Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
коммунисту, о Боге и богах
Пишете, что приняли решение стать коммунистом, прочитав такие слова: "Каждый человек создает себе бога по своему разуму". Этим Вы сами признаете, что коммунизм основан на безбожии. Ибо если бы действительно было так и каждый создавал бога по себе, тогда богов было бы столько же, сколько и людей, а значит, ни одного. Но есть на свете одна книга, которая от первой до последней страницы свидетельствует об обратном. В той книге говорится о едином истинном Боге живом, Который сотворил видимый и невидимый мир – Бог ревнитель, не терпящий поклонения никакому другому богу, никакой твари, никакой идее. Эта книга называется Священное Писание. С первой до последней страницы наставляет она людей, как различать реальность и свои представления о реальности. Вы человек начитанный, и я напомню Вам несколько исторических примеров. В то время, когда Коперник открыл, что земля круглая, одни представляли ее плоской, другие – бесконечной, третьи – полушарием, покоящимся на воде… Но различные представления людей о форме земли не могли изменить ее, ибо реальность – одно, а представление человека о реальности – другое. Когда Христофор Колумб сказал, что за океаном существует другой континент, люди смеялись над ним. Когда Ньютон заговорил о других галактиках, звездном притяжении и силе отталкивания, разве люди сразу серьезно восприняли его слова? Представления людей о вселенной были различны, но это не влияло на ее реальное состояние. Ибо реальность – одно, а представление человека о реальности – другое.
Подобно этому явил истину о реальном существовании единого Бога живаго и наш Спаситель. Эта истина расходилась с языческими фантазиями об идолах и вымышленных божествах, но она искоренила заблуждение о том, что каждый человек создает бога по своему разуму.
Мир Вам и здравия от Господа.
писателю Васо Д., о богоборцах
Ваше сердце сжимается от скорби о том, что московские безбожники осквернили всенародное празднование Пасхи новым богохульством. Не первый раз мы видим, что накануне Воскресения Христова они готовят целый арсенал поруганий, хулы и безобразий, чтобы в праздник обрушить их на голову и совесть братского нам русского народа. Не только Вы печалитесь об этом: с Вами скорбят все православные народы в мире. Воистину благородна Ваша печаль, и она облагораживает всех, кто ее видит и о ней знает. А пример московских богоборцев не сравним ни с одним из известных в истории примеров богохульства; он показывает, до какой степени может дойти помрачение человеческого разума, до какой степени может окаменеть человеческое сердце для принятия любви Божией! Каждый христианский праздник дает нам возможность торжествовать победу разума над мраком, а им – праздновать свой триумф мрака над разумом. Но если вы возьмете то, что составляет основу их веры, которую они исповедуют, вы увидите, что, во-первых, в то время как мы, говоря о Рождестве Христовом, утверждаем, что люди – дети Отца Света, они считают людей детьми гориллы; во-вторых, в то время как мы, говоря о Пасхе, утверждаем, что все люди воскреснут из мертвых в жизнь вечную и в этом смысл нашей земной жизни, они изучают трупы горилл и с какой-то безумной гордостью восклицают: "Таков был конец праотца нашего, таким будет и наш конец!".
В то время как, говоря о Вознесении, мы духом и сердцем возносимся в Царство Небесное за вознесшимся Господом, они, хмуро глядя вниз, твердят: "Нет небес, нет Царства духовного, есть царство тины, и больше ничего; в нем жили наши прародители – гориллы, и мы будем жить в нем. Тина, и больше ничего!".
В то время как мы, говоря о празднике Святаго Духа, прославляем Духа Божия и Ему молимся, чтобы сошел и очистил нас, укрепил и возвысил, обожил и обессмертил, они насмехаются и хулят Его, утверждая, что не существует никакого духа – ни Святаго, ни любого другого, есть только телесные испарения, которые называются духом: "И праотец наш, горилла, имел в себе испарения, и мы имеем их, но, когда тело умирает, испарения исчезают, а тело коченеет".
В то время как, говоря о празднике святых апостолов, мы вдохновляемся духом первых воинов Христовых, которые ради братской любви к людям понесли тяжкие страдания, а из любви к Отцу своему Небесному живот положили, они поносят апостольство, братство и любовь и заявляют, что только силой гориллы можно добиться своей цели. Для них горилла – альфа и омега человеческого существования!
В то, что горилла – альфа рода человеческого, не верит никто из разумных людей, но для многих, считающих себя разумными, горилла является омегой. Многое из того, что раньше казалось невероятным, осуществилось в наше жестокое время: наковальня восстала на кузнеца, а человек – на своего Создателя.
одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное
И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом. Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира [VII], твердость Немани [VIII], христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина [IX], кротость Стефана Дечанского [X], смирение царя Уроша [XI], жертвенность князя Лазаря [XII], мужество Бана Страхини [XIII], правдолюбие Марко Кралевича [XIV], сердце матери братьев Юговичей [XV], верность и доброту княгини Милицы [XVI], сострадание девицы косовской [XVII], терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав [XVIII] сербских.
Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено,– вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься,– подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе.
Сказать кому-нибудь: "Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное" – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное!
Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой.
Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником.
Этого тебе желаю и тебя приветствую.
ревнителю веры, о безбожниках
Ты негодуешь и извергаешь пламя на безбожников, удивляешься, как их терпит правительство, ведь они сущая погибель для государства. "Почему не уничтожат, не депортируют на необитаемый остров, чтобы они не отравляли душу народа?". Согласен, неустойчивым душам они действительно могут принести большой вред, эти отравители, которые прежде отравили безбожием себя, а теперь отравляют других. Некий англичанин, имевший пагубную привычку курить опиум, попал однажды в китайское заведение, в котором собирались любители опиума. Когда он увидел людей, валявшихся без сознания на полу и скамьях, с мутными глазами, желтыми лицами, он настолько ужаснулся, что оставил свою страшную привычку и никогда больше не возвращался к ней. Думаю, что любой разумный человек ужаснется и отгонит от себя все безбожные помыслы, увидев пустую и бессмысленную жизнь безбожников. Одним они в искушение, другим в укрепление веры. Кто-то ищет света, потому что знает его благотворное действие, кто-то ищет его, убоявшись мрака.
Но прежде всего мы должны понимать, что безбожники не просто вредители, они люди, причем самые обделенные среди людей: их души отравлены ядом неверия. Они беднее всех. Ибо, если другие нищие, не имея хлеба, одежды, земли, здоровья, имеют в своем сердце Бога, Дародавца всех даров, имеют упование на Господа, Своего Творца, эти несчастные не имеют этого. Не имеют они драгоценнейшего имения, которым могут и должны обладать все сотворенные Богом люди: они не имеют Бога. Поэтому мы должны относиться к ним с жалостью, а не с ненавистью: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых (Рим. 5, 6). Ради жертвы Христовой за безбожников воздохнем о них, как об умерших, и помолимся Воскресителю, да воскресит их души в вере.
Если безбожники влияют на тех, кто нетверд в вере, то и верующие влияют на безбожников. Под влиянием примера, советов, и молитв, и любви многие и многие неверующие обратились, подобно тому как потерявшие сознание возвращаются к жизни, горько раскаялись в своем безбожии и стали истинными христианами. Их безбожие даже принесло им пользу, ибо служит укором, уязвляет совесть, отвращая от неразумного прошлого, и толкает вперед к вере, к Богу.
Насколько я знаю, мало тех, кто остается в безбожном окаменении навсегда, в ком никогда не воссияет свет веры. Впрочем, разве эти несчастные – нормальные люди? Царь Давид говорит: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог [1]. А наш великий ученый-физик Михайло Пупин признавался: "Я ни разу не встретил здравомыслящего человека, который отрицал бы существование Бога".
Мир тебе и милость Божия.
сербской женщине, которая спрашивает, почему русские особо почитают Богородицу А разве сербы не почитают? А греки, а болгары, а румыны? Самое большое количество наших царских задушбин (благочестивые сербские князья и цари строили при своей жизни монастыри и церкви – задушбины, то есть за душу, во спасение души.– Перев.)посвящено Богородице. Хиландар, пример многим задушбинам и жемчужина драгоценная среди них, прославляет введение Ее во храм. Святой Савва посвятил Хиландар Божией Матери. Была ли ты в приморской Савине (монастырь на побережье Черногории.– Перев.)и видела ли икону Пресвятой Девы, всю украшенную золотыми ожерельями, серьгами и подвесками? – Стольких и таких драгоценных наград не знал ни один воевода! Это особое признание за то, что Она воюет против зла в мире и побеждает его. Так приморские жители украшали Ее, Защитницу свою в коварной морской пучине. Была ли ты, дочь сербская, в Чайниче, ничем другим, кроме имени Богородицы, не известном? Икона Ее чудотворная, что в Чайниче, славится по всей Боснии и Герцеговине и в дальних странах. Если бы ты видела перед Чайницкой иконой почитание и восхищение, покаянное воздыхание и благодарное величание Божией Матери тысячами паломников! Если бы ты слышала удивительные повести о Ее дарах и милостях, которые Она людям посылает! Но услышишь ты множество подобных повестей и в Печи, и в Охриде, и в Прилепе – по всем Балканам, от моря до моря. Из всех молитв, что звучат из уст сербских, не чаще ли других молитвы "Помоги, Боже" и "Богородице"? Почитание Богородицы жило в душах славных представителей народа. Когда умирал наш величайший поэт, владыка Раде [XXXIV], он попросил принести ему икону Пресвятой Богородицы из Цетиньского монастыря. Заплакал перед ней и, приложившись к ней, воскликнул: "Пресвятая Богородице, спаси мя!". А тому, что наши русские братья особо почитают Богородицу, думаю, есть и особые причины, помимо наших общих, а именно: русские многократно получали от Нее помощь во времена самых судьбоносных государственных и церковных событий. Когда языческие русские князья Аскольд и Дир двинулись в поход на Цареград, они не только не смогли разорить его, но даже приняли крещение. Цареградские христиане молились о спасении города; патриарх Фотий [XXXV] вынес икону Богородицы, и крестным ходом народ направился с ней к морю. Вдруг море разбушевалось и потопило все русские корабли. Аскольд и Дир едва добрались до берега и, узнав причину бури и своего спасения, приняли крещение и вернулись на Русь христианами. Когда возводилась Киево-Печерская Лавра, колыбель русского христианства, Богородица явила Свою чудесную помощь при строительстве монастыря и при написании для него икон.
Владимирская икона Божией Матери прославляется трижды в году. Три праздника посвящены ей в ознаменование трех великих побед, одержанных русскими над татарским войском. При окончательном освобождении Руси от татар царь Иоанн III с Владимирской иконой двинулся навстречу врагу. На реке Угре несколько месяцев стояли два войска друг против друга. Просто стояли, без битвы. Наконец, когда русские подняли икону вверх и запели величание Богородице, татары развернулись и бежали. Русская победа была одержана без единой капли крови, заступничеством Пресвятой Владычицы. Эти и другие выдающиеся события, в которых участие Богородицы было решающим, глубоко запечатлелись в душе русского народа. И чувство благодарности передается из поколения в поколение.
Мир тебе и милость от Господа.
священнику К., о мировом кризисе
Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? "Говори, если есть у тебя нечто большее молчания",– сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе. "Кризис" – слово греческое, в переводе оно означает "суд". В Священном Писании слово "суд" употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).
Замени слово "суд" словом "кризис" и читай: "Милость и кризис воспою", "от Господа придет кризис всякому", "Отец весь кризис отдал Сыну", "Время начаться кризису с дома Божия".
Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово "суд" вместо слова "кризис". Сейчас слово "суд" заменили словом "кризис", понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: "суд Божий!", наводнение – "суд Божий!". Начиналась война или эпидемия – "суд Божий!"; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – "суд Божий!". Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не "судом", а "кризисом". Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово "суд", была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова "суд" словом "кризис", малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.
Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса,– богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.
Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово "кризис" перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: "суд Божий!".
Назови и ты, честный отче, "кризис" "судом Божиим", и все будет тебе понятно.
Привет тебе и мир от Господа!
чиновнику Иоанну Ю., о трех великих вещах
Вы задаете мне три вопроса:
Какая величайшая мысль достойна человека?
Какая величайшая забота достойна человека?
Какое величайшее ожидание достойно человека?
Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни - величайшая мысль, достойная человека.
Забота о спасении души - величайшая забота, достойная человека.
Ожидание смерти - величайшее ожидание, достойное человека.
Как надлежит думать о Промысле Божием в человеческой жизни? За меру нужно взять нравственный закон Божий, по нему сверять все, что происходит в жизни окружающих нас людей. Самое важное - исследовать нравственные причины всего, что происходит с кем-то из ваших близких. Это не всегда легко, ибо причины иногда бывают скрыты в прошлом родителей. Христианская исповедь основана на открытии этих причин. Псалмопевец говорит Богу: аз же поглумлюся в заповедех Твоих (Пс. 118, 78). Коль возлюбих закон Твой, Господи! (Пс. 118, 97). Ибо на заповедях Божиих основано все, что происходит с детьми Адама. И закон Божий - свет, который освещает все, что с нами случается.
Как нужно заботиться о спасении души? Чтобы не перечислять мне здесь, читайте Евангелие и спросите Церковь. Нет в мире сокровища, драгоценнее души человеческой. И именно это сокровище должно спасти от погибели и смерти. Остальное, что не есть человек, но что человеческое, что человек ценит и бережет, неизбежно погибает и умирает. Человеческая душа в очах Божиих драгоценнее всего материального мира, по слову Христа: что вам пользы, если весь мир завоюете, а душу погубите? (Мф. 16, 26; Мк. 8, 36; Лк. 9, 25) Не может быть, следовательно, заботы, более достойной человека, чем забота о спасении души.
Как нужно ожидать смерть? Так же, как воин перед битвой. Или как ученик, который усердно готовится к уроку, ожидая, что учитель каждую минуту может вызвать его. Об ожидании смертного часа напоминает нам Господь в притче о легкомысленном богаче, который строил новые амбары и готовился к долгому земному благоденствию, но вдруг услышал: в сию ночь душу твою возьмут у тебя, чьим будет сокровище твое? (Лк. 12, 20)
Почему мысль о Промысле Божием в судьбах людей - величайшая мысль, достойная человека? Потому, что она приносит человеку мудрость и блаженство.
Почему забота о спасении души - величайшая забота, достойная человека? Потому, что душа - величайшее сокровище на земле, а величайшее сокровище нуждается в наибольшей заботе.
Почему ожидание смерти - величайшее ожидание, достойное человека? Потому, что оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру. Когда одного благочестивого и доброго человека спросили, что в его жизни более всего понуждало его к труду и добродетели, он ответил: смерть.
Этих трех вещей мы не заметим в жизни животных. Они свойственны только человеку, и не просто человеку, а высшему его типу. Все остальное объединяет человека и животное.
От Бога вам мир и благословение.
| |
| |
Просмотров: 529 | |