Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 22.11.2024, 09:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Записи голоса чистого (2)
 
 
БЕСЕДА VIII
--------------------------------------------------------------------------------
    Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Пастырям [2] Истина должна быть полна и ясна, в ней ничего недоговоренного не может быть. По своей окаменелости сердечной ее не понимают, а потому не скупитесь и не ленитесь говорить о ней и объяснять и повторять много раз, помня, что дети нуждаются в повторении и подробном пояснении, потому что они дети. Настойчиво и терпеливо учите о Свете и указывайте, чтобы овцы ваши увидали наконец светлую точку в своем мраке и чтобы обратили на нее внимание свое, сердцем своим заинтересовались бы.
 
    Пастыри, мало вы знаете своих овец, а они вас и того меньше. Старайтесь встречаться с ними и вне храма, собирайте их вокруг себя, уподобьтесь пастухам в поле, стерегите стадо свое от волков и бодрствуйте особенно, когда наступает тьма, когда хищники легко могут подойти незаметно и взятая овца не будет сразу бросаться в глаза своим отсутствием. Не бойтесь быть смешными или непонятыми, исполняйте свой долг, потому что иначе спросят цену пропавших из вашего стада с вас. Помните, взыщется с вас, потому что дано в руки вам и отвечать должны будете, если небрежно отнесетесь, ибо знаете, Кто вам дал и знаете, что должны отдать Ему.
 
    Кто из нас думает, что не может сделать большего - ошибается; только должен подумать в себе, так ли делает, как должно и как учил Сын Божий. И увидит, что далек он от учения Христова, и усовестится в сердце своем, и увидит, что "служит двум господам", а потому и результат скорбный. Такой пастырь не является достойным управителем; он не верит Поставившему его, ибо проповедуя Истину, сам не идет за Ней. Пусть каждый из вас подумает о том, что Поставивший их сказал: "Голос ваш должны знать овцы". А разве ваши овцы знают его? За своим пастухом они безбоязненно идут, ибо знают его и верят ему, а вам разве верят? Не верят, потому что не видят вас постоянно, яко ведущих, пасущих, и не знают силы и крепости вашей; если нападет кто на них, сумеете ли оборонить, отнять и в случае ранения залечить, помочь? Покажите же силу вашу, мощь вашу, как служители Поставившего вас.
 
    Если Он поставил вас, то дал вам и оружие, и щит, и броню, и лекарство, и бинты, и все, что надо для вашей службы у Него. Значит, знайте, что вы сильны, ибо иначе не поставил бы вас во главе, пасущими стадо Его. Сознайте в себе эту мощь. Она дана Поставившим вас, и состоит она в молитве и посте и служении Ему. Мощь эта делает вас непобедимыми для врага человека - диавола, и оружием - знамением Креста - вы парализуете его. Значит, не бойтесь, если увидите, что приблизились волки к стаду вашему, и, собрав его, безбоязненно идите отнимать жертву, а овцы, видя силу вашу и веру в эту силу, и результат, и сами не будут разбегаться, а наоборот, все теснее будут толпиться вокруг своих пастухов.
 
    К чему речь моя - поясню. Пасомые видят, что пасущий шатается сам: например, по многим причинам не говорит того, что надо, и тому, кому надо, - "шатается"! Жизненные интересы ставит часто прежде всего - "шатается"! Не относится с должным вниманием к таинствам, хотя бы крещения, покаяния, - "шатается"! Не шатайтесь и станьте на ноги твердо, т.е. поверьте Поставившему вас, а поверив полностью Ему, доверьтесь, положитесь на Его руку. Тогда не страшно вам будет выполнять свои обязанности так, как говорит вам Господь Бог. И не страшно будет вам тогда твердо идти вперед, не считаясь с выгодой своего слова. Не будете страшиться немилости "сильных мира", но будете свободно учить их тому Свету, который вручен вам.
 
    Значит, пусть каждый из вас прежде всего остановит свое внимание на себе и подробно, в деталях, рассмотрит свое "я", и примеряя к себе только что сказанное мною; и пусть совестью определит процент исполняемого им по Евангелию и Заветам Господа Бога. Пусть спросит себя, хочет ли он твердо идти дорогой узкой, тернистой, не покладая сил и не щадя здоровья, без устали вести стадо свое туда, куда поручил ему Господь. Если так, пастырь, если ты чувствуешь, что хочешь и должен делать, то иди, иди, не боясь никого, иди свободно и весело, с радостным [3] сердцем собирай овец, зови отставших, вытаскивай провалившихся в ямы, лечи и перевязывай больных и раненых, помогай уставшим. Говори им, беседуй с ними, объясняй, проси, увещевай мягко и ласково, терпеливо. И привыкнут к Твоему голосу, и будут знать тебя, и без тебя не пойдут в путь.
 
    Отбежавших и непокорных не наказывай проклятием, но постарайся, чтобы знали они, что ожидаешь их и скорбишь, а если вернутся - поступи, как сказано о Блудном Сыне. Отнесись со вниманием ко всякой мелочи, не оставляй самого незначительного вопроса без подробного ответа. Если не будешь знать сам, обратись ко Господу, и Господь вразумит тебя и вложит в уста твои нужное. Обратите, пастыри, внимание на исповедь. Разве так должно исповедоваться? Вразумите, объясните, что каждый грех отдельно должен быть развязанным через вас, иначе он останется связанным. Мало прийти и сказать: "Я грешен", надо сознать отдельно каждое свое противозаконное действие или слово, или мысль, сознать греховность этого, сожалеть искренно, и, раскаявшись нелицемерно, сказать священнику; и тогда лишь отпущенный грех - развязан. Не понимают этого, многие не знают, а вы недостаточно поясняете. Обратите внимание и на то, что исповедующиеся иногда не знают, что называется грехом, потому что плохо знают Закон. Научите же сначала овец, подробно и много толкуйте им, а своею жизнью показывайте пример, но нежно и мягко, отнюдь не грубо и не сурово, а терпеливо и кротко, не сердясь и не крича.
 
    Помните, что работа сеятеля трудна, если не знает полей своих, если не оберегает их. Заботьтесь же о почве, ухаживайте за землей и посеянным в ней, бережно ходите около всходов, а не взошло - сейте снова и снова.
 
    Тогда только и будете теми пастырями, за голосом которых пойдут овцы, и приведете все стадо, и о каждом дадите отчет подробный, и если и пропадет которая, то вы, исполнив все, как указано вам, не будете виноваты и не взыщется с вас. Итак: верящий в Господа и любящий Его исполнит Завет и Слово и возлюбит брата своего, а возлюбив - постарается о спасении его. Пастырь, по совести отнесшийся к обязанностям своим, сделает много, сделает все, потому что Господь Бог поможет, видя желание его. И повернете мчащихся бессознательно в гибель братьев ваших и отделите их от сознательно идущих с диаволом.
 
    Да будет воля Твоя Господи. Благословенно имя Твое во все времена. Аминь.
 
    БЕСЕДА IX
--------------------------------------------------------------------------------
    Еще пастырям: подходит время жатвы. Приготовьтесь и озаботьтесь, чтобы не знающих об этом не было. Колос и с небольшим количеством зерна возьмется жнецами, но горе тем, кто дал пустоцвет; будет он выкинут из снопа или обойден жнецами и останется и будет приобщен к плевелам и сожжен вместе с ними. Пусть временный хозяин поля (священник) озаботится, не дремля, чтобы оберечь его от птиц и насекомых. Пусть чаще ходит на свой участок, осматривая каждый колос и уничтожая вредящих зерну червяков. Помни, хозяин, что ты временно это поле имеешь и Владетелю дашь за него ответ, если будет твой сбор меньше, чем должен он быть. Потому позаботься, не думая о труде обхода каждого колоса, и о том, что их так много. Если увидишь, что сломался один, оберегай, чтобы не зацепил он другие около себя. Если нужно подвязать - сделай это. Если видишь, что сохнет, полей. Если ничего не помогает и видишь, что гниет - вырви и выкинь, чтобы по небрежности твоей не пропали бы и еще колосья. Хозяин, не бойся пройти в самые густые места, ступай осторожно, чтобы наклонить, но не сломать, и отклони колосья, раздвинь там, где густо и мало света, пропусти его, обрежь сорную траву, заслоняющую свет.
 
    БЕСЕДА X
 
    Хотим правды и чистоты, но не можем осуществить их. Не можем, потому что не хотим. Ведь "просто хотеть" - это значит тлеть, а нужно горение, жар сердечный. Когда тлеет что-либо, а не горит - легкий ветерок может загасить; огонь же, разгоревшись, ветра не боится. Разгоревшееся большое пламя освещает все вокруг, согревает и оживляет.
 
    Многие не могут идти путем духовной жизни, потому что не хотят и не понимают разницы между огнем и тлением. И не поймут, если не захотят.
 
    Иногда у человека мелькает мысль: "Не дано мне" (то духовное, что дано другим). Или: "Если бы и мне Господь дал то же!" Захоти, загорись - и получишь много больше. Ты тлеешь, не горишь, оттого не получаешь.
 
    Разные мысли борются в человеке. Многие насильно замыкает он в своей голове, хочет принять только мозгом, а мозг не может всего принять, бунтует. Не принимает иногда мозг того, что уже знает дух [4].
 
    Иногда неправильное, чисто мозговое смирение показывает человек, говоря: "Недостоин я высшей жизни"... И это парализует в нем всякое святое искание, и воля Божия не исполняется. Но путь любви открыт каждому, и много возлюбивший - имеет великое достоинство. "Прощаются грехи ее (души) многие за то, что возлюбила много". Желание много любить есть уже начало большой любви. Вот что часто мешает: трудность всех и за все простить. Трудность отстранить от себя всякий суд над другим человеком. Казалось бы, всепрощение (предание всего Богу) не трудно. Но бывает, что не только "не можешь" простить, но и (такая мысль приходит) будто "нельзя простить". Надо быстро заглушить это терние, пока оно не "заглушило истинных всходов".
 
    Откинуть надо от себя мысли запутывающие и действия грязнящие. Иначе в духовной жизни будем подобны человеку, руками грязными берущего светлую одежду. Светлая одежда - это молитва наша и жажда правды. Для такой одежды надо руки вымыть. Иначе пятна на ткани останутся от грязных пальцев.
 
    Омойся, человек, и тогда смело протягивай руки к этой одежде. Одевши ее, будешь невольно остерегаться всего грязного, и сядешь так, чтоб не замарать свое платье.
 
    "Тлению" способствует еще лень. Порыв есть, но остается порывом и дальше не идет.
    Многое может сделать человек в духовной жизни, если будет жаждать. Сможет много более, чем даже себе представляет. Тлеющая искра духа пусть раздувается терпеливо, осторожно, пока не образуется огонек. А огонек может перейти в большой огонь.
 
    БЕСЕДА XI
--------------------------------------------------------------------------------
    Приближаются дни, в которых многие не могут разобраться. Дни смуты и непокоя для тех, кто шатается. Твердо стоящие на ногах и ощущающие почву под ними будут во всем полагаться на волю Господа и стараться, не соединяясь со злом, распространять добро. Смутными днями могут быть названы дни, когда человек неуравновешенный чувствует беспокойство, волнение и страх, и это все занимает его сердце и мозг, и он, поддаваясь своим переживаниям, отодвигается от Господа и делает ошибку за ошибкой.
 
    Сеющий эти чувства (злой дух) пробует почву, и если она "принимает", то посеянное быстро растет и заглушает всходы Божьего посева. Будьте готовы к таким дням... Помните, что и они от Господа, а потому не бойтесь и не страшитесь, обращая взор к небесам, твердо зная, что Дающий их не даст не по силам...
 
    БЕСЕДА XII
--------------------------------------------------------------------------------
    "Не мудрствуйте лукаво" - что значат эти слова и в чем их смысл, вы будто понимаете, но не все одинаково, и не все так, как должно. Что значит Мудрость? Мудрость есть Господь Бог. Кто приближается к Нему, на том почивает мудрость Бога, ум его ясен, не затемнен. Значит, казалось бы, что мудрость не есть грех, но Сын Божий говорит: "Не мудрствуйте лукаво". Значит, есть две мудрости, различные между собой. Остерегайтесь этой последней, лукавой, потому что исходит она от царя лжи и лукавства. Что значит "ложь", вам понятно, потому что она часто встречается в жизни у вас и распознать ее вы умеете. Лукавство же есть ложь, которую трудно для всех распознать сразу. Лукавство и состоит в том, что имеет неясное основание, а чтобы добраться до грунта, на котором стоят эти основания, надо затратить много сил и энергии, а иногда и времени. И каждый из вас останавливает на этом свое внимание, и, опираясь на данные основания, верит этой лукавой лжи, повторяет ее и поучает ею других. Вот против этой лукавой лжи, мудрствования необходимо предостеречь вас. Если мы, христианские учители, учим вас чему-либо, для вас неосязательному, мы говорим вам только: верьте нам. Царь же лжи, в то же мгновение, вселяет в вас мысль: "Зачем верить, подумайте, размыслите" - и вот вам все основания к опровержению того, чему вас учат. И если вы подчинитесь ему, не подумав, то мысль эта пускает в вас корни, вы начинаете верить основаниям, иногда очень неясным и туманным, начинаете строить на них свое здание мысли, строите этаж за этажом, не проверив грунта и не зная, насколько он тверд, и этим зданием стараетесь затемнить себе и другим то, что дается вам светлое. Очень часто такое здание высоко и чрезмерно тяжело, но уверяю вас, что как бы ни было оно вместительно и крепко на вид, оно рухнет в час вашего перехода в высший мир. Только тогда сможете вы понять, что значит: не мудрствуйте лукаво. Обратитесь к Высшей Мудрости, и Он вас просветит, если хотите проверить слова учения. Если вы мыслите о чем-либо, стараясь понять непонятное для вас, и открываете в это время сердце ваше Создавшему вас, ожидая помощи Его, Он поможет вам и как бы озарит светом во всех мельчайших подробностях неясного и неуловимого для вас. Если же закроете свое сердце для Бога и будете работать своей головой, не вспомнив даже о Нем, сатана, будет руководить вашей мыслию. Если примете на веру учение наше, то если сатана даже и будет стараться вложить камень сомнения в вас, вы не впустите его. Говорю про камень, потому что не вместится он, будет не на чем ему лежать, и без грунта провалится.
 
    И так понятно для вас теперь, что значит мудрость лукавая и почему она опасна для людей. Ясно теперь, что человек должен быть мудр, но мудрость его должна исходить от Господа Бога. Этой мудростью вы можете отличить доброе от злого, этой мудростью вы можете заслужить прощение и достигнуть Царствия Божия. Ребенок всегда просит родителей, если чего-либо не понимает, а если кто ему пояснит, то он поверит, спросив у матери или отца. Значит, не мудрствуя лукаво, во всем спрашивайте Отца вашего Небесного. Как добрые дети, не полагайтесь на свой разум или подсказку. Проверяйте ваши мысли, останавливайтесь на них глубже, и если видите, что грунтом является лишь ваш собственный мозг, откидывайте эти мысли как ненужные вам. Вот что значит: "Не мудрствуйте лукаво". Слава Святой Единосущной и Нераздельной Троице во все времена!
 
    БЕСЕДА XIII
--------------------------------------------------------------------------------
    "Будьте как дети". Что значит это? Понятие о ребенке у вас есть определенное: ребенок не разумен. Ребенок доверчив, он плачет, он просит того, чего не может достать сам. Ребенок привязан к матери. Ребенок не сознает опасности.
 
    Значит, ребенок отличается от взрослых и зрелых людей. Человек вырастает и из доверчивого ребенка превращается в гордого своими знаниями и умом и потому недоверчивого, сомневающегося. Если вы ребенку скажете, что лисица говорит, - он не будет сомневаться и поверит вам. Попробуйте уверить гордого своим умом в чем-либо, чего он не может осязать, - не поверит вам и вас же будет злословить. Если вы дадите ребенку бумагу и скажете, что это кусок железа, - он возьмет и, проникнувшись своей верой, услышит, почувствует тяжесть и холод железа, между тем как гордый своим умом зрелый человек, беря даваемое ему железо, разложит его на несуществующие элементы и будет с вами спорить. Ребенок, прося чего-нибудь и плача, успокаивается, если мать ему скажет: "Нельзя". Взрослый же человек будет добиваться, несмотря не только на запрещение, но и на подробное объяснение, почему это нельзя. Ребенок идет доверчиво за матерью или опекуном даже в огонь, человек же, когда его тянут к свету, поясняя опасность тьмы, упирается, не веря и предпочитая тьму, - вот на этом и остановите свое внимание. Почему такая разница и почему указано вам: "Будьте как дети". Ребенок имеет на себе первородный грех, но уши его не запачканы, а руки не совершили преступления. Дух его не колеблется, а потому видит то, чего не может колеблющийся. Глаза его, чистые и невинные, созерцают ангелов небесных, и он в радости улыбается им. Он, не познавший зла, и не откликается на зло, и сатана не смеет подступить к нему. Потом глаза его понемногу начинают останавливаться на злом, и, воспринимая зрением, он грязнит их, а с ними и сердце свое; и при первом же загрязнении закрывается небесное видение и начинается человек.
 
    Значит, "будьте как дети" - будьте чисты; будьте с их верой без рассуждений и обходов. Идите за своим Учителем. Не просите, если говорят вам "нельзя", не спорьте, не надейтесь на ум свой, не противоречьте и не доискивайтесь. Положитесь на учащего вас Евангелием и помните, что ничто вы без своего Создателя. "Будьте как дети" - значит, ничего сами не трогайте, никуда не лезьте, чтобы не упасть вам. Ждите, чтобы старшие, помогли вам, дали или поднесли. Не идите сами, без провожающих, держитесь за них. Отшатывайтесь от тех, против которых остерегают вас. Любите Отца вашего небесного, как ребенок любит мать свою. Ему никто не заменит ее, никто не будет милее и дороже - пусть же и вам никто не заменит Того, Кто должен быть вам любимым, Господа Бога. Ребенок кричит до тех пор, пока не услышат его, - кричите и вы; "будьте как дети"- учит Спаситель, значит, во всем уподобляйтесь им, откиньте злобу и тяните руки ваши, не полагаясь на свой разум, чтоб, если упадете, поддержали вас и чтобы вам не покалечиться. Ребенок на руках матери ничего не боится - вот и вы почувствуйте себя безопасно около Отца Небесного, положитесь на Его могущество и силу. Тогда Господь обережет вас, потому что Отец любит своих детей, доверяющих Ему и любящих. "Будьте как дети" - любите друг друга без различия, ибо дети играют и любят друг друга, будь один сыном царя, а другой бедняка. Будьте как дети.
 
    БЕСЕДА XIV
--------------------------------------------------------------------------------
    Все время бросаются семена ангелами-хранителями. Некоторые засыхают сразу же, потому что ум человека их не принимает, а в сердце они не попали, ибо сердце человека заполнено другим, противоположным, не соответствующим.
 
    Иной человек принял что-либо, но не заботится об уходе за ростком, не дает влаги. И хоть проросло зерно, но засохло или засыхает. Тревожит ли это людей? Нисколько. Они даже не замечают этого большей частью. Многие, услышав слово, противоречащее их взглядам и привычкам, не находят ничего лучше, как, опираясь на гордость ума своего, разрешать просто и скоро то, что не могут вместить, и - бисер растоптан ногами![5]
 
    Но хотелось бы поддержать тех, которые веруют Откровению Божию, не искажают слова вечной мудрости и совести своей, чрез которую входит человек в общение с миром небесным.
 
    Не нужно смущаться незаметностью шагов своих. Лучше пусть очень медленно, но продвигаться вперед, раздувая маленькую тлеющую искру, осторожно и внимательно оберегая ее от вихря злобного и богопротивного.
 
    Не надо ни уныния, ни растерянности, когда видна невозможность сделать многого. Выпрямившись, пойдем, отдавшись воле Того, Которого мы дети. Иной думает: "Все пропало, я погиб". А надо думать и говорить: "Боже Милосердный, помоги мне, Господи, очисти меня, как избранный сосуд, и не давай остаться тем, чем я являюсь - черепком грязным, предназначенным к уничтожению - по своим делам. Ты, Господи, очисти уста мои, исцели душу мою, исправь разумение мое, мысли мои, открой глаза и уши мои, и я буду славить Тебя, Господа моего, во веки веков. Господи, помилуй меня, я нищий и убогий протягиваю грязную, гнойную, больную руку мою и прошу подаяния от Силы Твоей. Господи, подай, прими вопль мой, услышь просьбу мою. Господи, помилуй..." И услышит Господь. И подаст щедрую милостыню спасения.
 
    Если вопль будет идти из сердца, разве не услышит Тот, Кто создал это сердце? Разве останется какой человек глухим к зову своего ребенка, просящего: "Сними, меня душит, мне больно?" Разве не бросится он помочь, как только услышит эти слова, и сделает все, чтобы облегчить, спасти и обрадовать свое дитя, беспомощное и больное? Мужаться надо, надеяться, просить, просить неустанно.
 
    БЕСЕДА XV
--------------------------------------------------------------------------------
    Слова мои будут относиться к некоторым. Коснусь глубоко скрытого смысла слов: "Достойно покайтесь Господеви". Что значит "достойно покаяться"? Объясню. Преклонив колена перед Господом всего, искренно пожалеть о своих проступках и, главное, сознать их горечь, т.е. мерзость своей неправоты. Многие понимают, что сделали не так, но в душе своей всегда находят себе оправдание. Грех имеет свою мирскую сладость для грешника, человека душевного, и пока этот человек не начнет себя делать духовным, он не поймет и не почувствует этой "горечи" греха. Какой же способ наиболее применим к переделыванию (чтобы вам понятнее было) себя из "душевного" в "духовного"? Укажу сначала самый примитивный, как младенцам, а потом и более строгий, как подрастающим. На что бы вы ни смотрели из окружающего, всегда останавливайте внимание во всем на Премудрости Господней. И беспрерывно ваш разум будет удивляться. Это удивление есть проявление духовного. Все наши чувства будут удивляться, - и сила этого удивления рождает духовного человека. Есть, пить, спать без удивления доступно и животному, и это дает сладость "душевную". Человек в этом не возвышается над животным, но "унижает" себя, еще больше придавливает, сказал бы, и остается безмолвным духовно. Не замечая Премудрости, он не имеет и страха разумного, а без страха не боится переступить недозволенное и переступает, не сознавая горечи, а значит, и кается без нее в своих грехах (покаяние - для виду).
 
    Достойное покаяние - это покаяние с горьким чувством духовным. "Я сделал не так, как приказал Господь", - сказать так мало. Надо, чтобы эти слова были так горьки, чтобы сознание в этой своей вине было столь ужасно, что и сам поступок обрел отвратительный горький вид, и чтобы мерзость его отталкивала в мыслях, в духе вашем. Трудно это сразу обрести, но необходимо. Сладость сильна, если нет страха. Любовь и страх обуздывают человека и заставляют следить за собой. Достойно кающийся, при каждом взгляде вокруг себя в мире, увидит и поймет, насколько он виноват даже в самом будто невинном проступке, ибо Тот, перед Которым он провинился и Которому кается, Совершен во всем, даже в пылинке летающей, велик и страшен в Премудрости Своей, и смерть и жизнь Ему повинуются. Что же после этого - человек? Не ужас ли? Не горечь ли от самого малого ослушания Бога? Очень сладкое и привлекательное для "душевного человека" делается неприемлемым при размышлении духовном, и сладость исчезает, а горечь остается и увеличивается при сожалении, что это сладкое "съел" - совершил.
 
    Значит, стремитесь возбудить в себе это удивление. Через него, при любви, родится страх перед Премудростью и собственным ничтожеством. При любви ничего нет невозможного. Будете достойно каяться, со слезами и горечью внутренней, когда явится эта горечь; захотите сами отталкивать кажущуюся сладость греховную, и легче вам будет бороться со злом. Такая борьба примитивна и по силам дается каждому. Будете сильнее, и оружие будет тяжелее. Я здесь хотел ответить некоторым на вопрос: "Почему нельзя, если так приятно", и объяснить, каким образом можно родить в себе сознание горечи греха и как добиваться исполнения слов "достойно покайтесь".
 
    Благословенно Имя Господне во все времена.
 
        Примечания
--------------------------------------------------------------------------------
    1. Все эти массовые убийства и самоубийства в мире (например, в Гвиане и других местах) ясно открывают демонский мир, действующий в человечестве и в лжепастырях.
    2. Несомненно, что это, в простоте своей, благодатное поучение специально пастырям. Как и в следующей IX беседе "не в бровь, а в глаз" идет ко всякому из нас, пастырей. Это прямая речь к ним Божьего Ангела. Прямая это была речь и к моему молодому пастырству. А.И.
    3. Небо не хочет от нас никакой мрачности! А.И.
    4. Ясное здесь и прямое указание на связь истины с духом, духоведением более, чем с интеллектуальностью. А.И.
    5. Оттого не всем и не сразу открываются тайны Божьи.
 
 
   
Категория: Собор | Добавил: rys-arhipelag (23.01.2009)
Просмотров: 686 | Рейтинг: 0.0/0