Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Именно в связи с западными окраинами можно проследить, как дискурс нации и национальной территории отражался в концепциях П.Б. Струве. Свою статью «Великая Россия и Святая Русь» он начинает с утверждений, что «Россия есть государство национальное», что «географически расширяя свое ядро, русское государство превратилось в государство, которое, будучи многонародным, в то же время обладает национальным единством»60. Но далее Струве делает ряд уточнений, которые показывают, что он понимает различия между государством-нацией и государством-империей. Он говорит о «национальном государстве-ядре», в котором «русские племена спаялись в единую нацию». Он отмечает способность этого национального ядра к расширению, и отличает его от расширения империи. Связь разных окраин с «государственно-национальным ядром» может быть, по Струве, «чисто или по преимуществу государственная», а может быть «государственно-культурная, доходящая в окончательном своем развитии до полного уподобления, обрусения "инородцев"». Несколько раньше, в полемике с украинским национализмом, Струве не раз использует формулу «русская Россия», имея в виду именно «общерусскую нацию»61. Либеральный националист и империалист, что было скорее нормой для того времени, Струве в трактовке нации оказывается близок Каткову, понимая ее как опирающуюся на единство культуры, «правовой порядок и представительный строй» и открытую для ассимиляции новых членов. По мере обострения кризиса в отношениях власти и интеллигенции, который нарастал с конца 1840-х гг., последняя начинает оспаривать у власти право говорить о народе и от его имени. Понятие «народность» постепенно выходит из интенсивного употребления и дискуссий и к 1880-м гг. окончательно уступает место понятиям «нация» и «национализм»62. Когда в 1875 г. либеральный историк литературы А.Н. Пыпин определил идеологию Уварова как «теорию официальной народности»63, этот ярлык сразу и надолго получил широкую популярность и окончательно зафиксировал в либерально-демократическом дискурсе негативную ассоциацию понятия «народность» с чем-то навязанным властью, и потому искусственным. В 1860-е и особенно 1870-е гг., утверждается представление о народе (то есть простом народе, прежде всего крестьянстве) как об общности, которую интеллигенция должна просветить, с которой она должна объединиться против власти. Народническая версия этих воззрений предполагала, что народ является хранителем подлинных ценностей и морали, и интеллигенция, неся народу просвещение, одновременно должна проникнуться народным духом. В этом предшественниками народников были славянофилы64. Либеральная версия акцентировала идею долга интеллигенции перед народом. Монархия, особенно в два последние царствования, тоже претендует на единство с народом «поверх» преград, создаваемых бюрократией и образованными слоями. В обоих случаях представление о национальной общности имело структуру треугольника, в котором один элемент концептуализируется как лишний - для власти это интеллигенция, для интеллигенции - власть, иногда - государство как таковое. Старая проблема отчуждения России от Европы, в том числе и со стороны Европы, теперь осмысливается с помощью понятия «национальность». Так, Пыпин писал: «Если "национальность", "раса" имеют важное значение в истории развития народа (в чем нет сомнения), то указанные несомненные выводы науки не дают места ни тем исключительным теориям, которые недружелюбно к нам выделяют славянский мир в чуждое для Европы явление истории, - ни тем нашим теориям, которые говорят об особом "греко-славянском" или, вернее, "византийско-славянском" мире, недружелюбном к Европе»65. Н.Я. Данилевский, настаивавший в то же время именно на враждебности Европы и России, тоже писал об этом, используя понятие «национальность». «Каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, которую должна решить», и плоды ее трудов не должны приноситься «в жертву чужому политическому телу»6^. «Народность» и «национальность» у Данилевского - синонимы. «Национальность» он использует часто и, кажется, более охотно. Как отмечает О. Малинова, Россия в концепции Данилевского оказывалась одновременно и «исторической национальностью», объединенной собственным государством, и представительницей славянского культурно-исторического типа. Идея нации сочеталась с пан-идеологией и тяготела к культурной замкнутости67. В языке конца XIX - начала XX в. «народность» обозначает этническую группу, причем издававшаяся тогда «Большая Энциклопедия» полагала, что человеческие коллективы «постепенно развиваются из народности в национальность и из национальности в нацию»68. Ни эта энциклопедия, ни широко распространенные в то время энциклопедические словари Брокгауза и Ефрона и братьев Гранат не содержат отдельных статей о народности. Отношение к утвердившимся понятиям «нация» и «национализм» также было неоднородным. Довольно широкий спектр, в основном правых сил, четко идентифицировал себя как «националистов»69. В то же время на левом и либеральном фланге, понятие «национализм» вызывало негативные ассоциации. В статье «Национализм» для словаря Брокгауза и Ефрона, написанной Вл. Соловьевым, «национализм» характеризуется как «знамя дурных народных страстей», «переразвитие национального чувства», а популярность национализма объясняется «ошибочным его смешением с патриотизмом»70.
* * *
Материала этой статьи заведомо недостаточно для того, чтобы сформулировать какие-то решительные выводы. Но в духе истории понятий как методологического подхода можно высказать ряд осторожных предположений. Понятие «народность» вошло в оборот в 1820-е гг. и имело широкое хождение в период 1830- 1860-х гг., во многом благодаря включению его в уваровскую триаду. Понятия «нация» и «национальность» (последнее - как обозначение социальной общности, а не принадлежности индивида, как в языке XX в.) существовали в русском языке уже в конце XVIII в. и были - в ходу в первой половине XIX.b. Однако их использование и обсуждение, особенно в политическом контексте, часто блокировалось, в том числе цензурными средствами" И понятие «народность», и понятие «нация» сохраняли для людей первой половины XIX в. привкус новизны и неясности. «Нация» решительно воспринималась как иностранное слово, «народность» - часто как искусственное. В 1860-е гг. в катковской прессе понятие «народность» постепенно эволюционирует в синоним понятия «нация». Скорее всего, эта практика «перезагрузки» понятно «народность» вместо открытой замены его понятием «нация» была связана с цензурными обстоятельствами. Слово «нация» встречается в катковских изданиях 1860-х гг. применительно к России, но только в цитатах из западной прессы. К 1880-м гг. «народность» была окончательно вытеснена понятиями «нация», «национальность» и «национализм», которые, как прежде «народность», стали предметом оживленной, даже ожесточенной полемики. Если в период 1840-1870-х гг. понятие «нация» используется* в основном авторами западнической, либеральной ориентации (Белинский, Катков), т с утверждением этого понятия как общепринятого в 1880-е гг., оно входит и в арсенал правых, которые борются с либералами за утверждение собственной, часто авторитарной и расовой трактовки нации. В либеральной прессе это вскоре привело к появлению сентенций с осуждением национализма как гипертрофированного и искаженного патриотизма, как формы ксенофобии. Можно сказать, что в конце XIX в. понятие «нация»*72. приобретает ту роль ключевого символа и ценности, за право интерпретировать который и идет борьба политических групп и идеологов, представлявших весь политический спектр
Понятия «народность» и «нация» использовались для обсуждения и концептуализации как минимум трех ключевых общественно-политических тем. Во-первых, для обсуждения политической системы, в том числе темы конституционного устройства и политического представительства. В этом контексте «народность» выполняла скорее блокирующую функцию в отношении понятия «нация», которое в XIX в. неразрывно ассоциировалось с западноевропейским опытом политического представительства вообще, и с французской революцией - в частности73. Во-вторых, оба понятия использовались для описания и структурирования империи, для выделения в ней консолидированного (или подлежащего консолидации) ядра, которое иногда описывалось как «русская нация внутри империи». Здесь можно говорить скорее о преемственности двух понятий. Устряловская схема русской истории, которая заложила основы русского национального исторического нарратива, оставшегося в этой части непререкаемым даже для таких разных историков рубежа веков, как В.О. Ключевский и Д.И. Иловайский, была сформулирована в рамках дискурса народности. Вопрос о принципах членства в народности или нации лишь в 1860-1870-е гг. обсуждался с помощью противопоставления этих понятий, как это было показано на примере реакции Рачинского на публикации Каткова. Позднее термин «народность», изменив свое содержание, будет использоваться для обозначения этнических групп, эволюция которых в политически самостоятельные единицы (нации) с точки зрения русского национализма считалась нежелательной. В начале XX в. тема «русские в империи» постепенно приобретает типичный для модерного национализма имперских наций мотив требования привилегированного положения в империи. «Русский национализм, как я его понимаю, есть признание права русского народа получить возмещение расходов, понесенных им в постройке империи», - писал в 1903 г. знаменитый Сигма74. Наконец, понятия «народность», «национальность» и «нация» в отношениях с окружающим миром используются для артикуляции проблемы эмансипации России. Эта эмансипация может быть как «проевропейская», так и «антиевропейская». Уваров, запустивший «народность» в политический обиход, тесно связывал с этим понятием темы «взрослости России», утверждения престижа русской культуры и права быть избирательным в заимствованиях с Запада. Но с самого начала он считал необходимым настойчиво подчеркивать европейскую ориентацию и формулу «эмансипации в Европе», опасаясь интерпретации этих тем в антиевропейском духе. Так проявляется в 1830-е гг. одна из ключевых тем русской политической жизни, не раз возвращавшаяся впоследствии: стремление власти жестко определять меру европейских заимствований. В этом стремлении власть часто смешивала мотивы расчета и осторожности с эгоистическим авторитаризмом, и оказывалась в той или иной степени в конфронтации как с западнической, так и с изоляционистской частью политического спектра. Объяснение предпочтению, вплоть до 1870-х гг. отдаваемому властями понятию «народность» перед понятием «нация», следует искать на перекрещении взаимосвязанных тем определения отношений России с Европой и определения идеальной модели политического устройства. Но уже с конца 1860-х гг. утверждающееся понятие «нации», «национальности» успешно служит для выражения как последовательно антизападной, причем в цивилизационном, а не ситуационно-политическом смысле (Н.Я. Данилевский), так и последовательно западнической позиции. В заключение еще раз подчеркну, что все эти соображения носят сугубо предварительный характер. Надеюсь, однако, что они могут послужить предметом обсуждения и, одновременно, задать некоторые рамки дискуссии и, возможно, подскажут кому-то направление будущей исследовательской работы. Журнал «Российская история», № 1, 2009 г. ____________________________ Примечания 1. См • KoselleckR. Einleitung // Geschichlliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politischsozialen Sprache in Deutschland. (Hrsg.). O.Brunner, W. Conze, R. Koselleck. Bd. 1. S. XIII-XXVII. Stuttgart, 1972; KoselleckR. Ver-gangene Zukunfl: Zur Semantik geschichtlichen Zeiten. Frankfurt am Main, 1979; Historische Semantik und Begriffs-geschichte. (Hrsg.) R.Koselleck. Stuttgart, 1979; The Meaning of Historical Terms and Concepts. New Studies on Be-griffsgeschichte / ed. by H. Lehmann, M. Richter. Washington, 1996. 2 См.: Skinner Q. Meaning and Understanding in the History of Ideas // History and Theory. 1969. № 1. P. 3-53: idem. Foundations of Modem Political Thought. Vol. 1, 2. Cambridge, 1978; idem. Language and Political Change t Political Innovation and Conceptual Change/ed. by Ball T. and Fair J. Cambridge, 1989; PocockJ.G. A. Politics, Language, and Time: Essays on Political Thought and History. Chicago, 1989; Pocock J., Skinner Q. et al. Intellectual History // History Today. 1985. № 35. См. также: Meaning and Context: Quentin Skinner and His Critiques / ed. by Tull> J. Cambridge, 1988. 3 Хорошая отправная точка для сравнительного анализа этих методологических направлений: Richter М Reconstructing the History of Political Languages: Pocock, Skinner, and the Geschichtliche Grundbegriffe // History and Theory. Vol. 29. №. 1. Feb. 1990. P. 38-70. 4 Pocock J., Skinner Q. et al. Intellectual History. P. 52. 5 Pocock J. Politics, Language and Time, P. 14-15. 6 Skinner Q. Foundations of Modern Political Thought. Vol. 1. P. XI. 7 Отмечу также, что как всякое новое направление, и Begriffsgeschichte, и Кембриджская школа были слишком критично настроены в отношении предшественников, в данном случае традиционной истории идей Мне кажется, что вполне совместимы с описанными новыми постулатами и сохраняют свое значение, например, такая исследовательская категория, как «стиль мышления», разработанная Карлом Манхеймом (см. Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994), и такой метод, как реконструкция идеологических оппозиций, продуктивность которого была убедительно продемонстрирован! Анджеем Валицким в его исследовании славянофильства (Walicki A. W krejgu konserwatywnej utopii. Warszaw-i 1964.) Отмечу три более ранние попытки анализировать понятие народность: БадалянД.А. Понятие «народность» в русской культуре XIX века // Исторические понятия и политические идеи в России XVI-XIX века СПб., 2006. С. 108-122 (где понятие народность рассматривается только как эстетический критерий), весьма краткий, и, рискну сказать, во многом поверхностный текст о народности как политической концепции: Рег-rie М. Narodnost': Notions of National Identity// Constructing Russian Culture in the Age of Revolution: 1881-194C ed. by С Kelly and D. Shepherd. Oxford. 1998. P. 28-37. Понятие народность рассматривается также в: Knight'< Ethnicity, Nationality and the Masses: Narodnost' and Modernity in Imperial Russia // Russian Modernity: Politico Knowledge, Practicies / ed. by D.L. Hoffmann, Y. Kotsonis. N.Y., 2000. P. 41-65. Например, обзор публицистики по национальному вопросу, сделанный Н.А. Рубакиным в 1915 г., с аналитической точки зрения был слаб уже тогда, когда был напечатан, но может послужить неплохим путеводителем при выборе тем для таких работ. См.: Рубакин Н.А. «Национальный вопрос» // Рубакин Н.А. Срехг книг. Т. 3. полутом 1. Пг., 1915. С. 100-198. 1 Смирнов Н.А. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху. СПб., 1910. С. 5. (Отдельнк! оттиск из «Сборника Отделения русского языка и словесности Ими. Академии Наук». Т. LXXXVIII. № 1 Я признателен А.Семенову за указание на этот источник (см. его доклад «The Problem of Modern Temporal:" of Russian PoliticalDiscourses», который был представлен на международном семинаре «DoingHistory of Ccr-cepts» в Европейском Университете в Санкт-Петербурге 17-19 марта 2005 г.). Оговорюсь, что нуждается i проверке гипотеза о том, что другим возможным каналом заимствования (через тесные церковные связг была Сербия, где слово «нация» именно в такой форме" появляется также в первой половине XVIII в. Сербские духовные лица и семинаристы уже в то время часто посещали Киев и Одессу. Первое издание см. в приложениях к кн.: Смирнов Н.А. Указ. соч. С. 362-382. 12 Цитируется по: Смирнов Н.А. Указ. соч. С. 203. Под названием «Сборник» этот документ опубликован в: Смирнов Н.А. Указ. соч. С. 383-384. Отметим, однако, что в объяснении «Лексикона» перечислены «государственные» нации (русски; немцы, поляки), так что нельзя уверенно утверждать, что нация и народ трактуются здесь как категории rj губо этнические. См.: Под стягом России. Сборник архивных документов. М., 1992. С. 80,81,83,84. Договор составля.---* на трех языках. Во французской версии слово «nation» есть, турецкая версия слова «нация» не содержит f говорит о татарских группах (Tevaif-iTatar) и о татарских странах (Memalik-i Tatarieye). Интересно, что пен* тие «нация» в русской и французской версиях используются несимметрично. Французская говорит о «tCL^-le nations Tartar» там, где русская говорит о «татарских народах», и о «etatpolitique et civil» там, где в русс». •-. варианте стоит «нация». (См.: Karl Stupp (Hrg.) Ausgewahlte Aktenstucke zur orientalischen Frage. Gotha, 191* Впрочем, как и в «Лексиконе», нельзя считать «этническое значение» очевидным. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1959. С. 191. Цитируется по: Шильдер Н. Александр I // Русский биографический словарь. Т. 1. СПб 1896 С "- -384. Цитата на с. 159-160. Пушкин А.С. Записки бригадира Моро де Бразе // Пушкин А.С. Поли. собр. соч. В 16 т. Т. 10. 2Словарь языка Пушкина. Т. 2. М., 2001. С. 761,762, 786.
1 Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1881. С. 461. Остафьевский архив князей Вяземских. Переписка князя П.А. Вяземского с А.И. Тургеневым 1812- 3819. СПб., 1899. С. 357-358. 23 Там же. С. 370. 24 Там же. С. 377. 25 Там же. С. 376. 26 Вяземский П.А. Разбор второго разговора... //Дамский журнал. 1824. № 8. С. 76-77. Цит. по: БадалянДА. Понятие «народность»... С. 113. В немецком языке этот вариант двойственности тоже присутствует. Слово «naro-dowosc», использованное Вяземским как образец, современный польско-немецкий словарь переводит как «Nationalitat» или как «Volkszugehorigkeit». (Polonisch-Deutch Vorterbuch. Langenscheidts, Berlin 1980 S. A290). 27 Словарь языка Пушкина. Т. 2. С. 761. 28 Пушкин А.С. [О народности в литературе] // Пушкин А. Поли. собр. соч. Т. 11. М, 1949. С. 40. 29 Подробно см.: Бадалян ДА. Понятие «народность»... С. 113-114. См.: Зорин А. Идеология «православия-самодержавия-народности»: опыт реконструкции. (Неизвестный автограф меморандума С.С. Уварова Николаю I) // Новое литературное обозрение. № 24 (1997). С. 71-104. В своей записке царю в 1843 г. Уваров говорит о необходимости подавить в среде польской молодежи мечтания о «частной народности и пустое стремление к восстановлению утраченной самобытности», понимая под «народностью» и «самобытностью» государственный суверенитет и ностальгию по Речи Посполи-той. Говоря в этой же записке о немецком дворянстве прибалтийских губерний, он употребляет слово «национальность»: «Мысль, что их мнимая национальность есть национальность Германская, сильно укоренилась между ними». См.: Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843. (Записка, представленная государю императору Николаю Павловичу министром народного просвещения графом Уваровым в 1843 г. и возвращенная с собственноручною надписью его величества: «Читал с удовольствием»), СПб., 1864. С. 124, 50-51. Устрялов Н. О системе прагматической русской истории. СПб., 1836. • О подчеркивании Романовыми своего иноземного происхождения см.: Уортман Р. Сценарии власти. Т. 1. М., 2002. О проблемах, которые все европейские династии испытывали в процессе национализации, см., напр.: Hobsbawm Е. The Age ofEmpire. 1875-1914. N.Y., 1989. P. 149. 34 Как следствие начатой тогда эволюции, уже в 1864 г. Погодин выражал искреннее возмущение по поводу выдержанных в духе традиционной империи рассуждений Шедо-Феротти о том, что царь должен быть монархом, в равной мере близким для всех проживающих в империи народов. «Русский государь родился, вырос из Русской земли, он приобрел все области с русскими людьми, русским трудом и русской кровью! Курляндия, Имеретия, Алеутия и Курилия суть воскрылия его ризы, полы его одежды, а его душегрейка есть Святая Русь... видеть в государе не Русского, а сборного человека из всех живущих в России национальностей, это есть такая нелепость, которой ни один настоящий русский человек слышать не может без всякого негодования». Погодин М.П. Польский вопрос. Собрание рассуждений, записок и замечаний. 1831-1867. М., 1867. С. 189. Подробнее об триаде Уварова см.: Miller A. The Romanov Empire and Nationalism. Essays in Methodology of Historical Research. Budapest; N.Y., 2008. Ch. 5. 36 Десятилетие Министерства народного просвещения... С. 75-76. 37 См.: Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. С. 441. 38 Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия. (1841 г.) // Белинский ВТ. Поли. собр. соч. В 10 т. Т. 5. М., 1954: С. 654. 39 Плетнев. О народности в литературе. Речь 31 августа 1833 г. в Санкт-Петербургском Университете// Журнал Министерства народного просвещения. 1834. № 1. С. 6-8. 40 Вряд ли Белинский ошибочно имеет здесь в виду, что «народность» слово старое, скорее - что оно образовано от русского корня. 41 Это место о включенности в нацию всех сословий было удалено цензурой. См.: Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию... С. 681. Тема прямой связи образованных слоев и низших сословий последовательно преследовалась цензурой, которая исключила и следующее рассуждение: «Последняя (национальность. -A.M.) свободно разумеет первую (народность, - A.M.), ибо, как высшее, заключает ее в себе, но, чтоб говорить понятным языком с первою, должна наклоняться до нее». {Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии... // Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 5. С 122). 42. Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии... С. 121. 43. Там же. С. 123-124. Отметим, вслед за О.Ю. Малиновой (См. Малинова О.Ю. Традиционалистская и прогрессистская модели национальной идентичности в общественно-политических дискуссиях 1830-1840-х гг. в России // Консерватизм в России и мире. В 3 ч. Ч. 1. Воронеж, 2004. С. 27-49), противоположную иерархию «народности» и «национальности» в представлениях К.С. Аксакова. Малинова пишет: «В статье, написанной в конце 1838 - начале 1839 г., т.е. еще до разрыва с кружком Станкевича, К.С. Аксаков представлял эволюцию сообщества как диалектику общего, особенного и единичного. Роль общего в его изложении отводилась человеку, его "отречением" в особенное оказывалась "нация" - стадия, на протяжении которой "всякий индивидуум известного народа имеет значение во столько, во сколько он национален", - а синтез общего и особенного в единичном трактовался как "возвышение" до "народности", когда "индивидуум освобожден», писал К.П. Победоносцеву о народах Поволжья: «Я полагаю, что такие мелкие разрозненные народ почти не могут прочно существовать и, в конце концов, они сольются с русским народом самим историческим ходом жизни» (Письма Н.И. Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. Ка-^нь. 1895. С. 399). Трактовка понятий «нация» и «национализм» в правой части политического спектра, особенно после .905 г., остается за рамками данной статьи. Лучшей на сегодня работой о Всероссийском национальном союзе является кн.: Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия. М., 2001. 70. Вл.С. (Соловьев В.) Национализм. С. 710. 71 Роль цензуры в регулировании использования понятия «нация» нуждается в специальном исследовании. Помимо уже приведенных примеров вмешательства цензуры в творчество Белинского, «можно упомянуть негласный запрет, наложенный властями на Каткова, в результате которого ведущий националистический журналист того времени не мог публиковать статей по национальной проблематике с 1871 по 1882 г. См.: Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978. С. 181). Возможно, что это стало результатом специального заседания Совета министров 20 ноября 1871 г., на кото-ipOM по инициативе министра внутренних дел А.Е. Тимашева обсуждалась слишком независимая позиция Московских ведомостей». (См.: Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. Т. 2. Москва, 1961. С. 275, 503; Никитенко А.В. Дневник. Т. 3. 1955. С. 161). Подробнее о нации как таком ключевом символе, оспариваемом разными политическими силами в XX в., см.: Verdery К. Whither «Nation» and «Nationalism»? // Daedalus. Summer 1993. P. 37. Оговорюсь, что в последние десятилетия существования империи Романовых с «нацией» как ключевым символом соперничает «класс». 7 В этой связи было бы крайне важно изучить использование понятий «нация» и «народность» в правовой литературе. 74. Сигма (Сыромятников СИ.). Дома. XLII // Новое время. 1903.9 (22) февраля. № 9675, Я признателен Б. Межуеву за указание на эту цитату. ___________________________ * Миллер Алексей Ильич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор Центрально-Европейского университета (Будапешт, Венгрия). Автор признателен Анне Зализняк и Ферузу Ясеми за их советы при подготовке статьи. Часть исследований для этой статьи осуществлена при поддержке Фонда Герды Хенкель.\
| |
| |
Просмотров: 2141 | |