Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 16.04.2024, 21:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Димитрий Саввин. Мифология «православного» сталинизма и клевета на Белое движение (1)
Думаю, что ни один здравомыслящий православный человек, и даже просто патриотически настроенный русский, не станет оспаривать утверждения, что вся русская история после 1917 г. – для подлинно русских людей – это сопротивление антирусским силам и преодоление последствий этого самого злополучного 17-го года. В этом смысле, русская история, начиная со 2 марта 1917 г., то есть с так называемого «отречения» Св. Царя Николая II – это прежде всего история Русского Национально-Освободительного Движения. История борьбы за русскую Россию.
 
Вопрос о том, как, под чьим руководством и какими методами русский народ, в лице своих лучших сынов и дочерей, вел эту борьбу, является чрезвычайно важным для современного Русского Патриотического движения. И с величайшей скорбью приходится признать, что в настоящий момент, к сожалению, ясного представления об этом у многих современных патриотов нет. И прежде всего, нет осознания непрерывности и преемственности русской борьбы за национальное освобождение. И такое положение вещей отнюдь не случайно.
 
Не следует думать, что такие вопросы, как историческая и идеологическая преемственность, легитимность нашей деятельности и, наконец, ее духовные основы, являются второстепенными. Большевицкий тезис, что «бытие определяет сознание», принципиально неверен. То есть, на практике, губителен. Не наша жизнь формирует наше сознание, а сознание определяет то, как и где мы живем. Следовательно, важнейшая битва, так сказать, битва битв – это сражение за сознание; сознание каждого отдельного человека, и сознание всего общества в целом.
 
В свое время Дж. Оруэлл дал формулу, суть которой такова: кто контролирует прошлое – тот контролирует будущее. Тот, кто пишет историю, одновременно вырисовывает этим эскиз будущего. Именно поэтому нам, православным русским националистам и монархистам, следует очень бережно хранить память о нашем историческом прошлом, и пресекать всякую попытку его искажения. Ибо лишиться русской истории – это значит искалечить русское будущее.
 
Как это, увы, нередко бывает, суть проблемы первыми ухватили наши враги. И приняли меры.
 
О том, как враждебные нам силы разлагают Патриотическое движение, говорится обыкновенно довольно много (хотя, к сожалению, по делу говорится как раз крайне мало). Разного рода «тресты», если судить по практическим результатам, отнюдь не канули в прошлое. Об одном из них – идеологической диверсии, направленной на раскол единого стана православных патриотов и реабилитацию большевицкого режима (в его сталинской версии), сегодня назрела настоятельная необходимость сказать несколько слов.
 

Основы мифологии «православного» сталинизма
 
"Гомером", который создал уродливый эпос лжеправославного сталинизма, по праву и вне всякого сомнения, может быть назван Олег Анатольевич Платонов. Будучи известным в патриотических кругах автором, именно он в своей монументальной (если говорить об объемах бумаги) работе под общим названием «Терновый венец России» изложил основные положения вышеназванной мифологии. Которые, увы, были некритически восприняты очень и очень многими людьми. Вкратце, суть их такова:
 
1) В 1917 г., вследствие жидомасонского заговора, пало Русское Самодержавие. Людей, готовых встать на его защиту, почти не нашлось. В скором времени в России, в наступившей Смуте, начинается борьба между масонским либеральным лагерем и большевиками, которая вскоре вылилась в гражданскую войну. Первые и создали Белое движение. О.А. Платонов: «Белое движение по своей сути было такой же антинародной силой, как и большевизм. Так же, как и большевизм, оно не пользовалось широкой поддержкой, а опиралось на довольно узкие слои населения».
 
2) Белое движение было однозначно антимонархическим и по духу своему безбожным. В сущности, это белые были ничуть не лучше большевиков, и даже в чем-то хуже. Платонов: «Идеология Белого движения – продолжение либерально-масонской идеологии Временного правительства… Белые генералы по своим убеждениям являлись сторонниками космополитической республики, ни один из них не выступал за сохранение традиционного государственного строя России – Православной монархии, а только она одна могла в то время объединить широкие массы русских людей».
 
3) Большевизм – это «чумная бацилла», которая так же, как и Белое движение, связано с масонством. То есть в гражданскую войну воевали масоны с масонами и жиды с жидами. Однако в отличие от белых, среди красных нашлись лица, которые оказались способными к последующей эволюции в национальном и даже православно-монархическом направлении. И первым среди них, вождем и учителем, был, само собой, И.В. Сталин.
 
4) Истребив в 1930-е гг. еврейскую ленинскую гвардию - «еврейских большевиков», Сталин направляет страну на путь национального развития. Своего апогея его деятельность достигает в послевоенное время, когда Православная Церковь получает свободу, или что-то около того. Возрождается русская культура и русский патриотизм, и наступает не то что советский термидор, а прямо «возрождение монархии». Страна близка к окончательному изживанию большевизма.
 
5) Не случилось этого из-за того, что И.В. Сталин умер; а возможно, и был убит – откуда-то вновь возникшими «еврейскими большевиками». После этого начинается возрождение большевизма, Россия была возвращена вновь в положение оккупированной территории, и в итоге это привело к катастрофе 1991-1993 гг.
 
Очерченный остов идеологии «православного» сталинизма густо окутан иными многоразличными мифами. Причем – надо отдать должное – творцом большинства из них О.А. Платонов не является, это уже творческое развитие его учения «православными сталинистами». Тут и сказка про то, что юный Джугашвили пошел в большевицкую партию чуть ли не по благословению некоего старца, дабы спасти Россию. И всегда был глубоко верующим православным человеком. Мол, грабил банки, убивал людей и морщился, так противно было; но ничего, «за послушание» пришлось, ничего не поделаешь, чтобы потом уничтожить врагов России сверху. И мифический текст «православного завещания» Сталина сочинили. Другие мифы исходят из собственно коммунистических кругов, от реликтовых персонажей вроде Нины Андреевой – такова, например, вымышленная речь Черчилля, в которой он нахваливает Сталина и рассуждает о том, как счастлива была при нем Россия, и т.п.
 
Главными же в этой идеологической схеме являются две идеи:
 
1) Искажение исторического преемства. Наследником православной, исторической России является не Русское Сопротивление – Белое Движение в России и Зарубежье, а сталинский СССР. Сталинизм рассматривается как национально-русская форма социально-государственной организации, а не как антирусский оккупационный режим.
 
2) И практический вывод из этого: возможность, причем возможность на грани объективной необходимости, эволюции антихристианского антирусского режима в православную государственность. Что предполагает, на определенном этапе, сотрудничество патриотов с таким государством, с целью содействия такой позитивной эволюции. То есть вместо непримиримой борьбы – коллаборационизм.
 
Но прежде, чем привести примеры практической реализации этой порочной идеологии, рассмотрим некоторые исторические факты, опровергающие ложь «православного» сталинизма.
 
 
 
«Отречение» Государя Императора Николая II и русское общество: кто виноват?
 
В настоящий момент даже среди многих искренних православных патриотов стало уже общепринятым мнение: Царя предали генералы. Те самые генералы, которые впоследствии стали белыми.
 
Когда же возникает вполне логичный вопрос относительно того, как же можно на всех вождей Белого движения возлагать вину нескольких личностей (генералов Алексеева и Корнилова – но и относительно их вины надо бы еще разобраться), то звучит ответ: даже если они и не участвовали в заговоре против Государя, то все равно виноваты, так как не встали на его защиту. То есть нарушили присягу, предали Царя и народ, они предатели и т.д. и т.п.
 
Допустим, что это так. Однако прежде, чем осуждать царских генералов, задумаемся над следующим: а должен ли был кто-то в тот момент, кроме них, встать на защиту Православной Монархии?
 
Во-первых, поскольку речь шла о судьбе Православного Царства – Удерживающего (2 Фес. 2:7), то прежде всех прочих свое слово в защиту Самодержавия должно было сказать Священноначалие Русской Церкви. С какими же словами обратился, после так называемого «отречения» Государя, Святейший Синод к русскому народ? Слова эти известны. Когда, после коленопреклоненной просьбы Керенского, и Великий Князь Михаил Александрович подписал так называемое «отречение», Синод так напутствовал весь русский народ своим «Обращением…»:
 
«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту… ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы».
 
Святейший Синод этим обращением 1) подтвердил законность «отречения» Св. Царя и 2) благословил всех православных русских людей, оставив «всякие распри», объединиться вокруг Временного Правительства.
 
И если современные сверхрьяные монархисты называют «мерзавцами» и «предателями» белых, среди которых не все поддерживали идею реставрации монархии, то что они скажут о составе Святейшего Синода, который принял это выше процитированное «Обращение…»? Что, по мнению таких «верноподданных» задним числом, вроде О.А. Платонова, следовало бы сделать с такими архиереями? Но прежде, чем давать ответ на этот вопрос, вспомним, что среди подписавших этот документ были и свт. Тихон, будущий Патриарх Всероссийский, и свщмч. Владимир, Митрополит Киевский. Дерзнут ли «православные» сталинисты осуждать их? А если нет, то почему они столь категоричны по отношению к белым генералам, а с ними вместе и ко всему Белому Движению?
 
Во-вторых, почему в те переломные, трагические дни в 1917 г. никак себя не проявили иные представители Династии Романовых? Где был будущий самозваный «император» Кирилл, известно, как и то, что члены его семьи с большевиками дружили и были отпущены ими на белую территорию. А что сказать об остальных Романовых, которые дали письменные подписки о присоединении к отказу Великого Князя Михаила Александровича? И можем ли мы их за это винить?
 
И вот только после того, как мы ответим на вышеперечисленные вопросы, нам следует уже рассуждать о том, почему в феврале-марте 1917 г. те или иные русские генералы, русские офицеры, которые вскоре, с захватом власти богоборцами-большевиками, положат начало Белому Движению, не вступились за Царя. Лег ли на них грех цареотступничества? Безусловно. Но не на них одних, а на весь русский народ (хотя и были, разумеется, многие личные исключения). В том числе лег и на тех, кто в самом скором времени засвидетельствует страданиями и смертью свою верность Христу. Слова Св. Царя-Мученика Николая II – «кругом измена и трусость и обман» – были буквальной реальностью тех дней. И предательство Помазанника Божия, совершавшееся тогда в России, было во многом схожим с тем отступлением от Христа, которое постигло большинство учеников Господних. Вспомним пример Св. Апостола Петра: «И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека…И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26:72, 75). Лишь оказавшись вовне – сначала вне Православной Империи, а потом и вне самой русской земли, многие стали «плакать горько», раскаиваясь в своем отречении от Государя.
 
Но не будем забывать, что, несмотря на свое отречение, св. Апостол Петр остался Апостолом, причем Апостолом первоверховным. Грех может быть омыт покаянием. А борьба за восстановление национальной России – разве это нельзя рассматривать, если говорить о духовном ее содержании, как акт деятельного покаяния? Конечно, к такому уровню осознания Белой борьбы многие ее участники пришли не сразу, но в большинстве своем, со временем, все же пришли.
 
Где-то была  измена. Кто-то прямо изменил Царю, но сознательных изменников было немного. Кто-то просто был введен в заблуждение массированной антицарской пропагандой, кто-то  боялся что-то делать, предпочитая «отсидеться». Многие были обмануты; обманут, несомненно, был и сам Государь Император, что его отречения «требуют армия и народ». Обманывался и Святейший Синод, утративший понимание православной симфонии и удерживающей власти православного Царя. И мудрено ли, что обмануто оказалось и русское офицерство?
 
Кто осудит русского воина, который, узнав об отречении Государя, о том, что в стране, в соответствии с его Государевой волей, правит Временное Правительство да еще и с благословения Священноначалия Русской Церкви, – не поднялся сразу на защиту Императора? Разобраться ведь в один момент в том, что произошло, было очень не просто. Новая революционная действительность, порожденная переворотам, была первоначально завернута в тогу легитимного правопреемства. Формально она была законной властью, вдруг возникшей данностью, которую надо было учитывать. То, что она основана на безбожном антирусском заговоре и на лжи, станет известно позже. И даже не то чтобы станет достоверно известно, а выявиться из реальных дел. Даже нам, живущим 90 лет спустя после тех событий, когда уже открыты многие архивы, произведены основательные исследования, непросто бывает разобраться в случившемся тогда. Как же можно обвинять русское офицерство в том, что оно не смогло сориентироваться в течение нескольких дней или недель?
 
Грех предательства не является только лишь неким «генеральским» грехом. Он лежит почти на всех русских людях, за исключением считанных единиц. И потому тем безумцам, которые любят рассуждать, что они бы «этих белых» «пристрелили», и что это долг всякого «порядочного человека», следует понимать: «пристреливать» им бы пришлось почти всех русских людей, начиная со Святейшего Синода и Династии Романовых. А поскольку многие члены Синода, а также представители Династии ныне прославлены в лике Свв. Новомучеников и Исповедников, то таким виртуальным «стрелкам» надо бы задуматься: какого они духа? Да, не белогвардейского, это уж точно. Но и однозначно не христианского.
 

С кем была Православная Церковь?
 
О.А. Платонову мы также обязаны еще одним мифом: Православная Церковь, и ее Первосвятитель – Св. Патриарх Тихон, Белое Движение не благословили, и вообще относились к нему негативно. Платонов утверждает: «Безусловно, Патриарх Тихон знал о безбожии значительной части офицеров Белой армии, знал он и о масонском окружении (или даже личной принадлежности к масонским ложам) многих руководителей Белого движения. По-видимому, именно поэтому он отказался благословить Белое движение».
 
То, что атеисты среди белых были, не секрет. Как были они и за полвека до того в Русской Армии. Но вот только не понятно: а что значит «значительная часть»? Половина? Треть? Сто, двести человек, или всего один? И если среди белых было так много безбожников, почему они пели: «Смело мы в бой пойдем/ За Русь Святую…»? Почему у них были полковые священники? Почему именно на белых территориях сформировалось Временное Высшее Церковное Управление? Почему Деникин и Врангель регулярно исповедовались и причащались? (О генерале Дитерихсе тоже стоило бы вспомнить). Почему атаман Семенов, очистив от большевиков Забайкалье, восстановил все дореволюционные права и привилегии Православной Церкви на подконтрольной ему территории? Почему Адмирал А.В. Колчак, принимая звание Верховного Правителя, присягал, целуя крест и Св. Евангелие? Для безбожников поведение более чем странное; зато совершенно естественное для православных христиан. И такого, разумеется, не могло бы быть, если б атеисты действительно имели серьезное влияние в Белом движении.
 
Ожидать, что Патриарх, находящийся в красной Москве, открыто благословит белых с амвона какого-либо московского храма, было едва ли разумно. Если б такое случилось, то Свт. Тихон, скорее всего, был бы немедленно убит. Однако свое благословение Свт. Тихон Белой Гвардии все же передал, через епископа (впоследствии – митрополита) Нестора Камчатского.
 
Преосвященный Нестор, как достоверно известно, осенью 1919 г. прибыл в Омск. И 4 декабря 1919 г. «Новое слово» (одна из сибирских газет) напечатало следующее: «Прибывший к Колчаку из Москвы епископ Нестор привез благословение Патриарха Тихона и словесное обращение ко всему русскому народу, взявшемуся за оружие для того, чтобы освободить священный город». Устное же патриаршее послание, со слов Владыки Нестора, было таково: «Скажите народу, что если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием в руках, то мы погибнем и святая Русь погибнет с нами». Сообщение это было широко известно, в том числе стало известным оно и в подсоветской России. Но – что показательно, и на что обратила внимание ЧК! – Свт. Тихон не выступил с опровержением данной информации. Кроме того, известно, что епископом Нестором в благословение адмиралу Колчаку и его воинству была привезена от Патриарха икона Свт. Николая Чудотворца (с мечом в руке), с которой в последующем совершались в Омске крестные ходы. В которых, кстати, участвовал не только простой народ да омский архиепископ, свщмч. Сильвестр, но и члены правительства Колчака.
 
Известно, что Православная Церковь на свободных от большевиков территориях всегда неизменно поддерживала Белое Движение. В ноябре 1918 г. Временное Высшее Церковной Управление, сформированное в Омске, обратилось с посланием «…к воинству, подвизающемуся на всех фронтах», в котором мы читаем: «Воины Христолюбивые, доблестные защитники Святой Церкви и дорогой Родины!.. на вас обращены теперь наши взоры, к вам взываем о помощи: спасите Родину от гибели и позора!.. Встаньте теснее около своего Верховного Вождя (т.е. Верховного Правителя, Адмирала А.В. Колчака – Д.С.), плотнее сомкните вокруг него свои ряды, чтобы защитить отчизну от насильников и предателей». И первой под этим обращением стоит подпись архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра, который в 1920 г. примет мученическую кончину от рук большевицких убийц (ныне причислен к лику святых). Для Свщмч. Сильвестра белые – воины Христолюбивые. Для Платонова – «антинародная сила, как и большевизм».
 

«В воздаяние доблестных геройских заслуг, мужества и храбрости, жалую Ижевской стрелковой дивизии Георгиевское знамя. Знамени этому оказывать почести и хранить его, согласно надлежащих установлений. Адмирал Колчак»
 
 
 
Иногда белым вождям ставят в вину то, что они опирались, в некоторых случаях, на поддержку иностранных государств. Однако они рассматривались белыми как союзники России и Русского Царя в Міровой войне и в этом их поддерживала Православная Церковь. При этом белые политики надеялись на то, что большевицкий богоборческий режим (в котором они, вполне обосновано, видели германскую агентуру) должен рассматриваться и союзниками как общий враг. Показательно постановление Общего Собрания Приходских Советов г. Читы (от 10 апреля 1920 г.) под председательством епископа Мелетия:
 
«Общее собрание Приходских Советов Градо-Читинских церквей, состоявшееся 10 Апреля 1920 года в г. Чите… обсудив выступление Японии против большевистской тирании и анархии в России, верит, что это выступление дружественной нам великой державы имеет своею целью оказать искреннюю помощь восстановлению… государственного единства нашей России, установлению в ней государственного строя, отвечающего интересам подавляющего большинства русского народа… Служители Православной церкви и ее верные сыны приветствуют этот шаг Японии…».
 
Надо сказать, что духовенство и мiряне Забайкальской епархии не ошиблись: именно Япония до самого последнего момента будет по-рыцарски прямо и последовательно поддерживать белых – своих союзников по Антанте, в отличие от Англии, Франции и США, пытавшихся (небезуспешно) погреть руки на русском пожаре.
 
Из всех вышеприведенных фактов, документально установленных, подтвержденных множеством свидетельств, совершенно очевидно: Св. Православная Церковь неоднократно благословляла Белое движение. Отрицать это могут либо люди неосведомленные, истории гражданской войны не знающие, либо сознательные лжецы. О.А. Платонову и его поклонникам определиться с тем, к какой категории они относятся, мы предлагаем самостоятельно.
 
Что же касается отношений Церкви и большевиков, то широко известны 1) анафема, наложенная на них Свт. Тихоном за антицерковный террор, и 2) его же обращение по поводу позорного Брест-Литовского сговора. К этому добавим еще то, что архиепископом Андроником было также сделано специальное распоряжение, запрещавшее христианское погребение красноармейцев «как преданных за антихристианские поступки и убеждения проклятию» (данное распоряжение имелось в архивах Забайкальской епархии). Из этого также может быть лишь один, вполне однозначный, вывод: большевизм и большевики были анафематствованы Церковью.
 
Картина совершенно ясна: если белые были на свою борьбу благословлены Церковью, то красные были преданы анафеме. Тот, кто пытается представить Белое движение и Красный Интернационал в качестве двух равных «антинародных сил», уравнивает благословение с анафемой, Христианство с сатанизмом, пытается установить согласие Христа с Велиаром (2 Кор. 6:15). Да избавит нас Бог от такого безумного богохульства! (В связи с этим необходимо подчеркнуть, что подобная оценка Белого движения в одной из книг митрополита Иоанна (Снычева) – «две головы одного дракона» – отчасти применимая к некоторым политикам-масонам, участвовавшим в первом этапе Белого движения, не может быть справедливой относительно всей Белой борьбы.)
 
Несмотря на все недостатки, несмотря на всю человеческую накипь, которая присутствовала в Белом лагере, все-таки именно этот лагерь был тогда станом православным. Именно белые провозгласили тогда своей целью борьбу за поруганную Христовы веру. И в их ряды вставали тогда те, кто считал своим долго защищать Веру и Отечество.
 
 
Было ли Белое движение монархическим или нет?
 
Излюбленная тема всех мнимо «правых» критиков Белого движения: его якобы республиканский характер. Вновь слово О.А. Платонову: «Белые генералы по своим убеждениям являлись сторонниками космополитической республики, ни один из них не выступал за сохранение традиционного государственного строя России – Православной монархии». Разумеется, Олег Анатольевич, со свойственной ему предусмотрительностью забывает упомянуть конкретные имена белых генералов – «сторонников космополитической республики».
 
Как наверняка уже догадался проницательный читатель, Олег Анатольевич пишет неправду. То есть лжет. (Хотя, может быть, и не сознательно, а по незнанию – он ведь все-таки не историк, а специалист по экономической статистике.)
 
Действительно, нельзя утверждать, что абсолютно все белые генералы были монархистами. Но хотелось бы узнать имя хотя бы одного из них, бывшего сторонником именно космополитической республики? Атаман Г.М. Семенов определяет свои взгляды как национализм. Националистами были и остальные вожди Белого движения, во всяком случае, генералы. Политические идеи, оглашаемые ими в разное время и в разных ситуациях, бывали порой весьма различны, однако общим был один принцип: Россия единая неделимая. В своей борьбе за великую русскую державу белые генералы, за редким исключением, были настолько последовательны, что утрачивали даже минимальную политическую гибкость. В частности, это проявлялось в действиях А.И. Деникина, который вел борьбу с грузинскими сепаратистами ради единства Империи; причем тактически это шло явно во вред противобольшевицкой борьбе. Правительство А.В. Колчака заняло весьма уклончивую позицию даже относительно признания суверенитета новообразованных Польши и Финляндии, которые и до революции имели особое положение в Империи (хотя такое дипломатическое сопротивление также явно подрывало позиции белых, ибо это толкало новообразованные государства к соглашательству с большевиками, щедро раздававшими русские земли). Из всего этого видно, что державно-националистические убеждение белых генералов были столь сильны и однозначны, что порой даже лишали их способности к политическому маневру. Можно ли назвать таких людей сторонниками «космополитической республики»? Уж кем-кем, но космополитами никто из них не был.
 
Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (31.01.2009)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0