Меня источник жизни (см. Пс.35:10). Света ли ищешь? «Я— Свет миру» (Ин.8:12). Истины ли ищешь? Я — «Истина» (Ин 14:6). Пути ли ищешь? Я — «Путь» (Ин 14:6). Вождя ли к небу ищешь? Я Вождь верный. Итак, почему не хочешь прийти ко Мне? Приступить ли не смеешь? К кому удобнее приступ? Просить ли опасаешься? Кому Я просящему с верою отказал? Грехи ли не допускают тебя? Я за грешников умер. Смущает ли тебя множество грехов? Более у Меня милосердия. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).
1.
«Господи, если хочешь, можешь меня очистить». (Прокаженный Христу). Христос: «Хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф.8:2-3).
«Господи, слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Иисус ему: «Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Сотник в Капернауме ко Христу). Христос: «Иди, и как ты веровал, будет тебе» (Мф.8:6, 8, 13). «Господи, спаси нас, погибаем». (Ученики, страждущие на море, — Христу). «Тогда, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась тишина великая» (Мф.8:25-26). «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои» (Христос к расслабленному, лежащему на одре). «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф.9:2, 6-7). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Шедше же научитеся, что есть? Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Христос к фарисеям) (Ос 6; Мф.9:12-13). «Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя». Женщина с того часа стала здорова». (Христос к жене кровоточивой, прикоснувшейся сзади к краю одежды Его) (Мф.9:22). «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов». (Два слепца ко Христу). Христос к ним: «По вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф.9:27, 29-30). «Видя сильный ветер (апостол Петр, ходящий по водам, говорил ко Христу), испугался и, начав утопать, закричал: «Господи, спаси меня». Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?» (Мф.14:30-31)? «И вот, женщина хананеянка, выйдя из тех мест (страны Тирской и Сидонской), кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется», — и прочее. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: «Господи! Помоги мне». Она сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда Иисус: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15:22, 25, 27-28). Помилуй мя, Господи, Сыне Божий: душа моя зле беснуется. Господи, помози ми. Даждь ми, да насыщуся и аз, яко пес от крупиц, падающих от трапезы рабов Твоих. «Помилуй нас, Господи, Сыне Давидов (Два слепца ко Христу). Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сыне Давидов!» Они говорят Ему: «Господи! (Хотим), чтобы открылись глаза наши». Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». (Мф.20:30-31, 33-34). Помилуй мя, Господи, Сыне Божий! Умилосердися, Иисусе, Сыне Божий! Да отверзутся очи мои, да узрю свет Твой, и иду по Тебе. «Иисус сказал ему (отцу, у которого сын бесновался): «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». (Мк.9:23-25). Благий Учителю, Сыне Божий! Приведох к Тебе душу мою имущую бесы. «Верую, помози моему неверию», повели изыти и ктому не внити: вся Тебе повинуются. «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: «Юноша! Тебе говорю, встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить». — О вдовице и сыне ее во граде Наине (см. Лк 7:13-15). «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же (жене плакавшей) сказал: «Прощаются тебе грехи» (Лк 7:47-48). «Он, обратившись к ним, запретил им (Иакову и Иоанну) и сказал: «Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:55-56). Слава Твоему человеколюбию, Незлобиве Господи! «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лк 9:60). «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» (Лк 9:62). «Посему, братия более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Петр 1:10). «Кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8:30). «Оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1). «Вера без дела мертва» (Иак. 2:26). «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, отпали от веры» (1 Тим 1:19). «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются от Него» (Тит 1:16). «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Галл.5:6). «Пою милосердие Твое, Человеколюбче, и поклоняюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, Милостиве. Страстей Твоих ради помилуй нас». Кийждо уд святыя Твоея Плоти безчестие нас ради претерпе: терние — глава, лице — оплевание, челюсти — заушения, уста — во оцте растворенную желчь вкусом, ушеса — хуления злочестивая, плещи — биения, и рука — трость, всего Телесе — протяжения на Кресте, членове — гвоздия и ребра — копие. Пострадавый за ны и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием и вознесый нас, Всесильне Спасе, помилуй нас» (Стихира в Великую пятницу на утрени на стиховне). ИСПОВЕДАНИЕ И БЛАГОДАРЕНИЕ ХРИСТУ, СЫНУ БОЖИЮ, СПАСИТЕЛЮ МИРА
«Что воздам Господу за все, что Он воздал мне?» (Пс.115:3) Поскольку Ты, о Спасе наш, пришел в мир ради всех, то и ради меня, ибо и я один из всех; «пришел в мир грешников спасти» (1 Тим.1:15), то и меня, ибо и я один из грешников; «пришел взыскать и спасти погибшего» (Мф.18:11), то и меня, так как и я один из погибших. О, Боже мой, Господи мой и Творче мой! Мне бы должно было прийти к Тебе, как преступнику закона Твоего, и пасть, и повергнуться пред Тобой, и со смирением просить прощения у Тебя, и молить Тебя, и искать у Тебя милости. Но вот Ты Сам пришел ко мне, ко мне, окаянному и непотребному рабу Своему. Пришел Господь мой ко мне, отступнику и врагу Своему, пришел Владыка мой и посетил человеколюбием Своим. Слушай, душа моя, и внимай: Бог к нам пришел, Господь наш посетил нас. Меня ради родился от Девы-Матери, рожденный от Отца прежде веков. Меня ради был повит пеленами, «Покрывающий небо облаками и одевающийся светом, как ризою» (Пс.103:2). Меня ради в убогих яслях был положен Имеющий «престол небо и подножие — землю» (Ис.66: 1). Меня ради молоком питался материнским Питающий всякую плоть. Меня ради в объятиях материнских был носим Сидящий на херувимах и Содержащий всю тварь. Меня ради по закону обрезался закона Творец. Меня ради Ты, невидимый, явился и с людьми пожил, Бог мой. Бог мой уподобился мне, человеку, ради меня и «Слово стало плотью» (Ин.1:14), и Господь мой, Господь славы, «образ раба принял» (Флп.2:7) ради меня, и на земле пожил, и ходил по земле Царь Небесный. Трудился, чудодействовал, с человеками беседовал, обращался, как раб, Господь всех. Алкал, жаждал Питающий и Напаивающий всякую плоть, плакал Отнимающий всякую слезу, болезновал и печалился Утешитель всех, с грешниками обращался един Святой и Праведный, утруждался Всемогущий, «не имел где головы приклонить обитающий в неприступном свете» (Мф.8:20;1Тим.6:16). Нищим был Подающий всем богатство. Из города в город и с места на место переходил Вездесущий и все исполняющий. И так тридцать три года и более на земле пожил и трудился меня ради, раба Своего, Сын Божий, «Отеческих недр не разлучився». Но что Ты видел во мне достойное очам Твоим, что в юдоль сию плачевную пришел взыскать меня? Ищут пастыри овец заблудших, но ради своей пользы ищут. Ищут потерянное добро люди, но ради своей корысти ищут. Уходят люди в чужие страны, но ради своей корысти. Выкупают цари пленников, но через серебро и золото, через посланников своих и, по большей части, ради себя. Но Ты что такое нашел во мне, Владыко мой? Какую пользу, какую корысть и какое добро, когда пришел ко мне взыскать меня, и пришел Сам Царь неба и земли, а не через посланников, Сам Господь пришел взыскать раба Своего и искупить, — искупить не серебром и золотом, но честной Своей Кровью? Совсем ничего, кроме одного растления, немощи, окаянства, непослушания и вражды к Тебе! Велико бы было дело, если бы Ты пришел взыскать меня, невольно погибшего и нуждою врагом моим отведенного от Тебя и плененного. Но вот, сколь непонятное дело, что я отступник самовольный, я отступник и враг Твой! Ах, стыжусь и говорить об этом, но это истинно: я отступник от Тебя, и пошел сам вослед врага Твоего. Я в совет с ним вступил и хотел похитить Божественную честь Твою. Богом восхотел быть, создание Твое, не довольствуясь тем, что Ты меня почтил более прочих тварей Твоих, душой разумной и образом Твоим Божественным почтил. Малой мне показалась такая великая честь. Богом быть захотел, и так обесчестить Тебя, почтившего меня, Владыко мой. Весьма оскорбил и прогневал бесконечное величество Твое, и так врагом Твоим сделался. Вот каков я пред Тобой, ради которого пришел Ты! Однако же, не находя ничего во мне, кроме единого спасения и корысти моей во мне, пришел искать меня. Бедствие мое и погибель моя были убытком Твоим, а спасение мое было прибытком Твоим. Что я погиб, то Ты Себе за убыток вменил; а то, чтобы мне спастись и блаженным быть, за прибыль Себе поставил Ты. Не терпела благость Твоя видеть меня в погибели, и убедила Тебя, непобедимого, сойти ко мне и взыскать меня: ни ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, пришел ко мне, потому что я не мог прийти к Тебе. Надобно было пастырю выйти, потрудиться и искать овцу заблудшую в горах. Посетил Ты меня человеколюбием Твоим, Господи мой! Поискал меня, не имея Своей корысти, Пастырь мой! Возлюбил меня, не имея пользы, Боже мой! Ибо это есть истинная любовь — любить без всякой своей пользы и делать добро без надежды воздаяния. Ты меня так возлюбил, Любитель мой, что пришел на спасение мое, не имея Своей корысти. О, благость и человеколюбие Твое, Сыне Божий и Сыне Приснодевы! О, блаженство наше, бедные и окаянные человеки, ради которых Господь и Царь наш пришел и с нами пожил! Бог уподобился людям и пришел к нам ради нас! О, «блаженное чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» "(Лк 11:27), Сыне Божий! Блаженны те пелены, которыми Ты был повит! Блаженны ясли, в которых Ты был положен! Блаженны руки, которые носили Младенца, Который «прежде век сый Бог наш»! Блаженны ризы, которыми одевался Бог во плоти, «одевающийся светом, как ризою» (Пс.103:2)! Блаженны очи, видевшие Тебя, и уши, слышавшие Тебя, и руки, осязавшие Тебя, Слово живое и дающее жизнь! Блаженно то время, в которое Ты, Царь Небесный, явился на земле! Но намного блаженнее те, которые Тебя не на земли ходящим, но одесную Отца сидящим видят, Иисусе, Того, «Которого доселе не видя, но веруя в Тебя, радуются радостью неизреченною и преславною» (1 Петр 1:8) верные Твои на земле. Сподобь меня ныне Тебя верою видеть и любовью почитать, и там лицом к лицу видеть! Но посмотри, душа моя, как Царя Небесного встретили подданные Его, как приняли рабы Господа своего, как почтили Бога своего воплотившегося люди Его. Какой дар, какое благодарение, честь и поклонение воздали Благодетелю своему те, которых Он пришел спасти, перед которыми чудодействовал, у которых прокаженных очистил, больных исцелил, расслабленных воздвиг, слепых просветил, хромых и сгорбленных исправил, мертвых воскресил, и многие тысячи алчущих напитал. Ах, стыд покрывает лицо мое, ужасом объято сердце мое, и язык трепещет говорить!.. Евангелист Его святой с жалостью вопиет нам: «к Своим пришел, и Свои Его не приняли» (Ин.1:11), и отверглись, говоря: «не хотим, чтобы Он царствовал над нами» (Лк.19:14)! Страшен и жалок слух! Бог во плоти пришел к людям Своим — и не приняли Его. Царь и Господь пришел к подданным рабам Своим — и отвергли Его. «Слушай, небо, и внимай, земля» (Ис.1:2): люди Бога своего, и рабы Господа своего, и подданные Царя своего не приняли! О Боже мой! Ты ведал все это, но, однако, пришел, чтобы спасти меня, погибшего, и взыскать, заблудшего. Не воспрепятствовала Тебе злость и неблагодарность врагов Твоих, но убедила благость и любовь Твоя и бедность моя; и недостаточно было неблагодарным Господа и Благодетеля своего не принять и отречься, но зло ко злу и лютость и бесчеловечность к такой грубости своей приложили, учение Твое небесное за беснование почтили: «Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Ин 10:20) Чудеса Твои веельзевулу, врагу Твоему, приписали: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф.9:34). Ты с грешниками общался, желая их уловить благосклонностью Твоей и спасти, — называли Тебе «любящим есть и пить вино, другом мытарей и грешников» (Мф.11:19), и прочие хулы отрыгали на Тебя, Господа и Благодетеля своего, на Тебя, Который выше всякой чести!...О, лютость и неблагодарность человеческая! О, благость и долготерпение Твое, Господи! Далее — искали убить Тебя, Спасителя своего, пришедшего их спасти. Видел Ты совет их злой и сердце, злобой дышащее, видел, Сердцеведец Господи, но терпел. Нашли для этого орудие свое — неблагодарного ученика Твоего. Он Тебя бесценного продал за тридцать сребреников, за такую малую цену Драгоценнейшего более всего мира и более тысячи миров продал. Видел Ты нечестивый совет и беззаконный торг их, видел и терпел, желая за меня, непотребного раба Своего, пострадать, и Своей Кровью меня очистить, и Своей смертью меня оживить, и Своим бесчестием меня почтить. Слава Тебе за все, о Любитель мой! Проданного и преданного Тебя, или, более, Самого Своей волей предавшегося им и вышедшего к ним, ищущим Тебя, знающего все, что предстоит Тебе, связали Тебя, неприступного для Херувимов и Серафимов Господа. Судили Тебя, Судию живых и мертвых, ругали Тебя, бесчестили, плевали на святое Лицо Твое, на которое не смеют Ангелы взирать, и по ланите ударяли, и как подлежащего смерти осудили Тебя, Жизнь всех. Предпочли Тебе разбойника и убийцу — Тебе, Сыну Божиему, единому Благому и Праведному. Возопили все народы, говоря: «возьми Его, отпусти же нам Варавву; распни, распни Его» (Мк.15: 13-14)! О чудо, о ужас и дело неслыханное! Извели из города, как осужденного, и как злодея между злодеями повесили, и умертвили единого Бессмертного, и висящего на Кресте хулили, «кивая головами своими» (Мф.27:39), «дали в пищу Тебе желчь и в жажде Твоей напоили Тебя уксусом» (Пс.68:22); «пронзили руки и ноги Твои, сосчитали все кости» Твои (Пс.21:17-18), умершему Тебе пронзили ребра, и умершего хулили: «Мы вспомнили, что обманщик тот сказал» (Мф.27:63), и т.д. Под стражу воинскую отдали пречистое Тело Твое и гроб Твой запечатали. Сие Тебе воздали, Боже мой, люди Твои — Тебе, пришедшему спасти их!.. Терпел Ты всю злобу их, и «как агнец, ведомый на заклание» (Иер.11:19), не отверзал уст Твоих. Терпел Господь от рабов Своих, Создатель от создания Своего, Бог от людей Своих, Царь от подданных Своих, Благодетель от принявших бесчисленные благодеяния, Праведный и Неповинный от беззаконников. Терпел пред небом и землей, пред Ангелами и человеками, пред многочисленными взорами, пред друзьями и врагами, терпел обнаженный и всеми оставленный. А поскольку ради всех в мир пришел, то ради всех и терпел, то и ради меня терпел, так как и я один из всех, о Господи мой! Ради меня такое бесчестие и мучение терпел Господь мой!.. Терпел волею — о, кто я и что я, что ради меня терпел Господь мой?! «Земля и пепел» (Сир 10:9), грешник и раб непотребный!.. О, новое и неслыханное чудо, неизреченная и непостижимая благость, непостижимое снисхождение! О, новое и неслыханное чудо, неизреченная и непостижимая благость, непостижимое снисхождение! Восстань, душа моя, восстань, ужаснись, смирись, поклонись и припади ко Господу твоему! «Воспой Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь» (Пс.97:1)! Создатель и Господь мой за раба Своего, раба окаянного, непотребного и законопреступного страдал, терпел и умер. Я — разоритель закона и беззаконник, я бесчестил и хулил его, я себя предал врагу своему — дьяволу, демонского оплевания, посмеяния, ругания, заушения, биения, мучения и смерти вечной достоин. Но Ты, Владыко мой и Господи, претерпел вместо меня. Раб согрешил, но Господь мой казнь терпел. Раб провинился, но Господь мой побит. Раб похитил, но Господь мой воздавал. Раб должником был, но Владыка мой долг оплатил. Чем? Не серебром, не золотом. Но чем? Своим бесчестием, Своими ранами, Своей Кровью и смертью Своей, смертью же крестной (см. Флп.2:8). За меня, окаянного и проклятого, клятвой стал (см. Галл.3:13) Ты, един благословенный вовеки. За меня, хульника, хулу и бесчестие претерпел Ты, Господи славы. За меня, проданного под грех, продан был и сие претерпел Ты, Бесценный. За меня суд и осуждение, за меня смерть претерпел Ты, Владыко и Творец. Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе за все! Не имею ничего иного принести Тебе, кроме этого: слава Тебе!.. На земле Ты пожил, Царь Небесный, чтобы меня на небо возвести, изгнанного из рая. Ты родился от Девы Плотью, чтобы меня возродить духом. Ты хуления претерпел, чтобы моим врагам, клевещущим на меня, заградить уста. Ты принял бесчестие, Ты, Который выше всякой чести, чтобы меня, обесчещенного, почтить. Ты плакал, чтобы от моих очей отнять слезы. Воздыхал, скорбел, тужил, чтобы от меня отнять вечное воздыхание, скорбь, тоску, болезнь и подать вечную радость и веселье. Ты продан и предан был, чтобы меня, плененного, освободить. Ты связан был, чтобы мои узы растерзать. Суду неправедному Ты предстал, «Судия всей земли» (Быт 18:25), чтобы меня от вечного суда избавить. Ты обнажен был, чтобы меня, обнаженного, «облечь в ризу спасения и одеждою правды одеть» (Ис.61:10). Ты был увенчан тернием, чтобы мне венец жизни подать. Терпел, что Тебя называли Царем поругания, Царь всех, чтобы мне царствие небесное открыть. Тростью по голове бит был, чтобы меня в книге жизни написать. Вне града пострадать изволил, чтобы меня, изгнанного из рая, в небесный Иерусалим ввести. «К злодеями причтен» был (Ис.53:12; Мф.15:28) Ты, един Праведный, чтобы меня, нечестивого, оправдать. Клятвой стал Ты (см. Галл.3:10), един Благословенный, чтобы мне, проклятому, благословение подать. Кровь Свою пролил, чтобы мой гной и скверну греховную омыть. Уксусом напоен был, чтобы мне подать «еду и питие на трапезе во царствии» Твоем (Лк 22:30). Умер Ты, Жизнь всех, чтобы меня, умершего, оживить; во гробе был положен, чтобы меня из гроба воздвигнуть. Ты воскрес, чтобы и меня в моем воскресении уверить. Ты вознесся на небо, чтобы и меня туда же вознести и прославить во царствии Твоем. Все это Ты для меня, раба Своего, сотворил! О, «Господи! Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5) Человек — это «земля и пепел» (Сир 10:9), и святого Твоего закона разоритель. Однако Ты так его почтил, почтил обесчестившего Тебя, Творца и Господа своего. Ущедрил Ты создание Твое, Творец мой. Помиловал раба Твоего, Владыка мой. Взыскал Ты заблудшую овцу, Пастырь мой. Избавил плененного, Избавитель мой. Призвал отверженного, Боже мой. Освободил окованного, Освободитель мой. Оживил умершего, Жизнь моя. Восставил Ты падшего, Сила моя. Почтил обесчещенного и заступился за беспомощного, Заступник мой, «Ты расторг узы мои... Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115:7-8). Исповедаю благодать Твою, лобызаю человеколюбие Твое, поклоняюсь благости и милосердию Твоему, почитаю и пою непостижимое снисхождение Твое. О, что воздам благости Твоей, Возлюбивший меня, «что воздам Господу за все, что Он воздал мне?» Если бы тысячу раз умер я ради Тебя — это было бы ничто, так как Ты — Господь мой, Создатель мой и Бог мой, я же — земля и пепел, грешник и раб Твой непотребный, и достоин всякой смерти, не только временной, но и вечной. Что воздам Тебе, Господу моему, возлюбившему меня, Заступнику моему, Освободителю моему, Искупителю моему? Что воздам Тебе, Который меня ради Себя не пощадил, но Себя на бесчестие, хуление, посмеяние, поругание, оплевание, осуждение, биение, раны, мучение, распятие и смерть предал, чтобы меня, бедного, окаянного и отверженного, блаженным сделать? Что воздам я, не имеющий ничего своего, кроме растления, немощи и грехов? Душа и тело мое и состав мой — от Тебя, Твой, Твой, но мной... увы мне!.. растленный и испорченный. Совет лукавого и воля моя растлила меня. Сердце благодарное принесу Тебе, чего ты единого от меня хочешь. Но и того не могу без Тебя, ибо Тебя без Тебя не могу познать и познанного любить! О, как я нищ, как убог, как я немощен, как я окаянен и растлен! О, как меня враг мой уязвил и сокрушил! Но, Избавитель мой, помилуй меня, того, которого Ты возлюбил и за которого предал Себя, помилуй меня и просвети меня, да познаю Тебя, в Котором жизнь моя, и возожги в сердце моем любовь Твою, и «поставь на камень ноги мои и исправь стопы мои» (Пс.39:3), да пойду вслед Тебя, Избавителя моего и Вождя моего единого к небу и вечной жизни. Влеки меня за Собой, о Любовь горящая! Побежим в след Тебя: за дыханием мира Твоего побегу (см. Песн.1:3), чтобы где Ты есть, там и я, раб Твой, Тобой искупленный, был, чтобы видеть славу Твою. О, милостивый, благоутробный, о Человеколюбец! Дай мне сердце последовать Тебе. Наставь меня на путь Твой, по которому избранные Твои идут. Веди меня за Собой Духом Твоим Святым: «Дух Твой Благий поведет меня в землю правды» (Пс.142:10). Великое Ты сделал дело и уму моему непонятное, что Ты, Господь, Царь неба и земли, сошел с небес и воплотился от Девы Богородицы, и пострадал и был распят, и Кровь Свою пролил ради меня, раба Своего. Велико, воистину велико и дивно! Верую, и исповедую, и признаю, и проповедую, и удивляюсь такой ко мне, грешному, благости Твоей и человеколюбию... Сделай со мной, грешным, и сию милость Твою, молю Тебя со смирением, Человеколюбче, возлюбивший меня: очисти меня от всех моих грехов Кровью Твоей святой, которую за меня, грешного раба Твоего, пролил Ты, и утверди меня в страхе и любви Твоей, и сподобь меня верою и любовью последовать святым стопам Твоим, и сохрани меня силой Твоей от врагов моих, стремящихся положить препятствие стопам моим и отвлечь меня от Тебя, Искупителя моего. «Милость Твоя, Господи, да последует за мной во все дни жизни моей» (Пс.22:6), да, всеконечно спасенный Твоею благодатью, воздам Тебе благодарение лицом к лицу со избранными Твоими, и воспою и восхвалю и прославлю Тебя, со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Твоим Духом, в бесконечные веки, аминь. | |
| |
Просмотров: 665 | |