Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
3. Реванш Февраля. Существует мнение, будто бы в 91-м году произошло свержение коммунистического ига, что является первым шагом к возрождению прежней России. Это, как минимум, прекраснодушие, как максимум, сознательная клевета. В 91-м году не Россия победила коммунистов, а всего лишь Февраль взял реванш у Октября. Февраль, пустоты которого не принял русский дух в 17-м, одолел теперь, когда он, подготовленный семидесятилетним подавлением, оказался ослабленным. Как уже было сказано выше, Февраль ничуть не законнее Октября, но даже хуже, поскольку именно он сверг законную русскую власть. Своей принадлежности Февралю не отрицают и сами демократы-«перестройщики», открыто превознося его. К примеру, Александр Яковлев неоднократно заявлял о «законности» Временного правительства. Итак, к власти пришли люди, готовые ставить гильотину на площади в случае неповиновения непросвещённого народа, люди, считающие народ «быдлом», которое нужно «просвещать» силой, люди, которые, напомним, придя к власти в 17-м, открыли Россию для въезда в неё террористов и мерзавцев всех мастей (из США на кораблях прибывали будущие «герои» Октября во главе с Троцким, из Швейцарии – Ленин и Ко), создав таким образом все условия для захвата ими власти, люди, допустившие в то время приказы Петросовета (власти изначально более реальной, чем сами «временщики»), направленные на разгром русской армии в разгар войны, которую предполагалось вести «до победного конца». Именно эти деятели пришли к власти в 91-м году. Но не ушли из неё, как можно было бы предположить, и прежние «хозяева». Идейные, а подчас и кровные потомки «старых большевиков», с лёгкостью перерядившись в демократические личины, остались у руля, проводя в жизнь всё ту же политику своих предшественников, направленную на уничтожение русского народа и разгром России. Этой спайки нео-февралистов и нео-большевиков не приходится удивляться. По сути, они плоды одного дерева, и неслучайно в 17-м году сами февралисты фактически привели большевиков к власти, исполнив свою миссию по сокрушению монархии. А потому нам сегодня нужен реванш не над Октябрём только, но над Февралём. В своё время Фёдор Достоевский, сравнивая последователей Белинского и Чернышевского, отмечал, что, в сущности, разница между ними невелика: первые считают, то ничего в мире не изменится, никакого убытка не будет, если Россия провалится (главная мысль романа «Дым», по собственному признания Тургенева, находившего, что все попытки русизма и самостоятельности – свинство и гадость), присовокупляя при этом, что Россию любят, а вторые откровенно желают ей провалиться. Та же история с февралистами и большевиками. В сущности, и те, и другие не против, чтобы Россия исчезла, или же вовсе за это. Именно такой цели служат все их деяния. И цели своей они пока, к несчастью, добиваются. И, вот, с такими-то итогами мы вошли в 21-й век. Наша страна разрушена и, что страшнее всего, продолжает разрушаться. Мы живём в окружении мифов и призраков прошлого, которые заставляют нас постоянно биться друг с другом. Россия напоминает корабль, попавший в шторм, команда которого так яростно дралась за то, кому встать у штурвала, что сломала этот штурвал… Мы сбились со своего пути, ушли от него очень далеко и заблудились. Мы заложники ошибок прошлого и чужих догматов. 4. Созидательный национализм. Однако, после долгих лет безвременья, в русском обществе начинается поиск нового-старого пути, своего пути. Западные «блага», столь прельстившие многих вначале, уже приелись. Всё-таки, несмотря ни на что, русский человек ещё не измельчал до такой степени, чтобы дегенеративные западные боевики и иная развесистая клюква, смогли удовлетворить его запросам. Нам нужно нечто большее. Об этом говорит нам наш дух, ещё не забитый окончательно. И сегодня русский народ начинает ощущать духовный голод, вакуум, который нужно заполнить. Беда, если заполнят его опять призраками, дадут камень вместо хлеба. Сегодня русский народ, может быть, имеет последний шанс выбраться из пропасти. Для этого нам нужно вновь обрести свой путь. Нужен Бог в душе (потому что немыслим русский человек без Бога, и любая идея вне Его будет лишь призраком, убийственным для нас) и Царь в голове. Наряду же с этим необходима новая национальная идея. Стратегия развития. Новая идеологическая модель. И эта модель – созидательный национализм. Этого не нужно пугаться. Если вдуматься, все великие деятели прошлого, строители своих стран были националистами. Разве интернационалистом был Ришелье? Бисмарк? Рузвельт? Интернационализм – это один из призраков. А призраки способны лишь разрушать жизнь своим присутствием, но не способны к действию, ибо бесплотны. Национализм получает сегодня всё большую поддержку в широких слоях российского общества. Эта поддержка возникает, как инстинкт защиты, самосохранения русского народа, столетие почти пребывающего в состоянии геноцида. Важно лишь не забрать опять слишком круто, не перешагнуть черту, за которой национализм (любовь к своему народу) – созидание, перерастает в шовинизм и нацизм (ненависть к другим народам) – разрушение. Сегодня национализм преподносят, как нечто тождественное нацизму, когда, в реальности, понятия эти совершенно различны. Нацизм есть необоснованное превознесение своей нации над всеми прочими, при абсолютном презрении и даже враждебности к последним. Нацизм - явление деструктивное по своей сути. Не менее деструктивно такое понятие, как интернационализм. Данная идеология восстаёт на саму основу мироздания, ибо человечество создано разноплеменным, и делать из него однородную, серую массу - значит, бороться с природой, с Богом, что есть безумие, не менее страшное и смертоносное, чем нацизм. Интернационализм – идеология Вавилонского Столпотворения. Эти два полярных явления, на самом деле, лишь две стороны одной медали, медали разрушения, неприятия мира таким, каким сотворён он. Нацизм мечтает, чтобы осталась лишь одна нация. Интернационализм - чтобы не было ни одной, а осталась лишь человечина. Национализм же есть как раз чувство охранительное, противоядие от обоих выше указанных зол. Национализм - здоровое и естественное проявление жизни всякого народа, ибо всё великое - национально. Никто не станет упрекать ребёнка в том, что он любит свою мать, а не чужую, какой бы прекрасной она не была. К чужой ребёнок будет относиться почтительно, дружить с детьми её, но никогда не променяет на неё родную мать. То же и с народом. Человек может обожать иные культуры и страны, питать самые дружеские чувства к представителям иных наций, но при этом, разумеется, свой народ, свой язык, своя земля будет у него стоять на первом месте. Это и есть национализм. И только очёнь нездоровый и глубоко извращённый ум может увидеть в этом что-то худое. Национализм - здоровое чувство самоуважения, уважения к своей стране, нации, культуре, языку при совершенном дружелюбии и лояльности к иным народностям и их традициям. Человек, не уважающий себя, не может искренне уважать другого. Он или будет прислуживаться и унижаться перед ним, втайне ненавидя его, или же ненависть будет явной, приобретающей весьма опасные формы. Это случится из-за отсутствия стержня в таком человеке, от чего будет бросать его из крайности в крайность. Для народа таковым стержнем является национализм. Человек, сознающий свою силу, никогда не бывает жесток. А трусы, согласно А.В. Суворову, жестоки всегда. То же и с народами. Народ сильный и себя уважающий никогда не будет жесток по отношению к иным народам. Таковым был на протяжении всей истории своей народ русский, на могучем древе которого расцветали самые различные племена и культуры. Не гонор, не "шапкозакидательство", но здоровое, национальное чувство необходимо всякому народу, как воздух. От этого зависит его выживание, ибо народ, лишённый национального чувства обречён погибели. Всякий, именующий себя русским националистом, должен не просто именоваться так, но соответствовать сему имени. И.А. Ильин писал: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание». Национализм – это не вопли «бей их!», это не оскорбления людей за их национальность (таковое оскорбление есть, в первую очередь, унижение себя и самой идеи национализма). Национализм – это знание своей истории, языка и культуры и уважение к ним. Человек, знающий и любящий свою культуру, никогда не ополчится на чужую. Последнее означает невежество ополчающегося. Национализм – это ответственность. Человек, который публично матерно и уничижительно отзывается об ином народе, сводит дискуссию к уровню бытовой разборки, безответственен. И здесь неуместны оправдания: «они тоже себе позволяют». Если мы обвиняем их, то не имеем права опускаться до их уровня, роняя достоинство своё и русской идеи. Наконец, русский националист, который сам уродуют русский язык, националистом называться не может. Ни один националист не позволит себе неуважительное отношение к родному языку. Как можно, не соблюдая этой нормы, обращаться к кому-то: «русский язык сначала выучи!» Националист должен быть примером подлинно русской культуры, характера, Духа. Русские – нация Духа. И именно этот Дух мы должны оберегать, развивать, распространять. И упаси Бог здесь от невежества и радикализма, способных лишь дискредитировать русскую идею, национальное движение. Китайский философ Сунь Цзы говорил: «Знай своего врага, знай самого себя – и победа твоя станет неминуемой». Наша сила не в пустопорожних спорах и биении себя в грудь, но в реальном знании самих себя (не неумеренное прославление, но именно знание: как достоинств наших, так и недостатков – столь необходимое для избежания впредь уже имевших место ошибок) и своих врагов, в умении владеть собой и внушать уважение даже тем, кто с нами не согласен. П.Б. Струве писал: «России нужна не реставрация, а нечто более глубокое и духовное: целый ренессанс. Перед задачами такого возрождения исчезают все чисто политические проблемы, споры о которых могут получить смысл только тогда, когда русские люди вновь духовно вернутся в страну своих отцов». Нынешние власти и «элиты» этой великой задачи выполнить не способны, так как сами духовно пусты, и все деяния их, не имея под собой духовного фундамента, некой объединяющей идейной парадигмы, будут обречены на провал. Лишь та сила, которая сможет удовлетворить этой главный запрос, сумеет удержать Россию от окончательного разрушения и вернуть её на её исторический путь. Главное, не оступиться, не ошибиться, не опоздать, потому что время, увы, работает не на нас. В Откровении сказано, что последним временам будет в числе прочего предшествовать колоссальное уплотнение времени. Постепенное его уплотнение происходит всю историю. С развитием многочисленных технологий скорость развития самых различных процессов в мире неуклонно возрастает. Несколько веков назад в год происходило меньше событий, нежели сегодня в день. Мир неудержимо меняется, появляются новые центры влияния, меняется геополитическая карта мира, а Россия вынуждена стоять в стороне, её мнения уже не спрашивают, а лишь ставят перед фактом. Это не значит, что нам в обозримом будущем следует вмешиваться во все процессы, пытаясь вернуть утраченное влияние, класть все силы, чтобы догнать далеко вперёд ушедший мир. Мы слишком долго находились в положении догоняющего и, наконец, остались лежать на дороге. Геополитика – не то соревнование, где действует принцип «главное не победа, а участие». Ни один атлет после тяжелейших травм не пытается состязаться с сильнейшими соперниками, не оправившись и не вернув себе былую мощь. А на это уходит совсем немало времени. До тех пор он не участвует в соревнованиях, как бы ему того не хотелось. Впрочем, участвовать в современных соревнованиях и без того более чем сложно. Трудно соревноваться с игроком, который одновременно выступает в роли арбитра, трудно соревноваться, когда комплекты медалей уже запроданы и поделены. Поэтому речь сегодня не идёт о каких-либо первенствах и гонках: в них мы ещё долго будем обречены на роль догоняющих, унизительную и ненужную. Речь идёт о самовосстановлении России и русского народа, о наращивании внутренней её мощи, которая одна лишь может быть залогом внешней. Нужно объективно и трезво оценивать свои силы и не пытаться сразу брать недосягаемую высоту. России нужно не суетиться, а сосредотачиваться. Но нельзя и медлить, иначе мы рискуем проиграть главную схватку. Схватку со временем. А посему нужно двигаться, согласно завету Петра Столыпина «вперёд на лёгком тормозе». К сожалению, как раз с трезвостью и объективностью чаще всего возникают у нас трудности. Мы все склонны к крайностям. А мифотворчество последнего века породило столько неразберихи, что сам чёрт ногу сломит. Груз неразрешённых вопросов стопудовой гирей висит на наших ногах, мешая идти. Уже в 19-м веке, как отмечалось выше, возникло в русском обществе это невероятное желание, болезненная страсть к спорам. В наши дни она достигла, кажется, своего апофеоза. Спорят все, со всеми и обо всём. Причём все почти склонны претендовать на истинность своего мнения, отказывая в оной другим, что порождает взаимное неприятие и отчуждение. Сейчас очень много и часто говорят о необходимости объединяться, «чтоб не пропасть по одиночке». Вспоминают соборность, столь свойственную русскому народу. Кстати, стоит заметить, что, едва отойдя от оной, русский человек часто бросается в анархизм. Собственно, анархизм есть обратная сторона соборности. В сегодняшней сумятице взглядов эти два взаимоисключающих, казалось бы, инстинкта подчас умудряются сосуществовать в одном человеке. Вообще, иной раз поражаешься, как в иных людях уживаются идеи, друг другу в корне противоположные. Православные коммунисты, антисемитствующие ленинцы, соборные анархисты… Присутствовало это и прежде. Например, Марина Цветаева в своём дневнике не раз упоминала о ярых сторонниках большевиков, остающихся антисемитами: «Я из принципа с антисемитизмом бороться не могу!» Сегодня это соединение несоединимого повсеместно обнажается до предела. Этому, безусловно, способствует обилие различных мифов, которые многие предпочитают фактам. Пусть враньё, но зато так красиво! – принцип действует безотказно. О многом судят, не вникая в тему, с чужих слов (подчас невежественных, подчас клеветнических), по хрестоматийному: «Я Пастернака не читал, но осуждаю!» Так, не читая, у нас судят о многом и о многих. По принципу ОБС (одна баба сказала). К чему это приводит? Во-первых, к «разрухе в головах». При таком смешении всего и вся весьма трудно определить, за что и с кем мы воюем и очень легко, обманувшись, открыть огонь по своим, что видим мы регулярно. Сегодня всякий берущийся рассуждать «о судьбах России» оказывается между Сциллой и Харибдой бытующих в русском общественном сознании предубеждений и призраков, оборачивающихся подчас перекрёстным огнём над его головой. «Мы за Сталина, но против Ленина», «Ленин построил великую страну», «Победи Гитлер, победил бы и русский народ», «В Белом движении было много неруси и интервентов» - это лишь маленькая толика мифов, бытующих в различных частях русского только так называемого патриотического лагеря. Иконы и хоругви вперемешку с портретами Маркса, Ленина и Сталина, памятники Ильича у монастырских стен, смесь идеи белой с красной… В иных причудливым образом уживаются Сталин, Гитлер, Че-Гевара и… Христос. Куда уж дальше? И тронь один из этих мифов, как его адепты тотчас ринуться в атаку с обвинениями в (сразу же!) предательстве и нелюбви к России. Грызня идёт повсеместная. В каждой маленькой самой организации. Разброд и шатание пронизывают Православную Церковь. Уже имеем мы несколько православных церквей, а в каждой из них, в свою очередь имеются различные течения, весьма враждебно настроенные друг к другу. Все говорят: объединение, соборность – и тотчас рассыпаются уж не на крупные лагеря и организации, но на секты какие-то. Вот, и выходит у нас взамен соборности соборное сектанство. Наша собственная гражданская война в душах, которую мы постоянно носим с собой, гораздо страшнее и опаснее всех заговоров наших врагов, и враги эти будут побеждать до той поры, пока мы будем воевать за призраки друг с другом, уничтожать нас, пока мы будем позволять им это. И это позволение – целиком и полностью наша вина, которую мы так часто не хотим признавать и пытаемся переложить на чужие плечи. Елена Семёнова. РОССИЯ В БУРЕЛОМЕ ИСТОРИИ. (Путь Русского Духа) (1) Елена Семёнова. РОССИЯ В БУРЕЛОМЕ ИСТОРИИ. (Путь Русского Духа) (2) Елена Семёнова. РОССИЯ В БУРЕЛОМЕ ИСТОРИИ. (Путь Русского Духа) (3) Елена Семёнова. РОССИЯ В БУРЕЛОМЕ ИСТОРИИ. (Путь Русского Духа) (4)
| |
| |
Просмотров: 650 | |