Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Вы спрашиваете меня: «Русь Святая, где ты?» Не ищите ее нигде, она в Вас. Все письмо Ваше о ней говорит. Я даже сказал бы, что Вашими устами говорит Святая Русь, и это потому, что Вы каятесь в своих грехах, а выше покаяния здесь на земле ничего нет и быть не может. Слезы покаяния – это второе крещение, и это слезы сладчайшие. Только расширяйте эту Св. Русь в себе, ибо в духовной жизни не может быть остановки. Всякий застой – смерти подобный. Духа в себе не угашайте. Если вдруг почувствуете гнетущую тоску или печаль или уныние, а ещё хуже – безразличие и апатию, спохватитесь немедленно, бейте поклоны, бейте себя по лицу, вообщем, не жалейте себя, кричите к Богу, как утопающая кричит о помощи. Тогда Господь не оставит Вас и непременно ответит. Вы почувствуете себя окрыленной и хорошо поплачите и снова будете живой душой с Господом жизни не угасающей. Читайте жития святых, преп. Серафима Саровского, преп. матери нашей Марии Египетской. Чаще причащайтесь и много молитесь, посты соблюдайте строго, и Сам Господь будет Вас умудрять.
* * *
Я рад всем Вашим письмам и только потому, что в Вас я вижу русскую интеллигентную (в хорошем смысле, ибо это слово сильно испорчено было за последние полтора века) женщину, которая в сердце своем нашла Христа. Вся Ваша жизнь до этого обращения была не просто ошибкой; немного заблуждением ап. Павла, который гнал христиан, истинно веря, что они враги Божии. Вы по всей вероятности не были гонительницей, но были на стороне гонителей, мечтательницей, которой грезилось в большевизме что-то свежее, новое, привлекательное. Ваше счастье в том, что по причине Вашей молодости Вы не успели попасть в то поколение идейных идеалистов, атеистов и коммунистов, которых беспощадно уничножал товарищ Сталин, видя в них своих потенциальных врагов. Ваше счастье еще и в том, что Вы явились живой свидетельницей того, к чему привели коммунисты нашу родину после 70-ти лет их господства. Теперь Вам предстоит духовно и идейно укрепиться в вере православной. Духовно Вам надо научиться молиться, а идейно Вам надо расширить знание глубин неисчерпаемых святого православия. Сколько это будет возможно для меня, я помогу Вам.
Что касается молитвы, то начну с того, что напомню Вам слова св. ап. Павла в его послании к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (5, 16-18). Свв. Отцы Церкви Христовой от седых времен упорно стучали в двери этой тайны – непрестанно молиться, потому что в Священном Писании такие выражения такой важности являются не какими-то символами или отвлеченностями, а всегда были воспринимаемы, как заповеди, т.е. в буквальном смысле. Непрестанно – значит не больше не меньше непрестанно. Но как же можно это совершать, когда мы и трудимся в этой суетной жизни: должны постоянно обдумывать, планировать, загадывать на будущее, анализировать свое прошлое, да в конце концов просто спать, есть, наблюдать невольно за всем, что нас окружает, делается. А тем временем мы чувствуем над собой это слова, да не просто слова, а силы Божии, заповедь «непрестанно молитесь», от которой нам не уйти, не спрятаться, ибо это повелительно, звучит неуклонно, сильно, но все-таки не принудительно. А когда мы посмотрим на свой этот котел – нашу голову, где непрестанно кипят мысли, которые мы даже не способны остановить, от чего Декарт даже сделал такой невероятный вывод: «я думаю, значит я есть», т.е. от факта, что человек непрестанно думает (Декарт заключил, что это и есть самое веское доказательство, что мы существуем) – то где тут вставить молитвенность, не говоря уж о непрестанной молитве?! Так вот свв. Отцы сделали поразительное открытие, что наша душевная сила чувства или, мы говорим, сердечная сила или, ещё проще, наше сердце обладает в нас самих некоей независимостью. От такого открытия только один шаг к тому, чтобы внимание духовного взора сосредоточить на этой сердечной силе и всеми своими усилиями привлечь сердце к молитве. Степени молитвы бывают разные: хорошо уже то, что притащишь свое тело в храм, а в том теле и свою душу. Выйдешь ли из храма таким, каким вошёл – не знаешь. В храме все необыкновенно, иконы смотрят на вас, а вы смотрите на иконы, с которых смотрят на вас и люди, но не похожи на тех, что повседневно видишь; и пение ни на что не похоже, и ладан такой запах имеет, которого нигде не обоняешь. Все вообще необычное, но все куда-то приглашает, к чему-то лучшему, мирному, спокойному, и душа непостежимо на это откликается. Вот Вам один вид молитвенности. Ведь через глаза, уши, нос только душа, и ничто другое, смотрит, слушает, обоняет. Вот почему надо ходить в храм, и в особенности водить детей, у которых душа чище и глубже все впитывает. Затем начинаешь размышлять, слушать не молитвы, а смысл молитв, и невольно присоединяешься к смыслу, а смысл то пости всегда покаянная молитва. Поверхностно проходишь этапы своей жизни и ровно ничего греховного не видишь и таким возвращаещься домой. Однако, душа человеческая таинственно печатлеет в себе образы и мысли, которые глубже поверхностнаго впечатления, а потому медленно влияет и на ум, и на сердце. Вот Вам и другой тип молитвы.
Однако, все эти указанные виды молитв являются только преддверием, предисловием к молитве. Это предисловие необходимо. Ведь никто без азбуки не начнет писать сочинение. Так и в духовной жизни все последовательно и разумно. Господь говорит нам: «сыне, даждь Ми твое сердце» (Притчей 23, 26), не ум, а именно сердце, потому что в сердце заключается вся полнота личности человеческой. Вот и стала пред нами задача как молиться сердцем. И тут мы сталкиваемся с огромным первым препятствием, делаем какие-то потуги и ничего не добиваемся. Мы скоро себе отдаем отчет в том, что подумать мы можем о чем хотим, мыслью мы способны в одно мгновенье переселиться куда хотим, туда, где мы когда-то были хоть одну минуту во всей нашей жизни, что мысль наша подчиняется нашей воле. Но почувствовать что хотим не в нашей воле. Кроме того, Священное Писание нам красочно говорит о том, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Эти страсти и мешают сердцу молиться; оно как бы уже занято чужой силой, а выражаясь современным языком, оно оккупировано и не в нашей силе выгнать врага, т.е. диавола. Нодо, значит, прибегнуть к Богу с молитвой: «сердце чисто созижди во мне, Боже» (Псал. 50, 12), и только тогда Господь может очистить наше сердце. Поэтому св. прав. Иоанн Кронштадсткий говорит в своем труде «Моя жизнь во Христе»: «Когда молимся сердцем, с нами происходит чудо изгнания бесов».
Свв. Отцы Церкви учат нас очень краткой молитве, которую называют Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Тут всего несколько слов и нет места для ума о многом задумываться. Эту коротенькую молитву надо повторять как можно чаще, стараясь сердцем, очищенным Богом, войти в слова этой молитвы. Так постепенно мы научаем наше сердце молитве, а оно так привыкает к этой молитве, что творит ее само без нашего волевого напряжения. Спим ли мы, делаем ли что, а сердце делает свое в любое время дня и ночи. Научившись так непрестанно молиться сердцем, мы становимся способными и любую молитву сердечно повторять. А когда кто молится сердцем, то весь человек без остатка молится Богу, и Господь такого человека слышит и внемлет ему. Конечно, за всю жизнь свою почти что каждый из нас испытал такие моменты, когда почти кричишь к небу о помощи и получаешь ее, потому что весь превращаешься в крик души, но святые не хотят ожидать всяких внезапных превратностей, но чтобы молитва их была бы всегда сердечной, как учит нас св. ап. Павел. Вот Вам краткий урок о молитве. Много было писано о ней, но я бы Вам не советовал придерживаться какой-нибудь системы, потому что системы молитвенной не существует, а если кто что и надумал, то это не от Бога, а что не от Бога, всегда кончается прелестью, опасной духовной болезнью. Когда одного святого спросили как научиться молиться, то последний ответил – молись, и сама молитва научит тебя всему.
| |
| |
Просмотров: 578 | |